Напоминание

"К проблеме развития слухового восприятия у детей с двухсторонней сенсоневральной тугоухостью"


Автор: Танатарова Салтанат Закпаевна
Должность: учитель индивидуальной работы
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат 68" г. Орска
Населённый пункт: Оренбургская область, г.Орск
Наименование материала: статья
Тема: "К проблеме развития слухового восприятия у детей с двухсторонней сенсоневральной тугоухостью"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: К проблеме развития слухового восприятия у детей с двухсторонней

сенсоневральной тугоухостью

Проблема владения и овладения языком привлекает внимание специалистов

разных научных направлений. Неоспоримым в этой связи является тот факт,

что речевая функция является одной из важнейших, способствует

формированию способности к понятийному мышлению, а, следовательно,

X

совершенствовать ее требуется с первых лет жизни.

Дошкольный возраст – наиболее насыщенный этап развития человека,

многосторонний во всех отношениях и в направлении развития языка в том

числе (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев и др.).

Этот возраст ассоциируется с освоением грамматики, лексики, всех аспектов

речи, сужая сферу рассмотрения активного словаря у детей дошкольного

возраста.

По данным Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой и других детей, с

нарушениями речевой деятельности, от года к году становится все больше [1,

3]. Проблема формирования словаря, таким образом, занимает одно из

важнейших мест в логопедии, а вопрос о состоянии словаря при наличии

различных речевых нарушений является одним из актуальных вопросов

современной науки (Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебряков, Е. Ф.

Собатович, Т. Б. Филичева и др.) [2; 6–7].

Касаясь выше обозначаемой проблематики, заметим тот факт, что от

сформированности словаря детей зависит не только успешность освоения

программы дошкольного образовательного учреждения, но и возможность

дальнейшего развития в условиях учебной деятельности в школе.

Следовательно, обозначаемые факты обусловили наше обращение к

рассматриваемому аспекту детского развития. Более того, проблематика

становится еще более остро актуальной, если мы берем во внимание ребенка,

развитие которого осложнено речевыми нарушениями.

Самым распространенным речевым нарушением применительно к

дошкольному возрасту считается общее недоразвитие речи (ОНР). Общее

недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при

которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой

системы, относящихся к ее звуковой стороне, при нормальном слухе и

интеллекте [1]. При данном речевом нарушении пассивный словарь ребенка

преобладает над активным словарем.

В частности, Р. Е. Левина указывала, что «при общем недоразвитии речи

наблюдается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизм,

дефекты произношения и фонемообразования» [2]. Автором были выделены

три уровня

ОНР, два из которых характеризуют глубокую степень нарушения речи, а

третий уровень специфицируется отдельными пробелами в звуковой стороне

речи, словарном запасе и грамматике [1; 4–5]. Касаемо последнего уровня Т.

Б. Филичева и Г. В. Чиркина, конкретизируя III уровень ОНР, определяют

его, как наличие развернутой фразовой речи, однако с выраженными

элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического

недоразвития [3; 7].

Реалии современного общества постулируют, что количество дошкольников

с ОНР увеличивается, а, следовательно, становятся актуальными вопросы

развития, коррекции лексико-грамматического строя речи. Из выше

отмеченного следует, что логопедическую работу по устранению ОНР

рекомендуется начинать в дошкольном возрасте, но при этом сама работа

должна носить комплексный характер, учитывая двигательную

недостаточность (нарушения общей и мелкой моторики) и активизируя

познавательные процессы. И в этой связи важна опора на исследования Н. С.

Жуковой, Г. В. Чиркиной, Е. М. Мастюковой, Т. В Тумановой, Н. В.

Лалаевой и др. Этими авторами проделана значительная работа по изучению

особенностей речевого развития дошкольников, разработаны аспекты

логопедической работы по преодолению ОНР, выпущены методические

пособия. Вместе с тем проблема речевого развития детей с ОНР III уровня

рас-крыта еще недостаточно, что и определило направленность настоящего

исследо-вания не только в теоретическом, но и практическом аспектах.

Список литературы

1. Васильева В. С. Современные подходы к оптимизации системы методи-

ческой работы ДОУ / В. С. Васильева, О. Н. Дягилева / В сборнике:

Фундамен-тальная и прикладная наука. Сборник научных статей по итогам

научно-иссле-довательской работы за 2014 учебный год. - Челябинск, 2015. -

с. 79–81.

2. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.

С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990.

3. Мишина А. С. Особенности воспитания в семье детей старшего до-

школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А. С. Мишина /

сборнике: Изучение и образование детей с различными формами

дизонтогенеза. - Челябинский государственный педагогический университет:

Челябинск, 2015. - С. 165–168.

4. Мясоедова Г. Г. Работа с родителями по преодолению нарушений лек-

сико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим

недоразви-тием речи III вида / Г. Г. Мясоедова, В. С. Васильева / В сборнике:

Дети с огра-ниченными возможностями здоровья: воспитание и обучение. -

Челябинский государственный педагогический университет: Челябинск,

2009. - С. 73–76.

5. Новикова Е. А. Логопедическая ритмика в коррекционной работе с детьми

с ОНР (общее недоразвитие речи) / Е. А. Новикова / В сборнике: Совре-

менные технологии социальной работы и инклюзивного образования.

Сборник статей XI международной научно-практической конференции. -

Челябинский государственный педагогический университет: Челябинск,

2019. – С. 142–148.

6. Чиркина Г. В. Эмоциональный слух как «компенсаторная одаренность»

детей с ОНР: взгляд с позиций отечественной дефектологической науки: (к

об-суждению автореферата кандидатской диссертации И. В. Ковязиной

«Особенно-сти эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим

недоразви-тием речи») / Г. В. Чиркина, Т. А. Соловьева / Дефектология, 2011.

- № 2. - С. 91–93.

7. Шербакова Н. А. Формирование общих речевых навыков у детей с об-щим

недоразвитием речи (ОНР) / Н. А. Шербакова, С. Ю. Кондратьева / До-

школьная педагогика, 2011. - № 6. - С. 40–43.



В раздел образования