Автор: Зайцева Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина
Населённый пункт: г Елец Липецкой области
Наименование материала: статья
Тема: Подготовительная работа к празднику как условия его эффективности.
Раздел: начальное образование
Зайцева Г.В.
Подготовительная работа к празднику как условия его эффективности.
В толковом словаре В. Даля "Праздничный день или праздник вообще, день,
посвященный отдыху, не деловой, не работный... день, празднуемый по уставу церкви,
или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по
местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица".(2,72)
В "Малом толковом словаре" В. и Л. Лопатиных находим современные "добавки":
"Праздник, 1. День торжества, установленный по случаю какого-нибудь события, и
само такое торжество. Праздник Победы. Новогодний праздник. Спортивный
праздник. Праздник урожая. Семейный праздник. 2. …Общий нерабочий день
(дни) по случаю такого торжества.(3,57) То есть праздник – это не рабочий день,
посвященный какому либо событию.
Оба определения имеют общую позицию, праздник – это нерабочий день по
случаю какого-либо события.
И.Снегирев дает такое определение понятию « праздник ». Само слово праздник
выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и
радостью. Праздник есть свободное время, обряд, знаменательное действие, принятый
способ совершенствования торжественных действий.(6,66)
Таким образом, исследователь говорит о празднике как календарном времени,
свободном от работы, когда люди отмечают важные для них события, в ходе которых
совершаются ритуальные обряды, обычая, в ходе которых создается праздничная
атмосфера.
Исследователь революционной эпохи А. Мазаев считает: «С давних пор до
нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы
время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально –
культурного
акта
созидательного
общечеловеческие
ценности.
Ими
является
положительная оценка свободы, праздности, веселья и т.п. который представляют
благодаря празднику не как исключение состояния, а как равноправное и существенно
необходимое всего хода жизни». (4,38) Таким образом, мы видим, что автор связывает
понятийную сущность со свободным временем, в ходе которого создаются
общечеловеческие ценности, и они необходимы человеку.
Если говорить о детском школьном празднике в нашей стране, то история
становления его связана с пионерской организацией и советской школой.
Детский праздник появился как результат революционных праздников, поэтому
он взял из них насыщенность, целеустремленность, ритуальность и символику.
По мнению С.А.Шмакова, детские праздники
– комплексная, синтетическая
деятельность, которая вбирает в себя разнообразные средства эмоциональной
выразительности:
обряды,
ритуалы,
обычаи,
карнавальность,
театральность,
различные жанры художественного творчества. (8,44)
В педагогической литературе праздник рассматриваются не одинаково. Ряд
педагогов: В.А. Георгиевский, Т.Н. Шитикова, В.В. Горбенко и др. считают праздник
формой воспитательной работы: «Праздник есть организация общественной жизни, в
которой всё концентрированно, всё сжато, всё приобрело эффективную волнующую
форму.» (8,127)
Ученые Н.С. Витковская, А.Б. Щербо, Д.Л. Джола говорят о празднике как о
средстве эстетического воспитания, объясняя этого тем что в ходе подготовки и
проведении праздника дети включаются в эстетическую деятельность.
Исследователь пионерского праздника Г.П. Черный согласен со всеми точками
зрения, но есть свое мнение: «Детский праздник остается одной из сложных
вызывающих большие трудности, формы работы современной школы… праздник сам
по себе представляет эстетико-социальное явление, это делает их эффективным
средством формирования нравственных чувств и навыков нравственного поведения».
(7, 28)
Одним из условий эффективности детского праздника по мнению педагогов,
является соблюдение методики его организации. Под методикой, по мнению
С.А.Шмакова,
следует
понимать:
«Процесс
осуществления
задуманной
деятельности, совокупность способов и приемов упорядоченных действий по
организации чего-либо. Методика – это алгоритм конструирования и организации
деятельности».(8,83)
В педагогике нет четко выстроенной методики организации этой формы работы
с
младшими
школьниками.
Свой
вариант
конструирования
праздника
для
подростков предлагает С.А.Шмаков. Поэтому, опираясь на мнение этого ученого,
мы обращаем внимание на основные моменты и требования, которые необходимо
учитывать при подготовке праздников праздников с учащимися младших классов.
1. Следует учитывать личностный подход к каждому ребенку, который
предусматривает
создание
активной воспитательной среды. Именно это
определяет положение ребенка в процессе подготовки праздника.
2. Соблюдение дифференцированного подхода на подготовительном этапе.
Речь идет о реализации педагогом воспитательных задач, применительно к
определенному возрасту, полу, уровню воспитанности школьников. Поэтому при
конструировании праздника у педагога есть возможность давать не только
индивидуальные поручения но и парные, групповые.
3. Подбор темы праздника. Тема праздника - это то событие, факт, явление,
дата, которая разыгрывается, это предмет театрального изложения какого-либо
жизненного или сказочного материала. У каждого праздника своя тема, которую
можно выразить по-разному, словосочетанием, одной фразой, одним словом. Но
тема должна быть интересной и значимой для детей, яркой, легкой, манящей
( «Новый год», «Открытие Ёлки», «Зимняя сказка» и тд.).
4
.Придумывание замысла. Замысел – это план предстоящего праздника,
первоначально у учителя должен появляться замысел праздника, это основная идея
праздника и способы ее реализации. Любой замысел должен быть воплощении
реализован, с помощью форм, средств и действий.(8,56)
5.Составление
сценария.
Сценарий
–
это
детальная
литературно-
художественная разработка культурно-деловой программы. (1,19)
Он может быть разным:
- литературно-драмматургическим с подробным описанием действий;
- спортивным;
- импровизационным с кратким изложением сюжетной схемы в ходе, которой
есть большая возможность импровизации для участников и т.д.
Учителю при написании сценария следует помнить о том, что он пишется для
тех, кто в нем будет участвовать. Он пишется для детей с целью предоставить им
возможность
проявить
себя,
показать
свои
способности,
приобрести
опыт
праздничного общения, научиться чему-нибудь новому.
Ни один сценарий не обходится без сюжета. Сюжет праздника, по мнению С. А.
Шмакова имеет определенную структуру. Однако у педагогов нет единой точки
зрения на этот счет. Г. П. Черный в структуре праздника выделяет следующие
компоненты:
Пролог (греч. prologos, от pro — перед и logos — слово, речь), вступительная
часть литературного и театрального произведения, которая претворяет общий
смысл, сюжет или основной мотивы произведения, или кратко излагает события,
предшествующие основному действию (сюжету). Он может быть музыкальный,
вербальный, технический и тд. Это небольшая по времени часть, которая готовит
детей к тому, что будет дальше.
Завязка
– это событие, которое является началом действия. Она или
обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает»)
конфликты.
Реализуется появлением героев, персонажей, получением письма,
возникновением противоречий и тд.
Развитие действия – основная и самая большая по времени часть. Именно здесь
реализуется
все
задуманное,
используются
все
средства
эмоционального
воздействия на детей ( музыка, проза, поэзия, игра, театрализация, соревнования и
др. ). Причем это должно быть выстроено в логическую цепочку.
Финал – закрепляется то главное, что было на празднике. Реализуется победой
добра над злом, исправлением отрицательных героев, финальной песней и др.
С.А. Шмаков предполагает несколько другую структуру праздника, тоже
четырех частную, но название и содержание этих частей отличается от предыдущего
варианта:
1 ЧАСТЬ - зачин, в современном толковом словаре русского языка Т. Е.
Ефремовой: зачин [зачин] м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2)
разг. Начало, почин.
Роль начала праздника очень важна. Начало возбуждает внимание, порождает
интерес, включает школьников в интригу праздника. Существуют следующие
методические приемы зачина:
вербальный (яркое вступительное слово ведущего – эпиграф в прозе
или стихи о празднике, о его идее);
ритуальный
(элемент
линейки,
подъем
флага,
эмлем,
вынос
знамени, возложение венков и т.д.);
музыкальный (оркестровое вступление, общая песня фанфарное
вступление колокола и т.д.);
кинопролог
(киноклип,
фрагмент
художественного
или
документального фильма на тему праздника);
технические и иные эффекты (запуск шаров, птиц, цветовые
световые гирлянды, панно, эмлемы и т.д.).(8,43)
2 ЧАСТЬ – основная,
она реализуется через деятельность : общественно-
полезную,
рукотворную,
художническую,
спортивно-двигательную,
познавательную и тому подобное. Она раскрывается через показательные
выступления, демонстрацию опыта, через жанры искусства и художественной
самодеятельности.(8,44)
3 ЧАСТЬ - массовая это – творческое общение, это условия для самореализации,
самопроявления, простор для полета фантазии. В эту часть, как правило,
включаются следующие виды творчества:
танцы (индивидуальные и коллективные, медленные и ритмические,
обычные и игровые…);
игры, т.к. без детских игр немыслим детский праздник;
домашние сочинения на такие, например, темы: «По реке плыла
кастрюля», «Жизнь хороша, как скумбрия в томате»;
сюрпризы – неожиданные подарки. Это могут быть интересные,
уважаемые и любимые гости, чтение праздничных телеграмм, открыток, писем и т.д.
(,)
4 ЧАСТЬ - концовка праздника
должна быть краткой, четкой яркой и
включает в себя награждение всех отличившихся участников, раскрытие секреты и
сюрпризов, общая песня в кругу, ритуальная линейка прощания и т.д.
Анализируя обе точки зрения, мы можем сказать, что праздник должен иметь
четырех частную структуру, где должно быть:
- вводная часть, которая реализуется разными способами. Это могут быть
вступительные слова ведущего, песня и тд;
- вторая часть, которая придает празднику неповторимость и заставит всех
участников в дальнейшем включиться в праздник;
- основная часть, где происходит реализация задуманного;
- финал, заключительная часть, в которая реализуется через финальную песню,
исправление отрицательных героев, спасение положительных и тд.
6. По мнению С.А.Шмакова, праздник можно считать удачным тогда, когда он
многоролевой. Роли должны быть разными. Так же С. А. Шмаков говорил;
«Ролевой праздник – это и есть детский праздник. В нем нет гостей, все хозяева и
все активные участники».(8,76)
7. Наглядное оформление. Помещение или место, где будет проходить
праздник, должно создавать праздничную атмосферу у всех присутствующих.
Варианты оформления:
- школьный двор (дети наводят во дворе чистоту, разрисовывают асфальт
цветными мелками, крепят флагшток и тд.);
- вход в школу (дети украшают шариками, гирляндами, вешают объявление и
тд.).
- само помещение, где будет проходить праздник (дети вешают плакаты, детские
рисунки, поделки, шарики и тд.)
8. Включение в сценарий праздника игры. Так как праздник проводится с
младшими школьниками, необходимо в сценарий включить игру, причем, ей может
быт отведено место в любой структурной части праздника. С ее помощью решаются
различные задачи: диагностические, познавательные, досуговые, коррекционные,
воспитательные. Поэтому необходимо включить различные виды игр: подвижные,
дидактические, аттракционы, хороводы и тд.
.По мнению С.А.Шмакова, особое внимание следует уделять народным играм. В
зависимости от типа праздника нужно использовать обычаи и традиции. Автор
считает, что традиции могут быть не только у народа в целом, но и у конкретной
школы, класса. Желательно в сценарий праздника заложить традиции и бережно
их сохранять. Традиции можно придумывать и вводить самим.
9. Вручение и получение подарков. Их любят все, и взрослые и дети. Подарки
могут быть разными и одинаковыми, но обязательно должны соответствовать:
- теме праздника;
- возможностям;
- интересам участников;
-фантазии тех людей которые подарки дарят.
В начальных классах подарки могут быть сделаны своими руками, но
желательно чтобы это был сюрприз. Так же подарки могут быть покупные. В
сценарии также предусмотрено как, кто и когда будут вручаться подарки.(8,81)
10. По мнению С.А.Шмакова: « Праздник не разлучен с музыкой».
Она необходима в таких ситуациях:
- Звучание до начала, как эмоциональный настрой;
- звучание на торжественной церемонии;
- в паузах между основными событиями;
- как аккомпанемент (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать)-
инструментальное сопровождение одного солирующего голоса.;
- как самостоятельный номер.
Для большего эффекта от использования музыки следует не только разучить
произведение с детьми, но и познакомит учащихся с этим произведением, историей
создания, обговорить характер музыки и дать эмоциональную оценку произведению.
Подбор музыкальных фрагментов для праздника очень сложен, требует знаний
умений и навыков и наличие эстетического вкуса.
11. Очень важным средством воспитания является слово, оно должно быть
разумно включено в сценарий.
Г.П.Черный говорил: « Каждое слово должно звучать».(7,92)
12. Реклама праздника.
Она должна воодушевить детей на участие в нем, привлечь внимание у
окружающих к событию, которое состоится, вызвать интерес к тому что будет
происходить.
Реклама может быть:
- обычная (дети вешают афишу, объявление);
-объемная реклама (может быть в виде трубы, шара, дома);
- ходячая реклама ( ребята у которых рекламные тексты в руках или даже на
груди и спине);
- театрализованная ( например, по школе бродят живые шахматы и вербуют
желающих на шахматный турнир и др);
- плоскостная ( в виде елки, головы Деда Мороза с бородой, которая тянется по
всей школе) ;
Особое внимание следует обратить на рекламный текст, он должен быть
позитивным, завлекательным, кратким и ярким, и не иметь ошибок.
13. На празднике всегда присутствуют гости. Это те, кто не включился в
процесс его подготовки. Гости – украшение праздника. Это могут быть родители,
знакомые, специалисты, другие дети. Но роль каждого гостя должна быть
продуманна заранее. Можно выделить следующие роли:
- роль открывающего праздник, поздравляющего;
- участвующего в жюри всех конкурсов праздника;
-участвующего в показательных выступлениях и демонстрациях;
- участвующего в церемониалах награждения и т.д.
Следует отметить, что каждый гость, независимо от степени сложности
полученной роли, должен заранее знать о ней. Он должен быть готов к её
реализации.
В рамках исследования мы разработали и провели с учащимися МОУ СОШ № 1
им. М.М. Пришвина следующие праздники:
- День Защитника Отечества;
- 8 марта – день особый.
Подготовительную работу к празднику «День Защитника Отечества» мы
осуществили согласно тем действиям, которые назвали в качестве необходимых для
этого этапа. Сразу после его проведения, провели беседу с учащимися, с помощью
которой осуществили анализ как подготовительной работы, так и состоявшегося
праздника. Для проверки эффективности проведенного праздника мы использовали
показатели: активность, качество выполнения заданий, эмоциональность.
Активность
– энергичная, усиленная деятельность; деятельностное состояние;
деятельностное участие в чем – либо. (2,18)
Качество
– совокупность свойств, признаков продукции, работ, труда,
обусловливающий
их
способность
удовлетворить
потребности
и
запросы,
соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.(2, 43)
Эмоциональность (эмоциональный) – 1) насыщенный эмоциями, выражающий их;
2) подтверждение эмоциями, легко возбуждающиеся.(2, 134)
На подготовительном этапе показатели проявились следующим образом:
- активность учащихся составила 83 % ( через выполнение различных заданий и
поручений );
Точность выполнения заданий оценивалось по следующей шкале:
- «отлично» - нет замечание к выполнению заданий;
- «хорошо» - есть маленькие замечания к выполнению заданий;
- «удовлетворительно» - есть 2-3 замечания к выполнению заданий;
- «неудовлетворительно» - задание не выполнено.
Оформление школьного двора – «отлично».
Вход в школу – «отлично».
Класс, где проходил праздник – «хорошо».
Чтение стихов-поздравлений – «хорошо».
Чтение частушек – «хорошо».
Поздравление мальчиков:
все девочки читали четверостишия – «удовлетворительно».
Эстрадный танец – «удовлетворительно».
Эмоциональность учащихся составила 91%.
Аналогичная работа была продумана и на подготовительном этапе к празднику « 8
марта – день особый». Использованные нами показатели проявились следующим
образом:
Активность учащихся составила 79%.
Точность выполнения заданий:
Оформление школьного двора – «отлично».
Вход в школу – «отлично».
Класс, где проходил праздник – «хорошо».
Стихотворение «Если был бы я девочкой» - «хорошо».
Современный танец – «удовлетворительно»
Стихотворение «Любимой учительнице» - «отлично».
Чтение «Веселых частушек» - «хорошо».
Песню «Мамонтенка» и «Солнечная капель» поел весь класс – «хорошо».
Эмоциональность учащихся на подготовительном этапе составила 87%.
Результаты анализа мы внесли в таблицу.
Таблица № 1.
Название ВВМ
Подготовительный этап
Активность
Качество
Эмоциональность
1.
«День
Защитников
Отечества».
89%
«хорошо»
100%
2.
«8 марта – день
особый».
91%
«хорошо»
100%
Таким образом, полученные результаты подтверждают наше предположение о том,
что эффективность организуемого праздника с учащимися начальных классов
зависит от той подготовительной работы, которую осуществляли и педагоги, т дети,
и родители.
Литература.
1.
Бодалев, А.А. Восприятие и взаимопонимание человека человеком [Текст] /
А.А.Бодалев. – М.: МГУ, 1982
2.
Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.Даль. –
М.: Просвещение, 1989. – 1285 с
3.
Клюева, Ю. Праздников праздник: Конспект урока для нач. школы [Текст] /
Клюева Ю. // Воскр. шк.: - С. 12.
4.
Мазаев, А. И. Праздник как социально – художественное явление. [Текст]: /
А. И. Мазаев. – М. : 1978.
5.
Пашкова, А. М. Пути повышения Эффективности детского праздника. В С
Б : Проблемы совершенствования начального образования. Материалы
Международной научно – практической конференции. – Ульяновск, 2005, -
197 с.
6.
Сергеева,
Н.
Воспитание
праздником:
Дет.
Праздники
[текст]
/
Н.
Сергеева., // Нач. школа: Пр-к «ПС» - 2001. - № 41
7.
Черный, Г.П. Торжественно, красиво, памятно: Массовые шк. праздники и
театрализованные представления: Кн. для учителя. [Текст]/ Г.П. Черный.,// –
М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
8.
Шмаков, С. А. Нетрадиционные праздники в школе. [Текст] / С. А.
Шмаков., // - М.: Новая школа, 1997. – 336 с.