Автор: Посельская Анна Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОБУ СОШ №15
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку
Раздел: среднее образование
Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому
языку
Поселькая Анна Александровна
учитель английского языка
первой категории МОБУ СОШ №15 г.Якутска
Республика Саха (Якутия),
Email: Nick
_
anya
@
.
ru
«Зажечь неугасимый блеск в ученических глазах»
Аннотация:
В данной статье рассматривается опыт педагога на Крайнем Севере.
Обобщается практический опыт информационно-коммуникационных технологий на
уроках английского языка. Автор статьи анализирует образовательную стажировку в
Финляндии. Выделяются и описываются характерные особенности системы финского
образования. Отличительной особенностью является её практическая направленность
(обучение для жизни, а не для экзаменов). Авторский взгляд будет интересен молодым
специалистам в области преподавания иностранному языку.
Каждый человек приходит в этот мир для того, чтобы получить определенный опыт.
Бог создает людям уникальные способности, чтобы помочь людям и самореализоваться в
этом мире. С самого раннего детства я полюбила английский язык. Я очень хотела
разговаривать с носителями языка, путешествовать по зарубежным странам, переводить
песни и, конечно же, учить детей. Мои мечты сбылись. 13 лет назад преподавание
английского языка стало моей профессией, но теперь я могу сказать, что это и часть моей
жизни, благодаря всем тем, кто открывал мне секреты преподавания. В 2009 году начала
свою
активную
педагогическую
деятельность
в
Жилиндинской
средней
общеобразовательной школе (Оленекский эвенкийский национальный район РС (Я).
Сейчас работаю в МОБУ СОШ №15 г.Якутска Республики Саха (Якутия).
По моему мнению, современный мир стремительно меняется, меняются запросы
общества,
но
неизменной
остается
ценность
человеческих
знаний.
Цель
моей
педагогической деятельности: “помочь ребенку раскрыть свои способности, проявить
себя, самоутвердиться в этом огромном мире”. Я – учитель английского языка, стремлюсь
к тому, чтобы мои ученики не только прекрасно знали правила грамматики английского
языка, обладали богатым словарным запасом, прекрасно понимали иноязычную речь, но
испытывали
радость
от
процесса
учения,
познания,
общения
с
учителями,
с
одноклассниками, единомышленниками. Принципы, которыми я руководствуюсь в своей
педагогической деятельности:
Ученик – это личность, неповторимая, творческая, который необходимо помочь
раскрыться, найти свое Я;
Стимулировать саморазвитие учащихся, различными способами и методами;
Учить самостоятельно, находить истину. Учитель только помогает найти тропинку,
нужную каждому.
Тема
моего самообразования:
Использование
информационно-коммуникационных
технологий как средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроке
английского языка”.
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для меня
новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИКТ на уроках
английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу
новые подходы и стили к процессу обучения.
Работая учителем английского языка на Крайнем Севере в обычной средней
общеобразовательной
школе,
я всегда
большое
внимание
уделила
формированию
коммуникативных умений учащихся на уроках английского языка. Меня интересовало, как
на уроках английского языка организовать реальную коммуникацию на изучаемом языке.
Дело
в том,
что
в связи
с отдаленностью
с.Жилинда
Оленекского
эвенкийского
национального улуса РС (Я) у нас ограничены возможности коммуникации на изучаемом
языке с его носителями, чем в других городах. Расстояние от столицы Республики Саха
(Якутия) Якутска до села Жилинда 2291 км. Из-за сурового климата улуса, отдаленности,
слабой транспортной системы у нас нет возможности пригласить носителей языка в школу
или организовать общение школьников со сверстниками на уроке. Немногие родители
могут отправить своих детей в страну изучаемого языка с целью погружения в языковую
среду. Эта проблема, прежде всего и обусловила мой особый интерес к информационно-
коммуникационным
технологиям,
а в особенности
к возможностям,
которые
нам
представляет Интернет и коммуникационные программы. Благодаря им у меня появилась
возможность живого общения с коллегами со всего мира и организации языковой
практики для моих учеников со сверстниками из других стран на уроках английского
языка. Наиболее всего мне нравится программа Skype. Программа Skype — это система
Интернет-телефонии, которая позволяет людям свободно общаться по всему миру, часто
используя для этого веб-камеры.
Когда я работала в Жилиндинской средней общеобразовательной школе в рамках
открытого урока вышли на видеосвязь через программу “Skype” c учителем Джиллиан
Уорсам и ее учениками средней школы г.Флагстафф (штат Аризона, США) и учителем
Лона Ани из г.Эдмонтон (Канада).
Урок показал, что применяемые на уроке технологии позволяют снять с учащихся
напряжение, способствуют эмоциональной разрядке и создают благоприятную
атмосферу.
На уроке осуществлялась коммуникация на языке в чистом виде. Дети общались
с носителями языка, познакомили с культурой эвенков Оленекского района Республики
Саха (Якутия)
и могли видеть
реальные возможности
для применения языка.
Одновременно дети учились задавать вопросы, делать заметки, обрабатывать полученную
информацию. В конце этого “Skype-урока” договорились сотрудничать
(электронная
переписка, видеосвязи через “Skype”) с ровесниками из г.Флагстафф, штат Аризона
(США). Такие уроки способствуют повышению мотивации учащихся к дальнейшему
совершенствованию в освоении иностранного языка.
Сложности при организации работы с программой Skype:
Аудиовосприятие иностранной речи может оказаться слишком сложным для ребят;
Планирование и организация «Skype-урока» очень времяёмкое мероприятие, тре-
бующее больших усилий от учителя;
Сложно организовать, если ученики не имеют соответствующих навыков устной
и письменной речи.
Чтобы этого не случилось преподаватель, решивший использовать эту программу в своей
работе, должен четко понимать, что организация «Skype-урока» требует тщательного
планирования и подготовки.
Положительные стороны использования коммуникационной программы Skype
и других коммуникационных программ на уроках английского языка, потому что:
Это возможность коммуникации с носителями языка и представителями других
культур, что, несомненно, оказывает большое мотивирующее влияние на детей для
дальнейшего изучения языка.
Это хорошая возможность практики устной и письменной речи, чтения, аудирова-
ния и произношения.
Ученики получают навыки работы в сети, которые могут пригодиться им в буду-
щем в нашем быстро развивающемся информационном обществе.
Использование возможностей подобных программ и информационно-коммуникационных
технологий, в целом, позволит учителям школ нашей Республики не только разнообразить
урок, но существенно повысить образовательное и качественное значение предмета для
учеников.
Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках английского языка и во
внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство
обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации.
Ежегодно мои ученики участвуют в Международном игровом конкурсе «British Bulldog”.
Веду научно-исследовательскую деятельность учащихся. В 2012 году ученица 9 класса
Жилиндинской средней общеобразовательной школы Акимова Марианна вышла в финал
в Республиканском конкурсе “Будущий дипломат”. Тема выступления: «Арктика –
территория сотрудничества или разногласий». Для меня международное сотрудничество
является неотъемлемой частью ее педагогической деятельности и важным инструментом
в обеспечении качества образования.
С 2010 года мои ученики стали переписываться через интернет с ровесниками из
Австралии, Испании, Италии и Финляндии. Дети обменялись со своими рисунками,
презентациями и фотографиями.
В декабре 2013 с учителями из арктических улусов нашей Республики проходили
стажировку в Финляндии с посещением общеобразовательных учреждений в г.Оулу. Оулу
- это небольшой студенческий городок находится на севере Финляндии, на той же широте,
что и наша Республика Саха (Якутия). Индекс образования в Финляндии один из самых
высоких в мире.
На финских детей сегодня равняется весь мир. Раз в три года
авторитетная организация PISA (Programme for International Student Assessment) проводит
международное
исследование
образовательных
достижений
учащихся.
Результаты
последнего показали, что финские школьники сегодня самые умные в мире.
Цель и задачи стажировки: - знакомство с системой образования Финляндии;
- обмен опытом по вопросам образования в Финляндии и
Якутии;
- установление культурных связей и деловых контактов между
учителями арктических улусов РС (Я) и Финляндии.
Мы познакомились с деятельностью средней школы Маиккула (Maikkulan koulu), школа
Кемпелее (Kempeleen koulu, rehtori Jukka Ojala), лицей общей финской школы Оулу,
училище OSAO и Губернское правление (Laanihallituksen talo) и встретились со старшим
инспектором по образовательной деятельности Ханна-Мари Сарлин.
Мы увидели, что в Финляндии профессия учителя – одна из самых уважаемых и
востребованных. В вузах на специальность «учитель», а особенно «учитель младших
классов», самый большой конкурс (до 12 человек на место). Коллеги рассказали о том, что
самые квалифицированные педагоги работают в дошкольном образовании и в младшей
школе. Все учителя должны иметь степень магистра. Одной из главных отличительных
черт финской образовательной модели - развитая система дошкольных учреждений,
подавляющее большинство финских школьников посещают детские сады. Кроме того,
каждый ребёнок имеет право на предварительное начальное образование, которое
начинается за один год до начала обязательного образования, то есть когда ребёнку
исполняется 6 лет.
Обязательное общее образование ребёнок начинает, когда ему
исполняется семь лет и продолжается до 16—17 лет. Государство гарантирует бесплатное
основное образование, ученик так же бесплатно получает учебники, тетради, основные
канцелярские принадлежности, питание в школе. В 3 классе начинается изучение
английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык
(французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного
шведского. В Финляндии широко распространена практика, когда с 1 по 6 класс
школьников учит один и тот же учитель. Таким образом, педагог досконально изучает
свой класс и применяет подход, который работает именно с его учениками. Мы побывали
в одной из обычных школ г. Оулу. Директор Мауно Хилтунен, школа должна быть
зонирована с учетом возраста детей, поэтому она состоит как
бы из пристроев с
отдельными входами и дворами. В большой школе младший ученик теряется, ему сложно
адаптироваться к ней,
он нуждается в небольшом пространстве.
Атмосфера в
образовательных учреждениях очень спокойная, тихая. Каждый ученик чем-нибудь занят,
никто не носится по коридорам. Разговаривают между собой тихо, спокойно, не слышно
звонков
мобильных
телефонов
или
разговоров
по
ним.
Оценок в цифрах финским ученикам не ставят до 5-го класса. Все, что допустимо – это
устные похвалы и замечания. Финские учителя считают, что данный факт способствует
развитию в ребенке способности к самооценке. Шкала оценок – от 4 до 10. Причем к
цифре дают обязательную устную оценку. В школах кругом светлый мир детства,
состоящий из детского прикладного творчества: рисунков, поделок. Детей с раннего
детства приучают к ручному труду – забивать гвозди, мастерить и т.д. Бросается в глаза
сдержанность, молчаливость и, вместе с тем улыбчивость, воспитанность детей.
Большую роль играют родители, они могут давать отзывы о деятельности школы,
участвуют в трехсторонних беседах по оценке качества образования своего ребенка
(родитель - школа и ученик). Еще одна характерная черта финской системы школьного
обучения - отсутствие экзаменов. Даже по окончании основной школы экзамены не
сдаются. В финской системе обучения эффективно используется практика помощи
отстающим ученикам. По окончании основной школы у ученика появляется первая
возможность
выбора
дальнейшей
образовательной
деятельности
-
гимназия
или
профессиональное училище. Гимназисты и ученики профессиональных училищ также
находятся на полном государственном обеспечении: им оплачивается питание, учебники,
проезд до дома. Обучение в старшей школе продолжается три года. По ее окончании
сдается экзамен - первое и последнее общенациональное испытание для школьников. Тем
не менее, поступление в вуз зависит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от
результатов прохождения вступительных испытаний, которые каждый вуз организует
самостоятельно.
В
Финляндии
существует
две
параллельные
системы
высшего
образования
—
университеты и политехнические институты. Последние дают практические знания и
навыки для работы в разных областях. Обучение длится 3,5-4 года и включает
обязательную практику. Единых правил, регламентирующих приём абитуриентов в вузы,
нет: все отдано на суд учебных заведений. Посещение профессиональной лицея в Кемпеле
было очень теплым и приятным. Это хорошо оснащенное заведение с гаражами,
теплицами, оранжереями с цветущими растениями, учебными кабинетами и т.д. Директор
школы Тапио Пудас рассказал о том, что их лицей является одним из самых больших и
престижных
в
Финляндии.
Лицей
состоит
из
13
филиалов
и
предлагают
63
образовательных программ 32 профессионально-технических. Около 11, 300 молодых
людей учатся в филиалах провинции г. Оулу. Лицей обеспечивает путь к профессии и
дальнейшее обучение молодых людей, которые закончили основное образование.
Также профессия учителя одна из самых творческих и свободных. Государство задает
образовательный стандарт, но не контролирует, не инспектирует образовательные
учреждения. Учителя работают на доверии. Только администрация школы имеет право
посещать уроки учителей. Все учителя имеют степень магистра. Нагрузка учителя
составляет
24
часа
в
неделю.
Преподаватель сам, выбирает, по каким учебникам и программам он будет вести
обучение. Учителя рассказали нам о том, что аттестацию не проходят. Они являются
экспертами в своей работе, и они проверяют своих собственных учеников. Мы были на
открытых занятиях в школах, лицее и были убеждены в том, что много проектной и
командной работы в коллективе. Ставится задача – не «научить», а научить «думать».
Обычно обучение не перед доской, учитель дает лишь общее направление, а потом ходит
по классу, между учениками. В Финляндии учителя работают как ученые-эксперты со
своими учениками в школах. На примере Финляндии, мы также увидели, как повышение
качества подготовки педагогических кадров, влияет на повышение качества высшего
образования за счет улучшения школьного обучения.
Их образовательное общество
основано на доверии и сотрудничестве, поэтому, когда они делают несколько тестов и
оценок, они не будут использовать его для управления учителя, но для развития. Они
верят в учителей. В Финляндии "сильная школа" - та, которая поднимает слабых и
средних учеников на самый высокий уровень, до которого они способны подняться.
Главной движущей силой политики в области образования не конкуренция между
учителями
и
между
школами,
а
взаимное
сотрудничество.
Непосредственное общение с коллегами из финских школ способствовало качественному
изучению их опыта работы в развитии системы образования в Финляндии. В каждом из
учителей гармонично сочетаются роли руководителя-лидера ориентированные на
развитие, а именно умение помогать сотрудникам, мотивировать и придавать энергию,
для того чтобы они смогли раскрыть свой потенциал, успешно работать и развиваться.
Система образования Финляндии строится на принципах доверия и ответственности.
Таким образом, опыт Финляндии показывает, что можно достичь отличных результатов,
сосредоточив внимание не на конкуренции, а на сотрудничестве. Учитель в Финляндии
чувствует себя очень достойным и профессиональным специалистом, потому что на него
возлагаются большие надежды, в его руках будущее. А он старается с помощью тех
возможностей, которые у него есть, развивать детей так, чтобы они оказались в жизни
успешными. Впечатления, знания, полученные от поездки в Финляндию, останутся на всю
жизнь. Для меня значимы новая культура, люди с совершенно другим менталитетом и
мировоззрением, и конечно, знакомство с новыми коллегами. Эта поездка дала мне
возможность взглянуть по-новому обучение и планирую использовать полученный и
ценный опыт в своей деятельности.
Что для меня ценно в моей профессии? Во-первых, профессия учителя изначально
предполагает саморазвитие и профессиональное совершенствование. Вместе с
учениками всегда узнаю что-то новое, вижу себя с другой стороны, замечаю, в каком
направлении мне надо двигаться дальше. Поэтому процесс обучения я всегда
рассматриваю как взаимообогащающий. Получение отзывов учеников и собственное
восприятие занятия служат основой анализа моей работы, который продвигает меня
на
совершенствование
умения
преподавать
(для
чего
я
использую
любую
возможность, будь то чтение методической литературы, или работа в интернете,
участие в конкурсах, конференциях, повышение квалификации или консультация у
коллег). Во-вторых, меня манит высшее наслаждение, которое ощущает учитель,
когда получает благодарность учеников и видит результаты своей работы. Наверное,
это чувство сравнимо с ощущениями дирижера, который долгое время работал с
музыкальным
материалом,
репетировал
с
оркестром,
помогал
музыкантам
настроиться на один лад, и вот взмах палочки, и зазвучала прекрасная, гармоничная
музыка. В третьих, преподавание английского языка позволяет мне поделиться с
учащимися богатствами английского языка и открыть перед ними возможности,
которое дает знание иностранного языка. Тем, что любой человек может выразить
себя в языке, как через письменную, так и через устную речь, а сделать это на
английском языке – поистине уникально.
Дополняя истину радостного общения, радостного свершения новых дел, я
чувствую себя счастливым человеком. Потому что я люблю свое дело. И чувствую,
что должна и могу быть надежным спутником моих учеников на пути к
совершенству. Я очень благодарна своей судьбе, учителям за то, что они привили мне
любовь к английскому языку, открыли мир культуры зарубежных стран. Знание
иностранных языков обогащает духовный мир. Благодаря этому знанию у меня есть
счастливые дни в моей жизни, посещаю зарубежные страны, могу общаться с
носителями языка. Я делюсь этим со своими учениками, открываю для них другой
Мир.
Среди
моих
учеников
есть
победитель
IV
городского
конкурса
«Выбор.ПРОФ.Якутск» по направлению «Иностранные языки.Английский язык»,
участники городской научно-практической конференции школьников на английском
языке «School of life in the North”(«Школа жизни на Севере»), призеры Регионального
конкурса вокальных исполнителей на английском языке «2school music awards” и т.д.
В современном мире невозможно стоять на месте. Возникает необходимость
саморазвития. Я считаю, что профессия учитель дает возможность самореализации
личности. Я работаю учителем потому, что действительно быть полезным и
нужным людям. Работая и сотрудничая с молодым современным поколением, я
многому учусь вместе с ними. Ученики постоянно побуждают меня быть в курсе
событий, учиться и не отставать от жизни. Мои знания и небольшой опыт в
единстве с энергией и творческой активностью моих учеников дают большой
потенциал для вдохновения, новых открытий, свершений и побед.