Напоминание

«Реализация проектной деятельности в 5 классе на уроках технологии»


Автор: Бут Людмила Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Знаменская СОШ"
Населённый пункт: город Славгород, село Знаменка, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: «Реализация проектной деятельности в 5 классе на уроках технологии»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Знаменская средняя общеобразовательная школа»

«Реализация проектной деятельности в 5 классе

на уроках технологии»

Бут Людмила Анатольевна,

учитель технологи,

I квалификационная категория

МБОУ «Знаменская СОШ»

2022г.

Опыт работы

«Организация проектной деятельности учащихся 5 класса

на уроках технологии в условиях реализации ФГОС»

Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,

сформулированной самим учащимся. Метод проектов допускает применение

элементов других методик для достижения цели урока. Проект даёт учащимся опыт

поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития,

самореализации и самоанализа своей деятельности, что позволяет формировать УУД

в полном соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Проектная деятельность учащихся состоит из трёх этапов: организационно-

подготовительный, технологический и заключительный.

На первом этапе ученики выбирают и обосновывают темы проектов, проводят мини

исследования, анализируют предстоящую деятельность, подбирают материал,

осуществляют планирование технологического процесс, определяют цели и

решаемые задачи. После этого ученики приступают к просмотру литературы,

анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их

достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается

конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных

достоинств и минимум недостатков.

На втором этапе после выполнения эскиза, чертежа ребята выполняют

технологические операции, в котором обязательно учитывается порядок выполнения

работы и применяемые инструменты, предусмотренные технологическим

процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и

трудовой дисциплины культуры труда.

На заключительном этапе провожу контроль и испытание изделия, при

необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация,

оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и

экологической оценкой проекта, защита проекта проходит перед всем классом.

Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным

работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства

ответственности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать

учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, но и

помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи. К защите

ученик предоставляет пояснительную записку и изделие.

Наибольшие затруднения вызывают проекты в пятом классе. Поэтому я ввожу

элементы проекта постепенно. На первом уроке подробно рассказываю, что такое

проект, из каких частей состоит, какие требования предъявляются к частям проекта.

Затем начинаю поэтапно каждый урок вводить что-то новое: учимся определять

потребности и ставить задачи, на другом уроке искать и использовать необходимую

информацию, на следующем уроке определять критерии, которым должно

соответствовать проектное изделие, на следующем уроке оценивать идеи и т. д.. Вот

так постепенно дети хорошо усваивают все этапы выполнения проекта и способы

организации проектной деятельности. Мальчики и девочки - пятиклассники,

впервые пришедшие в столярную мастерскую, также с большим интересом

вовлекаются в проектную деятельность.

Конечно, организация проектной деятельности вызывает большие трудности – это

затраты времени на индивидуальную работу с детьми, ведь в каждый проект надо

вникнуть, помочь определиться с технологией обработки (ведь у ребенка еще нет

этого опыта), с этапами работы, при этом не подавив инициативу ребенка.

Наиболее часто я использую индивидуальную форму работы, ведь у каждого

ребенка даже при типовом (например, швейном или столярном) изделии, технология

обработки различна. Но именно индивидуальная форма проектной деятельности в

наибольшей степени позволяет учитывать особенности каждого ученика, позволяет

создать ситуацию успеха. Конечно, надо хорошо знать детей: их интересы, их

возможности, их психологию.

Учащимся с низкой мотивацией к учебе я предлагаю выполнение проекта с

меньшим объемом работ, где основное внимание уделяется изготовлению

изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до

минимума. Такой вариант позволяет создать условия для успеха и удовлетворения

от результата своего труда самому слабому учащемуся, помогает освоить учебную

программу без психологического травмирования. Учащимся с высокой мотивацией

я предлагаю выполнение проекта по сложности на уровень и даже на два выше.

Проект может выходить за рамки школьной программы, может быть

интегрированным. Например, в одном и том же классе, один ребенок может

изготавливать самую простую салфетницу в технике выпиливания лобзиком, а

другой ребенок настольную лампу в этой же технике с выполнением

электромонтажных работ.

Индивидуальная форма организации проектной деятельности учащихся требует от

учителя глубокой подготовки, и, конечно, профессионализма.

Организуя проектную деятельность, я использую и традиционные формы:

фронтальную, коллективную.

Фронтальная форма организации проектной деятельности учащихся

заключается в том, что все ученики выполняют одинаковое задание.

Например, домашним заданием было составление библиографической

картотеки по теме проекта (каждым учащимся по своей теме). На уроке при

фронтальной организации занятия я всему классу объясняю, как правильно

оформлять библиографический список литературных источников с одним,

двумя или более авторов, литературу без автора, брошюру, журнальную или

газетную статью. Фронтальную форму организации проектной деятельности

учащихся можно применить при объяснении им этапов проектирования и

разработке каждым из них содержания предстоящих работ по этапам

проектирования. Другим примером фронтальной организации занятия может

служить занятие по теме: "Обоснование темы проекта", где учащиеся

получают объяснение по обоснованию ее актуальности, формированию целей

и задач и т.д., а затем каждый обосновывает свою тему самостоятельно с

последующей ее доработкой после получения консультации учителя. Также,

используя фронтальный метод, я начинаю изучение новых разделов, где

необходимо получение определенных знаний: исторических справок, правил

композиционных решений, техник выполнения, правил техники

безопасности, каких-либо технических решений. Например, изучение раздела

«Технология обработки и создание изделий из древесины»

невозможно без изучения свойств древесины. В основе метода творческих проектов

лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно

конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие

критического мышления. Использование метода проектов позволяет интегрировать

знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на

разных этапах обучения.

Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут

непосредственно рядом друг с другом

В целом в работе над творческим проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над

проектом.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только

индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая, парная.

Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью,

общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и

расширить зону для самооценки.

Как учитель технологии, я занимаюсь с мальчиками и девочками обработкой

древесины и металла, работа с текстильными материалами, технология обработки

пищевых продуктов и т.д.

В процессе проектирования школьники изучают предмет, средства и условия труда

таких профессий, как столяр, плотник, токарь, шлифовальщик, швея, закройщик,

модельер, кондитер, технолог, повар и многих других профессий. Использование

метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует

познавательные и созидательные способности школьников.

Хочу поделиться опытом применения метода проектов на уроках технологии.

Изучив много литературы по проектному методу, на основе изученных материалов

выбрал свой, наиболее приемлемый, метод проектного обучения.

Учащиеся имеют возможность на практических занятиях преобразовывать

различные материалы и создавать конкретный продукт труда. Учащимся

предлагается огромный спектр объектов труда, для создания которых необходимы

базовые знания науки, знания школьных дисциплин. И как средство подготовки

школьников к творческой деятельности использую метод проектов.

Для меня важно создавать школьнику максимальные возможности для

формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с

другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в

той деятельности, которая соответствует признанию личности. Для учителя и

ученика проект важен и как продукт труда, и как метод познания. Учащиеся с

особым интересом выполняют проекты декоративно-прикладного характера.

Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. Поэтому я с каждым

учеником работаю индивидуально, советую сделать то, что ему по душе, что ему

хорошо удается.

В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности

учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств

учеников. Основными критериями выбора проектов учащихся являются:

оригинальность, доступность, надежность;

техническое совершенство;

эстетические достоинства;

безопасность;

соответствие общественным потребностям;

удобства эксплуатации;

технологичность;

материалоемкость;

стоимость и т. д

Трудности при организации проектной деятельности :

постановка ведущих и текущих целей и задач;

поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;

осуществление и аргументация выбора;

самостоятельные действия;

сравнение полученного с требуемым;

корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;

объективная оценка деятельности и результата проектирования.

Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить

исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности,

активизировать творческие силы в поиске профессии.

Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь

вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение.

Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго

запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в

трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Пользуясь

образцами народного искусства, перерабатывает их, создавая свои изделия.

Многие ребята делают полезные для дома вещи. И это радует и самих ребят, и их

родителей.

И опыта работы по подготовке учащимися проектов я пришла к выводу, что

учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор проекта;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать (саму деятельность) и результат проектирования (модель

или само изделие).

Убеждена, что проектная работа – дело хорошее, но организация её вызывает

определённые трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения

проектов является необходимость затрат учителя большого времени на

индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять

основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки

творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника.

И так, подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности

оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам учителям

технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.



В раздел образования