Напоминание

Технология дифференцированного обучения


Автор: Кузнецова Галина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ Чернореченская ООШ
Населённый пункт: Город Луховицы -3
Наименование материала: Статья и разработка урока по теме статьи
Тема: Технология дифференцированного обучения
Раздел: среднее образование





Назад




МОУ Чернореченская ООШ

Городской округ Коломна

Выступление

учителя русского языка и литературы

Кузнецовой Галины Владимировны

Технология дифференцированного обучения.

Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие

требования

в

отношении

усвоения

учебного

материала,

изучаемого

по

разным

программам различных учебных дисциплин, в связи с чем резко возрастают перегрузки

учащихся и снижается мотивация учения.

Принципиальной психофизической характеристикой школьников 10-15 лет

является их направленность на осознание себя как личности. Именно для этого возраста

обязательное изучение всех предметов на одинаково высоком уровне становится

проблематичным. Этот уровень часто является недостижимым для большинства учащихся

и при обязательности обучения лишает мотивации учебную деятельность, препятствует

осознанию учеником себя как личности.

Данная проблема в технологии уровневой дифференциации решается введением

так называемого базового уровня.

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дается

меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся

один объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его освоению.

Технология уровневой дифференциации была разработана педагогами в середине

80-х годов 20 в. Выделяются две формы дифференциации:

1)

внешняя – создание на основе определенных интересов, склонностей, достигнутых

результатов

стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые требования

различаются. Внешняя дифференциация может осуществляться в профильном классе или

классе с углубленным изучением материала, либо в рамках элективного курса.

2)

внутренняя (уровневая) дифференциация – совокупность методов, форм и средств

обучения,

применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения

разных

уровней

учебных

требований.

Предусматривается

планирование

последовательного достижения учениками различных уровней усвоения знаний. При этом

обязательное усвоение всеми учащимися общим базовым уровнем подготовки. Такая

дифференциация – необходимая черта процесса обучения во всех классах, всех типов

школ.

Внутренняя дифференциация основана на максимальном учете индивидуальных

особенностей учеников. Она предполагает вариативность темпа изучения материала,

дифференциацию заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера

помощи со стороны учителя. Возможно разделение учеников на группы, но они не

должны быть постоянными. Внимание направлено не только на детей, испытывающих

трудности в обучении, но и на одаренных детей.

Особенностями технологии уровневой дифференциации являются: уровень

повышенной

сложности,

усиление

индивидуального

подхода,

большая

степень

занимательности. Методист Е.А.

Рябухина

предлагает делить содержание обучение

русскому языку по трем уровням сложности, где первый уровень А может обеспечивать

обучение в общеобразовательных классах. Уровень сложности В определен как

рекомендуемый

для

учащихся,

ориентированных

на

профильное

гуманитарное

образование,

а

также

для

учащихся,

избравших

в

рамках

индивидуальной

образовательной траектории именно этот уровень (желание подготовиться к успешной

сдаче ЕГЭ. Уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.

Например таким образом предлагается делить содержание обучения русскому языку по

уровням сложности.

Основные

содержательные

линии

А

В С*

Лингвистическая

и

языковая

компетенции

учащихся

Освоение

знаний

о

языке

как

многофункциональной

знаковой

системе

и

общественном явлении

* Русский язык как объект научного

изучения.

Основные

методы

изучения

языка. Русистика и её разделы, направления

исследования

в наши

дни.

Важнейшие

ученые – русисты, их работы.

* Язык как знаковая система. Языки

естественные

и

искусственные,

языки

государственные,

мировые,

межнационального общения. Русский язык в

современном мире. Русский язык в кругу

других славянских языков.

*Русский язык как один из индоевропейских

языков. *Общее и различное в русском и

других языках.

* Основные функции языка.

Для данного подхода к дифференциации учащихся разработана особая система

контроля для учащихся, например, в пособии Н.Н. Соловьевой «Карточки для

дифференцированного контроля знаний по русскому языку: 9 класс» в карточки группы А

включен материал, опирающийся на базовый уровень. Карточки группы В отличаются

более сложным материалом. Карточки группы С предлагают выход на уровень анализа

различных лингвистических явлений, требующий глубоких знаний и умений. Автор

данных разработок считает, что при дифференциации учащихся учителю необходимо

опираться на следующее:

- общий уровень обученности, развития ученика, особенности психического

развития (память, мышление, познавательная деятельность)

- индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным наукам);

- неспособность ученика усваивать предмет по тем или другим причинам (кроме

умственного развития;

- интерес к тому или другому предмету.

Оценивав каждого учащегося по данной схеме, можно отнести его к той или иной

группе. Но необходимо помнить то, что ученик может передвигаться из одной группы в

другую. Рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие.

Карточки могут быть использованы учителем для организации деятельности

учеников на целый урок либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.

Рассмотрим варианты разноуровневых карточек по теме 9 класса.

Тема: «Повторение материала, изученного в 5-8 классах»

А

1.Определите способ связи в словосочетаниях.

1.

Открывая ключом;

2.

ключом с бородкой;

3.

изящным ключом;

2.Среди приведенных предложений найдите двусоставные и односоставные.

Подчеркните грамматические основы.

1.

Штурмана, знаешь, народ хитрый.

2.

Вот желают нам, морякам, люди счастливого плавания.

3.

Родные вспоминаются.

3. Исправьте ошибки в приведенных предложениях.

1.

Жажда к славе была для героя самым важным качеством.

2.

В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.

3.

На картине запорожцы о чем-то смеются и веселятся.

В

1.Определите способ связи в словосочетаниях.

1.

В нашей столовой;

2.

парень в кепке;

3.

внимательно смотреть;

4.

слегка качаясь.

2.Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику.

1.

В голове гудит от постоянного напряжения.

2.

Мне вернули журнал лишь в конце недели.

3.

Дама с собачкой вышла во двор.

3.Составьте предложения, употребив слова

к счастью, безусловно, наконец

в одном случае

в качестве вводных слов, в другом – как члены предложения.

С

1.Определите способ связи в словосочетаниях, сгруппировав их в зависимости от того, к

какой части речи принадлежит главное слово.

1.

Умный не по годам;

2.

что-то из газет;

3.

справа от нас;

4.

его портфель.

2.Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив недостающие

знаки препинания.

1.

Николка хмурился и искоса как птица посмотрел на Василису.

2.

Каюсь в скверном.

3.

Что у вас делается?

4.

Сам не зная зачем Турбин побежал по плацу к пушкам.

3.Составьте два предложения, употребив слово как. В первом случае оно будет входить

в состав сказуемого, во втором – в сравнительный оборот.

Существуют и другие подходы к реализации модели дифференцированного обучения

русскому языку, когда класс предлагается делить на три группы по другим основаниям:

ученики с высокими, средними, низкими учебными способностями.

Критериями деления учащихся на группы будут:

объем имеющихся знаний;

культура умственного труда;

уровень познавательной активности;

способность к абстрактному мышлению;

умение анализировать и обобщать;

утомляемость от интеллектуальной деятельности;

уровень самостоятельности;

уровень работоспособности (желание и умение учится).

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы

реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными

учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути

разнообразия заданий. Например:

1)

составление текстов диктантов;

2)

составление карточек-заданий по изучаемому материалу;

3)

составление обобщающих таблиц для работы в классе;

4)

сочинение лингвистических сказок;

5)

работа с дополнительной литературой;

6)

проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют

более низкий уровень подготовки;

7)

выполнение обязанностей консультанта по групповой работе;

8)

работа «учителем» (проведение фрагмента урока).

Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные

задания, что дает возможность не испытывать стресса, достичь базового уровня

обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют

задания по карточкам.

Пример урока дифференцированного обучения

Правописание не с причастиями

Цели урока: познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями;

формировать умение различать частицу и приставку не в причастиях.

1.

Организационный момент.

2.

Пунктуационный диктант:

1.

(Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2.

Светлая полоса, еще (не)закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.

3.

Вдруг полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа.

4.

Сквозь (не)занавешенные окна была видна молния.

5.

Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии

(не)прекращающегося страха.

Ученик выходит к доске, учитель еще раз читает предложения, ученик объясняет, сколько

знаков препинания он поставил и почему. Класс задает 2-3 вопроса по теме «Причастие»,

комментирует ответ ученика.

Ученики

получают

распечатанный

текст

пунктуационного

диктанта.

Учитель

спрашивает : «В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? Обладаем ли мы

достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? Какой будет цель нашего

сегодняшнего урока?»

3 Работа в группах по изучению нового материала.

1 группа

1.

Назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно.

2.

Сформулируйте правило.

С моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты

грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, какая-то сила несет

наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищенный от ветров.

2 группа.

1.

Перепишите в тетрадь таблицу.

2.

Заполните её примерами из упражнения.

3.

Подготовьте связный текст о правилах написания не с причастиями.

Не с причастиями пишется слитно

Не

с

причастиями

пишется

раздельно

1.

Не употребляется без не

1. Без не употребляется.

2.

Нет противопоставления

2 Есть противопоставления с союзом

а

3.

Нет зависимого слова

3 Есть зависимое слово

Ветер

ворвался

через

незакрытое

окно.

Вдалеке

слышится

гром,

не

раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня.

Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на

море.

3

группа

1.Запишите слова

ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный,

ненавидящий. Какое из этих слов лишнее и почему? (Слово неправильный лишнее, так

как может употребляться без не. При затруднении ученикам можно задать вопрос: «Какие

слова употребляются без не, а какие нет»?)

1.

Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?

2.

Почему данные прилагательные написаны с не слитно? Почему глаголы

ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.

3.

Прочитайте предложения, записанные на доске:

Здесь протекала не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.

- Почему не с существительными и прилагательными в данных примерах пишутся

раздельно?

4.

Запишите примеры в тетрадь:

Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

- В каком случае не с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте

себя по учебнику.

5.Перепишите, раскройте скобки:

Воздух,

еще

(не)ставший

знойным

приятно

освежает.

Осенью

идут

(не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали

за рекой.

- Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.

1 группа дает связный ответ с примерами.

2 группа – образец рассуждения с примерами.

3

группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно.

4.Закрепление нового материала.

- Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай

подробно. (Выполняется одно из упражнений учебника или задание, составленное

учителем)

5.Подведение итогов урока.

- Можем ли мы теперь без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в

начале урока?

Ответьте, пожалуйста, ребята, на такой вопрос: «Для чего мы используем причастия в

речи?» Внимательно посмотрите на свои записи и попробуйте сделать вывод. (Учитель

может задать наводящие вопросы: «Какой темой объединены предложения, с которыми

мы сегодня работали? Что помогает авторам сделать описание грозы достоверным?

Какими средствами это достигается? Почему?)

6.Домашнее задание.

Составьте сказку-миниатюру а правописании не с причастиями (по желанию).

Слабые учащиеся выполняют задания из учебника.

В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на

предупреждение

неуспеваемости

школьников.

Применяются

различные

виды

дифференцированной помощи:

1) Работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания.

2) Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при

выполнении задания.

3) Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.

4) Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.

5) Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения

материала или выполненной самим памяткой для ответа.

6) Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное

время.

7)

Привлечение

школьников

к

осуществлению

самоконтроля

при

выполнении

упражнений.

8) Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись,

использование наглядных пособий).

9) Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.

10) Указание правила, на которое опирается задание.

11) Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).

12) Указание алгоритма выполнения задания.

13) Указание аналогичного задания, выполненного раньше.

14)Объяснение хода выполнения подобного задания.

15)

Предложение

выполнить

вспомогательное

задание,

наводящее

на

решение

предложенного.

16) Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

17) Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

18) Выдача ответа или результата выполнения задания.

19) Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

20) Постановка наводящих вопросов.

Удачное

сочетание

методов

и

приемов,

работа

с

сильными

и

слабыми

обучающимися дает положительный результат. Дети ждут с нетерпением таких уроков.

Сильные

школьники

подбирают

ценный

дополнительный

материал

из

научно-

популярной, энциклопедической и другой литературы не только к изучаемым темам, но и

идут с опережением. Для успешного осуществления дифференцированной работы

необходимо соблюдение определённых условий.

Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем

предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях. Заканчивать объяснение

нового материала необходимо образцовым ответом с использованием опорных схем,

таблиц, графического изображения. Нужно использовать наглядные, дидактические

материалы в большом

количестве.

Перед

школьниками ставится общая

единая

познавательная цель, задачи, общие по теме, но каждый ученик решает их на своем

уровне. Класс делится на разные уровни, распределяются по группам. Дети в каждой

группе выполняют свои задания, но при проверке слушают в каждой группе друг друга,

ставят задачу - подобное задание будет домашним, перед каждым заданием конкретно

ставятся задачи и подводятся итоги.

Использование технологии дифференцированного обучения требует пересмотреть

основные требования к организации уроков русского языка:

-тема, место урока в теме;

- постановка конкретных задач урока по теме;

- работа на каждом уроке со словом, словосочетанием, предложением, текстом;

- соответствие объема самостоятельной работы на уроке;

- работа со словарями;

- четкое распределение на уроке времени;

- оценка за соответствующий выполненный объем работы;

-

разноуровневое

домашнее

задание

(по

выбору,

в

соответствии

с

учебными

возможностями);

- организация самопроверки, взаимопроверки самостоятельно выполненных работ;

- достаточное использование наглядности, опорных схем, таблиц, технических средств,

компьютерных технологий;

- систематическая организация повторения учебного материала;

- разнообразие видов заданий на уроках.

Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы, по

приемам и степени самостоятельности; при закреплении; при повторении, при объяснении

нового материала (в определенных случаях). В любом случае перед обучающимися

ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их

способностям и учебным возможностям. Но все контрольные одинаковы для всех

вариантов. Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке

может быть различным. Примерную схему урока можно представить следующим образом.

Структура урока дифференцированного обучения

Этапы

урока

Класс

(группа)

Содержание работы

1

Весь класс

Совместная постановка цели, задач урока.

2

Весь

класс;1,2,3

группы

Разминка,

словарная работа (с использованием индивидуальных

карточек).

3

1,2,3 группы

Дифференцированное повторение материала. (Проверка домашнего

задания, опорное повторение для нового материала: правило с

примерами, объяснением).

4

Весь класс

Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.

5

Весь

класс;1,2,3

группы

Образец ответа, рассуждение по схеме или алгоритму, графическое

обозначение,

тренировочные примеры или дифференцированное

закрепление

(повторное

объяснение

для

3

группы

в

случае

необходимости).

6

1,2,3 группы

Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3

группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных.

7

Весь класс

Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная

работа, диктант, карточки.

8

Весь класс

Организация проверки задания (самопроверка, взаимопроверка и т.д.)

9

1,2,3 группы

Дифференцированное домашнее задание.

На всех этапах урока необходимо отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь.

Перед каждым заданием нужно четко ставить цель и подводить итог.

Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения являются

следующие принципы:

проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате

собственной активной познавательной деятельности);

исследования

изучаемых

проблем

и

явлений

(развитие

учебно-

познавательной деятельности);

индивидуализации (организация деятельности с учетом индивидуальных

способностей);

создание мотивации (активная мыслительная деятельность);

взаимообучения (мобилизация групповых, парных форм деятельности).

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого

ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». На уроках русского языка

и литературы, особенно русского языка, класс делится на 3 группы. Таких групп по

количеству может быть 5-6, но по уровню мотивации к обучению относящихся к 1 и

3 группам детей – будет сформировано скорее всего по одной группе. Основная масса

детей будет отнесена к группе со средними учебными возможностями.

1 группа – сильные обучающиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими

познавательными способностями, умеющие работать самостоятельно, задания им даются

повышенной трудности.

2 группа – обучающиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо

создавать условия для продвижения в развитии и постепенного их перехода в 1 группу.

Работая с этой группой, необходимо развивать способности, воспитывать у детей

самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа – обучающиеся с пониженной мотивацией в обучении, в результате их

педагогической запущенности или низких способностей Этой группе необходимо уделять

особое внимание, поддержать их, помочь им усваивать материал, работать некоторое

время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа выполняют задания самостоятельно.

Систематическая работа с ними помогает части таких детей перейти во 2 группу. Есть

дети с пониженной мотивацией к обучению, у них педагогическая запущенность

сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума. Таким ребятам следует давать

упражнения в связных высказываниях (по данному плану, по схеме, по опорным словам,

по алгоритму).

При проведении словарной работы можно предложить следующие задания по

группам:

3 группа: записать по памяти 5-10 словарных слов, либо записать 10-15 слов под

диктовку;

2 группа: записать по памяти не менее 10 словарных слов, либо записать 10-15 слов под

диктовку, составить с данными словами словосочетания;

1 группа: записать 10-15 слов под диктовку, составить с 5-6 изученными словами

предложения.

При изучении теоретического материала, правила или параграфа выбор заданий по

группам может быть следующим:

3 группа: прочитать теорию, подготовиться к пересказу;

2 группа: прочитать теорию, подготовиться к пересказу, составить план ответа по

пунктам;

1 группа: прочитать теорию, подготовиться к пересказу, составить тезисный план ответа.

Дифференциацию необходимо применять на разных этапах урока: при проверке

домашнего задания,

при закреплении, при повторении,

при объяснении нового

материала. Дифференцированный подход в целях оптимизации следует использовать при

подборе домашних заданий обязательно. Это позволяет развить слабого ученика, помочь

ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика

дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития. Домашние

задания распределяются по группам (по степени сложности).

Для группы сильных

обучающихся можно давать опережающие задания поискового характера: подобрать

материал по теме..., составить схему-опору или план, найти в словарях. Очень важно

организовать рациональную проверку домашнего задания, чтобы она не заняла много

времени, поэтому лучше применять разные способы проверки: самопроверку (доска,

проектор), взаимопроверку. При этом работы слабых учеников лучше проверять

самостоятельно.

Во

время

проверки

заданий

сильных

обучающихся

желательно

привлекать внимание всего класса, так как способным даются задания творческого

характера.

Домашнее задание – важный структурный элемент урока. Однако именно оно

нередко даётся в спешке, перед самым звонком, а то и после него. Этот элемент урока

оказывается недостаточно продуманным и разработанным: в основном учитель лишь

указывает страницы или номер параграфа учебника и номер упражнения, при этом

отсутствует необходимая целевая установка. Доминирующая фронтальная форма работы

распространяется

и

на

домашнее

задание,

которое

предполагает

одинаковое

педагогическое взаимодействие на разных учащихся. Это ведёт к неравномерности в

распространении учебной нагрузки на учеников, провоцирующей отставание одних

учащихся и снижение интереса к предмету у других, а следовательно к неуспеваемости,

незнанию грамматического материала, слабым речевым навыкам и т.д.

Содержание учебника Львовой С.И. и заложенная в нём методическая система

расширяют возможности обучающихся в овладении предметом в процессе домашней

подготовки. Даётся обязательное домашнее задание, предлагаются задания повышенной

сложности, индивидуальные задания, направленные на проверку и коррекцию знаний

определённого ученика, задания – на выбор, задания – по желанию. Например, после

проведения урока на тему «Словосочетание и предложение как единица синтаксиса» в 6

классе мною даётся следующее домашнее задание: 1) упр. 92-письменно, 2) на выбор: упр.

95 или 97 с дополнительным заданием – выписать три глагольных и три именных

словосочетания, 3) по желанию - упр. 99. Все учащиеся, обучающиеся на «4» и «5»,

получают возможность саморазвития, пробуя свои силы над упражнениями повышенной

сложности. Сильные ученики выполняют задания, целью которых является развитие

аналитических способностей.

Школьники учатся самостоятельно определять свою

«планку» при выборе домашнего задания. В то же время они получают наглядное

представление о том результате, к которому нужно стремиться, и достигают его в

процессе обсуждения и совместного выполнения в классе упражнений повышенной

сложности. Но это направление нужно самому учителю держать на жёстком контроле.

Список использованной литературы:

1.

Селевко Т.В. Современные образовательные технологии. М 1998.

2.

Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития школьника. – М.,1989. – С.120

3.

Ушинский К.Д. Методика начального обучения // Избранные произведения. –

М..1969. – С.99

4.

Путин В.В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации.- Москва

26 апреля 2007 года.

5.

Лаврентьев В.В. Методические основы современного урока в школе с

разноуровневым дифференцированным обучением.//Завуч №1 2005.

6.

Скрипченко Т.И. Использование внутриклассной дифференциации как средства

диагностики учебного процесса.// Завуч №8 2005

7.

Фролова Т.Я. Организация дифференцированного подхода при обучении

правилосообразным действиям. //Русский язык в школе №5 2003

8.

Яренкова Т.Н. Задания для дифференцированного подхода. //Русский язык в школе

№3 2005

9.

Рыжова В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития

познавательных интересов школьников.// Завуч №8 2003

10.

Васильевых И.П.. Уроки русского языка в 6 классе / Под ред. С.И. Львовой. М.:

Мнемозина, 2010.

11.

Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В трёх

частях/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 7-е издание, испр. - М.: Мнемозина, 2010.



В раздел образования