Автор: Байкова Анастасия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 р.п.Линево имени Ф.И.Кулиша"
Населённый пункт: р.п.Линево Искитимский район Новосибирская область
Наименование материала: публикация
Тема: Рекомендации логопеда для родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование
Рекомендации логопеда родителям
I
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЗАКОННЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Уважаемые взрослые! Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из
самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели
начального
обучения
превращаются
в
средство
дальнейшего
получения
знаний
учащимися. Мы предлагаем Вам образцы упражнений для организации систематических
домашних занятий с детьми.
Направление работы
Игры и упражнения
Игры - классификации
Отгадай предмет по названию его частей.
Пол, стены, потолок (комната).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Объясните, что общее у предметов.
Мяч, солнце, шар.
Тарелка, ваза, чашка.
Лист, трава, крокодил.
словообразование
Назвать профессии.
Кто носит багаж? - Носильщик.
Кто сваривает трубы? - Сварщик.
Кто вставляет стекла? - Стекольщик.
Кто работает на кране? - Крановщик.
Кто кладет камни? - Каменщик.
Кто чинит часы? - Часовщик.
-Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик,
крановщик, каменщик, часовщик?
Делается вывод, что во многих словах, которые обозначают
профессии, слышится суффикс -щик.
Изменить слово по аналогии:
Виноград- виноградина
Свинья- …
Горох- …
Бусы - бусинка
Песок- …
Снег- …
Пыль- …
Дождь- …
Слова,
обозначающие
действия
Подобрать как можно больше слов к названиям животных,
которые отвечают на вопрос" Что делает?"
Курица (кудахчет, квохчет, клюет, несется, созывает)
Собака (лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит,
грызет).
Кошка (мяукает, мурлыкает, лакает, ловит, царапается,
облизывается).
Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).
Речевой материал:
Входит - выходит
Подходит - выходит
Наливает - выливает
Залезает - слезает.
Слова,
обозначающие
признаки предметов
Назвать слова-признаки, говорящие о характере человека.
Положительные эти черты характера или отрицательные?
…Жить без шуток плохо.
Если ты обидчивый,
Вспыльчивый, забывчатый,
Хмурый, неуживчивый,
Берегись подвоха.
Объясните выражение «берегись подвоха».
7.К словам, обозначающим признаки, подберите слова,
обозначающие предметы.
Звонкая… Большая…
Маленькая… Темная…
Тихая… Широкая…
Синяя… Сладкая…
Длинная
Синонимы
(слова,
близкие по смыслу)
К подчеркнутым глаголам подберите слова, близкие по смыслу.
Вы, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы…
Стал он кликать золотую рыбку.
Воротился старик ко старухе.
Антонимы
(слова,
противоположные
по
смыслу)
К словам левого столбика подбери слова, противоположные по
смыслу, данные в правом столбике.
Север -… болезнь
Высокий -… ленивый
Улететь -… польза
Загадка -… легкий
Завязать -… закрыть
Прилежный -… юг
Светлый -… низкий
Вред -… прилететь
Здоровье -… темный
Открыть -… отгадка
Тяжелый -… развязать
В парах слов замени подчеркнутые слова
противоположными по смыслу.
Легкая задача -…
Легкая ноша -…
Мягкий диван -…
Мягкий климат -…
Слабый голос-…
Слабые знания -…
Многозначность слова
Заменить глагол бежит близким по смыслу.
Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко
бежит из кастрюли.
Какими словами описывает автор дождь?
Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и
умолк.(Н.Сладков.)
Какими еще словами можно охарактеризовать дождь?
Родственные слова
Найди лишнее слово.
Море, морщины, морской.
Боль, большой, больница.
Лес, лесник, лестница.
Водить, вода, водный.
Найти общую часть слов - "родственников".
Зимушка, зимовать, зимний /зим /.
Пасет, пастух, пастушка /пас /.
Печка, печник, испечь /печ /.
Дворник, дворик, дворовый /двор /.
Кормить, корм, кормление /корм /.
Смыслоразличительная
роль ударения
Найти слова с одинаковым написанием, но различным
значением.
Мы уже' выучили уроки.
Тропинка у'же дороги.
Лена мела' пол.
Вера принесла кусочек ме'ла.
Я варю' уху.
Мама похвалила Ва'рю.
Поставьте ударение в выделенных словах.
В этом году было много травы на лугах. Травы стояли густые,
сочные. Несколько раз колхозники косили луга. С каждого луга
собрали много сена.
Словосочетание
и
предложение
Игра "Найди ошибку".
Предложить послушать предложение, определить, правильно
ли оно составлено, а если неправильно, то исправить.
Шел дождь, потому что я взяла зонтик.
Цветы не поливали, потому что они засохли.
Солнышко прячется, потому что ночью темно.
Петя испачкался, потому что его поругала мама.
Из двух предложений составить одно - по образцу.
Образец:
Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.
Сегодня пасмурный и дождливый день.
По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.
У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.
Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.
В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.
Согласование
Упражнять детей в практическом использовании категории
числа (без ее определения).
"Две мамы купили своим детям четыре панамки. Первая мама
купила белую панамку, вторая - голубые панамки. Сколько
детей было у каждой мамы?"
- Как вы догадались, что у первой был один ребенок, а у
второй - трое?
- Белая панамка, значит, одна;
- Остальные из четырех - голубые панамки, значит, три.
Составить предложения.
Шумела море, волна, толпа, собрание, река.
Шумело
Висело картина, объявление, полотенце, зеркало.
Висела
Управление
Послушайте рассказ "Зоопарк". Найдите в нем ошибки.
Исправьте их.
Зоопарк.
Дети ходили в зоопарк. Там они видели огромный слон,
полосатая зебра, забавные обезьяны. Слон обливался холодной
водой. Зебры жевали свежая трава. Обезьяны корчили
смешные рожицы.
Заменить по образцу.
Образец: Вертится, как волчок - вертится волчком.
Летит, как стрела - ….
Поёт, как соловей - ….
Воет, как волк - ….
Ходит, как павлин - ….
Вьётся, как вьюн - ….
Растёт, как барин - ….
Предлоги
Прослушайте словосочетания, назовите предлог.
Спрятался за дерево.
Скрылся за поворотом.
Скрылось за тучами.
Гнались за лисой.
Прослушайте стихотворение, вставьте пропущенные предлоги,
выучите стихотворение.
У меня сестренок семь.
У меня сестренок семь.
Помогать я буду всем!
… Олей сеять,
…Пашей жать,
…Дашей куклу наряжать,
…Леной стряпать,
…Нюрой шить,
…Шурой сено ворошить,
Песни петь…Марусенькой,
Самою малюсенькой.
Предлоги и приставки
Исправить ошибки в выделенных словах, подобрать подходящую
по значению приставку.
Картинку нужно вклеить на картон. Попробуй слезть на это
дерево.
Комар прилетел в комнату. Собака повела мальчика из леса.
Наш дом выделяется от соседних небольшим ручьем.
II ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Проблема нарушений устной и письменной у школьников – одна из
самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели
начального
обучения
превращаются
в
средство
дальнейшего
получения
знаний
учащимися. Мы предлагаем Вам некоторые виды упражнений для организации
систематических домашних занятий с детьми.
Направление работы
Игры и упражнения
Развитие
пространственных
представлений
Показать соседа справа, определить правый – левый
карман у джинсов и т.д.
Развитие временных представлений
Загадки: «Когда это бывает?», сопоставить понятия
дед – отец – сын – брат и т.д.
Звуковой анализ слов
Добавить недостающую букву: ко…, ма…, со…,
Сколько звуков в слове «Ах»? Назовите первый,
второй. Какой из них гласный, согласный?
Различение букв, имеющих сходство при
написании б-д-у, о-а
Конструирование букв алфавита с помощью счетных
палочек, картонных элементов букв, запись элементов
букв
Пополнение словарного запаса
Словесные игры: «Магазин», «Что бывает широкое,
узкое?», «Похож – непохож» и т.д.
Развитие
способности
к
словообразованию
Задания на
Определение действующих лиц (Как называют
человека, который чистит сапоги?)
Аналогии (У кошки – котенок, а у лисы -…?)
Образование родственных слов (сад – садовый –
садить) и т.д.
Слоговой анализ и синтез слов
Составление слов из слогов, деление слов на слоги,
добавить слог, чтобы получилось слово, доскажи
словечко и т.д.
Формирование» чувства языка»
Изменение исходного слова и получение его форм
или родственных ему слов
Сопоставление двух предложений с помощью
интонирования
Сопоставление двух предложений, отличающихся
одним словом
Придумывание предложений с заданным словом и
определение количества слов в них и др.
Развитие и совершенствование тонкой
моторики кистей и пальцев рук
Пальцевая гимнастика
Работа в тетрадях – отработка элементарных
графических навыков
Упражнения
для
пальцев
и
кистей
рук
с
использованием различных предметов.