Напоминание

Среды обитания


Автор: Ефремова Ольга Измайловна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ " Гимназия №3"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Среды обитания
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия №3»

Конспект урока биологии в 5 классе по программе УМК В.В.

Пасечника

Тема урока: «Среды обитания организмов».

Работу выполнила:

Ефремова Ольга Измайловна,

учитель биологии и химии

МАОУ «Гимназия № 3»

Пермь - 2022 год

Тема урока: «Среды обитания организмов».

Цель: дать учащимся сведения о термине « среда обитания», акцентировать внимание на

взаимосвязи живых организмов между собой и абиотическими факторами.

Задачи урока: — показать, что объединяет все живые организмы и какие условия нужны

для их жизни; познакомить учащихся с различными средами обитания организмов и

выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

Прогнозируемые результаты:

Предметные:

Уметь определять среды обитания живых организмов. Знать, как

приспосабливаются организмы к различным средам обитания.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

1.Овладение азами исследовательской деятельности, включая умения выделять проблему,

ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,

наблюдать, делать выводы и заключения, описывать биологические объекты и процессы,

структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

1.Умение работать с различными источниками биологической информации; находить

биологическую информацию в различных источниках; анализировать и оценивать

информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные

УУД).

2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; работать в группе, слушать и понимать

речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и

следовать им (Коммуникативные УУД).\

Основной метод, используемый на уроке – проблемный.

Применяемые технологии: информационно-коммуникативная, технология

сотрудничества, исследовательская технология.

Проблема, решаемая на уроке: «Почему на Земле встречаются определенные виды живых

организмов в определенных средах обитания?»

Материально – техническое обеспечение: ПК, экран, учебники, влажные препараты

рыб, земноводных, змей, паразитических червей, коллекция насекомых; раздаточный

материал: инструктивные карты; планшеты с фрагментами фильма о различных

организмах и их средах обитания; электронный микроскоп; дождевые черви; улитки

Ахатины; аквариум; клетка с волнистыми попугайчиками.

Этапы урока:

1.« Проблематизация, актуализация, мотивация»

«Открытие» нового знания (проблемное объяснение знания).

- А везде ли на нашей планете можно встретить жизнь? (Нет в жерлах вулкана и в верхних

слоях атмосферы).

- А почему? (Условия не подходят)

- Сегодня нам и предстоит выяснить: «Что такое среда обитания, и какие особенные

условия жизни в ней, к которым приспосабливаются организмы?

- Как бы вы определите тему урока?

2. На этапе урока « Первичное ознакомление» учитель может использовать

методический аппарат учебника для обучения:

Среды обитания организмов. Средой называют всё то, что окружает живое существо в

природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые

организмами. Это наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и, наконец, одни живые

организмы могут являться средой обитания для других (рис. 10). Каждая из этих сред

имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к

среде обитания и к специфическим условиям жизни, в которых ему приходится

существовать.

3.На этапе урока «Отработка и закрепление»

На данном этапе можно использовать иллюстрации в тексте параграфа для выяснения

факторов необходимых для жизни живых организмов с учащимися. В ходе диалога

выяснится, что это кислород, вода, тепло, свет, температура. Так же выяснится, что

животные обитают в воде, почве, на поверхности земли и внутри организма.

И в ходе групповой работы учащиеся должны выяснить особенности каждой среды

обитания.

На уроке предстоит дать характеристику каждой среде обитания. Нужно разделить

учащихся класса на четыре группы- лаборатории и выбрать заведующих лаборатории.

Каждой группе предстоит провести исследование, в результате которого они должны дать

характеристику среды обитания и ответить на вопрос, как организмы приспосабливаются

к ней.

Учитель может установить основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого

анализа - выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и

процессов.

После групповой работы заведующие лабораториями представляют результаты работы.

Что можно оформить в виде таблицы.

С использованием наглядного материала выяснить в ходе диалогической беседы учитель

может выяснить приспособления животных к каждой среде обитания. Учащиеся, отвечая

на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают,

обобщают,

классифицируют

животных,

имеющих

одинаковые

приспособления

к

обитанию в определённой среде.

4.На этапе урока «Рефлексия» учитель может использовать методический аппарат

учебника для обучения: -выявлять дефициты информации, данных, необходимых для

решения поставленной задачи -учитывать контекст и предвидеть трудности, которые

могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к

меняющимся обстоятельствам -давать оценку приобретённому опыту, уметь находить

позитивное в произошедшей ситуации - обосновывать необходимость применения

групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи. Таким

образом мы видим, что методический аппарат учебника позволяет формировать и

достигать требуемых метапредметных результатов

Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

- В разных средах обитания живут разные организмы.

- А почему они живут в разных средах?

- Потому, что они приспособлены только к своей среде

- Какие это среды?

- Мы плодотворно работали весь урок, а нужны ли вам в дальнейшем эти знания, эта

информация?

- Да. Мы ведь тоже живем в наземно-воздушной среде обитания, и она должна быть для

нас комфортной и чистой.

- Как много тайн скрывает от нас природа, но как приятно их открывать. И я надеюсь, что

впереди вас ждут много интересных открытий.

Домашнее творческое задание: наблюдение за домашним питомцем. Определить в

какой среде обитания он живёт и как к ней приспосабливается

Приложение 1

Инструктивная карта 1

Наземно-воздушная среда обитания.

1.

Охарактеризуйте наземно – воздушную среду обитания.

2.

В исследуемой среде обитания света много или мало?

3.

В исследуемой среде обитания влаги много или мало?

4.

В исследуемой среде обитания кислорода достаточно, не достаточно или не всегда

достаточно?

5.

Как изменяется температура? Резко или плавно?

6.

Заполните таблицу, обсуждая характеристики в группе.

Характеристика наземно – воздушной среды обитания.

Факторы среды

Наземно-воздушная

Количество воздуха

Количество света

Количество влаги

Интенсивность изменения

температуры

Приспособления организмов к наземно – воздушной среде обитания

Названия организмов

Место обитания

Приспособления к

обитанию в данной среде

Инструктивная карта 2

Водная среда обитания

1.

Охарактеризуйте водную среду обитания.

2.

В исследуемой среде обитания света много или мало?

3.

В исследуемой среде обитания влаги много или мало?

4.

В исследуемой среде обитания кислорода достаточно, не достаточно или не

всегда достаточно?

5.

Как изменяется температура? Резко или плавно?

6.

Заполните таблицу, обсуждая характеристики в группе.

Характеристика водной среды обитания.

Факторы среды

Водная

Количество воздуха

Количество света

Количество влаги

Интенсивность изменения температуры

Приспособления организмов к водной среде обитания

Названия организмов

Место обитания

Приспособления к

обитанию в данной среде

Инструктивная карта 3

Почвенная среда обитания.

1.

Охарактеризуйте почвенную среду обитания.

2.

В исследуемой среде обитания света много или мало?

3.

В исследуемой среде обитания влаги много или мало?

4.

В исследуемой среде обитания кислорода достаточно, не достаточно или не

всегда достаточно?

5.

Как изменяется температура? Резко или плавно?

6.

Заполните таблицу, обсуждая характеристики в группе.

Характеристика почвенной среды обитания.

Факторы среды

Почвенная

Количество воздуха

Количество света

Количество влаги

Интенсивность изменения

температуры

Приспособления организмов к почвенной среде обитания

Названия организмов

Место обитания

Приспособления к

обитанию в данной среде

Инструктивная карта 4

Организменная среда обитания.

1.

Охарактеризуйте организменную среду обитания.

2.

В исследуемой среде обитания света много или мало?

3.

В исследуемой среде обитания влаги много или мало?

4.

В исследуемой среде обитания кислорода достаточно, не достаточно или не

всегда достаточно?

5.

Как изменяется температура? Резко или плавно?

6.

Заполните таблицу, обсуждая характеристики в группе

Характеристика организменной среды обитания.

Факторы среды

Организменная

Количество воздуха

Количество света

Количество влаги

Интенсивность изменения

температуры

Приспособления организмов к организменной среде обитания

Названия организмов

Место обитания

Приспособления к

обитанию в данной среде



В раздел образования