Напоминание

Подготовка учащихся ДШИ к концертному выступлению.Психологические аспекты.


Автор: Равчеева Вероника Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "ДШИ им. М.А. Балакирева"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка учащихся ДШИ к концертному выступлению.Психологические аспекты.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Подготовка учащихся ДШИ к концертному выступлению.

Психологические аспекты.

Равчеева Вероника Сергеевна

Преподаватель Спб ГБУ ДО ДШИ им. М.А. Балакирева

Подготовка учащегося к концертному выступлению является одной

из наиболее важных проблем музыкальной педагогики. Несмотря на

то, что ею занимается огромное количество специалистов в различных

областях

науки

и

медицины, вопросы остаются

и по сей

день.

Безусловно,

есть

определенные

правила

и

наработки,

которые

используются в педагогической практике. Но каждый ребенок глубоко

индивидуален, поэтому применить ко всем одни и те же рекомендации

невозможно.

Общеизвестно, что предсказать результат выступления нельзя – даже

при качественной и плодотворной работе бывают неудачные исполнения

программы. Зачастую, одаренные ученики, обладающие тонкой нервной

организацией, на сцене выглядят гораздо бледнее своих товарищей с

более крепкой нервной системой.

Конечно, есть определенные типы темперамента, свойственные

отдельным группам людей (хотя, как правило, в чистом виде они не

встречаются), на особенности которых можно опираться при подготовке

к выступлению. Но, немаловажную роль играет и воспитание, поэтому

каждому ребенку необходимы свои меры воздействия. В связи с

воспитанием отметим роль мотивации. Многим детям, в первую очередь,

нужна

моральная

поддержка

или

похвала

преподавателя

и/или

родителей. Однако зачастую родители мотивируют детей с помощью

материальных рычагов. Возможно, на определенном этапе это работает.

Но, только с помощью материальных поощрений избавиться от страха и

волнения невозможно. На наш взгляд, более важны психологические

установки на хороший результат, на победу над собой, собственной

неуверенностью.

Свою роль играет и тип личности ребенка. Принято различать три

характерологических типа: волевой, эмоциональный и интеллектуальный.

Как правило, в детском творчестве преобладает эмоциональный тип.

Волевой и интеллектуальный типы личности являются более редкими.

Безусловно, есть дети, которые уже в младшем возрасте наделены

сильной волей, но и они не всегда справляются с волнением на сцене.

А интеллект, общий и профессиональный, формируется и воспитывается

в течение всей жизни. К тому же в реалиях современного мира одна из

самых важных составляющих, воспитывающих интеллект, – чтение –

практически отсутствует. Дети перестали читать книги! А это влияет не

только на грамотность. Они неуверенно ориентируются в правилах

родного языка, литературная речь исчезает из обихода, что, в свою

очередь, ведет к падению общей культуры!

Музыканты не случайно все чаще говорят о втором плане

исполнителя: это его культурный и интеллектуальный багаж. Зачастую

на сцене можно слышать техническое совершенство при отсутствии

музыкальной мысли, собственного отношения исполнителя к сочинению,

за блестящими пассажами не читается авторская концепция. Тем не

менее, построение

музыкального

произведения

идентично

развитию

литературного сюжета, музыкальная фраза – сродни литературному

предложению.

Поэтому

одной

из

основных

задач

преподавателя

становится художественное, интеллектуальное развитие учащихся: это и

рассказы о композиторах и исполнителях, времени, в которое они

творили; рекомендация

литературы,

необходимой

к

изучению; это

посещение концертных залов (во время пандемии – прослушивание

записей),

собственное

исполнение,

встречи

с

концертирующими

музыкантами и т.п. Неслучайно Народный артист РФ В. Гаркалин как-то

сказал: «Талант – величина непостоянная. Он приходит и уходит. Надо

воспитывать в учениках личностную природу».

Безусловно, выход на концертную эстраду сопряжен с волнением

и боязнью. Но надо различать эти понятия. Страх, если он не связан со

способами воспитания или индивидуальными психоэмоциональными

особенностями ребенка, как правило, появляется от неуверенности в

связи с плохим знанием произведения или при плохом качестве

домашней работы. Страх – фактор разрушительный. А вот творческое

волнение перед выступлением необходимо. Оно придает одухотворенности

исполнителю, зачастую насыщает исполнение новыми красками, иногда

провоцирует появление артистизма.

Полезно обратить внимание учеников и их родителей и на эстетическую

составляющую концертного выступления. Ведь от того как выглядит

исполнитель и как ведет себя на сцене зависит и восприятие музыки в

его исполнении.

Отметим и еще один важный фактор, свойственный духовикам и

вокалистам. Волнение

влияет

на

дыхание,

а,

следовательно, на

фразировку.

Поэтому

необходимо

отработать

не

только

нюансы

художественного

воспроизведения,

но

и

обговорить

варианты

дополнительного взятия дыхания, чтобы фразировка не страдала.

Известно, что лучшим средством от волнения на эстраде является

многократное

обыгрывание

программы. Здесь

хороши

все

виды

выступлений: дома перед родственниками, на родительских собраниях,

совместных

концертах

с

учащимися

других

преподавателей

или

специальностей,

проигрывание

программы

перед

«доброжелательно

настроенной» публикой. Даже присутствие в классе соучеников зачастую

вносит дополнительную ответственность.

Во время пандемии распространение получили заочные конкурсы,

где жюри прослушивает программу по записи. Казалось бы, это

несложно, так как комиссии в зале нет. Но запись также требует

большой затраты моральных и физических сил, поскольку хочется

исполнить программу максимально хорошо, а камера погрешностей не

прощает. Безусловно, в конкурсах – очных и заочных – принимают

участие дети одаренные, но все указанные выше факторы имеют место.

Музыкальные способности, соединенные с упорством, ответственностью,

и волей помогают преодолевать психологические трудности концертного

выступления.

В заключении подведем итоги. Концертное выступление – это очень

ответственное событие. Иногда неудачное выступление может стать

причиной разочарований и даже психологической травмы. Зато удачное

исполнение на эстраде окрыляет, дает новые силы, является стимулом

для постановки новых целей и решения новых задач. Эстрадное

выступление

требует

психологической

подготовки,

правильной

мотивации, качественной домашней и предконцертной работы, которая

дает исполнительскую свободу, а это, в свою очередь, позволяет

получать

уверенность

и,

в

конечном

счете,

удовольствие

при

выступлении на сцене.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бочкарев Л.Л.

Психология музыкальной деятельности / Л.Л.

Бочкарев. — Москва : Классика-XXI, 2008. — 352 с.

2.

Вопросы методики начального музыкального образования / ред.-

сост. В.А Натансон, В.В. Руденко. — Москва : Музыка, 1981. — 190

с.

3.

Психология музыкальной деятельности : теория и практика : учеб.

пособие

для студ.

муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К.

Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и [др.] ; под ред. Г.М.

Цыпина. — Москва : Академия, 2003. — 368 с.



В раздел образования