Автор: Татьяна Ивановна Федораева
Должность: МБОУ Чупинская СОШ
Учебное заведение: МБОУ Чупинская СОШ
Населённый пункт: д.Чупино
Наименование материала: статья
Тема: Развитие функциональной грамотности в преподавании предметов литературное чтение и основы смыслового чтения в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Федораева Татьяна Ивановна
Учитель высшей категории начальных классов
МБОУ Чупинская СОШ
Новосибирской области, Маслянинского района, д.Чупино
Развитие функциональной грамотности в преподавании предметов
литературное чтение и основы смыслового чтения в начальной школе.
Самым важным аспектом в школьном обучении в настоящее время является
функциональная грамотность. Конкретно в начальной школе функциональная
грамотность определяется термином «функциональное чтение». Функциональное
чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи
и определённого задания. Работа по развитию навыка смыслового чтения у
обучающихся является основой, которая формирует функциональное чтение. В
истории человечества чтение всегда играло важную роль. Оно является одним из
главных способов социализации человека. Читающий человек всегда более
развит,
более
воспитан
и
образован.
Установленные
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
требования
к
результатам
обучения вызвали необходимость в изменении содержания обучения на основе
принципов метапредметности
как условия достижения высокого качества
образования.
Работая учителем, могу утверждать, что связующим звеном всех учебных
предметов в школе является прочтение текста и его анализ. Только плодотворная
работа с текстом позволяет добиваться оптимального результата в обучении. В
концепции
универсальных
учебных
действий
(авторов
Асмолова
А.Г.,
Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными
действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает
в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать
информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-
популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать
информацию из текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно
понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить
извлеченную информацию. С первого класса ребёнок учиться внимательно,
читать текст, вникнуть в смысл прочитанного, отвечать на вопросы по тексту и
самим их формулировать. Овладение смысловым чтением помогает в развитии
устной и письменной речи. В век мобильных телефонов это не маловажное
умение. В современном мире обучение чтению должно быть максимально
приближено к условиям реальной жизни. Дети должны знать, где могут им
понадобиться читательские умения и уметь их применять в любой нужный
момент.
Основные методики работы над формированием осознанного чтения были
разработаны
К.Д.
Ушинским.
В
своих
методиках
Ушинский
говорил
о
познавательном значении чтения и важности эстетического воздействия его на
читателя. Он призывал применять различный подход к чтению художественных
произведений и чтению научно-познавательных статей. Разработал принципы
проведения бесед
после прочтения разных видов произведений. Основным
принципом обучения отечественному языку считал наглядность. Создал свою
систему
обучения чтению, которая получила название
«Объяснительное
чтение».
Русский языковед С.И.Абакумов разработал свою оригинальную методику нового
подхода
к
обучению
чтения,
которая
называется
«
Методика
чтения
художественных произведений и методика чтения популярно-научных и деловых
статей». Многие его идеи актуальны и сегодня.
Например, идея о различном подходе к чтению деловых и художественных
текстов, идея о методах ведения беседы в форме
«вопрос-ответ», идея
творческого усвоения текста, идея активного чтения и многие другие.
Современная
практика
представляет
методику
продуктивного
чтения,
разработанную профессором Н. Н. Светловской, которая в полной мере помогает
наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. Её
практическая методика предлагает совершенно конкретную систему работы с
младшими школьниками с 1 по 4 класс, систему, которая неоднократно проверена
на деле и гарантирует при строгом соблюдении учителем системности и
постоянности достижения нужного результата.
В
настоящее
время
я
работаю
над
темой «Формирование
навыков
функционального чтения через организацию работы с текстом на уроках и во
внеурочное время в начальной школе как средство развития познавательной и
коммуникативной компетенций обучающихся».
Эта тема нацелена на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение,
сопереживать
героям,
эмоционально
откликаться
на
прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
развивать образное мышление учащихся;
развивать творческое воображение учащихся, и особенно ассоциативное
мышление;
воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем мире, природе;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного
уровня
сложности,
развивать
нравственно-патриотическое
воспитание.
развивать коммуникативные навыки.
Для решения данных задач я на практике использую различные методики и
приёмы
чтения.
Например,
на
уроках
литературного
чтения
провожу
читательские пятиминутки на разные темы. Темы выбираю разнообразные. Они
могут быть связаны с календарём праздников, со временем года, с календарём
памятных дат, с планом воспитательной работы школы, с названием раздела в
учебнике «Литературное чтение» и т. д. В зависимости от темы подбираю
соответствующие тексты для чтения, подготавливаю различные карточки, тесты,
акции «Прочитал - расскажи!» и т.д.
Например. Изучая на уроке раздел
«Поэтическая
тетрадь»,
раздаю
детям
для
дополнительного
чтения
стихотворения, которых нет в учебнике. А изучая раздел «Природа и мы» читаем
мини-тексты,
которые
представлены
на
карточках
«Морские
животные»,
«Насекомые», «Животные России», «Животные Азии», «Животные Африки». Эти
карточки
содержат
текст,
который
сопровождается
ярким
реалистичным
рисунком.
Всем известно, что дети мыслят только путем ярких, конкретных
представлений, и потому текст доступен им лишь тогда, когда он насыщен
зрительными образами и находит себе отклик в конкретном содержании сознания
детей. Систематическая разнообразная работа с текстом помогает формировать
умения функционального чтения.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения
конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном
чтении
применяются
приемы
просмотрового
чтения
(сканирования)
и
аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление
схем, графиков, таблиц, кластеров, синквейнов и т.д.).
Приёмы функционального чтения формируют читательскую компетентность.
На
своих уроках я постоянно развиваю
читательскую компетентность
учащихся, которая помогает младшему школьнику осознать себя грамотным
читателем. Потому что только грамотный читатель способен использовать свою
читательскую деятельность для своего самообразования. Он владеет техникой
чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное
произведение и может в любой момент рассказать о том, что прочитал,
поделиться своими впечатлениями, задать вопрос на заинтересованную тему.
Связывая чтение с календарём памятных дат, подбираю и тексты определённого
характера. Например, развивая патриотическое воспитание, мы с детьми читаем
тексты о героях Великой Отечественной войны, о Детях-героях, о событиях в
Блокадном Ленинграде, о Городах-героях. Уже несколько лет в нашей школе в
начальных классах введён предмет «Буду настоящим читателем». Все занятия
этого предмета
разработаны
на основе учебно-методического комплекта
О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом». Этот комплект позволяет проверить
не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Для
формирования функционального чтения у детей мне помогает курс внеурочной
деятельности «Уроки нравственности, или
«Что такое хорошо и что такое
плохо»», в пособии которого подобраны тексты нравственного характера. Всё
прочитанное дети связывают со своей жизнью, во время анализа текстов
приводят примеры из своего личного опыта, дают советы своим одноклассникам,
как надо поступать в определённой ситуации, а как не надо.
В 4 классе я провожу еженедельные занятия с комплексными работами по
текстам. В этом большую помощь оказывают рабочие тетради авторов Холодова
О.А, Мищенкова Л.В. и Носикова М.В. Тексты из этих пособий связывают между
собой четыре учебных предмета: литературное чтение, русский язык, математику
и окружающий мир. Все комплексные работы
состоят из познавательных
информационных текстов. Анализ таких текстов помогает выявлению меры
сформированности уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных
проблем.
В моём кабинете уже много лет существует классная библиотека. На
пятиминутках чтения, на переменах, после уроков у школьников
есть
возможность выбрать интересную книгу и почитать. Там подобраны книги
соответствующего возраста, разных авторов, с учётом познавательной ценности и
воспитательной значимости. Различные детские энциклопедии привлекают
разнообразной тематикой. Это и спорт, и природа, и научные факты
и
исторические события.
Мои ученики тесно связаны с сельской и школьной библиотекой. Для
подготовки к различным мероприятиям постоянно нацеливаю детей на поиск
нужной информации. Разработка проектов, подготовка к классным часам
предполагает сбор и чтение различной информации. Почти каждую неделю в
сельской библиотеке
устраиваются
для младших школьников интересные
мероприятия по изучению творчества детских писателей и поэтов. Это и
викторины и фестивали, и конкурсы читательские конференции. Все эти
мероприятия
помогают
формированию
коммуникативных
компетенций
учащихся. Давно понятно, что общество немыслимо вне общения. Поэтому все
коммуникативные умения и навыки - это ключ к успешной деятельности ученика,
да и его успешной жизни в целом. Зачастую учащиеся не всегда могут ясно и
точно
выразить
свои
мысли,
чувства,
ощущения,
что
всегда
является
препятствием
для их развития. В области общения
многие школьники
испытывают страхи, неловкости. Современное общество нуждается в грамотных
и уверенных в себе людях. Уверенность в себе дают знания, которыми можешь
поделиться в любое время. Функциональное чтение помогает пополнять копилку
своих знаний и учит свободно выражать свои мысли. Мои ученики принимают
активное участие в различных конкурсах, оформляют газеты, проводят мастер
классы с настольными играми, придумывают квесты на различные темы,
принимают участие в научно-практической конференции, то есть учатся быть
успешными в различных областях.