Напоминание

ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Автор: Александрова Нина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №53"
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование





Назад




Александрова Нина Александровна

ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время у многих детей младшего школьного возраста

активный словарный запас достаточно беден, что приводит к скудности

речи,

характерным

лексико-грамматическим

ошибкам.

Успешность

овладения письмом, выразительными средствами языка во многом зависит

от

знания

и

понимания

закономерностей

лексической

системы,

в

частности, от сформированности представлений об антонимах, которые

являются одним из основных источников пополнения словаря младших

школьников.

Антонимы – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо

противоположные значения. Например:

трудный – легкий, мягкий –

твердый, сладкий – горький, приезжать – уезжать. Антонимы относятся

к одной части речи и образуют пары.

Чаще всего антонимы обозначают следующие признаки:

1)

качества или свойства: высокий – низкий, мягкий – твердый, худой

– толстый;

2)

указывают на пространственные или временные отношения:

прошлое – будущее, дальний – ближний, просторный – тесный.

Помимо выше указанных признаков антонимы могут обозначать:

действие (бежать – идти, говорить – молчать, поднимать – отпускать);

состояние (радость – печаль, счастье – горе; плакать – смеяться);

количество (много – мало; единственный – многочисленный); передавать

положительную или отрицательную оценку (хороший – плохой, умный –

глупый, бестолковый – разумный, мудрый – безмозглый) [1, с. 3].

На первом этапе работы над ВКР мы рассмотрели теоретические

основы изучения антонимов в начальной школе и пришли к следующим

выводам.

На сегодняшний день существует множество дефиниций понятия

антоним.

Так, Л. А. Веденская рассматривает антонимы как слова с

противоположными значениями, относящиеся к одному и тому же ряду

явлений объективной действительности [1, с. 3].

Н. П. Колесников в «Словаре антонимов русского языка» пишет:

«Антонимы как разнозвучные слова, объединяющиеся в пары, члены

которых

противопоставляются

друг

другу

в

каком-нибудь

одном

отношении (шум – тишина). Антонимичными он признает не только

слова, образованные от разных корней (бедный и богатый), но и

однокоренные слова (дальнозоркость и близорукость)» [2, с. 17].

Н. М. Шанский пишет: «Антонимы являются словами разного

звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг

с другом понятия» [3, с. 95].

Во всех определениях антонимы характеризуются как слова с

противоположным значением. На наш взгляд, самым верным является

определение Н. М. Шанского.

С помощью антонимов часто создаются антитезы. Антитеза – это

художественное изобразительно-выразительное средство, позволяющая

сравнить один предмет с другим на основе противопоставления (черный –

белый, добрый – злой, лед – пламя, прийти - уйти). Самые простые

примеры антитез можно увидеть в народных пословицах: Ученье – свет, а

неученье – тьма. Тише едешь, дальше будешь. Умный научит, дурак

наскучит.

Также антонимы могут применяться и для создания оксюморонов, то

есть сочетаний слов, выражающих логически несовместимые понятия

(например,

Старый Новый год, белая ворона, стальные нервы, белое

золото, жидкие гвозди).

Антонимы используются авторами и в заглавиях произведений

(«Война и мир» Л. Н. Толстого, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Отцы

и дети» И. С. Тургенев, «Волки и овцы» А. Н. Островский, «Принц и

нищий» Марк Твен).

Часто антонимические пары употребляются в

фразеологических оборотах, в том числе в пословицах и поговорочных

выражениях (черным по белому; ни дать ни взять; тонкий намек на

толстые обстоятельства).

Антонимы выполняют следующие функции: противопоставление (не

отсутствие, а наличие), взаимоисключение (вредно это или полезно),

чередование (то открывал окно, то закрывал), охват всего класса

предметов, всего явления или качества (от начала до конца), превращение

одной противоположности в другую (первые станут последними).

На втором этапе нашего исследования мы изучили методику работы

над словами-антонимами в начальной школе. Данная методика направлена

на осознание учащимися лексического значения антонимов, на обогащение

их словарного запаса, на формирование у них умения избирательно

относиться к словам при выполнении различного рода упражнений –

творческих устных и письменных.

На следующем этапе нашего исследования мы проанализировали

учебники русского языка на предмет изучения антонимов в начальной

школе и пришли к следующему выводу: изучению антонимов в начальной

школе отводится скромное место. Так, в учебнике Т. Г. Рамзаевой

содержится малое количество упражнений для работы с антонимами: 2

класс – 3 упражнения, 3 класс – 15 упражнений, 4 класс – 5 упражнений.

Опираясь на опыт учителей-практиков и наши педагогические

наблюдения, можно предложить следующие рекомендации, направленные

на изучение антонимов в начальном курсе русского языка.

Ценным дидактическим материалом для работы над антонимами в

начальной школе могут служить словари антонимов М. Р. Львова:

«Словарь антонимов русского языка» и «Школьный словарь антонимов

русского языка».

Для того, чтобы словарный запас младших школьников пополнился

словами-антонимами, учителю необходимо:

1.

Не ограничиваться только толкованием лексического значения

новых слов, а подкреплять лексический анализ подбором

антонимов;

2.

При подборе антонимов к словам не останавливаться на том,

что сделано учащимися, а дополнять, уточнять и проверять

проделанную работу с антонимами со словарем.

На основе материала словарей антонимов русского языка учитель

может создать целую серию самых разнообразных заданий. Приведем

наиболее яркие и интересные упражнения из предложенных нами в работе:

1.

«Угадай сказку» (учитель читает название сказок, замененные

антонимами, а дети должны угадать настоящее их название):

«Василиса

Безобразная»,

«Мальчик

с

ногу»,

«Трусливый

портняжка», «Прекрасный утенок», «Пес в сапогах», «Федорино

радость».

2.

Исправь пословицы, вставляя вместо пропусков антонимы.

Умей не только … (брать), но и отдавать.

Хорошие люди умирают, а дела их … (живут).

Легче друга … (потерять), чем найти.

3.

Найдите в пословицах слова антонимы.

Старый друг лучше новых двух. Раздружившийся друг – хуже

недруга. Глупый осудит, умный рассудит. Ученье – свет, а неученье

– тьма. Встречают по одежке, а провожают по уму.

4.

Соедини линиями антонимы из левого и правого столбиков.

день ночь

подниматься

худой

толстый

опускаться

сладкий

узкий

прохлада

горький

широкий

тьма

свет

красный

5.

Подберите к словам антонимы. Что можно сказать о данных словах?

Теплый (чай) – …, теплый (ветер) – …, теплая (погода) – … .

Новый (дом) – …, новая (тарелка) – …, новая (газета) – … .

Тяжелая (ноша) – …, тяжелая (задача) – …, тяжелый (рюкзак) – … .

Худой (человек) – …, худой (карман) – …, близкий (путь) – …, близкий

(человек) – … .

6.

Допишите антонимы. Составьте слово из первых букв

1)

День – … (ночь) 2)Большой – … (маленький)

раздеться – … (одеться) безвредный – … (ядовитый)

новый –… (старый) белый – … (черный)

7.

Подобрать слово-антоним.

1)

В книге есть вопросы и … (ответы).

2)

Кто хочет много знать, тому надо … (мало) спать.

3)

Живут в соседстве … (горе) и радость.

4)

Лучше горькая … (правда), чем сладкая ложь.

Таким

образом,

слова-антонимы

представляют

собой

богатый

материал для развития когнитивных (мыслительных), познавательных и

речевых умений младших школьников.

Литература

1.

Л. А. Веденская Словарь антонимов русского языка. – М. : ООО «Издательство

Астрель» : ООО ««Издательство Астрель», 2004. – 445 с.

2.

Н. П. Колесников Словарь антонимов русского языка [Текст] / Под ред. Н. М.

Шанского. – Тбилиси : Изд-во Тбилис. ун-та, 1972 – 314 с.

3.

М. Р. Львов Словарь антонимов русского языка : Более 2 000 антонимов. пар. /

Под. ред. Л. А. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Рус. яз., 1984. – 384 с.

4.

М. Р. Львов Школьный словарь антонимов русского языка : Более 2 000

антонимов. пар / Под. ред. Л. А. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Рус. яз.,

1984. – 384 с.

5.

Н. М. Шанский Современный русский язык. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1987

– 342 с.



В раздел образования