Автор: Новикова Любовь Васильевна
Должность: преподаватель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: город Нижневартовск,ХМАО-Югра,Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как сделать родительское собрание собранием"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»
Как сделать родительское собрание
собранием.
Подготовила:
преподаватель технологии
Л.В.Новикова
г.Нижнеквартовск
Как сделать родительское собрание собранием!-
Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы
жизни классного и родительского коллективов.
В педагогической среде родительское собрание считается сложным «жанром», чем уроки или
внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе,
- педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы
третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в обязанность классных
руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Такое
обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах
подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Не менее сложной работой классного руководителя остается организационная работа по
подготовке родительского собрания.
Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправленности,
продуманности и тщательности подготовительной работы.
К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:
- выбор темы собрания:
Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее
выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива,
закономерностями развития личности ребёнка, особенностями протекания процессов обучения и
воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения
и совершенствования взаимоотношений школы и семьи;
- определение целей родительского собрания:
Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском
собрании. Уже при выборе темы необходимо отчетливо осознавать, почему именно эту
проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров
можно избрать следующие:
содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в
жизнедеятельность классного сообщества;
способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсената
их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность
совершения родителями неверных действий по отношению к своему ребёнку;
выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить
интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка
подводить итоги совместной деятельности педагогов, обучающихся и родителей за
четверть, полугодие или учебный год;
- психолого-педагогическое просвещение: изучение научно-методической
литературы по рассматриваемой проблеме.
Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности
родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Для освещения отдельных
вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога,
других специалистов.
- проведение микроисследования в сообществе детей и родителей:
Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и
усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов.
К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение
ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий.
- определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приёмов
совместной работы его участников:
Вид: организационные, собрания по плану классного всеобуча родителей; тематические;
собрания-диспуты; собрания-практикумы; итоговые, имеющие целью показать учебно-
воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей
на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности класса.
Далее следует определить организационную форму собрания: педагогическая мастерская,
организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум;
- приглашение родителей и других участников собрания:
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика
показывает, что нельзя ограничиваться только контролем записей в дневнике обучающихся.
Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания:
• заблаговременно пригласить родителей, разослав им персональные приглашения;
• подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей;
• заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в
различных мероприятиях.
2-3 родителей целесообразно пригласить на собрание хотя бы один раз за 1-2 недели до его
проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании.
- разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям :
Решение - это обязательный элемент родительского собрания, так как очень важно, чтобы
каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной
воспитательной работы семьи и школы. Важно выяснить и отношение родителей к
проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для
фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений
для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:
• явка родителей, причины отсутствия;
• персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
• вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.
Завершает организационную часть этапа подготовки родительского собрания:
- оформление классного помещения, в котором оно будет проводиться. Собрание должно
проходить в чистом, уютном и красиво оформленном помещении, где могут быть представлены
выставки творческих работ учащихся и методической литературы по обсуждаемой
проблеме( памятки, советы и рекомендации по проблемам воспитания).
На доске цветными мелками написать тему родительского собрания. В соответствии с
избранной организационной формой собрания расставить стулья и столы, на которые положить
бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и другое, а тихая спокойная музыка поможет
немного отдохнуть, пока все собираются.
Полезные советы классному руководителю по проведению собрания
• Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
• Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.
• Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и
отчествами родителей.
• Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
Поблагодарите всех, кто нашел время прийти
• Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем
говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
• Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
• Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
• В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
• Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
• Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку
Не стоит:
• Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
• Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
• Давать негативную оценку всему классу.
• Переоценивать значение отдельных предметов.
• Избирать для общения назидательный тон.
Вся атмосфера взаимодействия общения классного руководителя с родителями должна
показать, что он нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и
он не может обойтись без их совета и помощи. Для формирования успешного сотрудничества
между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую
семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность
педагогов, родителей, детей.