Напоминание

"Развитие интонационных навыков на уроках сольфеджио"


Автор: Татаринова Надежда Иннокентьевна
Должность: преподаватель по теории
Учебное заведение: МБО ДО Намская ДШИ им."З.П.Винокурова"
Населённый пункт: Республика Саха(Я) с.Намцы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие интонационных навыков на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБО ДО Намская ДШИ «им.З.П.Винокурова»

Методическая разработка на тему

Развитие интонационных навыков на уроках сольфеджио

Подготовила преподаватель по теории

Татаринова Н.И.

Интонация – это от латинского intono – произношу нараспев, запеваю.

Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и

характера звуков, созвучий.

Пение – это основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это

едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Задача

уроков сольфеджио научить детей петь, но не только развить голос, но и

научить учеников слушать себя при пении. Развитие вокально-

интонационных навыков это сложнейшая задача, которая стоит перед

педагогом на уроках сольфеджио. Вокально-интонационные упражнения

развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся

в песнях, цепочки ступеней, интервалов, аккордов, гармонических оборотов.

Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к

формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть. Кроме того,

цель интонационных упражнений это укрепить активным исполнением

полученные на уроке теоретического сведения. Физические ощущения при

работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение

способствуют запоминанию. Таким образом –роль музыкального слуха очень

велика.

Интонационные упражнения на первом году обучения

Формы исполнения интонационных упражнений могут быть разными: это

может быть пение хором, группами, индивидуально, с закрытым ртом, с

текстом и.т.д. В младших классах распевание можно начинать с песен на

одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Многие дети не могут перейти

от разговора к пению. Поэтому следует помнить, что в пении большую роль

играют гласные звуки. Например: Преподаватель поет на одной ноте, «Сидит

филин на дубу», а дети поют на этой же ноте: У-у-у, у-у-уу. Можно эту

попевку петь на две ноты, потом на три ноты. Далее нотный стан с помощью

руки. Много времени посвящаем интонированию устойчивых звуков.

Распевку устойчивых ступеней поем на каждом уроке. Например: I-VII-II-I.

III – II – IV – III. V – IV – VI – V. VII – I. ( По таблице) .

Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у младших классов диапазон у

них слабо развито, необходимо начальные упражнения использовать в

пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Например: До-

ре-до, До-ре- ми-ре-до, До-ре- ми- фа- ми-ре-до, До- ре- ми- фа- соль- фа-

ми-ре-до.

Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Ведь только

комплекс звуков это аккорд, дает возможность остро почувствовать

характер функции и направление тяготения , способствует более чистому

интонированию. Поэтому педагогу можно использовать гармонизацию,

гармоническую поддержку при пении упражнений этого раздела. Например:

«Наша Таня» Березняк.

Работа в ладу: Большую роль интонационные упражнения играют в работе

над ладом. В первую очередь это упражнения связанные с интонированием

ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо

пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение

неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.

Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как

пение наиболее характерных ступеневых последовательностей. Например:

II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения

помогают войти в лад.

Пение интервалов: Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио

имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать

интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования

навыка чтения с листа.

Если в первом и втором классах интонация интервала была связана с

песней, то с третьего класса организующим началом будет лад, тональность.

Спеть интервал помогает настройка в тональности. Чем яснее будет ладовое

положение интервала, тем легче его спеть. Так, большую терцию легко спеть

на первом и пятом ступенях. Чистая квинта легче интонируется от первой и

пятой ступени вверх, и от второй и пятой вниз. К концу третьего класса важно

выработать у детей активные слуховые представления простых интервалов и

добиться их чистого интонирования. На это требуется время время и очень

много повторять. Поэтому упражнения с интервалами петь на каждом уроке

с пением гамм и ступеней.

Работа над развитием навыков точного интонирования необходима на

каждом уроке сольфеджио. Без регулярной работы над интонацией

невозможно станет успешное освоение сольфеджио, сольфеджирование,

чтение с листа.



В раздел образования