Напоминание

Музыкально-дидактические игры для работы с детьми с ОВЗ


Автор: Навальнева Наталья Геннадьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО ДООСПЦ А.И. Бороздина
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Сборник
Тема: Музыкально-дидактические игры для работы с детьми с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




1.

«Пошумели – тишина»

Цель: формирование слухового внимания, эмоциональной отзывчивости на

музыку.

Задачи:

учить соблюдать правила игры;

познакомиться с инструментами, послушать их звучание;

развивать умение слушать и концентрировать внимание;

повышать скорость реакции.

Ход игры:

Каждому участнику дают музыкальный инструмент, обязательное условие –

звук следует извлекать палочками. Пока звучит музыка, группа подыгрывает

на своих инструментах, как только музыка смолкает – участники поднимают

палочки над головой. Музыка возобновляется, когда наступает полная

тишина.

Ведущий может помогать командами – подсказками: «пошумели» -

«тишина».

2.

«Передай другому»

Цель: формирование слухового внимания, коммуникативных навыков.

Задачи:

учить соблюдать правила игры;

формировать представления о направлении;

стимулировать творческую активность;

побуждать к сотрудничеству в группе.

Ход игры:

Дети садятся в круг. Одному из участников дают небольшой музыкальный

инструмент. Как только зазвучит музыка, инструмент начинают передавать

по кругу в одном направлении. Когда музыка смолкнет, участник, в руках

которого оказался инструмент, начинает играть на нём, а остальные дети

хлопают в ладоши. Затем музыкальное сопровождение звучит вновь, а

инструмент снова передают по кругу. Во время сольного исполнения можно

играть любую музыку.

3.

«В каком направлении?»

Цель: формирование слухового внимания, коммуникативных навыков.

Задачи:

учить соблюдать правила игры;

формировать представления о направлении;

точно реагировать на слуховую команду;

побуждать к сотрудничеству в группе.

Ход игры:

Дети садятся в круг, а одному из участников даётся небольшой инструмент,

например, бубенцы. Когда зазвучит музыка (в среднем регистре), играющие

передают бубенцы пот кругу по часовой стрелке. Внезапно ведущий берёт

две самые высокие ноты, и группа изменяет направление движения

бубенцов, передавая их против часовой стрелки. Музыка продолжает

звучать, и каждый раз, когда слышны две высокие ноты, направление

движения бубенцов изменяется. Сигнал для изменения направления

движения бубенцов можно также подавать, ударяя палочками по тарелке или

барабану.

4.

«Остановитесь и идите» (Stop and go)

Цель: формирование слухового внимания.

Задачи:

учить соблюдать правила игры;

развивать общую моторику;

развивать умение слушать и концентрировать внимание;

точно реагировать на окончание музыки;

развивать координацию в пространстве;

развивать выразительность движений;

развивать творческие способности, фантазию.

Все участники бегут по кругу под музыку. Музыка смолкла – дети застывают

в разных позах, музыка возобновляется – опять бегут по кругу и так

несколько раз. Очень важно начать и закончить движение одновременно с

музыкой.

5.

«У Авдотьи, у старушки» (русский фольклор)

Цель: формирование зрительного и слухового внимания.

Задачи:

учить соблюдать правила игры;

развивать подражательную деятельность;

формировать схему тела;

развивать координацию в пространстве;

развивать выразительность движений в передаче образа;

развивать творческие способности, фантазию.

Ход игры:

Участники игры поют эту песню, сопровождая её движениями:

У Авдотьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Пять сыновей и пять дочерей,

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими боками,

Вот с такими животами.

Не пили они, не ели,

Друг на друга всё глядели.

Разом сделали вот так!

На словах «вот так», ведущий показывает какую-то позу или движение,

участники игры её повторяют.

Вариант: слова последней строки можно заменить на следующие: «Разом

сделали как… (назвать имя ребёнка)». Это позволит детям быстрее выучить

имена друг друга, а ребёнку, имя которого назвали, требуется быстро

придумать и показать движение.

6.

«Найди бубенчик»

Цель:

формирование слухового внимания.

Задачи:

учить соблюдать правила игры;

развивать умение слушать и концентрировать внимание;

стимулировать собственную активность ребёнка;

способствовать установлению эмоционального контакта.

Ход игры:

Игрушка, которую прячут, должна быть звучащей (бубенчик или звучащий

шарик). Детям показывают бубенчик, потом один из них закрывает глаза, а

ведущий в это время прячет бубенчик под одеждой у кого-нибудь из детей.

Водящий ребёнок по сигналу открывает глаза, предлагает всем по очереди

попрыгать, а сам слушает, у кого зазвенит игрушка. Следующим водящим

становится тот, у кого зазвенел бубенчик.

7.

«Всё меняется»

Цель: формирование слухового внимания, коммуникативных навыков.

Задачи:

учить соблюдать правила игры;

развивать общую моторику;

точно реагировать на окончание музыки;

повышать скорость реакции;

развивать координацию в пространстве;

побуждать к сотрудничеству в группе.

Ход игры;

Дети садятся в круг, каждый участник со своим инструментом. Ведущий

исполняет музыкальный фрагмент, а группа ему подыгрывает на своих

инструментах. Когда музыка смолкает, каждый кладёт инструмент на свой

стул и занимает место участника, сидящего слева или справа (по инструкции

ведущего) от себя. Игра начинается снова, когда все участники пересядут и

будут находиться в ожидании, готовые играть на «новых» инструментах.

8.

«Дударь» (русский фольклор)

Цель: формирование зрительного и слухового внимания, коммуникативных

навыков.

Задачи:

учить соблюдать правила игры;

формировать схему тела;

развивать координацию в пространстве;

развивать творческие способности, фантазию.

Ход игры:

Выбирается Дударь (дедушка, который играет на дудочке), все становятся в

круг, идут по часовой стрелке и поют:

Дударь, Дударь, Дударище, (Вокруг Дударя водим хоровод)

Старый, старый старичище,

Его во колоду, его во сырую, (Становимся лицом в круг, руками «мнём,

Его под гнилую. как тесто месим»)

Дударь, Дударь, что болит? (Дударь показывает и называет, что у него

болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.),

все кладут руки на это место и снова

начинают ходить по кругу, повторяя всё

снова)

В конце игры Дударь говорит: «Всё, ничего не болит, выздоровел!».

Ведущий: «Вы, ребята, молодцы, вылечили дедушку!»

9.

«Найди инструмент!»

Цель: формирование слухового внимания, коммуникативных навыков.

Задачи:

учить соблюдать правила игры;

развивать общую моторику;

развивать координацию в пространстве;

познакомиться с инструментами, послушать их звучание;

точно реагировать на окончание музыки.

Ход игры:

Ведущий расставляет ударные инструменты как можно дальше друг от друга

в разных углах комнаты. Каждый ребёнок выбирает себе инструмент. Когда

зазвучит музыка, дети играют на своих инструментах. При наступлении

тишины все участники разбегаются и занимают места возле новых

инструментов в ожидании, что музыка зазвучит вновь и они продолжат

играть. Игра начинается снова.

10.

«Мишки и зайчики»

Цель: формирование слухового внимания.

Задачи:

учить соблюдать правила игры;

развивать общую моторику;

развивать подражательную деятельность;

точно реагировать на окончание музыки;

развивать выразительность движений в передаче образа.

Ход игры:

Все сидят в кругу, у каждого ребёнка в руках игрушка: мишка или заяц.

Ведущий «рассказывает» об игрушках, показывает по очереди, как тяжело

переваливается мишка с боку на бок, и как легко прыгает зайчик. Затем

включают музыку, и дети должны узнать музыку мишек и зайчиков и

показать соответствующие движения. Очень важно вовремя начать и

закончить движение вместе с музыкой.

В дальнейшем можно предложить станцевать детям самим вместе со своей

игрушкой, образно изображая мишек и зайчиков.



В раздел образования