Автор: Халикова Венера Закирзяновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 175"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы с одаренными детьми"
Раздел: среднее образование
В.З.Халикова
учителя МБОУ «Гимназия №175»,г.Казань.
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Одной из инициатив, выдвинутой президентом в проекте «Наша новая
школа» является поддержка талантливых детей. Задатки есть у всех или почти у
всех детей. Развернуть их в способности очень сложная задача. И школа
совместно с психологами, малым социумом и родителями должна кропотливо
находить склонности, задатки, потребности, интересы каждого ребенка и
помнить, что и обычных детей надо учить как талантливых.
Современное
общество
предъявляет
сегодня
к
школе
высокие
требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного
быстро адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и
конкурентоспособного. Одной из актуальных проблем является работа с
одаренными детьми.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы
подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии
умений, навыков, познавательных способностей.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных
детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из
приоритетных задач современного общества.
Цель нашей деятельности в этом направлении видим в том, чтобы
технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми
на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы
деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Мы согласны с тем что дети, целенаправленно решающие личностно-
значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это
с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован.
Поэтому, начиняя работу с детьми, надо стремиться привить устойчивый
интерес детей к предметам.
«Познание начинается с удивления тому, что
обыденно», - говорил Платон.
Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание
условий для развития и реализации их способностей, причём не только
специальных, но и общих.
Поэтому в качестве приоритетных целей своей
работы в данном направлении выделяем следующие:
-обеспечение
широкой
общеобразовательной
подготовки
высокого
уровня,
обусловливающей
высокого
уровня
предметной
и
ключевых
компетентностей
в
соответствии
с
индивидуальными
потребностями
и
склонностями учащихся;
-развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка
-развитие индивидуальности одаренного ребенка.
Работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые
требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
В первую очередь, необходимо знать, какими чертами обладают
одарённые дети. Одаренные дети характеризуются:
1) познавательной потребностью;
2) интеллектом;
3) креативностью.
В школе часто приходится сталкиваться с тремя категориями детей:
1) с ранним подъемом интеллекта;
2) с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и
видам деятельности (в том числе внешкольной);
3) с потенциальными признаками одаренности.
2
Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен
быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные
вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко
опережают своих сверстников. Особенности их ума настолько удивительны,
что не заметить их невозможно.
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего
характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой
склонностью к какой-либо области искусства, науки, техники. Специальные
способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются
особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они
обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.
Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не
опережают сверстников по общему развитию, но их отличает особое
своеобразие умственной работы, указывающее на незаурядные способности. В
чем
заключается
это
своеобразие?
В
особой
оригинальности
и
самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным
вопросам и пр. Возможно, эти особенности ребенка указывают на высокие
способности к тем видам деятельности, для развития которых в школе нет
условий.
Уверены, что успешность профессиональной деятельности учителя в
значительной степени определяется его умением управлять ученическим
общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Это особенно важно
в работе с одаренными детьми, поскольку творчески одаренные дети нередко
испытывают трудности общения со сверстниками, непонимание, а порой и
неприязнь с их стороны.
Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение
предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их
проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны,
заседание клуба знатоков.
3
В рамках недели географии проводятся мероприятия по следующим
направлениям:
задания по поиску информации;
выпуск стенгазет;
создание проектных и исследовательских работ;
конкурс презентаций для сопровождения уроков;
интеллектуальные игры;
предметные олимпиады.
Исследовательская деятельность занимает главенствующее место в
процессе познания. Исследовательская работа – деятельность творческая.
Поэтому важно привить обучаемым умения самостоятельной творческой
деятельности. Только при самостоятельной работе воспринятая информация
перерабатывается в знания, а знания в умения и навыки.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми
позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных
синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память,
воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы
познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и
умелого усвоения знаний.
Правильным, наверное, путём обучения будет разумное сочетание
самостоятельной работы учеников с обучением их общим методам и подходам.
Одаренные ребята есть в любой школе, благодаря системной работе с
каждым годом наши ряды пополняются новыми талантливыми детьми.
Безусловно, это влияет и на качество знаний учащихся. Работа с одаренными
детьми
должна прослеживается в различных формах работы: уроки,
внеклассная
работа,
кружки.
Педагог
должен
увидеть
в
ребенке
его
способности, талант. Наши с Вами дети уникальны тем, что интересуются
абсолютно всем, хотят знать больше и умеют получать эти знания. Это
действительно новое поколение, светлое будущее нашей России. Наша задача
4
— поддерживать и направлять, развивать и приумножать их умения. Вместе мы
сможем многое.
Список использованных источников:
1.
"О резолюции всероссийского семинара совещания по вопросам
введения ФГОС общего образования" (15.06.2012)
2.
Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО
«Издательство АСТ» , 2003.
3.
Энциклопедия для детей. География. Т.11. – М., 1998.
4.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991
5