Напоминание

"Система работы с одаренными детьми"


Автор: Халикова Венера Закирзяновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 175"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы с одаренными детьми"
Раздел: среднее образование





Назад




В.З.Халикова

учителя МБОУ «Гимназия №175»,г.Казань.

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Одной из инициатив, выдвинутой президентом в проекте «Наша новая

школа» является поддержка талантливых детей. Задатки есть у всех или почти у

всех детей. Развернуть их в способности очень сложная задача. И школа

совместно с психологами, малым социумом и родителями должна кропотливо

находить склонности, задатки, потребности, интересы каждого ребенка и

помнить, что и обычных детей надо учить как талантливых.

Современное

общество

предъявляет

сегодня

к

школе

высокие

требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного

быстро адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и

конкурентоспособного. Одной из актуальных проблем является работа с

одаренными детьми.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы

подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии

умений, навыков, познавательных способностей.

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных

детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из

приоритетных задач современного общества.

Цель нашей деятельности в этом направлении видим в том, чтобы

технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми

на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы

деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.

Мы согласны с тем что дети, целенаправленно решающие личностно-

значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это

с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован.

Поэтому, начиняя работу с детьми, надо стремиться привить устойчивый

интерес детей к предметам.

«Познание начинается с удивления тому, что

обыденно», - говорил Платон.

Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание

условий для развития и реализации их способностей, причём не только

специальных, но и общих.

Поэтому в качестве приоритетных целей своей

работы в данном направлении выделяем следующие:

-обеспечение

широкой

общеобразовательной

подготовки

высокого

уровня,

обусловливающей

высокого

уровня

предметной

и

ключевых

компетентностей

в

соответствии

с

индивидуальными

потребностями

и

склонностями учащихся;

-развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка

-развитие индивидуальности одаренного ребенка.

Работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые

требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

В первую очередь, необходимо знать, какими чертами обладают

одарённые дети. Одаренные дети характеризуются:

1) познавательной потребностью;

2) интеллектом;

3) креативностью.

В школе часто приходится сталкиваться с тремя категориями детей:

1) с ранним подъемом интеллекта;

2) с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и

видам деятельности (в том числе внешкольной);

3) с потенциальными признаками одаренности.

2

Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен

быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные

вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко

опережают своих сверстников. Особенности их ума настолько удивительны,

что не заметить их невозможно.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего

характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой

склонностью к какой-либо области искусства, науки, техники. Специальные

способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются

особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они

обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не

опережают сверстников по общему развитию, но их отличает особое

своеобразие умственной работы, указывающее на незаурядные способности. В

чем

заключается

это

своеобразие?

В

особой

оригинальности

и

самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным

вопросам и пр. Возможно, эти особенности ребенка указывают на высокие

способности к тем видам деятельности, для развития которых в школе нет

условий.

Уверены, что успешность профессиональной деятельности учителя в

значительной степени определяется его умением управлять ученическим

общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Это особенно важно

в работе с одаренными детьми, поскольку творчески одаренные дети нередко

испытывают трудности общения со сверстниками, непонимание, а порой и

неприязнь с их стороны.

Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение

предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их

проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны,

заседание клуба знатоков.

3

В рамках недели географии проводятся мероприятия по следующим

направлениям:

задания по поиску информации;

выпуск стенгазет;

создание проектных и исследовательских работ;

конкурс презентаций для сопровождения уроков;

интеллектуальные игры;

предметные олимпиады.

Исследовательская деятельность занимает главенствующее место в

процессе познания. Исследовательская работа – деятельность творческая.

Поэтому важно привить обучаемым умения самостоятельной творческой

деятельности. Только при самостоятельной работе воспринятая информация

перерабатывается в знания, а знания в умения и навыки.

Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми

позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных

синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память,

воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы

познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и

умелого усвоения знаний.

Правильным, наверное, путём обучения будет разумное сочетание

самостоятельной работы учеников с обучением их общим методам и подходам.

Одаренные ребята есть в любой школе, благодаря системной работе с

каждым годом наши ряды пополняются новыми талантливыми детьми.

Безусловно, это влияет и на качество знаний учащихся. Работа с одаренными

детьми

должна прослеживается в различных формах работы: уроки,

внеклассная

работа,

кружки.

Педагог

должен

увидеть

в

ребенке

его

способности, талант. Наши с Вами дети уникальны тем, что интересуются

абсолютно всем, хотят знать больше и умеют получать эти знания. Это

действительно новое поколение, светлое будущее нашей России. Наша задача

4

— поддерживать и направлять, развивать и приумножать их умения. Вместе мы

сможем многое.

Список использованных источников:

1.

"О резолюции всероссийского семинара совещания по вопросам

введения ФГОС общего образования" (15.06.2012)

2.

Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО

«Издательство АСТ» , 2003.

3.

Энциклопедия для детей. География. Т.11. – М., 1998.

4.

Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991

5



В раздел образования