Автор: Чурилова Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №63 г Барнаул
Населённый пункт: г Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебные задания на уроке
Раздел: начальное образование
"Разработка учебных заданий для формирования
предметных, метапредметных и личностных
результатов освоения образовательной
программы"
Результаты
освоения ОП
Учебные задания
Предметные
Литературное чтение
1 Познакомьтесь с определением понятия «басня».
2.
Какие части включает в себя басня?
3.
Прочитайте определение понятия «мораль».
4.
Прочитайте басню «Ворона и Лисица», найдите в ней
мораль.
5.
Выучите наизусть басню «Ворона и Лисица»
Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Раю за
покупками в магазин. Это был день недели -среда. Мама
знала, что в среду в некоторых магазинах действуют
скидки. Она дала им с собой 400 руб. и список
необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба,
пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок,
пряники.
Поблизости
находились
магазины,
со
следующими ценами на интересующий товар.
Как вы думаете, в каком магазине Миша и
бабушка Рая сделают выгодную покупку?
Метапредметные
Литературное чтение
1.
Укажите в произведении И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
характерные признаки басни (Формирование базовых
логических действий).
2.
Составьте словарик «трудных слов», повстречавшихся в этой
басне (Формирование базовых исследовательских действий).
3.
Выберите из текста басни слова Лисицы, в которых она
восхваляет Ворону, подумайте, с какой интонацией следует
читать эти слова (Формирование умений работы с
информацией).
4.
Задайте друг другу вопросы по прочитанному произведению
(Формирование умения общаться).
Математика .
Задача
Сливочное масло упаковали в пачки по 250 г. Пачки
сложили в ящик в 4 слоя. Каждый слой имеет 5 рядов по
6 пачек в каждом. Выдержит ли ящик, если
максимальная масса, на которую он рассчитан, равна 32
кг?
Задача
Пакеты с молоком упаковали в красный ящик, а с
кефиром в синий. В красном ящике 5 рядов, по 10
пакетов в каждом. В синем ящике 4 ряда, по 8 пакетов в
каждом. Во сколько раз число пакетов в красном ящике
больше, чем число пакетов в синем ящике?
***
Как найти периметр прямоугольника, квадрата, из
которого будет изготавливаться карман халата?
Предложите разные способы. Какие из этих способов
лучше?
***
Расположите значения выражений в порядке убывания и
отгадайте слово:
2*8 Л 6:2 Ц 70-50 О
27+13 М 11+0 О 2*0 Ы 10*1
Познавательны
е УУД
Базовые
логические
Укажите в произведении И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
характерные признаки басни
2 + 5 * 3 = 17 и 2 + 5 * 3 = 21 Почему при одинаковых
числах результаты разные?
Логические задачи.
1. Поезд состоит из 12 вагонов. Марат сел в 6
по счёту вагон с головы поезда, а Андрей сел в
6 вагон по счёту с хвоста поезда. В одном ли
вагоне ехали Марат и Андрей?
2. У трёх девочек по 2 цветных шара: у Оли
синий и красный, у Кати зелёный и красный, у
Ланы жёлтый и синий. Сколько различных по
цвету шаров у детей?
3. Карина гуляла и видела у реки 4 уток, 2
гусей, жука, 4 бабочки и соседскую собаку.
Сколько птиц видела Карина?
Базовые
исследовательс
кие
Задание1
1 Каким способам можно проверить, растворяются ли вещества в воде
или нет?
Обсудите с одноклассниками в группе, как реализовать этот способ?
Задание 2
Рассмотрите рисунки. Какое оборудование, из представленного на
рисунках, необходимо для того, чтобы проверить растворяемость
веществ в воде?
Ненужное оборудование зачеркните красным фломастером, нужное
оборудование подпишите.
Задание 3
Какие вещества можно попробовать растворить в воде? Перечислите
все вещества и запишите их на доске и в тетради.
Задание 4
Попробуйте предположить, что будет, если вещество раствориться в
воде, а что будет, если не раствориться? Какие внешние признаки
можно будет наблюдать у этого раствора? Внесите информацию о своих
предположениях в таблицу. Свойство воды Вещество Прозрачность/
непрозрачность сразу после размешивания Прозрачность/
непрозрачность спустя несколько минут после размешивания Осадок /
без осадка Сахар Соль Мыло Глина Песок Мел
Задание
Рассмотрите картинки и ответьте на вопросы: 1. Можем ли мы
совершать все действия в такой последовательности? Почему? 2. Какая
последовательность действий должна быть на картинках? 3. Что ещё мы
можем добавить? 4. Для чего нужно соблюдать эту последовательность?
Давайте сделаем предположение. О чём мы можем предположить?
Сформулируйте гипотезу.
Работа с
информацией
Коммуникатив
ные УУД
Общение
На уроках закрепления и повторения изученной темы
полезны
упражнения
на
основе
предложенного
алгоритма.
Алгоритм.
1) Название орфограммы.
2) О чем это правило? Суть орфограммы.
3) Примеры к данной орфограмме.
Группы работают, соблюдая заданный алгоритм. В
дальнейшем этот алгоритм можно усложнить, добавив
дополнительные вопросы или задания.
Вопросно-ответные упражнения есть форма общения,
специально организованная таким образом, что вызывает
активность
учащихся
и
непринуждённую
мотивированность
речевой
деятельности,
развивает
самостоятельность и продуктивность речевого умения.
1.
Подберите устойчивые сочетания, отвечая на
вопросы.
Как говорят о том, кто усиленно работает? (Из
кожи вон лезет. В лепёшку расшибается.)
Как человек говорит? (Соловьем поёт. Долбит,
как дятел.)
Какое значение имеют суффиксы -ник и -тель в
словах чайник, пыльник,
угольник,
умывальник,
будильник, выключатель, отбеливатель? Растолкуйте
эти слова, если -ник- и –тель- в этих словах – суффиксы
лица. (Пофантазируйте!) От имени одного из этих слов
(«лиц») напишите сочинение.
Такие упражнения учат вдумываться в речевую
ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом и
реалиями, готовят к действенному речевому общению.
Ситуативные упражнения разумно применять, так как
они
побуждают
каждого ребёнка
без
затруднений
содержательно высказываться по любой предложенной
теме
1. Прочитайте текст и определите, где происходят
события, описанные в тексте, кто эти люди? Почему вы
так решили?
Человек с золотым ключом на шее показал на
корабль и поднёс палец к аккуратному рту. Должно
быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал
что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не
прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных
носильщиков потащили к кораблю столы, корзины с
едой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб,
вяленый баран и жареный цыплёнок.
Совместная
деятельность
парная работа.
Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем
основным:
1) Работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово,
вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово,
вместе…
2) По операциям: 1-й ученик называет слово,
2-й ученик кладет карточку,
1-й ученик соглашается или протестует.
3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое
слово и кладет первую карточку , 2-й ученик называет второе слово и
кладет вторую карточку.
4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит
только контроль.
Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и
неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.
Сначала учитель сам говорит парам. Каким образом они должны
работать. Позже пары выдирают тот вариант, который им удобнее.
Со второй четверти можно начать первые попытки дифференциации.
По результатам диагностики выявляются группы читающих детей или
ребят с хорошими навыками письма,
счета. На некоторых этапах урока эти дети выполняют задания в
таких временных группах, а в своих постоянных выступают в роли
консультантов. То есть дети учатся выступать с разных позиций –
они могут быть и лидерами, и консультантами.
Первые полгода осуществляется систематизация имеющихся знаний
учащихся. ''Открытие'' нового для основного количества детей
происходит в процессе систематизации или коррекции
представлений о том или ином процессе. Небольшое количество
детей, не имеющих представления о данном явлении, образуют
группу и под руководством педагога осуществляет совместное
''открытие''. При этом учитель использует технологию
деятельностного подхода.
3 этап: групповая работа.
Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с
1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая
внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после
разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в
решении), а ход взаимодействия.
Рефлексия (для культивирования которой и строится сотрудничество
детей) возникает, вспыхивает в разрывах взаимодействия.
Поэтому для накопления рефлексивного потенциала группу
обязательно надо проводить через разрывы,
конфликты. Конструктивный конфликт развертывается вокруг
противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии
способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач,
и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения
и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной
точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе. Таким
образом, учебное сотрудничество в группах должно строиться так,
чтобы провоцировать интеллектуальный
конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой
эффект.
Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному
разрешению конфликтов.
В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные
образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и
демонстрация менее удачливым группам веера возможностей
группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача:
обнажить. Заострить конфликтную сторону взаимодействия).
Негативные образцы помогают классу не только интуитивно
нащупать, но и вывести. Осознать нормы и правила взаимодействия
как средство предотвратить обиды и другие неприятности, перевести
личный, деструктивный конфликт (ссору) в интеллектуальный,
конструктивный конфликт (спор). Негативные образцы
взаимодействия на первых этапах обучения учитель демонстрирует
сам (разыгрывая типичные ситуации, практически никогда не
называя имен детей, в чьей работе они наблюдались).
Варианты ''негативных'' образцов:
1) задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом
договориться? Прийти к единому мнению?''
2) задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все
правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''
3) задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться
просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя
навязывать свою точку зрения.
4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами
запуска дискуссий.
Задания-ловушки строятся так, чтобы с неизбежностью разделить,
поляризовать класс на группы, высказывающие столь разные точки
зрения что эта разница очевидна даже самому эгоцентрическому
сознанию.
Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:
1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на
задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос,
и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому
ответу или сам дает неверные ответ. Детям предоставляется
открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо
попробовать ответить самостоятельно.
2) Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую
логики. Здесь учителю необходимо знать, что понятийное мышление
не станет подлинно содержательным, понятийная точка зрения не
станет собственной точкой зрения ребенка, пока она не будет в
явном виде противопоставлена плохо осознаваемой житейской точке
зрения (пример: червяк – змея, корова – теленок). Если подобные
задания сразу выносить на общеклассную дискуссию, то эффект от
такой работы небольшой. Необходимо вначале организовывать
микродискуссии.
3) Задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают
небуквальное, неисполнительное отношение к заданиям учителя.
4) Задачи с недостающими данными
2 класс. В красное ведро вмещается 16 л воды, а в
зеленое на 5 кружек , чем в красное. Сколько литров
воды вмещается в зеленое ведро?
5) Ситуации открытого незнания. Такие задания являются
центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.
Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий
эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение
между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями –
обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный
на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку
зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы
действий, учитывать замыслы другого человека.
Изобразительное искусство
Задания на совместную деятельность
1. «Общий рисунок». Рисуйте одновременно с партнером, по
возможности молча. Старайтесь реагировать на действия
партнера.
• Просто рисуйте молча.
• Нарисуйте окружающую среду, в которой вам бы хотелось
находиться вместе.
• Перед рисованием выберите тему.
• Используйте технику коллажа.
2. «Рисование и наблюдение». Один наблюдает то, что
рисует другой, и пытается развить образ в своем воображении,
сообщая о своих ассоциациях рисующему. Тот вправе
использовать эти ассоциации по своему усмотрению. Затем
партнеры меняются ролями.
3. «Разговор». Каждый в группе выбирает для себя цвет и
подбирает партнера, ориентируясь на его цвет. Затем пары
изображают «разговор» цветов на одном листе бумаги. Каждый
старается вести свою линию примерно параллельно линии
партнера или продолжая ее.
• Предварительно распределив цвета, используйте разные
формы и пятна в ответ на формы и пятна, используемые
партнером.
• Попытайтесь имитировать эмоционально окрашенный
разговор, например ссору и т. д.
4. «Каракули». Нарисуйте и передайте партнеру каракули. Тот
должен создать из них образ.
5. «Интервью-презентация». Попросите партнера рассказать
о его жизни, интересах, планах и т. д., а затем изобразите на
рисунке наиболее важное из того, что он вам рассказал.
6. «Сюжетные линии». Один партнер рисует персонажей,
другой сочиняет диалоги между ними согласно определенному
сюжету, либо партнеры рисуют поочередно определенные
моменты развития какого-либо события.
7. «Портреты». Нарисуйте автопортрет и портрет партнера и
обсудите с ним свои рисунки.
• Нарисуйте абстрактный портрет партнера, используя цвета и
формы.
• Нарисуйте автопортрет и передайте партнеру для дорисовки.
• Нарисуйте портрет партнера и передайте ему для дорисовки.
8. «Маски». Изготовьте одну или несколько масок, отражающих
наиболее характерные особенности своего партнера, а затем
отдайте ему для примерки.
9. «Силуэты». Пользуясь белым листом бумаги и лампой,
обведите с партнером силуэты друг друга.
• Нарисуйте несколько силуэтов, подбирая разные ракурсы.
• Обведите силуэт партнера, а затем дорисуйте изображение
деталями внешнего облика.
10. «Совместный проект». Предварительно обсудив с
партнером проект либо работая молча, создайте какое-нибудь
совместное произведение, например рисунок, коллаж,
скульптуру, предметную композицию
Литературное чтение
Подготовьте инсценировку басни по группам
Русский язык
Например, игровое упражнение «Кто больше»? Для
этого, учащиеся делятся на команды. Каждой команде за
определённое время (не больше 10 минут), необходимо
записать как можно больше устойчивых выражений
со словами: голова, нос, глаза, ухо, зуб, язык, рука.
Регулятивные
УУД
Самоорганизац
ия
Самоконтроль
Русский язык
Различные приемы контроля позволяют учителю так организовать
учебную деятельность учащихся на уроке, чтобы они практически
тренировались контролировать не только товарищей, но и
формировали навык самоконтроля. К таким приемам относятся:
– сверка с написанным образцом;
– проверка по словесной инструкции;
– взаимопроверка с товарищем;
– сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;
– коллективное выполнение заданий и коллективная проверка;
– сочетание коллективной и индивидуальной работы;
– самостоятельное придумывание заданий;
– выполнение заданий по алгоритму;
– выполнение заданий по наводящим вопросам;
– выполнение задания по образцу;
– проверка с помощью сигнальных карточек;
– подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого
рационального;
– проговаривание «про себя» объяснения выбора
Тестовые задания как средство развития
самоконтроля у младших школьников
Тест по математике
1. Знак сложения.
а) + б) - в) : г) х
2. Знак умножения.
а) + б) - в) : г) х
3. Знак деления.
а) + б) - в) : г) х
4. Знак вычитания.
а) + б) - в) : г) х
5. Двузначное число.
а) 6 б) 16 в) 100 г) 0
6. Однозначное число.
а) 100 б) 63 в) 17 г) 9
7. Компоненты при сложении называются.
а) слагаемое, слагаемое, сумма в) уменьшаемое, вычитаемое,
остаток
б) множитель, множитель, произведение г) делимое, делитель,
частное
8. Компоненты при умножении называются.
а) слагаемое, слагаемое, сумма в) уменьшаемое, вычитаемое,
остаток
б) множитель, множитель, произведение г) делимое, делитель,
частное
9. Компоненты при вычитании называются.
а) слагаемое, слагаемое сумма в) уменьшаемое, вычитаемое,
остаток
б) множитель, множитель, произведение г) делимое, делитель,
частное
10. Компоненты при делении называются.
а) слагаемое, слагаемое, сумма в) уменьшаемое, вычитаемое,
остаток
б) множитель, множитель, произведение г) делимое, делитель,
частное
Личностные
На обучение каждого ученика школы государство
расходует … руб. в год.
Подсчитайте, во сколько рублей обходится государству
обучение учащихся вашего класса, вашей семьи?
В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за
две шоколадки, покупатель получает три шоколадки
(одна шоколадка в подарок). Шоколадка стоит 10
рублей. Какое наибольшее число шоколадок можно
получить на 60 рублей?
Задание: не вычисляя, найди лишний пример.
10 – 2 5 - 2
8 – 2 4 - 2
6 – 2 3 - 2
3 + 2 2 – 2
1.
Проанализируйте инсценировку басни,
скажите, что вашей группе удалось сделать
хорошо, а над чем стоило больше поработать
(Формирование умения самоорганизации,
самоконтроля).
2.
Проанализируйте инсценировки других групп,
предположите возможные причины неудач,
попробуйте дать советы (Формирование
эмоционального интеллекта, умений принятия
себя и других).
Карта успешности работы
по теме «Имя существительное»
учени_____ 3 – в класса _______________________________
Определени
е имени сущ.
Имена сущ.
собственные и
нарицательны
е
Имена сущ.
одушевлённые и
неодушевлённы
е
Изменение
имён сущ.
по числам
?
______
имён
сущ.
- отлично - удовлетворительно
- хорошо - неудовлетворительно
Задания