Автор: Равчеева Вероника Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "ДШИ им. М.А. Балакирева"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка учащихся ДШИ к концертному выступлению.Психологические аспекты.
Раздел: дополнительное образование
Подготовка учащихся ДШИ к концертному выступлению.
Психологические аспекты.
Равчеева Вероника Сергеевна
Преподаватель Спб ГБУ ДО ДШИ им. М.А. Балакирева
Подготовка учащегося к концертному выступлению является одной
из наиболее важных проблем музыкальной педагогики. Несмотря на
то, что ею занимается огромное количество специалистов в различных
областях
науки
и
медицины, вопросы остаются
и по сей
день.
Безусловно,
есть
определенные
правила
и
наработки,
которые
используются в педагогической практике. Но каждый ребенок глубоко
индивидуален, поэтому применить ко всем одни и те же рекомендации
невозможно.
Общеизвестно, что предсказать результат выступления нельзя – даже
при качественной и плодотворной работе бывают неудачные исполнения
программы. Зачастую, одаренные ученики, обладающие тонкой нервной
организацией, на сцене выглядят гораздо бледнее своих товарищей с
более крепкой нервной системой.
Конечно, есть определенные типы темперамента, свойственные
отдельным группам людей (хотя, как правило, в чистом виде они не
встречаются), на особенности которых можно опираться при подготовке
к выступлению. Но, немаловажную роль играет и воспитание, поэтому
каждому ребенку необходимы свои меры воздействия. В связи с
воспитанием отметим роль мотивации. Многим детям, в первую очередь,
нужна
моральная
поддержка
или
похвала
преподавателя
и/или
родителей. Однако зачастую родители мотивируют детей с помощью
материальных рычагов. Возможно, на определенном этапе это работает.
Но, только с помощью материальных поощрений избавиться от страха и
волнения невозможно. На наш взгляд, более важны психологические
установки на хороший результат, на победу над собой, собственной
неуверенностью.
Свою роль играет и тип личности ребенка. Принято различать три
характерологических типа: волевой, эмоциональный и интеллектуальный.
Как правило, в детском творчестве преобладает эмоциональный тип.
Волевой и интеллектуальный типы личности являются более редкими.
Безусловно, есть дети, которые уже в младшем возрасте наделены
сильной волей, но и они не всегда справляются с волнением на сцене.
А интеллект, общий и профессиональный, формируется и воспитывается
в течение всей жизни. К тому же в реалиях современного мира одна из
самых важных составляющих, воспитывающих интеллект, – чтение –
практически отсутствует. Дети перестали читать книги! А это влияет не
только на грамотность. Они неуверенно ориентируются в правилах
родного языка, литературная речь исчезает из обихода, что, в свою
очередь, ведет к падению общей культуры!
Музыканты не случайно все чаще говорят о втором плане
исполнителя: это его культурный и интеллектуальный багаж. Зачастую
на сцене можно слышать техническое совершенство при отсутствии
музыкальной мысли, собственного отношения исполнителя к сочинению,
за блестящими пассажами не читается авторская концепция. Тем не
менее, построение
музыкального
произведения
идентично
развитию
литературного сюжета, музыкальная фраза – сродни литературному
предложению.
Поэтому
одной
из
основных
задач
преподавателя
становится художественное, интеллектуальное развитие учащихся: это и
рассказы о композиторах и исполнителях, времени, в которое они
творили; рекомендация
литературы,
необходимой
к
изучению; это
посещение концертных залов (во время пандемии – прослушивание
записей),
собственное
исполнение,
встречи
с
концертирующими
музыкантами и т.п. Неслучайно Народный артист РФ В. Гаркалин как-то
сказал: «Талант – величина непостоянная. Он приходит и уходит. Надо
воспитывать в учениках личностную природу».
Безусловно, выход на концертную эстраду сопряжен с волнением
и боязнью. Но надо различать эти понятия. Страх, если он не связан со
способами воспитания или индивидуальными психоэмоциональными
особенностями ребенка, как правило, появляется от неуверенности в
связи с плохим знанием произведения или при плохом качестве
домашней работы. Страх – фактор разрушительный. А вот творческое
волнение перед выступлением необходимо. Оно придает одухотворенности
исполнителю, зачастую насыщает исполнение новыми красками, иногда
провоцирует появление артистизма.
Полезно обратить внимание учеников и их родителей и на эстетическую
составляющую концертного выступления. Ведь от того как выглядит
исполнитель и как ведет себя на сцене зависит и восприятие музыки в
его исполнении.
Отметим и еще один важный фактор, свойственный духовикам и
вокалистам. Волнение
влияет
на
дыхание,
а,
следовательно, на
фразировку.
Поэтому
необходимо
отработать
не
только
нюансы
художественного
воспроизведения,
но
и
обговорить
варианты
дополнительного взятия дыхания, чтобы фразировка не страдала.
Известно, что лучшим средством от волнения на эстраде является
многократное
обыгрывание
программы. Здесь
хороши
все
виды
выступлений: дома перед родственниками, на родительских собраниях,
совместных
концертах
с
учащимися
других
преподавателей
или
специальностей,
проигрывание
программы
перед
«доброжелательно
настроенной» публикой. Даже присутствие в классе соучеников зачастую
вносит дополнительную ответственность.
Во время пандемии распространение получили заочные конкурсы,
где жюри прослушивает программу по записи. Казалось бы, это
несложно, так как комиссии в зале нет. Но запись также требует
большой затраты моральных и физических сил, поскольку хочется
исполнить программу максимально хорошо, а камера погрешностей не
прощает. Безусловно, в конкурсах – очных и заочных – принимают
участие дети одаренные, но все указанные выше факторы имеют место.
Музыкальные способности, соединенные с упорством, ответственностью,
и волей помогают преодолевать психологические трудности концертного
выступления.
В заключении подведем итоги. Концертное выступление – это очень
ответственное событие. Иногда неудачное выступление может стать
причиной разочарований и даже психологической травмы. Зато удачное
исполнение на эстраде окрыляет, дает новые силы, является стимулом
для постановки новых целей и решения новых задач. Эстрадное
выступление
требует
психологической
подготовки,
правильной
мотивации, качественной домашней и предконцертной работы, которая
дает исполнительскую свободу, а это, в свою очередь, позволяет
получать
уверенность
и,
в
конечном
счете,
удовольствие
при
выступлении на сцене.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бочкарев Л.Л.
Психология музыкальной деятельности / Л.Л.
Бочкарев. — Москва : Классика-XXI, 2008. — 352 с.
2.
Вопросы методики начального музыкального образования / ред.-
сост. В.А Натансон, В.В. Руденко. — Москва : Музыка, 1981. — 190
с.
3.
Психология музыкальной деятельности : теория и практика : учеб.
пособие
для студ.
муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К.
Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и [др.] ; под ред. Г.М.
Цыпина. — Москва : Академия, 2003. — 368 с.