Автор: Никитина Мария Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 51» города Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Виртуальные лаборатории в 5-6 классах
Тема: Виртуальные лаборатории в 5-6 классах
Раздел: среднее образование
«Виртуальные лабораторные работы по математике в 5-6 классах в
условиях реализации ФГОС».
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
в
процессе
изучения
предмета
«Математика» у обучающихся развиваются логическое и математическое мышление,
формируется
представление
о
математических
моделях;
учащиеся
овладевают
математической
логикой;
учатся
применять
математические
знания
при
решении
различных задач и оценивать полученные результаты.
Одним из способов достижения данных требований является
использование
учебного
лабораторного
оборудования;
цифрового
(электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий,
вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных
математических и естественнонаучных объектов и явлений…»
Виртуальные
лаборатории
представляют
собой
обучающий
комплекс,
позволяющий осуществлять предметные эксперименты, в том числе те, проведение
которых
в
условиях
школы
затруднено.
Существенная
часть
виртуальной
лаборатории
–
графический
интерфейс
пользователя,
обеспечивающий
удобный
интерактивный режим взаимодействия с компьютером в виде наглядных графических
образов предметной области.
Виртуальные лаборатории в 5-6 классах могут не только повысить наглядность,
но и осуществлять контроль, облегчить учителю диагностику знаний учащихся.
К лабораторным занятиям по математике относятся самостоятельные работы,
которые
выполняются
посредством
наблюдений,
сравнений,
составления
таблиц,
вычерчивания графиков, исследования математических формул, чертежей, фигур, с
целью
установления
новых
для
учащихся
математических
фактов,
являющихся
основой для теоретических выводов и обобщений, для выработки у учащихся умений
и навыков применения на практике полученных математических знаний
В
тематическом
планировании
лабораторные
работы
в
5-6
классах
представлены в различных темах, связанных с геометрией. На слайде представлено
тематическое планирование для пятого класса. Виртуальные лабораторные работы
представлены по темам «Треугольник», «Многоугольник». Для шестого класса по
темам «Окружность», «Вероятность случайных событий» и другие.
Классифицировать формы урочного использования виртуальных лабораторных
работ можно как:
1.
Демонстрационное использование дает возможность показать фронтально,
с экрана последовательность действий реальной работы.
2.
Обобщающее
использование
во
фронтальном
(
уточнение
вопросов,
формулирование
выводов
и
закрепление
рассмотренного,
анализ
графиков
и
цифровых
значений,
изучение
модели
как
способа
отражения
и
представления
реальности) режимах).
3.
Экспериментальное использование – индивидуальное (в малых группах)
выполнение заданий в виртуальной лаборатории без выполнения реальной работы,
компьютерный эксперимент.
Важно помнить, что виртуальная лабораторная работа для учащихся 5-7 классов
не должна превышать 20 минут.
Выделяются
следующие
этапы
подготовки
и
проведения
виртуальной
лабораторной работы: (представлены на слайде)
1.
Подготовительный
этап
(инструкции,
раздаточный
материал,
инструменты и т.п.).
1.
Обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы.
2.
Самостоятельное или коллективное выполнение задания посредством
чтения,
практической
деятельности,
распределение
частных
заданий
между участниками рабочей группы.
3.
Консультации учителя в процессе лабораторной работы.
4.
Обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы.
5.
Письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания.
Важную
часть
лабораторной
работы
составляет
инструкция.
Инструкция
к
лабораторной работе – это последовательность действий, которые должны выполнить
учащиеся для достижения цели.
Рассмотрим
Лабораторную
работу
№1
по
теме
«Объем
прямоугольного
параллелепипеда».6 класс. На данном уроке она исользуется с целью самоконтроля и
самокоррекции. Задание «Найти объём прямоугольного параллелепипеда, используя
кубики
единичного
объема».
Учащиеся
проверяют
правильность
полученных
результатов, используя виртуальную лабораторию.
Лабораторная работа №2 по теме «Комбинаторные задачи». Проводится с целью
получения нового объекта для изучения и выдвижения учеником гипотезы о способах
решения
подобных
задач.
Учащиеся
путем
работы
с
виртуальной
лабораторией
находят способ решения задач.
Лабораторная работа №3 по
теме «Равенство фигур». Проводится с целью
получения нового знания, путем вывода определения равных фигур и способа их
нахождения.
При использовании лабораторных работ в обучении математике формируются
регулятивные УУД, такие как контроль, коррекция, саморегуляция, познавательные
УУД,
такие
как
поиск
и
выделение
необходимой
информации,
самостоятельное
создание алгоритмов деятельности. При работе в группе у учащихся формируются
коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Использование виртуальных лабораторных практикумов дает ряд преимуществ
учителю:
1.позволяет постоянно менять формы работы на уроке, непрерывно чередовать
устные и письменные упражнения
2.
Программные
модели
позволяют
имитировать
работу
с
объектами,
процессами и оборудованием, применение которых проблематично.
3.
Программные
модели
позволяют
произвольно
менять
временные
масштабы изучаемых процессов, моделирующих длительные процессы.
4.
Позволяют использовать – программную модель в любое время, в любом
месте, на любом числе рабочих мест.
5.
Для
учителя
виртуальные
лабораторные
работы
средство
для
контроля
надействиями учащихся.
Виртуальные
лаборатории
можно
рассматривать
как
дистанционное
образовательное пространство для учащихся, которое позволяет:
1.
часто болеющим школьникам не пропускать материал, а обучающимся с
повышенной
мотивацией
найти
дополнительные
сведения
по
интересующим проблемам;
2.
ученикам,
которые
не
успевают
по
каким-то
темам,
дополнительно
проработать материал, а также выполнить задание учителя;
3.
родителям всегда быть в курсе того, каких успехов добился их ребенок в
урочной деятельности.
Однако
при
использовании
виртуальных
лабораторных
работ
учителю
придется потратить достаточно много времени на изучение модели и правил работы с
ней и на детальную инструкцию для учащихся.