Напоминание

«Занимательная физика»


Автор: Каленчук Елена Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Веселокутская ООШ
Населённый пункт: д.Веселый Кут
Наименование материала: Рабочая программа по курсу
Тема: «Занимательная физика»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Веселокутская основная

общеобразовательная школа Купинского района

«Согласовано»

Руководитель МО

___________ Сапожникова М.Н.

Протокол № 1 от

«27» августа2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ

Веселокутской ООШ

__________ Швец М.В.

«27» августа 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Веселокутской ООШ

_________ Попович Т.Я.

Приказ № __ от «__» ___2013г

Рабочая программа по курсу «Занимательная физика»

для 8 класса

Учитель: Каленчук Е.Ю.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Курс для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс

рассчитан на 20 часов и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий

справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука

экспериментальная, в том смысл, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных

экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная

физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем

раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-

экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.

Программа состоит из пяти блоков.

I.

Тепловые явления.

II.

Изменение агрегатных состояний вещества.

III.

Электрические явления.

IV.

Электромагнитные явления

V.

Световые явления

Степень достижения результатов обучения школьников проверяется при изготовлении оборудования, проведении самостоятельного

исследования в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы, подбора приборов и материалов для

его проведения, предоставление результатов эксперимента, построение выводов, при решении задач. На заключительном этапе проводится

защита и обсуждение результатов исследования.

Цели и задачи курса

Создание условий для формирования и развития у учащихся: интеллектуальных и практических умений в области физического

эксперимента, интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента; умения самостоятельно приобретать и использовать

знания; творческих способностей; умения работать в группе; вести дискуссию; отстаивать и обосновывать свою точку зрения.

Требования к уровню подготовки

В процессе занятий учащийся приобретает умения:

- решать задачи;

- наблюдать и изучать явления; объяснять результаты наблюдений;

- выдвигать гипотезы; делать выводы; участвовать в дискуссиях.

Учебно-тематический план

Тема

Количест

во часов

Сроки

проведения

1

Тепловые явления

3 ч

2

Изменение агрегатных состояний

вещества

5 ч

3

Электрические явления

4 ч

4

Электромагнитные явления

3 ч

5

Световые явления

3 ч

Итого:

20ч

Содержание программы

1.Тепловые явления (3 ч)

Тепловое равновесие. Температура.

Закон сохранения энергии.

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

Решение задач «Тепловые явления»

2.Изменение агрегатных состояний вещества (5 ч)

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Исследование 3: Измерение удельной теплоты плавления льда.

Исследование 4: Способы определения влажности воздуха

Парообразование и конденсация. Тепловые машины. КПД двигателей.

3.Электрические явления (4 ч)

Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток, условия его существования. Закон Ома для участка цепи.

Решение задач «Электрические явления».

4.Электромагнитные явления (3 ч)

Магнитное поле Земли. Постоянные магниты.

Занимательные опыты с постоянными магнитами.

5.Световые явления (3 ч)

Исследование 6: Изучение отражения света от плоского и вогнутого зеркала.

Зависимость угла преломления от угла падения.

Опыты с плоским зеркалом.

Решение задач «Световые явления».

Литература

1.

Билимович Б. Ф. «Физические викторины» М. Просвещение, 1977 г.

2.

Горев Л. А. «Занимательные опыты по физике» М. Просвещение, 1985 г.

3.

Ланге В. Н. «Физические парадоксы и софизмы» М. Просвещение, 1978 г.

4.

Перельман Л. И. «Занимательная физика» кн. 1/2 М. Наука, 1979 г./ 1983 г.

5.

Перельман Л. И. «Знаете ли вы физику» М. Наука, 1992 г.

6.

Перышкин А. В., Чемакин В. П. «Факультативный курс физики. 7 класс» М. Просвещение, 1980



В раздел образования