Автор: Оксана Леонидовна Соснина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ" СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов г.Ленска"
Населённый пункт: Ленск , Республика Саха ( Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения
Раздел: начальное образование
Пути формирования правильного, беглого и выразительного
чтения.
Автор: Соснина О.Л., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 с углубленным
изучением отдельных предметов, г. Ленск, РС(Я).
Научить детей беглому, правильному, выразительному чтению- одна из
главных задач начального обучения. Чтение играет огромную роль в
образовании, воспитании и развитии человека. Посредством чтения можно и
нужно воспитывать, и развивать детей. Если ученик научился читать в
период обучения грамотности, он верит в свои силы, и становится в
дальнейшем успешным.
От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Если
ребёнок не справляется с чтением, у него нет веры в свои силы. Давайте
представим, когда во втором, третьем классе начинаются задачи, чтобы
понять условие, ученику надо прочитать его не один раз. В дальнейшем идут
большие тексты по литературе, природоведению, а в последующих классах
история, биология, физика, химия и т.д. Ребёнок не может успеть за другими
учениками в классе. О будет морально переживать свой недостаток. Если
ученик читает плохо во втором, третьем классе, то в четвертом падает его
успеваемость. И в последствии ученик относится к учебе безразлично. Такой
ученик обречён на неуспеваемость.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа
над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. И
конечно, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности каждого
ребёнка.
Так вот, что же делать? Как помочь детям? С первого класса, это где – то
10-15 минут в начале урока я провожу на каждом уроке литературы игровую
разминку. Это тренировочные упражнения на дыхание и подготовки голоса.
Задуйте свечку.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну
большую свечу. Представьте, что стоит три свечки. Сделайте глубокий вдох
и вдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Далее работа проводится на чтение слогов с ускорением, с ударением.
Этот этап работы направлен на тренировку речевого аппарата ребёнка, на
отработку навыка чтения целыми словами. Он распределён по группам таким
образом, чтобы последовательно соблюсти основной принцип обучения от
простого к сложному.
Чтение блоков.
Слитное чтение двух рядов стоящих букв.
Ау аа ау иа ея ао яя ее ею
Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.
Ага сам сом
Чтение односложных слов со стечением согласных в начале слова, в конце
слова.
Враз врач вред Класс встал у парт.
Чтение двухсложных слов.
Чтение трёхсложных слов.
Отработка дикции.
Использование скороговорок. Методика работы со скороговорками
достаточно известна: от отдельного, отчётливого проговаривания до
максимально чёткого, быстрого.
Упражнения для осознанного чтения.
Что общего и чем различаются слова? Мел-мель, мяч- мал,мыл-мил,
Перестановка букв. Составь слово. Вцет, сачы , навака.
Найди слово в слове. Гроза, поднос, шутка.
Шарады, ребусы, загадки.
«Жужжащее чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают
одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то
Быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно
добиться определённых результатов. Обязательно надо использовать такие
виды работ, как ролевое чтение с инсценировкой. Интересный этап работы
«чтение за диктором», когда один читает хорошо, а другой похуже, второй
слышит, как читает первый и старается успевать за хорошо читающим. «Игра
в прятки». Ведущий читает с любого места, называя только страничку,
остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.
Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все
ученики быстро читающие и читающие медленно. Чтение перед сном. Оно
даёт хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня
фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек
спит, он находится под впечатлением. Режим щадящего чтения. (Если
ребёнок не любит читать). Это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну
– две строки и получает кратковременный отдых. Очень важна помощь
родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях надо
убеждать каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную
привычку ребёнка. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к
содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важны быть предельно
сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребёнку.
Помогают и открытые для родителей уроки. Только живое, эмоциональное,
разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и
удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который не угасает
и в последующих классах.
Когда дети начнут с интересом читать, появится беглость и
осмысленность чтения, заметно повысится успеваемость и по русскому
языку, и по математике. Такая работа помогает обеспечить устойчивое
овладение учащимися навыков чтения, снимает трудности чтения, а значит,
повышает интерес к чтению, т.е. создаётся ситуация успеха.