Напоминание

Психологическая подготовка спортсменов


Автор: Волобуев Сергей Евгеньевич
Должность: Тренер по дзюдо
Учебное заведение: ГАУ РСШОР Батыр
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Публикация
Тема: Психологическая подготовка спортсменов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психологическая подготовка спортсменов.

Психологическая подготовка – процесс, направленный на создание у спортсменов состояния

психической готовности к соревнованию.

Основные вопросы психологической подготовки:

* оценка особенностей личности спортсмена – его характера, темперамента, направленности

личности, интересов, уровня притязаний в спорте и т.д.;

* социальные аспекты личности и коллектива – психологический климат в спортивной

команде, формирование межличностных отношений;

* оценка максимальных возможностей спортсмена, его различных психических качеств;

* средства достижения максимальной или оптимальной психической работоспособности;

* обоснование применяемых средств реабилитации после большой тренировочной нагрузки,

ответственных соревнований, напряженного спортивного сезона.

Для воспитания морально-волевых качеств личности спортсмена и эмоциональной устойчивости

первостепенное значение имеют: личный пример тренера, разъяснение, убеждение, побуждение к

деятельности, поощрение, обсуждение, различные приемы психорегуляции и саморегуляции,

упражнения в усложненных условиях деятельности и т.д.

Еще дополнительно выделяют такие средства психологической подготовки спортсменов, как

контроль, самоконтроль, внушение, самовнушение, физиотерапевтические (сауна, массаж, бассейн и

т.п.), психофармакологические (антидепрессанты, ноотропы и т.д.).

Психические состояния спортсмена - особая категория психологии спорта, объединяющая большую

группу жизненных явлений. Хотя психические состояния нельзя полностью сводить к переживаниям,

однако они занимают значительное место.

Психические состояния являются психологической характеристикой личности спортсмена, которая

отражает сравнительно длительные его переживания.

В спортивных соревнованиях, как правило, участвуют хорошо подготовительные и равные по силам

противники. Это сообщает особую остроту соревновательной борьбе за лучший результат, за

достижение победы и требует от спортсмена или команды напряжения всех физических и духовных

сил.

Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее обычные,

повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными.

Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психологических

напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными.

Это, несомненно, положительный эффект, так как он способствует укреплению здоровья,

повышению работоспособности, развитию физических и психологических качеств, а в спорте – росту

спортивных результатов.

В основе психического напряжения лежит взаимодействие двух видов регуляции в деятельности

спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый порождает переживание, второй – волевое усилие.

Часто переживание спортсмена, возникающее перед соревнованием, достаточно успешно

стимулируют его, сводя к минимуму волевые усилия. В тоже время любое волевое усилие имеет в

своей основе эмоциональное начало. Как известно, эти понятия глубоко взаимосвязаны.

Предсоревновательные эмоциональное напряжение регулируется целенаправленным волевым

усилием. Эмоции вызывают энергетический выброс, а воля определяется экономичность

использования этой энергии.

Предстартовое состояние боевой готовности и спокойной уверенности является признаком состояния

психической готовности и наиболее благоприятны для успешного участия в соревнованиях.

Предстартовые реакции можно регулировать. В процессе тренировки спортсмена следует обучать

управлению эмоциями. Кроме того, необходима правильная организация отдыха в дни и часы,

предшествующие спортивному соревнованию.

На состояние спортсмена перед стартом могут оказать влияние и другие факторы: характер, масштаб

и значение соревнований, состав участников и силы «противников», организованность, дисциплина в

спортивном коллективе, опыт прошлых соревнований, состав и поведение зрителей, и ряд других.



В раздел образования