Автор: Петрова Галина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Дойдунская начальная школа-детский сад им.С.Ф.Попова"
Населённый пункт: с.Хапчагай
Наименование материала: статья
Тема: «Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях ФГОС»
Раздел: начальное образование
Задача современной образовательной системы –
не напичкать ученика фундаментальными
знаниями, а сформировать навыки
успешной социальной адаптации, способности
к самообразованию...
А.М.
Кондаков
Одним из важнейших преобразований в системе образования является
введение федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки
выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В чем же новизна современного урока?
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения,
ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое
выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек,
способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе
деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить
мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что
школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –
необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и
навыки ее применения в реальной жизни.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ученик должен стать живым
участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так
и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-
то услышали и поняли во время занятия… Групповая форма работы имеет
множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или
консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное
общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении
раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и
отвечать
учителю.
«Высший
пилотаж»
в
проведении
урока
и
идеальное
воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь
направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что
ведут урок сами.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его
профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не
боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он
сможет в более сжатые сроки. Многие учителя смогут реализовать новый стандарт
без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Отличие новых стандартов в системно-деятельном подходе. В основе
подхода ребёнок воспринимает мир через деятельность. Деятельность должна
стать основой обучения ребёнка. Уйти от монологичной речи учителя, прийти к
тому, чтобы ребёнок получает знания, добывает
и его
деятельность
соприкасается с новыми знаниями.
Деятельность учителя и ребёнка стала совершенно другой, функция
учителя изменилась полностью. Учитель лишь сопровождает ребёнка. На первом
уроке ребёнок должен почувствовать себя хозяином урока, что он может ответить,
когда ответить, нет скованности.
Мы не загоняем детей в определённые рамки, даём возможность высказаться
всем. И это привычно после детского сада, привычно, что делается в школе. Сейчас
у нас есть возможность поиграть, и та деятельность, которая была ведущей в
дошкольном возрасте, сейчас также с ними. Поэтому им легко адаптироваться,
легко в школе, нравится ходить в школу. Именно при помощи игровой
деятельности ребёнок с увлечением занимается и сложными предметами.
Математика, окружающий мир, русский язык – эти предметы не ушли, они
остались, их познают через игру.
В рамках ФГОС формируется новый подход, который направлен на развитие
способностей каждого ребёнка, на формирование личности, готовности к жизни в
современном обществе. Учитель выступает в роли режиссера учебного процесса.
Он мотивирует школьников к принятию решения, корректирует их действия и
ищет способы включить в работу каждого ученика.
Познание через игру – вот главный принцип новой начальной школы.
Под стандартам дети должны применять свои знания на практике. И в этом им
помогает современная техника: компьютеры, интерактивные доски, измерительные
приборы – датчики. Привлекает
детей, все хотят выйти к доске, написать
самостоятельно, в результате чего учебный процесс активизируется.
Наша
школа
активно
включилась
изучение
условий
Федеральных
государственных образовательных стандартов. Работа была начата с изучения
педагогического,
методического,
кадрового
и
материально-технического
потенциала образовательного учреждения. Возможность апробации условий
введения ФГОС на базе школы
была рассмотрена на заседаниях школьного
методического объединения учителей начальных классов, методическом совете,
педагогическом совете.
На школьном методическом объединении учителей
начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы учебно-
методические
комплекты,
рекомендуемые
ФГОС
для
использования
в
образовательном
процессе.
Из
всех
предложенных
учебно-методических
комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС
оставили «Школа России».
На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов
остались прежними (за исключением уроков чтения и русского языка в связи с
введением родного языка).
Изменился подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные
знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял.
Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их
находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового
стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков.
В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального,
регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по
апробации условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровня также
подготовлена в полном объёме. Разработано и утверждено «Положение о школе».
Программа перехода на ФГОС содержит перечень мероприятий по апробации
материалов.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с
традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор
текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в
профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и
редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого
компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов
учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых
измерительных приборов, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и
опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом
виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне
с
традиционными.
В
частности,
цифровой
фотографии,
видеофильма,
мультипликации.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ
являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики
обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с
другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и
увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки
и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового
стандарта,
предполагает
активное
использование
знаний,
полученных
при
изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке
русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается
на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года.
Результатом
этой
деятельности
становится,
например,
видеорепортаж,
описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Внеурочная деятельность.
Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина
дня,
регламентированная
Министерством
образования
и
науки
России.
Дополнительная - внеурочная - нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю.
Новый учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в
себя и учебную, и воспитательную части. По новым стандартам главное - не
просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять,
развивать его и в урочное, и во внеурочное время.
По сравнению с выпускниками детского сада прошлых лет, наши
первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой
образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления
здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального
потенциала. Уроки ведутся по 35 минут, проводится динамический час. На
занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике
переутомления учащихся. Помимо учебного кабинета, активно используются
спортзал, спортивная площадка, библиотека. Каждая минута, проведённая в
школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя
активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем
мире. Во время прогулок дети собирают природный материал для поделок,
разучивают с ними стихи, соответствующие текущему времени года, погодным
условиям, разгадывают загадки, проводят фенологические наблюдения. Дети
оживлённо общаются с педагогами и друг с другом — в классе сложились
доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий
формирования здоровьесберегающей образовательной среды.
В нашей школе работают такие кружки внеурочной деятельности:
1.
«Игры Манчары» (спортивно-оздоровительное направление).
Задачи:
1.
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных
способностей каждого ученика.
2.
Профилактика вредных привычек.
3.
Создание
условий
для
обеспечения
охраны
здоровья
учащихся,
их
полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
4.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
5.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения,
безопасной жизни.
2.
«Весёлые нотки»
Цель
– Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению,
исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую
деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного
искусства.
3.
«Юный знаток»
Цели и задачи:
Основная его цель – формирование у школьников чувства любви к природе,
развитие
познавательных
интересов,
эстетического
вкуса,
углубление
и
расширение знаний по окружающему миру.
4.
«Умелые ручки»
Цели :
1.
Развитие
творческих
способностей
младших
школьников,
детского
сплоченного
коллектива
через
воспитание
трудолюбия,
усидчивости,
терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека,
любви к родному краю и себе.
Самыми главными помощниками при обучении чтении и письму являются
следующие кружки.
5.
Литературный кружок «В мире книг»
Цели и задачи:
1. Обучение учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом,
умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности
поэтического языка.
2. Развитие у детей чувства прекрасного; умения видеть картины природы,
нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины
устно и на бумаге.
3. Обучение учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих
картины
родной
природы;
первоначальное
знакомство
с
мастерством
художественного слова.
4.Воспитание любви к родной природе через осмысление поэтической строки.