Автор: Навальнева Наталья Геннадьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО ДООСПЦ А.И. Бороздина
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Сборник
Тема: Музыкально-дидактические игры для работы с детьми с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
1.
«Пошумели – тишина»
Цель: формирование слухового внимания, эмоциональной отзывчивости на
музыку.
Задачи:
•
учить соблюдать правила игры;
•
познакомиться с инструментами, послушать их звучание;
•
развивать умение слушать и концентрировать внимание;
•
повышать скорость реакции.
Ход игры:
Каждому участнику дают музыкальный инструмент, обязательное условие –
звук следует извлекать палочками. Пока звучит музыка, группа подыгрывает
на своих инструментах, как только музыка смолкает – участники поднимают
палочки над головой. Музыка возобновляется, когда наступает полная
тишина.
Ведущий может помогать командами – подсказками: «пошумели» -
«тишина».
2.
«Передай другому»
Цель: формирование слухового внимания, коммуникативных навыков.
Задачи:
•
учить соблюдать правила игры;
•
формировать представления о направлении;
•
стимулировать творческую активность;
•
побуждать к сотрудничеству в группе.
Ход игры:
Дети садятся в круг. Одному из участников дают небольшой музыкальный
инструмент. Как только зазвучит музыка, инструмент начинают передавать
по кругу в одном направлении. Когда музыка смолкнет, участник, в руках
которого оказался инструмент, начинает играть на нём, а остальные дети
хлопают в ладоши. Затем музыкальное сопровождение звучит вновь, а
инструмент снова передают по кругу. Во время сольного исполнения можно
играть любую музыку.
3.
«В каком направлении?»
Цель: формирование слухового внимания, коммуникативных навыков.
Задачи:
•
учить соблюдать правила игры;
•
формировать представления о направлении;
•
точно реагировать на слуховую команду;
•
побуждать к сотрудничеству в группе.
Ход игры:
Дети садятся в круг, а одному из участников даётся небольшой инструмент,
например, бубенцы. Когда зазвучит музыка (в среднем регистре), играющие
передают бубенцы пот кругу по часовой стрелке. Внезапно ведущий берёт
две самые высокие ноты, и группа изменяет направление движения
бубенцов, передавая их против часовой стрелки. Музыка продолжает
звучать, и каждый раз, когда слышны две высокие ноты, направление
движения бубенцов изменяется. Сигнал для изменения направления
движения бубенцов можно также подавать, ударяя палочками по тарелке или
барабану.
4.
«Остановитесь и идите» (Stop and go)
Цель: формирование слухового внимания.
Задачи:
•
учить соблюдать правила игры;
•
развивать общую моторику;
•
развивать умение слушать и концентрировать внимание;
•
точно реагировать на окончание музыки;
•
развивать координацию в пространстве;
•
развивать выразительность движений;
•
развивать творческие способности, фантазию.
Все участники бегут по кругу под музыку. Музыка смолкла – дети застывают
в разных позах, музыка возобновляется – опять бегут по кругу и так
несколько раз. Очень важно начать и закончить движение одновременно с
музыкой.
5.
«У Авдотьи, у старушки» (русский фольклор)
Цель: формирование зрительного и слухового внимания.
Задачи:
•
учить соблюдать правила игры;
•
развивать подражательную деятельность;
•
формировать схему тела;
•
развивать координацию в пространстве;
•
развивать выразительность движений в передаче образа;
•
развивать творческие способности, фантазию.
Ход игры:
Участники игры поют эту песню, сопровождая её движениями:
У Авдотьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Пять сыновей и пять дочерей,
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими боками,
Вот с такими животами.
Не пили они, не ели,
Друг на друга всё глядели.
Разом сделали вот так!
На словах «вот так», ведущий показывает какую-то позу или движение,
участники игры её повторяют.
Вариант: слова последней строки можно заменить на следующие: «Разом
сделали как… (назвать имя ребёнка)». Это позволит детям быстрее выучить
имена друг друга, а ребёнку, имя которого назвали, требуется быстро
придумать и показать движение.
6.
«Найди бубенчик»
Цель:
формирование слухового внимания.
Задачи:
•
учить соблюдать правила игры;
•
развивать умение слушать и концентрировать внимание;
•
стимулировать собственную активность ребёнка;
•
способствовать установлению эмоционального контакта.
Ход игры:
Игрушка, которую прячут, должна быть звучащей (бубенчик или звучащий
шарик). Детям показывают бубенчик, потом один из них закрывает глаза, а
ведущий в это время прячет бубенчик под одеждой у кого-нибудь из детей.
Водящий ребёнок по сигналу открывает глаза, предлагает всем по очереди
попрыгать, а сам слушает, у кого зазвенит игрушка. Следующим водящим
становится тот, у кого зазвенел бубенчик.
7.
«Всё меняется»
Цель: формирование слухового внимания, коммуникативных навыков.
Задачи:
•
учить соблюдать правила игры;
•
развивать общую моторику;
•
точно реагировать на окончание музыки;
•
повышать скорость реакции;
•
развивать координацию в пространстве;
•
побуждать к сотрудничеству в группе.
Ход игры;
Дети садятся в круг, каждый участник со своим инструментом. Ведущий
исполняет музыкальный фрагмент, а группа ему подыгрывает на своих
инструментах. Когда музыка смолкает, каждый кладёт инструмент на свой
стул и занимает место участника, сидящего слева или справа (по инструкции
ведущего) от себя. Игра начинается снова, когда все участники пересядут и
будут находиться в ожидании, готовые играть на «новых» инструментах.
8.
«Дударь» (русский фольклор)
Цель: формирование зрительного и слухового внимания, коммуникативных
навыков.
Задачи:
•
учить соблюдать правила игры;
•
формировать схему тела;
•
развивать координацию в пространстве;
•
развивать творческие способности, фантазию.
Ход игры:
Выбирается Дударь (дедушка, который играет на дудочке), все становятся в
круг, идут по часовой стрелке и поют:
Дударь, Дударь, Дударище, (Вокруг Дударя водим хоровод)
Старый, старый старичище,
Его во колоду, его во сырую, (Становимся лицом в круг, руками «мнём,
Его под гнилую. как тесто месим»)
Дударь, Дударь, что болит? (Дударь показывает и называет, что у него
болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.),
все кладут руки на это место и снова
начинают ходить по кругу, повторяя всё
снова)
В конце игры Дударь говорит: «Всё, ничего не болит, выздоровел!».
Ведущий: «Вы, ребята, молодцы, вылечили дедушку!»
9.
«Найди инструмент!»
Цель: формирование слухового внимания, коммуникативных навыков.
Задачи:
•
учить соблюдать правила игры;
•
развивать общую моторику;
•
развивать координацию в пространстве;
•
познакомиться с инструментами, послушать их звучание;
•
точно реагировать на окончание музыки.
Ход игры:
Ведущий расставляет ударные инструменты как можно дальше друг от друга
в разных углах комнаты. Каждый ребёнок выбирает себе инструмент. Когда
зазвучит музыка, дети играют на своих инструментах. При наступлении
тишины все участники разбегаются и занимают места возле новых
инструментов в ожидании, что музыка зазвучит вновь и они продолжат
играть. Игра начинается снова.
10.
«Мишки и зайчики»
Цель: формирование слухового внимания.
Задачи:
•
учить соблюдать правила игры;
•
развивать общую моторику;
•
развивать подражательную деятельность;
•
точно реагировать на окончание музыки;
•
развивать выразительность движений в передаче образа.
Ход игры:
Все сидят в кругу, у каждого ребёнка в руках игрушка: мишка или заяц.
Ведущий «рассказывает» об игрушках, показывает по очереди, как тяжело
переваливается мишка с боку на бок, и как легко прыгает зайчик. Затем
включают музыку, и дети должны узнать музыку мишек и зайчиков и
показать соответствующие движения. Очень важно вовремя начать и
закончить движение вместе с музыкой.
В дальнейшем можно предложить станцевать детям самим вместе со своей
игрушкой, образно изображая мишек и зайчиков.