Напоминание

Виртуальные лаборатории в 5-6 классах


Автор: Никитина Мария Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 51» города Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Виртуальные лаборатории в 5-6 классах
Тема: Виртуальные лаборатории в 5-6 классах
Раздел: среднее образование





Назад




«Виртуальные лабораторные работы по математике в 5-6 классах в

условиях реализации ФГОС».

В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

в

процессе

изучения

предмета

«Математика» у обучающихся развиваются логическое и математическое мышление,

формируется

представление

о

математических

моделях;

учащиеся

овладевают

математической

логикой;

учатся

применять

математические

знания

при

решении

различных задач и оценивать полученные результаты.

Одним из способов достижения данных требований является

использование

учебного

лабораторного

оборудования;

цифрового

(электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий,

вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных

математических и естественнонаучных объектов и явлений…»

Виртуальные

лаборатории

представляют

собой

обучающий

комплекс,

позволяющий осуществлять предметные эксперименты, в том числе те, проведение

которых

в

условиях

школы

затруднено.

Существенная

часть

виртуальной

лаборатории

графический

интерфейс

пользователя,

обеспечивающий

удобный

интерактивный режим взаимодействия с компьютером в виде наглядных графических

образов предметной области.

Виртуальные лаборатории в 5-6 классах могут не только повысить наглядность,

но и осуществлять контроль, облегчить учителю диагностику знаний учащихся.

К лабораторным занятиям по математике относятся самостоятельные работы,

которые

выполняются

посредством

наблюдений,

сравнений,

составления

таблиц,

вычерчивания графиков, исследования математических формул, чертежей, фигур, с

целью

установления

новых

для

учащихся

математических

фактов,

являющихся

основой для теоретических выводов и обобщений, для выработки у учащихся умений

и навыков применения на практике полученных математических знаний

В

тематическом

планировании

лабораторные

работы

в

5-6

классах

представлены в различных темах, связанных с геометрией. На слайде представлено

тематическое планирование для пятого класса. Виртуальные лабораторные работы

представлены по темам «Треугольник», «Многоугольник». Для шестого класса по

темам «Окружность», «Вероятность случайных событий» и другие.

Классифицировать формы урочного использования виртуальных лабораторных

работ можно как:

1.

Демонстрационное использование дает возможность показать фронтально,

с экрана последовательность действий реальной работы.

2.

Обобщающее

использование

во

фронтальном

(

уточнение

вопросов,

формулирование

выводов

и

закрепление

рассмотренного,

анализ

графиков

и

цифровых

значений,

изучение

модели

как

способа

отражения

и

представления

реальности) режимах).

3.

Экспериментальное использование – индивидуальное (в малых группах)

выполнение заданий в виртуальной лаборатории без выполнения реальной работы,

компьютерный эксперимент.

Важно помнить, что виртуальная лабораторная работа для учащихся 5-7 классов

не должна превышать 20 минут.

Выделяются

следующие

этапы

подготовки

и

проведения

виртуальной

лабораторной работы: (представлены на слайде)

1.

Подготовительный

этап

(инструкции,

раздаточный

материал,

инструменты и т.п.).

1.

Обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы.

2.

Самостоятельное или коллективное выполнение задания посредством

чтения,

практической

деятельности,

распределение

частных

заданий

между участниками рабочей группы.

3.

Консультации учителя в процессе лабораторной работы.

4.

Обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы.

5.

Письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания.

Важную

часть

лабораторной

работы

составляет

инструкция.

Инструкция

к

лабораторной работе – это последовательность действий, которые должны выполнить

учащиеся для достижения цели.

Рассмотрим

Лабораторную

работу

№1

по

теме

«Объем

прямоугольного

параллелепипеда».6 класс. На данном уроке она исользуется с целью самоконтроля и

самокоррекции. Задание «Найти объём прямоугольного параллелепипеда, используя

кубики

единичного

объема».

Учащиеся

проверяют

правильность

полученных

результатов, используя виртуальную лабораторию.

Лабораторная работа №2 по теме «Комбинаторные задачи». Проводится с целью

получения нового объекта для изучения и выдвижения учеником гипотезы о способах

решения

подобных

задач.

Учащиеся

путем

работы

с

виртуальной

лабораторией

находят способ решения задач.

Лабораторная работа №3 по

теме «Равенство фигур». Проводится с целью

получения нового знания, путем вывода определения равных фигур и способа их

нахождения.

При использовании лабораторных работ в обучении математике формируются

регулятивные УУД, такие как контроль, коррекция, саморегуляция, познавательные

УУД,

такие

как

поиск

и

выделение

необходимой

информации,

самостоятельное

создание алгоритмов деятельности. При работе в группе у учащихся формируются

коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Использование виртуальных лабораторных практикумов дает ряд преимуществ

учителю:

1.позволяет постоянно менять формы работы на уроке, непрерывно чередовать

устные и письменные упражнения

2.

Программные

модели

позволяют

имитировать

работу

с

объектами,

процессами и оборудованием, применение которых проблематично.

3.

Программные

модели

позволяют

произвольно

менять

временные

масштабы изучаемых процессов, моделирующих длительные процессы.

4.

Позволяют использовать – программную модель в любое время, в любом

месте, на любом числе рабочих мест.

5.

Для

учителя

виртуальные

лабораторные

работы

средство

для

контроля

надействиями учащихся.

Виртуальные

лаборатории

можно

рассматривать

как

дистанционное

образовательное пространство для учащихся, которое позволяет:

1.

часто болеющим школьникам не пропускать материал, а обучающимся с

повышенной

мотивацией

найти

дополнительные

сведения

по

интересующим проблемам;

2.

ученикам,

которые

не

успевают

по

каким-то

темам,

дополнительно

проработать материал, а также выполнить задание учителя;

3.

родителям всегда быть в курсе того, каких успехов добился их ребенок в

урочной деятельности.

Однако

при

использовании

виртуальных

лабораторных

работ

учителю

придется потратить достаточно много времени на изучение модели и правил работы с

ней и на детальную инструкцию для учащихся.



В раздел образования