Автор: Танатарова Салтанат Закпаевна
Должность: учитель индивидуальной работы
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат 68" г. Орска
Населённый пункт: Оренбургская область, г.Орск
Наименование материала: статья
Тема: "К проблеме развития слухового восприятия у детей с двухсторонней сенсоневральной тугоухостью"
Раздел: среднее образование
Тема: К проблеме развития слухового восприятия у детей с двухсторонней
сенсоневральной тугоухостью
Проблема владения и овладения языком привлекает внимание специалистов
разных научных направлений. Неоспоримым в этой связи является тот факт,
что речевая функция является одной из важнейших, способствует
формированию способности к понятийному мышлению, а, следовательно,
X
совершенствовать ее требуется с первых лет жизни.
Дошкольный возраст – наиболее насыщенный этап развития человека,
многосторонний во всех отношениях и в направлении развития языка в том
числе (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев и др.).
Этот возраст ассоциируется с освоением грамматики, лексики, всех аспектов
речи, сужая сферу рассмотрения активного словаря у детей дошкольного
возраста.
По данным Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой и других детей, с
нарушениями речевой деятельности, от года к году становится все больше [1,
3]. Проблема формирования словаря, таким образом, занимает одно из
важнейших мест в логопедии, а вопрос о состоянии словаря при наличии
различных речевых нарушений является одним из актуальных вопросов
современной науки (Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебряков, Е. Ф.
Собатович, Т. Б. Филичева и др.) [2; 6–7].
Касаясь выше обозначаемой проблематики, заметим тот факт, что от
сформированности словаря детей зависит не только успешность освоения
программы дошкольного образовательного учреждения, но и возможность
дальнейшего развития в условиях учебной деятельности в школе.
Следовательно, обозначаемые факты обусловили наше обращение к
рассматриваемому аспекту детского развития. Более того, проблематика
становится еще более остро актуальной, если мы берем во внимание ребенка,
развитие которого осложнено речевыми нарушениями.
Самым распространенным речевым нарушением применительно к
дошкольному возрасту считается общее недоразвитие речи (ОНР). Общее
недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при
которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся к ее звуковой стороне, при нормальном слухе и
интеллекте [1]. При данном речевом нарушении пассивный словарь ребенка
преобладает над активным словарем.
В частности, Р. Е. Левина указывала, что «при общем недоразвитии речи
наблюдается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизм,
дефекты произношения и фонемообразования» [2]. Автором были выделены
три уровня
ОНР, два из которых характеризуют глубокую степень нарушения речи, а
третий уровень специфицируется отдельными пробелами в звуковой стороне
речи, словарном запасе и грамматике [1; 4–5]. Касаемо последнего уровня Т.
Б. Филичева и Г. В. Чиркина, конкретизируя III уровень ОНР, определяют
его, как наличие развернутой фразовой речи, однако с выраженными
элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития [3; 7].
Реалии современного общества постулируют, что количество дошкольников
с ОНР увеличивается, а, следовательно, становятся актуальными вопросы
развития, коррекции лексико-грамматического строя речи. Из выше
отмеченного следует, что логопедическую работу по устранению ОНР
рекомендуется начинать в дошкольном возрасте, но при этом сама работа
должна носить комплексный характер, учитывая двигательную
недостаточность (нарушения общей и мелкой моторики) и активизируя
познавательные процессы. И в этой связи важна опора на исследования Н. С.
Жуковой, Г. В. Чиркиной, Е. М. Мастюковой, Т. В Тумановой, Н. В.
Лалаевой и др. Этими авторами проделана значительная работа по изучению
особенностей речевого развития дошкольников, разработаны аспекты
логопедической работы по преодолению ОНР, выпущены методические
пособия. Вместе с тем проблема речевого развития детей с ОНР III уровня
рас-крыта еще недостаточно, что и определило направленность настоящего
исследо-вания не только в теоретическом, но и практическом аспектах.
Список литературы
1. Васильева В. С. Современные подходы к оптимизации системы методи-
ческой работы ДОУ / В. С. Васильева, О. Н. Дягилева / В сборнике:
Фундамен-тальная и прикладная наука. Сборник научных статей по итогам
научно-иссле-довательской работы за 2014 учебный год. - Челябинск, 2015. -
с. 79–81.
2. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.
С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990.
3. Мишина А. С. Особенности воспитания в семье детей старшего до-
школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А. С. Мишина /
сборнике: Изучение и образование детей с различными формами
дизонтогенеза. - Челябинский государственный педагогический университет:
Челябинск, 2015. - С. 165–168.
4. Мясоедова Г. Г. Работа с родителями по преодолению нарушений лек-
сико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим
недоразви-тием речи III вида / Г. Г. Мясоедова, В. С. Васильева / В сборнике:
Дети с огра-ниченными возможностями здоровья: воспитание и обучение. -
Челябинский государственный педагогический университет: Челябинск,
2009. - С. 73–76.
5. Новикова Е. А. Логопедическая ритмика в коррекционной работе с детьми
с ОНР (общее недоразвитие речи) / Е. А. Новикова / В сборнике: Совре-
менные технологии социальной работы и инклюзивного образования.
Сборник статей XI международной научно-практической конференции. -
Челябинский государственный педагогический университет: Челябинск,
2019. – С. 142–148.
6. Чиркина Г. В. Эмоциональный слух как «компенсаторная одаренность»
детей с ОНР: взгляд с позиций отечественной дефектологической науки: (к
об-суждению автореферата кандидатской диссертации И. В. Ковязиной
«Особенно-сти эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим
недоразви-тием речи») / Г. В. Чиркина, Т. А. Соловьева / Дефектология, 2011.
- № 2. - С. 91–93.
7. Шербакова Н. А. Формирование общих речевых навыков у детей с об-щим
недоразвитием речи (ОНР) / Н. А. Шербакова, С. Ю. Кондратьева / До-
школьная педагогика, 2011. - № 6. - С. 40–43.