Напоминание

"Задания школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку, 7-8 класс"


Автор: Гилёва Жанна Юрьевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "ВСШИ"
Населённый пункт: город Верещагино, Пермский край
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: "Задания школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку, 7-8 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Задания для 7 - 8 класса Всероссийской олимпиады школьников по

русскому языку (школьный этап)

Время выполнения – 90 минут

Максимальный балл за всю работу – 94,5 баллов

1. Подумайте, какие определения (имена прилагательные и пр.) могут превратить

следующие слова во фразеологизмы (определение должно быть общее для всех трёх

слов):

а) вопрос, речь, дополнение;

б) удар, система, затмение;

в) вулкан, армия, лицо;

г) век, середина, правило;

д) полюс, буря, поле.

-Какие существительные (их должно быть три) нужно добавить к общему определению

«полярный», чтобы получились фразеологизмы?

(Максимальный балл – 6,5 балла)

2.

Найдите все фразеологизмы в тексте. Какому из них соответствует значение

«внезапно»? Определите источник (-и) происхождения данных фразеологизмов.

Обоснуйте свой ответ. Какие ещё источники фразеологизмов Вам известны?

Приведите пример (-ы) к каждому.

Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться,

где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об

этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится,

другая, третья… Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись

лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём не бывало подальше от греха. Хватились

сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

(Максимальный балл – 20 баллов)

3.

Существует 9 вариантов толкования загадочной фразы «Теперьяподнимитетоже».

Попробуйте восстановить их. Если нужно, расставьте запятые .

(Максимальный балл – 17 баллов)

4.

Определите

морфемный

состав

слов

приду,

розоватый,

встать

(«подняться»),

встать

(«поместиться»,

например

встать

в

угол),

лермонтовед,

пушкиновед. В каких словах морфемы располагаются линейно (одна за другой), а в каких

апплицированно (накладываются одна на другую)?

(Максимальный балл – 12 баллов)

5. Заполните пропуски в синонимических рядах.

Лексика

Стилистически

приподнятая

Стилистически

нейтральная

Стилистически сниженная

Предрекать

Каркать

Длань

Рука

Демос

Низы

Спать

Дрыхнуть

Взалкать

Приспичить

Стенать

Плакать

Поистине

Впрямь

Спорадически

Часом

-Составьте по подобию

свой

синонимический ряд.

(Максимальный балл – 7 баллов)

6.

-Какие графические приметы указывают на иностранное происхождение слова алоэ?

-Верно ли утверждение, что звук

ф

наряду с буквой

ф

является показателем

иноязычности слова? Аргументируйте ответ.

(Максимальный балл – 6 баллов)

7. Незадачливый посетитель кафе может остаться без обеда, так как не знает, как

правильно произнести названия выбранных им блюд. Помогите ему расставить ударения.

Какое слово допускает вариативность ударения? Какие ещё произносительные ошибки,

кроме ударения, возможны? По какому словарю это можно проверить?

1. Суп из щавеля и моркови.

2. Салат из свеклы.

3. Путассу с пюре.

4. Блинчики с творогом и сливовым вареньем.

(Максимальный балл – 7 баллов)

8. Образуйте множественное число от слова «дно». В каком случае употребление

множественного числа у слова «дно» невозможно?

(Максимальный балл – 3 балла)

9. К приведённым лингвистическим терминам подберите термины-дублеты, т.е. вторые

названия данной языковой единицы:

а) графический омоним-…;

б) фонетический омоним-… .

Подберите примеры к каждому термину. Аргументируйте свой выбор.

(Максимальный балл – 10 баллов)

10) В «Русской правде» (документ XI-го века по списку 1280 г.) употреблено слово

головьникъ в контексте «аже кто qбиеть кн#ж# мqжа въразбои, а головника не иmють, то

вирьвнqю платити». Определите значение этого слова, подберите однокоренные и

этимологически родственные слова в современном русском языке (не менее 2 слов).

(Максимальный балл – 6 баллов)

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Ответы (7 - 8 классы)

1 задание

а) Прямой

б) солнечный

в) действующий

г) золотой

д) магнитный

1 балл за каждый верный ответ.

За каждое существительное - 0,5 балла.

Макс. - 6,5 балла.

2 задание

1) Не помня себя

2) того и гляди

3) среди бела дня

4) из-под носа

5) откуда ни возьмись

6) под шумок

7) как ни в чём не бывало

8) подальше от греха

9) след простыл

10) ворон считать

По 0,5 балла за каждый верный ответ.

Внезапно - откуда ни возьмись (1 балл).

Исконно русские (бытовые) - 1-2 балла.

Источники: из Библии (нести свой крест, манна небесная и пр.); из мифов разных

народов (пенелопина работа, сизифов труд и пр.); из УНТ (за тридевять земель,

собаку съел и пр.); из художественных произведений (тришкин кафтан, на деревню

дедушке и пр.); из профессий (в час по чайной ложке, выйти из строя и пр.). Каждый

источник - 1 балл.

За каждый пример - 0,5 балла. Макс. - 20 баллов.

3 задание

1) Те перья поднимите тоже

2) Те перья подними, те тоже

3) Те перья под ним, и те тоже

4) Те перья под ними, те тоже

5) Теперь я под ним, и те тоже

6) Теперь я под ними, те тоже

7) Теперь я, подними те тоже

8) Теперь я, поднимите тоже

9) Теперь я, под ними те тоже

По 1 баллу за каждый верный вариант (9 баллов).

По 1 баллу за постановку запятых (8 баллов).

Макс. - 17 баллов.

4 задание

1) Приду=при+ид+у (наложение)

2) розоватый=розовый+оват (наложение - ов)

3) встать («подняться»)=вс+ста+ть (наложение приставки и начального согласного

корня), т. к. здесь приставка со значением подняться вверх при помощи действия,

названного глаголом)

4) встать («поместиться», например встать в угол)=в+ста+ть (приставка со значением

поместиться во что-либо, внутрь)

5) лермонтовед=лермонтов+о+вед+0 (наложение)

6) пушкиновед=пушкин+о+вед (наложения нет)

По 2 балла за каждый верный ответ. Макс. - 12 баллов.

5 задание

1) Предсказывать

2) лапа (грабля)

3) народ (массы)

4) почивать

5) захотеть

6) выть (голосить)

7) действительно (правда)

8) иногда

По 0,5 балла за каждый верный ответ.

За верно составленный синонимический ряд - 3 балла.

Макс. - 7 баллов.

6 задание

1) начальная буква а

2) сочетание двух гласных в корне слова

3) несклоняемость существительных

По 1 баллу за каждый верный признак.

Нет, т.к. он возможен и часто встречается и в исконно русских словах - на конце и

перед глухими согласными: засо[ф], [ф]сегда и др.

За верный ответ - 3 балла.

Макс. - 6 баллов.

7 задание

1.

Щавеля

2.

морко

ви

3.

свёклы

4.

путассу

5.

творого

м

6.

сли

вовым

0,5 балла за каждое верное ударение.

Творогом - 1 балл.

Пюре - твёрдый [n]; мягкий [p

] - произносительные ошибки (2 балла).

По орфоэпическому – 1 балл. Макс. - 7баллов.

8 задание

До

нья.

(Форма

устаревает,

всё

чаще

используется

единственное

число.)

Невозможно образование множественного числа в значении дно океана, моря, реки

(т.е. водоёма).

Макс. - 3 балла.

9 задание

1) омограф (1 балл); пример (по 1 баллу); аргумент (1 балл)

2) омофон (1 балл); пример (по 1 баллу); аргумент (1 балл)

Макс. - до 10 баллов.

10 задание

а) головьникъ-убийца (1 балл)

б) уголовник, уголовный (кодекс) - однокоренные (по 1 баллу); головастик, главный и

прочие этимологически родственные (по 1 баллу).

Макс. - до 6 баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Макс.

баллы

6,5

20

17

12

7

6

7

3

10

6

94, 5



В раздел образования