Автор: Александрова Нина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №53"
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование
Александрова Нина Александровна
ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время у многих детей младшего школьного возраста
активный словарный запас достаточно беден, что приводит к скудности
речи,
характерным
лексико-грамматическим
ошибкам.
Успешность
овладения письмом, выразительными средствами языка во многом зависит
от
знания
и
понимания
закономерностей
лексической
системы,
в
частности, от сформированности представлений об антонимах, которые
являются одним из основных источников пополнения словаря младших
школьников.
Антонимы – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо
противоположные значения. Например:
трудный – легкий, мягкий –
твердый, сладкий – горький, приезжать – уезжать. Антонимы относятся
к одной части речи и образуют пары.
Чаще всего антонимы обозначают следующие признаки:
1)
качества или свойства: высокий – низкий, мягкий – твердый, худой
– толстый;
2)
указывают на пространственные или временные отношения:
прошлое – будущее, дальний – ближний, просторный – тесный.
Помимо выше указанных признаков антонимы могут обозначать:
действие (бежать – идти, говорить – молчать, поднимать – отпускать);
состояние (радость – печаль, счастье – горе; плакать – смеяться);
количество (много – мало; единственный – многочисленный); передавать
положительную или отрицательную оценку (хороший – плохой, умный –
глупый, бестолковый – разумный, мудрый – безмозглый) [1, с. 3].
На первом этапе работы над ВКР мы рассмотрели теоретические
основы изучения антонимов в начальной школе и пришли к следующим
выводам.
На сегодняшний день существует множество дефиниций понятия
антоним.
Так, Л. А. Веденская рассматривает антонимы как слова с
противоположными значениями, относящиеся к одному и тому же ряду
явлений объективной действительности [1, с. 3].
Н. П. Колесников в «Словаре антонимов русского языка» пишет:
«Антонимы как разнозвучные слова, объединяющиеся в пары, члены
которых
противопоставляются
друг
другу
в
каком-нибудь
одном
отношении (шум – тишина). Антонимичными он признает не только
слова, образованные от разных корней (бедный и богатый), но и
однокоренные слова (дальнозоркость и близорукость)» [2, с. 17].
Н. М. Шанский пишет: «Антонимы являются словами разного
звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг
с другом понятия» [3, с. 95].
Во всех определениях антонимы характеризуются как слова с
противоположным значением. На наш взгляд, самым верным является
определение Н. М. Шанского.
С помощью антонимов часто создаются антитезы. Антитеза – это
художественное изобразительно-выразительное средство, позволяющая
сравнить один предмет с другим на основе противопоставления (черный –
белый, добрый – злой, лед – пламя, прийти - уйти). Самые простые
примеры антитез можно увидеть в народных пословицах: Ученье – свет, а
неученье – тьма. Тише едешь, дальше будешь. Умный научит, дурак
наскучит.
Также антонимы могут применяться и для создания оксюморонов, то
есть сочетаний слов, выражающих логически несовместимые понятия
(например,
Старый Новый год, белая ворона, стальные нервы, белое
золото, жидкие гвозди).
Антонимы используются авторами и в заглавиях произведений
(«Война и мир» Л. Н. Толстого, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Отцы
и дети» И. С. Тургенев, «Волки и овцы» А. Н. Островский, «Принц и
нищий» Марк Твен).
Часто антонимические пары употребляются в
фразеологических оборотах, в том числе в пословицах и поговорочных
выражениях (черным по белому; ни дать ни взять; тонкий намек на
толстые обстоятельства).
Антонимы выполняют следующие функции: противопоставление (не
отсутствие, а наличие), взаимоисключение (вредно это или полезно),
чередование (то открывал окно, то закрывал), охват всего класса
предметов, всего явления или качества (от начала до конца), превращение
одной противоположности в другую (первые станут последними).
На втором этапе нашего исследования мы изучили методику работы
над словами-антонимами в начальной школе. Данная методика направлена
на осознание учащимися лексического значения антонимов, на обогащение
их словарного запаса, на формирование у них умения избирательно
относиться к словам при выполнении различного рода упражнений –
творческих устных и письменных.
На следующем этапе нашего исследования мы проанализировали
учебники русского языка на предмет изучения антонимов в начальной
школе и пришли к следующему выводу: изучению антонимов в начальной
школе отводится скромное место. Так, в учебнике Т. Г. Рамзаевой
содержится малое количество упражнений для работы с антонимами: 2
класс – 3 упражнения, 3 класс – 15 упражнений, 4 класс – 5 упражнений.
Опираясь на опыт учителей-практиков и наши педагогические
наблюдения, можно предложить следующие рекомендации, направленные
на изучение антонимов в начальном курсе русского языка.
Ценным дидактическим материалом для работы над антонимами в
начальной школе могут служить словари антонимов М. Р. Львова:
«Словарь антонимов русского языка» и «Школьный словарь антонимов
русского языка».
Для того, чтобы словарный запас младших школьников пополнился
словами-антонимами, учителю необходимо:
1.
Не ограничиваться только толкованием лексического значения
новых слов, а подкреплять лексический анализ подбором
антонимов;
2.
При подборе антонимов к словам не останавливаться на том,
что сделано учащимися, а дополнять, уточнять и проверять
проделанную работу с антонимами со словарем.
На основе материала словарей антонимов русского языка учитель
может создать целую серию самых разнообразных заданий. Приведем
наиболее яркие и интересные упражнения из предложенных нами в работе:
1.
«Угадай сказку» (учитель читает название сказок, замененные
антонимами, а дети должны угадать настоящее их название):
«Василиса
Безобразная»,
«Мальчик
с
ногу»,
«Трусливый
портняжка», «Прекрасный утенок», «Пес в сапогах», «Федорино
радость».
2.
Исправь пословицы, вставляя вместо пропусков антонимы.
Умей не только … (брать), но и отдавать.
Хорошие люди умирают, а дела их … (живут).
Легче друга … (потерять), чем найти.
3.
Найдите в пословицах слова антонимы.
Старый друг лучше новых двух. Раздружившийся друг – хуже
недруга. Глупый осудит, умный рассудит. Ученье – свет, а неученье
– тьма. Встречают по одежке, а провожают по уму.
4.
Соедини линиями антонимы из левого и правого столбиков.
день ночь
подниматься
худой
толстый
опускаться
сладкий
узкий
прохлада
горький
широкий
тьма
свет
красный
5.
Подберите к словам антонимы. Что можно сказать о данных словах?
Теплый (чай) – …, теплый (ветер) – …, теплая (погода) – … .
Новый (дом) – …, новая (тарелка) – …, новая (газета) – … .
Тяжелая (ноша) – …, тяжелая (задача) – …, тяжелый (рюкзак) – … .
Худой (человек) – …, худой (карман) – …, близкий (путь) – …, близкий
(человек) – … .
6.
Допишите антонимы. Составьте слово из первых букв
1)
День – … (ночь) 2)Большой – … (маленький)
раздеться – … (одеться) безвредный – … (ядовитый)
новый –… (старый) белый – … (черный)
7.
Подобрать слово-антоним.
1)
В книге есть вопросы и … (ответы).
2)
Кто хочет много знать, тому надо … (мало) спать.
3)
Живут в соседстве … (горе) и радость.
4)
Лучше горькая … (правда), чем сладкая ложь.
Таким
образом,
слова-антонимы
представляют
собой
богатый
материал для развития когнитивных (мыслительных), познавательных и
речевых умений младших школьников.
Литература
1.
Л. А. Веденская Словарь антонимов русского языка. – М. : ООО «Издательство
Астрель» : ООО ««Издательство Астрель», 2004. – 445 с.
2.
Н. П. Колесников Словарь антонимов русского языка [Текст] / Под ред. Н. М.
Шанского. – Тбилиси : Изд-во Тбилис. ун-та, 1972 – 314 с.
3.
М. Р. Львов Словарь антонимов русского языка : Более 2 000 антонимов. пар. /
Под. ред. Л. А. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Рус. яз., 1984. – 384 с.
4.
М. Р. Львов Школьный словарь антонимов русского языка : Более 2 000
антонимов. пар / Под. ред. Л. А. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Рус. яз.,
1984. – 384 с.
5.
Н. М. Шанский Современный русский язык. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1987
– 342 с.