Напоминание

Подготовительная работа к празднику как условия его эффективности.


Автор: Зайцева Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина
Населённый пункт: г Елец Липецкой области
Наименование материала: статья
Тема: Подготовительная работа к празднику как условия его эффективности.
Раздел: начальное образование





Назад




Зайцева Г.В.

Подготовительная работа к празднику как условия его эффективности.

В толковом словаре В. Даля "Праздничный день или праздник вообще, день,

посвященный отдыху, не деловой, не работный... день, празднуемый по уставу церкви,

или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по

местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица".(2,72)

В "Малом толковом словаре" В. и Л. Лопатиных находим современные "добавки":

"Праздник, 1. День торжества, установленный по случаю какого-нибудь события, и

само такое торжество. Праздник Победы. Новогодний праздник. Спортивный

праздник. Праздник урожая. Семейный праздник. 2. …Общий нерабочий день

(дни) по случаю такого торжества.(3,57) То есть праздник – это не рабочий день,

посвященный какому либо событию.

Оба определения имеют общую позицию, праздник – это нерабочий день по

случаю какого-либо события.

И.Снегирев дает такое определение понятию « праздник ». Само слово праздник

выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и

радостью. Праздник есть свободное время, обряд, знаменательное действие, принятый

способ совершенствования торжественных действий.(6,66)

Таким образом, исследователь говорит о празднике как календарном времени,

свободном от работы, когда люди отмечают важные для них события, в ходе которых

совершаются ритуальные обряды, обычая, в ходе которых создается праздничная

атмосфера.

Исследователь революционной эпохи А. Мазаев считает: «С давних пор до

нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы

время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально –

культурного

акта

созидательного

общечеловеческие

ценности.

Ими

является

положительная оценка свободы, праздности, веселья и т.п. который представляют

благодаря празднику не как исключение состояния, а как равноправное и существенно

необходимое всего хода жизни». (4,38) Таким образом, мы видим, что автор связывает

понятийную сущность со свободным временем, в ходе которого создаются

общечеловеческие ценности, и они необходимы человеку.

Если говорить о детском школьном празднике в нашей стране, то история

становления его связана с пионерской организацией и советской школой.

Детский праздник появился как результат революционных праздников, поэтому

он взял из них насыщенность, целеустремленность, ритуальность и символику.

По мнению С.А.Шмакова, детские праздники

– комплексная, синтетическая

деятельность, которая вбирает в себя разнообразные средства эмоциональной

выразительности:

обряды,

ритуалы,

обычаи,

карнавальность,

театральность,

различные жанры художественного творчества. (8,44)

В педагогической литературе праздник рассматриваются не одинаково. Ряд

педагогов: В.А. Георгиевский, Т.Н. Шитикова, В.В. Горбенко и др. считают праздник

формой воспитательной работы: «Праздник есть организация общественной жизни, в

которой всё концентрированно, всё сжато, всё приобрело эффективную волнующую

форму.» (8,127)

Ученые Н.С. Витковская, А.Б. Щербо, Д.Л. Джола говорят о празднике как о

средстве эстетического воспитания, объясняя этого тем что в ходе подготовки и

проведении праздника дети включаются в эстетическую деятельность.

Исследователь пионерского праздника Г.П. Черный согласен со всеми точками

зрения, но есть свое мнение: «Детский праздник остается одной из сложных

вызывающих большие трудности, формы работы современной школы… праздник сам

по себе представляет эстетико-социальное явление, это делает их эффективным

средством формирования нравственных чувств и навыков нравственного поведения».

(7, 28)

Одним из условий эффективности детского праздника по мнению педагогов,

является соблюдение методики его организации. Под методикой, по мнению

С.А.Шмакова,

следует

понимать:

«Процесс

осуществления

задуманной

деятельности, совокупность способов и приемов упорядоченных действий по

организации чего-либо. Методика – это алгоритм конструирования и организации

деятельности».(8,83)

В педагогике нет четко выстроенной методики организации этой формы работы

с

младшими

школьниками.

Свой

вариант

конструирования

праздника

для

подростков предлагает С.А.Шмаков. Поэтому, опираясь на мнение этого ученого,

мы обращаем внимание на основные моменты и требования, которые необходимо

учитывать при подготовке праздников праздников с учащимися младших классов.

1. Следует учитывать личностный подход к каждому ребенку, который

предусматривает

создание

активной воспитательной среды. Именно это

определяет положение ребенка в процессе подготовки праздника.

2. Соблюдение дифференцированного подхода на подготовительном этапе.

Речь идет о реализации педагогом воспитательных задач, применительно к

определенному возрасту, полу, уровню воспитанности школьников. Поэтому при

конструировании праздника у педагога есть возможность давать не только

индивидуальные поручения но и парные, групповые.

3. Подбор темы праздника. Тема праздника - это то событие, факт, явление,

дата, которая разыгрывается, это предмет театрального изложения какого-либо

жизненного или сказочного материала. У каждого праздника своя тема, которую

можно выразить по-разному, словосочетанием, одной фразой, одним словом. Но

тема должна быть интересной и значимой для детей, яркой, легкой, манящей

( «Новый год», «Открытие Ёлки», «Зимняя сказка» и тд.).

4

.Придумывание замысла. Замысел – это план предстоящего праздника,

первоначально у учителя должен появляться замысел праздника, это основная идея

праздника и способы ее реализации. Любой замысел должен быть воплощении

реализован, с помощью форм, средств и действий.(8,56)

5.Составление

сценария.

Сценарий

это

детальная

литературно-

художественная разработка культурно-деловой программы. (1,19)

Он может быть разным:

- литературно-драмматургическим с подробным описанием действий;

- спортивным;

- импровизационным с кратким изложением сюжетной схемы в ходе, которой

есть большая возможность импровизации для участников и т.д.

Учителю при написании сценария следует помнить о том, что он пишется для

тех, кто в нем будет участвовать. Он пишется для детей с целью предоставить им

возможность

проявить

себя,

показать

свои

способности,

приобрести

опыт

праздничного общения, научиться чему-нибудь новому.

Ни один сценарий не обходится без сюжета. Сюжет праздника, по мнению С. А.

Шмакова имеет определенную структуру. Однако у педагогов нет единой точки

зрения на этот счет. Г. П. Черный в структуре праздника выделяет следующие

компоненты:

Пролог (греч. prologos, от pro — перед и logos — слово, речь), вступительная

часть литературного и театрального произведения, которая претворяет общий

смысл, сюжет или основной мотивы произведения, или кратко излагает события,

предшествующие основному действию (сюжету). Он может быть музыкальный,

вербальный, технический и тд. Это небольшая по времени часть, которая готовит

детей к тому, что будет дальше.

Завязка

– это событие, которое является началом действия. Она или

обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает»)

конфликты.

Реализуется появлением героев, персонажей, получением письма,

возникновением противоречий и тд.

Развитие действия – основная и самая большая по времени часть. Именно здесь

реализуется

все

задуманное,

используются

все

средства

эмоционального

воздействия на детей ( музыка, проза, поэзия, игра, театрализация, соревнования и

др. ). Причем это должно быть выстроено в логическую цепочку.

Финал – закрепляется то главное, что было на празднике. Реализуется победой

добра над злом, исправлением отрицательных героев, финальной песней и др.

С.А. Шмаков предполагает несколько другую структуру праздника, тоже

четырех частную, но название и содержание этих частей отличается от предыдущего

варианта:

1 ЧАСТЬ - зачин, в современном толковом словаре русского языка Т. Е.

Ефремовой: зачин [зачин] м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2)

разг. Начало, почин.

Роль начала праздника очень важна. Начало возбуждает внимание, порождает

интерес, включает школьников в интригу праздника. Существуют следующие

методические приемы зачина:

вербальный (яркое вступительное слово ведущего – эпиграф в прозе

или стихи о празднике, о его идее);

ритуальный

(элемент

линейки,

подъем

флага,

эмлем,

вынос

знамени, возложение венков и т.д.);

музыкальный (оркестровое вступление, общая песня фанфарное

вступление колокола и т.д.);

кинопролог

(киноклип,

фрагмент

художественного

или

документального фильма на тему праздника);

технические и иные эффекты (запуск шаров, птиц, цветовые

световые гирлянды, панно, эмлемы и т.д.).(8,43)

2 ЧАСТЬ – основная,

она реализуется через деятельность : общественно-

полезную,

рукотворную,

художническую,

спортивно-двигательную,

познавательную и тому подобное. Она раскрывается через показательные

выступления, демонстрацию опыта, через жанры искусства и художественной

самодеятельности.(8,44)

3 ЧАСТЬ - массовая это – творческое общение, это условия для самореализации,

самопроявления, простор для полета фантазии. В эту часть, как правило,

включаются следующие виды творчества:

танцы (индивидуальные и коллективные, медленные и ритмические,

обычные и игровые…);

игры, т.к. без детских игр немыслим детский праздник;

домашние сочинения на такие, например, темы: «По реке плыла

кастрюля», «Жизнь хороша, как скумбрия в томате»;

сюрпризы – неожиданные подарки. Это могут быть интересные,

уважаемые и любимые гости, чтение праздничных телеграмм, открыток, писем и т.д.

(,)

4 ЧАСТЬ - концовка праздника

должна быть краткой, четкой яркой и

включает в себя награждение всех отличившихся участников, раскрытие секреты и

сюрпризов, общая песня в кругу, ритуальная линейка прощания и т.д.

Анализируя обе точки зрения, мы можем сказать, что праздник должен иметь

четырех частную структуру, где должно быть:

- вводная часть, которая реализуется разными способами. Это могут быть

вступительные слова ведущего, песня и тд;

- вторая часть, которая придает празднику неповторимость и заставит всех

участников в дальнейшем включиться в праздник;

- основная часть, где происходит реализация задуманного;

- финал, заключительная часть, в которая реализуется через финальную песню,

исправление отрицательных героев, спасение положительных и тд.

6. По мнению С.А.Шмакова, праздник можно считать удачным тогда, когда он

многоролевой. Роли должны быть разными. Так же С. А. Шмаков говорил;

«Ролевой праздник – это и есть детский праздник. В нем нет гостей, все хозяева и

все активные участники».(8,76)

7. Наглядное оформление. Помещение или место, где будет проходить

праздник, должно создавать праздничную атмосферу у всех присутствующих.

Варианты оформления:

- школьный двор (дети наводят во дворе чистоту, разрисовывают асфальт

цветными мелками, крепят флагшток и тд.);

- вход в школу (дети украшают шариками, гирляндами, вешают объявление и

тд.).

- само помещение, где будет проходить праздник (дети вешают плакаты, детские

рисунки, поделки, шарики и тд.)

8. Включение в сценарий праздника игры. Так как праздник проводится с

младшими школьниками, необходимо в сценарий включить игру, причем, ей может

быт отведено место в любой структурной части праздника. С ее помощью решаются

различные задачи: диагностические, познавательные, досуговые, коррекционные,

воспитательные. Поэтому необходимо включить различные виды игр: подвижные,

дидактические, аттракционы, хороводы и тд.

.По мнению С.А.Шмакова, особое внимание следует уделять народным играм. В

зависимости от типа праздника нужно использовать обычаи и традиции. Автор

считает, что традиции могут быть не только у народа в целом, но и у конкретной

школы, класса. Желательно в сценарий праздника заложить традиции и бережно

их сохранять. Традиции можно придумывать и вводить самим.

9. Вручение и получение подарков. Их любят все, и взрослые и дети. Подарки

могут быть разными и одинаковыми, но обязательно должны соответствовать:

- теме праздника;

- возможностям;

- интересам участников;

-фантазии тех людей которые подарки дарят.

В начальных классах подарки могут быть сделаны своими руками, но

желательно чтобы это был сюрприз. Так же подарки могут быть покупные. В

сценарии также предусмотрено как, кто и когда будут вручаться подарки.(8,81)

10. По мнению С.А.Шмакова: « Праздник не разлучен с музыкой».

Она необходима в таких ситуациях:

- Звучание до начала, как эмоциональный настрой;

- звучание на торжественной церемонии;

- в паузах между основными событиями;

- как аккомпанемент (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать)-

инструментальное сопровождение одного солирующего голоса.;

- как самостоятельный номер.

Для большего эффекта от использования музыки следует не только разучить

произведение с детьми, но и познакомит учащихся с этим произведением, историей

создания, обговорить характер музыки и дать эмоциональную оценку произведению.

Подбор музыкальных фрагментов для праздника очень сложен, требует знаний

умений и навыков и наличие эстетического вкуса.

11. Очень важным средством воспитания является слово, оно должно быть

разумно включено в сценарий.

Г.П.Черный говорил: « Каждое слово должно звучать».(7,92)

12. Реклама праздника.

Она должна воодушевить детей на участие в нем, привлечь внимание у

окружающих к событию, которое состоится, вызвать интерес к тому что будет

происходить.

Реклама может быть:

- обычная (дети вешают афишу, объявление);

-объемная реклама (может быть в виде трубы, шара, дома);

- ходячая реклама ( ребята у которых рекламные тексты в руках или даже на

груди и спине);

- театрализованная ( например, по школе бродят живые шахматы и вербуют

желающих на шахматный турнир и др);

- плоскостная ( в виде елки, головы Деда Мороза с бородой, которая тянется по

всей школе) ;

Особое внимание следует обратить на рекламный текст, он должен быть

позитивным, завлекательным, кратким и ярким, и не иметь ошибок.

13. На празднике всегда присутствуют гости. Это те, кто не включился в

процесс его подготовки. Гости – украшение праздника. Это могут быть родители,

знакомые, специалисты, другие дети. Но роль каждого гостя должна быть

продуманна заранее. Можно выделить следующие роли:

- роль открывающего праздник, поздравляющего;

- участвующего в жюри всех конкурсов праздника;

-участвующего в показательных выступлениях и демонстрациях;

- участвующего в церемониалах награждения и т.д.

Следует отметить, что каждый гость, независимо от степени сложности

полученной роли, должен заранее знать о ней. Он должен быть готов к её

реализации.

В рамках исследования мы разработали и провели с учащимися МОУ СОШ № 1

им. М.М. Пришвина следующие праздники:

- День Защитника Отечества;

- 8 марта – день особый.

Подготовительную работу к празднику «День Защитника Отечества» мы

осуществили согласно тем действиям, которые назвали в качестве необходимых для

этого этапа. Сразу после его проведения, провели беседу с учащимися, с помощью

которой осуществили анализ как подготовительной работы, так и состоявшегося

праздника. Для проверки эффективности проведенного праздника мы использовали

показатели: активность, качество выполнения заданий, эмоциональность.

Активность

– энергичная, усиленная деятельность; деятельностное состояние;

деятельностное участие в чем – либо. (2,18)

Качество

– совокупность свойств, признаков продукции, работ, труда,

обусловливающий

их

способность

удовлетворить

потребности

и

запросы,

соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.(2, 43)

Эмоциональность (эмоциональный) – 1) насыщенный эмоциями, выражающий их;

2) подтверждение эмоциями, легко возбуждающиеся.(2, 134)

На подготовительном этапе показатели проявились следующим образом:

- активность учащихся составила 83 % ( через выполнение различных заданий и

поручений );

Точность выполнения заданий оценивалось по следующей шкале:

- «отлично» - нет замечание к выполнению заданий;

- «хорошо» - есть маленькие замечания к выполнению заданий;

- «удовлетворительно» - есть 2-3 замечания к выполнению заданий;

- «неудовлетворительно» - задание не выполнено.

Оформление школьного двора – «отлично».

Вход в школу – «отлично».

Класс, где проходил праздник – «хорошо».

Чтение стихов-поздравлений – «хорошо».

Чтение частушек – «хорошо».

Поздравление мальчиков:

все девочки читали четверостишия – «удовлетворительно».

Эстрадный танец – «удовлетворительно».

Эмоциональность учащихся составила 91%.

Аналогичная работа была продумана и на подготовительном этапе к празднику « 8

марта – день особый». Использованные нами показатели проявились следующим

образом:

Активность учащихся составила 79%.

Точность выполнения заданий:

Оформление школьного двора – «отлично».

Вход в школу – «отлично».

Класс, где проходил праздник – «хорошо».

Стихотворение «Если был бы я девочкой» - «хорошо».

Современный танец – «удовлетворительно»

Стихотворение «Любимой учительнице» - «отлично».

Чтение «Веселых частушек» - «хорошо».

Песню «Мамонтенка» и «Солнечная капель» поел весь класс – «хорошо».

Эмоциональность учащихся на подготовительном этапе составила 87%.

Результаты анализа мы внесли в таблицу.

Таблица № 1.

Название ВВМ

Подготовительный этап

Активность

Качество

Эмоциональность

1.

«День

Защитников

Отечества».

89%

«хорошо»

100%

2.

«8 марта – день

особый».

91%

«хорошо»

100%

Таким образом, полученные результаты подтверждают наше предположение о том,

что эффективность организуемого праздника с учащимися начальных классов

зависит от той подготовительной работы, которую осуществляли и педагоги, т дети,

и родители.

Литература.

1.

Бодалев, А.А. Восприятие и взаимопонимание человека человеком [Текст] /

А.А.Бодалев. – М.: МГУ, 1982

2.

Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.Даль. –

М.: Просвещение, 1989. – 1285 с

3.

Клюева, Ю. Праздников праздник: Конспект урока для нач. школы [Текст] /

Клюева Ю. // Воскр. шк.: - С. 12.

4.

Мазаев, А. И. Праздник как социально – художественное явление. [Текст]: /

А. И. Мазаев. – М. : 1978.

5.

Пашкова, А. М. Пути повышения Эффективности детского праздника. В С

Б : Проблемы совершенствования начального образования. Материалы

Международной научно – практической конференции. – Ульяновск, 2005, -

197 с.

6.

Сергеева,

Н.

Воспитание

праздником:

Дет.

Праздники

[текст]

/

Н.

Сергеева., // Нач. школа: Пр-к «ПС» - 2001. - № 41

7.

Черный, Г.П. Торжественно, красиво, памятно: Массовые шк. праздники и

театрализованные представления: Кн. для учителя. [Текст]/ Г.П. Черный.,// –

М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

8.

Шмаков, С. А. Нетрадиционные праздники в школе. [Текст] / С. А.

Шмаков., // - М.: Новая школа, 1997. – 336 с.



В раздел образования