Напоминание

Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения


Автор: Оксана Леонидовна Соснина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ" СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов г.Ленска"
Населённый пункт: Ленск , Республика Саха ( Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Пути формирования правильного, беглого и выразительного

чтения.

Автор: Соснина О.Л., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 с углубленным

изучением отдельных предметов, г. Ленск, РС(Я).

Научить детей беглому, правильному, выразительному чтению- одна из

главных задач начального обучения. Чтение играет огромную роль в

образовании, воспитании и развитии человека. Посредством чтения можно и

нужно воспитывать, и развивать детей. Если ученик научился читать в

период обучения грамотности, он верит в свои силы, и становится в

дальнейшем успешным.

От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Если

ребёнок не справляется с чтением, у него нет веры в свои силы. Давайте

представим, когда во втором, третьем классе начинаются задачи, чтобы

понять условие, ученику надо прочитать его не один раз. В дальнейшем идут

большие тексты по литературе, природоведению, а в последующих классах

история, биология, физика, химия и т.д. Ребёнок не может успеть за другими

учениками в классе. О будет морально переживать свой недостаток. Если

ученик читает плохо во втором, третьем классе, то в четвертом падает его

успеваемость. И в последствии ученик относится к учебе безразлично. Такой

ученик обречён на неуспеваемость.

Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа

над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. И

конечно, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности каждого

ребёнка.

Так вот, что же делать? Как помочь детям? С первого класса, это где – то

10-15 минут в начале урока я провожу на каждом уроке литературы игровую

разминку. Это тренировочные упражнения на дыхание и подготовки голоса.

Задуйте свечку.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну

большую свечу. Представьте, что стоит три свечки. Сделайте глубокий вдох

и вдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Далее работа проводится на чтение слогов с ускорением, с ударением.

Этот этап работы направлен на тренировку речевого аппарата ребёнка, на

отработку навыка чтения целыми словами. Он распределён по группам таким

образом, чтобы последовательно соблюсти основной принцип обучения от

простого к сложному.

Чтение блоков.

Слитное чтение двух рядов стоящих букв.

Ау аа ау иа ея ао яя ее ею

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

Ага сам сом

Чтение односложных слов со стечением согласных в начале слова, в конце

слова.

Враз врач вред Класс встал у парт.

Чтение двухсложных слов.

Чтение трёхсложных слов.

Отработка дикции.

Использование скороговорок. Методика работы со скороговорками

достаточно известна: от отдельного, отчётливого проговаривания до

максимально чёткого, быстрого.

Упражнения для осознанного чтения.

Что общего и чем различаются слова? Мел-мель, мяч- мал,мыл-мил,

Перестановка букв. Составь слово. Вцет, сачы , навака.

Найди слово в слове. Гроза, поднос, шутка.

Шарады, ребусы, загадки.

«Жужжащее чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают

одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то

Быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно

добиться определённых результатов. Обязательно надо использовать такие

виды работ, как ролевое чтение с инсценировкой. Интересный этап работы

«чтение за диктором», когда один читает хорошо, а другой похуже, второй

слышит, как читает первый и старается успевать за хорошо читающим. «Игра

в прятки». Ведущий читает с любого места, называя только страничку,

остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все

ученики быстро читающие и читающие медленно. Чтение перед сном. Оно

даёт хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня

фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек

спит, он находится под впечатлением. Режим щадящего чтения. (Если

ребёнок не любит читать). Это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну

– две строки и получает кратковременный отдых. Очень важна помощь

родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях надо

убеждать каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную

привычку ребёнка. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к

содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важны быть предельно

сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребёнку.

Помогают и открытые для родителей уроки. Только живое, эмоциональное,

разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и

удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который не угасает

и в последующих классах.

Когда дети начнут с интересом читать, появится беглость и

осмысленность чтения, заметно повысится успеваемость и по русскому

языку, и по математике. Такая работа помогает обеспечить устойчивое

овладение учащимися навыков чтения, снимает трудности чтения, а значит,

повышает интерес к чтению, т.е. создаётся ситуация успеха.



В раздел образования