Автор: Татаринова Надежда Иннокентьевна
Должность: преподаватель по теории
Учебное заведение: МБО ДО Намская ДШИ им."З.П.Винокурова"
Населённый пункт: Республика Саха(Я) с.Намцы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие интонационных навыков на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование
МБО ДО Намская ДШИ «им.З.П.Винокурова»
Методическая разработка на тему
Развитие интонационных навыков на уроках сольфеджио
Подготовила преподаватель по теории
Татаринова Н.И.
Интонация – это от латинского intono – произношу нараспев, запеваю.
Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и
характера звуков, созвучий.
Пение – это основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это
едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Задача
уроков сольфеджио научить детей петь, но не только развить голос, но и
научить учеников слушать себя при пении. Развитие вокально-
интонационных навыков это сложнейшая задача, которая стоит перед
педагогом на уроках сольфеджио. Вокально-интонационные упражнения
развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся
в песнях, цепочки ступеней, интервалов, аккордов, гармонических оборотов.
Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к
формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть. Кроме того,
цель интонационных упражнений это укрепить активным исполнением
полученные на уроке теоретического сведения. Физические ощущения при
работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение
способствуют запоминанию. Таким образом –роль музыкального слуха очень
велика.
Интонационные упражнения на первом году обучения
Формы исполнения интонационных упражнений могут быть разными: это
может быть пение хором, группами, индивидуально, с закрытым ртом, с
текстом и.т.д. В младших классах распевание можно начинать с песен на
одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Многие дети не могут перейти
от разговора к пению. Поэтому следует помнить, что в пении большую роль
играют гласные звуки. Например: Преподаватель поет на одной ноте, «Сидит
филин на дубу», а дети поют на этой же ноте: У-у-у, у-у-уу. Можно эту
попевку петь на две ноты, потом на три ноты. Далее нотный стан с помощью
руки. Много времени посвящаем интонированию устойчивых звуков.
Распевку устойчивых ступеней поем на каждом уроке. Например: I-VII-II-I.
III – II – IV – III. V – IV – VI – V. VII – I. ( По таблице) .
Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у младших классов диапазон у
них слабо развито, необходимо начальные упражнения использовать в
пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Например: До-
ре-до, До-ре- ми-ре-до, До-ре- ми- фа- ми-ре-до, До- ре- ми- фа- соль- фа-
ми-ре-до.
Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Ведь только
комплекс звуков это аккорд, дает возможность остро почувствовать
характер функции и направление тяготения , способствует более чистому
интонированию. Поэтому педагогу можно использовать гармонизацию,
гармоническую поддержку при пении упражнений этого раздела. Например:
«Наша Таня» Березняк.
Работа в ладу: Большую роль интонационные упражнения играют в работе
над ладом. В первую очередь это упражнения связанные с интонированием
ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо
пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение
неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.
Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как
пение наиболее характерных ступеневых последовательностей. Например:
II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения
помогают войти в лад.
Пение интервалов: Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио
имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать
интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования
навыка чтения с листа.
Если в первом и втором классах интонация интервала была связана с
песней, то с третьего класса организующим началом будет лад, тональность.
Спеть интервал помогает настройка в тональности. Чем яснее будет ладовое
положение интервала, тем легче его спеть. Так, большую терцию легко спеть
на первом и пятом ступенях. Чистая квинта легче интонируется от первой и
пятой ступени вверх, и от второй и пятой вниз. К концу третьего класса важно
выработать у детей активные слуховые представления простых интервалов и
добиться их чистого интонирования. На это требуется время время и очень
много повторять. Поэтому упражнения с интервалами петь на каждом уроке
с пением гамм и ступеней.
Работа над развитием навыков точного интонирования необходима на
каждом уроке сольфеджио. Без регулярной работы над интонацией
невозможно станет успешное освоение сольфеджио, сольфеджирование,
чтение с листа.