Автор: Ефремова Ольга Измайловна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ " Гимназия №3"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Среды обитания
Раздел: полное образование
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия №3»
Конспект урока биологии в 5 классе по программе УМК В.В.
Пасечника
Тема урока: «Среды обитания организмов».
Работу выполнила:
Ефремова Ольга Измайловна,
учитель биологии и химии
МАОУ «Гимназия № 3»
Пермь - 2022 год
Тема урока: «Среды обитания организмов».
Цель: дать учащимся сведения о термине « среда обитания», акцентировать внимание на
взаимосвязи живых организмов между собой и абиотическими факторами.
Задачи урока: — показать, что объединяет все живые организмы и какие условия нужны
для их жизни; познакомить учащихся с различными средами обитания организмов и
выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
Уметь определять среды обитания живых организмов. Знать, как
приспосабливаются организмы к различным средам обитания.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
1.Овладение азами исследовательской деятельности, включая умения выделять проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, делать выводы и заключения, описывать биологические объекты и процессы,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
1.Умение работать с различными источниками биологической информации; находить
биологическую информацию в различных источниках; анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные
УУД).
2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; работать в группе, слушать и понимать
речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и
следовать им (Коммуникативные УУД).\
Основной метод, используемый на уроке – проблемный.
Применяемые технологии: информационно-коммуникативная, технология
сотрудничества, исследовательская технология.
Проблема, решаемая на уроке: «Почему на Земле встречаются определенные виды живых
организмов в определенных средах обитания?»
Материально – техническое обеспечение: ПК, экран, учебники, влажные препараты
рыб, земноводных, змей, паразитических червей, коллекция насекомых; раздаточный
материал: инструктивные карты; планшеты с фрагментами фильма о различных
организмах и их средах обитания; электронный микроскоп; дождевые черви; улитки
Ахатины; аквариум; клетка с волнистыми попугайчиками.
Этапы урока:
1.« Проблематизация, актуализация, мотивация»
«Открытие» нового знания (проблемное объяснение знания).
- А везде ли на нашей планете можно встретить жизнь? (Нет в жерлах вулкана и в верхних
слоях атмосферы).
- А почему? (Условия не подходят)
- Сегодня нам и предстоит выяснить: «Что такое среда обитания, и какие особенные
условия жизни в ней, к которым приспосабливаются организмы?
- Как бы вы определите тему урока?
2. На этапе урока « Первичное ознакомление» учитель может использовать
методический аппарат учебника для обучения:
Среды обитания организмов. Средой называют всё то, что окружает живое существо в
природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые
организмами. Это наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и, наконец, одни живые
организмы могут являться средой обитания для других (рис. 10). Каждая из этих сред
имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к
среде обитания и к специфическим условиям жизни, в которых ему приходится
существовать.
3.На этапе урока «Отработка и закрепление»
На данном этапе можно использовать иллюстрации в тексте параграфа для выяснения
факторов необходимых для жизни живых организмов с учащимися. В ходе диалога
выяснится, что это кислород, вода, тепло, свет, температура. Так же выяснится, что
животные обитают в воде, почве, на поверхности земли и внутри организма.
И в ходе групповой работы учащиеся должны выяснить особенности каждой среды
обитания.
На уроке предстоит дать характеристику каждой среде обитания. Нужно разделить
учащихся класса на четыре группы- лаборатории и выбрать заведующих лаборатории.
Каждой группе предстоит провести исследование, в результате которого они должны дать
характеристику среды обитания и ответить на вопрос, как организмы приспосабливаются
к ней.
Учитель может установить основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа - выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов.
После групповой работы заведующие лабораториями представляют результаты работы.
Что можно оформить в виде таблицы.
С использованием наглядного материала выяснить в ходе диалогической беседы учитель
может выяснить приспособления животных к каждой среде обитания. Учащиеся, отвечая
на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают,
обобщают,
классифицируют
животных,
имеющих
одинаковые
приспособления
к
обитанию в определённой среде.
4.На этапе урока «Рефлексия» учитель может использовать методический аппарат
учебника для обучения: -выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи -учитывать контекст и предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам -давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации - обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи. Таким
образом мы видим, что методический аппарат учебника позволяет формировать и
достигать требуемых метапредметных результатов
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
- В разных средах обитания живут разные организмы.
- А почему они живут в разных средах?
- Потому, что они приспособлены только к своей среде
- Какие это среды?
- Мы плодотворно работали весь урок, а нужны ли вам в дальнейшем эти знания, эта
информация?
- Да. Мы ведь тоже живем в наземно-воздушной среде обитания, и она должна быть для
нас комфортной и чистой.
- Как много тайн скрывает от нас природа, но как приятно их открывать. И я надеюсь, что
впереди вас ждут много интересных открытий.
Домашнее творческое задание: наблюдение за домашним питомцем. Определить в
какой среде обитания он живёт и как к ней приспосабливается
Приложение 1
Инструктивная карта 1
Наземно-воздушная среда обитания.
1.
Охарактеризуйте наземно – воздушную среду обитания.
2.
В исследуемой среде обитания света много или мало?
3.
В исследуемой среде обитания влаги много или мало?
4.
В исследуемой среде обитания кислорода достаточно, не достаточно или не всегда
достаточно?
5.
Как изменяется температура? Резко или плавно?
6.
Заполните таблицу, обсуждая характеристики в группе.
Характеристика наземно – воздушной среды обитания.
Факторы среды
Наземно-воздушная
Количество воздуха
Количество света
Количество влаги
Интенсивность изменения
температуры
Приспособления организмов к наземно – воздушной среде обитания
Названия организмов
Место обитания
Приспособления к
обитанию в данной среде
Инструктивная карта 2
Водная среда обитания
1.
Охарактеризуйте водную среду обитания.
2.
В исследуемой среде обитания света много или мало?
3.
В исследуемой среде обитания влаги много или мало?
4.
В исследуемой среде обитания кислорода достаточно, не достаточно или не
всегда достаточно?
5.
Как изменяется температура? Резко или плавно?
6.
Заполните таблицу, обсуждая характеристики в группе.
Характеристика водной среды обитания.
Факторы среды
Водная
Количество воздуха
Количество света
Количество влаги
Интенсивность изменения температуры
Приспособления организмов к водной среде обитания
Названия организмов
Место обитания
Приспособления к
обитанию в данной среде
Инструктивная карта 3
Почвенная среда обитания.
1.
Охарактеризуйте почвенную среду обитания.
2.
В исследуемой среде обитания света много или мало?
3.
В исследуемой среде обитания влаги много или мало?
4.
В исследуемой среде обитания кислорода достаточно, не достаточно или не
всегда достаточно?
5.
Как изменяется температура? Резко или плавно?
6.
Заполните таблицу, обсуждая характеристики в группе.
Характеристика почвенной среды обитания.
Факторы среды
Почвенная
Количество воздуха
Количество света
Количество влаги
Интенсивность изменения
температуры
Приспособления организмов к почвенной среде обитания
Названия организмов
Место обитания
Приспособления к
обитанию в данной среде
Инструктивная карта 4
Организменная среда обитания.
1.
Охарактеризуйте организменную среду обитания.
2.
В исследуемой среде обитания света много или мало?
3.
В исследуемой среде обитания влаги много или мало?
4.
В исследуемой среде обитания кислорода достаточно, не достаточно или не
всегда достаточно?
5.
Как изменяется температура? Резко или плавно?
6.
Заполните таблицу, обсуждая характеристики в группе
Характеристика организменной среды обитания.
Факторы среды
Организменная
Количество воздуха
Количество света
Количество влаги
Интенсивность изменения
температуры
Приспособления организмов к организменной среде обитания
Названия организмов
Место обитания
Приспособления к
обитанию в данной среде