Автор: Алиева Алияна Дляверовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СОШ №22 им.Н.А.Острякова г.Севастополя"
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация первоклассников к школе"
Раздел: начальное образование
Тема: « Адаптация первоклассников к школе»
Понятие "адаптация" имеет латинские корни. В прямом понимании
означает
приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Это
понятие
можно
соотнести
и
к
понятию
"готовность
ребенка
к
школе",
которая
включает три составляющих аспекта:
1.
адаптацию физиологическую,
2.
психологическую,
3.
социальную или личностную.
Все они тесно взаимосвязаны. Недоразвитие любой из них отрицательно скажется на
успешности
обучения,
самочувствии
и
состоянии
здоровья
первоклассника,
его
работоспособности,
умении
взаимодействовать
с
педагогом,
одноклассниками
и
подчиняться школьным правилам.
Физиологическая адаптация.
Физиологическую адаптацию к школе подразделяют на несколько этапов:
1.
Этап остр0й адаптации (первые 2-3 недели) - это самое сложное время для ребенка.
В
этот
период
на
все
новые
воздействия
организм
первоклассника
отвечает
значительным
напряжением
практически
всех
своих
систем.
В
результате
в
сентябре многие первоклассники болеют.
2.
Этап неустойчивого приспособления - организм ребенка находит более или менее
приемлемые варианты реакций на новые условия.
3.
Этап относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки
уже с меньшим напряжением.
Вся адаптация в целом длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных
особенностей ребёнка. Некоторые дети к концу 1 четверти худеют, у многих отмечается
снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых -
значительное
его
повышение
(признак
настоящего
переутомления).
У
многих
первоклассников родители отмечают головные боли, усталость, плохой сон, снижение
аппетита, недомогания.
Большинство детей (58%) адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Такие
дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают
новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны,
добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя.
Второй группе детей (28-32%) требуется больше времени. Такие первоклассники и месяц,
и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не
обращая
внимания
на
замечания
учителя.
Или
отвечают
слезами
и
истерикой.
И
с
освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого
полугодия их поведение становится относительно надлежащим.
Третья группа (10-14%) – это дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах
прибавляются
трудности
более
серьёзные.
У
них
проявляются
негативные
формы
поведения,
резкие
выбросы
отрицательных
эмоций.
Если
вовремя
не
разобраться
в
причинах
такого
поведения,
это
может
привести
к
нервному
срыву
и
нарушению
психического здоровья.
Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические
отклонения, возрастает примерно на 15-20%, а к концу учебного года число таких детей
увеличивается примерно на 25%.
Рекомендуемая помощь.
Самый простой совет – это соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет
первокласснику сохранить физическое и психическое равновесие. Это даёт возможность
сохранить эмоциональное равновесие ребёнка. После школы первокласснику необходимо
сначала пообедать и отдохнуть. Отдых на воздухе, в активных играх, в движении. Для
ослабленных
детей
лучшим
отдыхом
будет
полуторачасовой
дневной
сон
в
хорошо
проветренной комнате. Такой сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного
аппарата. Уроки
лучше всего
делать
в
середине
дня.
Считается,
что
у
мозговой
активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов. Вот тогда-то и
имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 21 часа. Детям семи лет
рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, первоклассник успеет
позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
Нельзя:
будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;
кормить ребёнка сухой пищей, бутербродами перед школой и после неё;
выполнять домашние задания сразу после школьных уроков;
более 40-45 минут в день сидеть у телевизора и за компьютером;
играть в шумные игры перед сном и смотреть страшные фильмы.
Больше движений.
Деятельность мышц напрямую влияет на работу отдела мозга, который отвечает за
работу желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. Отметьте,
что достаточно 2 раза в неделю хотя бы по 30 минут поиграть в какую-либо подвижную
игру - и в мозгу человека возникнет новый очаг радостного возбуждения, который со
временем, при систематичности данных физкультурных занятий, подавит очаг застойного
отрицательного возбуждения и откроет путь к выздоровлению. А что такое двигательная
активность для ребенка? Это его нормальный рост и развитие. При поступлении в школу у
ребенка замедляется рост и развитие, и к этому нужно быть готовым. Поэтому, если
ребенок рвется на улицу побегать во дворе, не запрещайте, даже если уроки еще не
сделаны, ведь здоровье дороже. Ребенок должен активно двигаться 3-4 часа.
Нельзя:
лишать ребёнка игр на свежем воздухе и, особенно, из-за плохих отметок в школе;
исключать оздоровительные паузы во время выполнения домашних заданий;
Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
Психологическая адаптация.
Всем нам известно, что последние дни перед 1 сентября, началом учебы - трудное
время для ребенка. Естественно, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает
против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это
кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный,
трудностей пока никаких. А у первоклассника, тем не менее, откуда-то возникают резкие
перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу - не
хочу, буду - не буду, пойду - не пойду. Что же происходит? У вашего ребенка – стресс.
Стресс - любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей
нервной системы. Стресс может быть физиологическим, например, холодное обливание,
оно стимулирует организм, и психологическим, например, смена работы или переезд в
другой
город.
У
вашего
ребенка
психологический
стресс,
он
вступил
в
новую,
неизвестную жизнь. А все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто
сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит.
Рекомендации
Во-первых, не кричать на ребенка и тем более не наказывать его физически, а просто
р а з г о в а р и в а т ь
с
р е б е н к о м
в
с п о к о й н о м
т о н е .
Во-вторых, уделяйте больше внимания ребенку. Это так важно для него. Внимание -
это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от присутствия.
Нельзя:
требовать от ребёнка только отличных хороших результатов в школе, если он к
ним не готов;
кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности;
заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
перед сном ругать ребёнка;
зло и назидательно разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах;
не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
Социальная адаптация.
Личностная, или социальная, адаптация определяет желание и умение ребенка принять
новую роль – школьника. Она достигается целым рядом условий:
1.
-это
развитие
у
детей
умения
слушать,
реагировать
на
действия
учителя,
планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и
способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
2.
-это
развитие
умения
налаживать
контакт
с
другими
детьми,
выстраивать
отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то
есть
умений,
позволяющих
устанавливать
межличностные
отношения
со
сверстниками и педагогами;
3.
–это
формирование
умения
правильно
оценивать
свои
действия
и
действия
одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки, то
есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о
себе и низкого уровня школьной тревожности.
Есть еще один важный момент. Успешность адаптации во многом зависит от наличия у
детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на
основе
этого
сравнения
вырабатываем
мнение
о
себе,
о
своих
возможностях
и
способностях,
чертах
своего
характера
и
человеческих
качествах.
Так
постепенно
складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в
семье
ребенок
впервые
узнает,
любят
ли
его,
принимают
ли
таким,
каков
он
есть,
сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается
ощущение
благополучия
или
неблагополучия.
Безусловно,
адекватная
самооценка
облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив,
осложняют его. Однако, даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны
помнить,
что
начинающий
школьник
пока
не
может
справиться
со
всеми
задачами
самостоятельно.
Чтобы
помочь
ребенку
преодолеть
кризис
семи
лет,
помочь
адаптироваться
к
школьным
условиям,
необходимо
понимание
и
чуткое
отношение
учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости -
консультации профессиональных психологов.
Роль учителя в обучение первоклассников.
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить,
что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов,
которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и
физиологическим возможностям первоклассников.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в
школе.
Необходимо
помнить,
что
такие
качества
детей,
как
невнимательность,
неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны
особенностями
их
психики,
поэтому
важно
не
делать
детям
резких
замечаний,
не
одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. В
начале обучения учитель должен предоставить каждому ребёнку возможность работать в
присущем ему темпе. Объём работы школьников должен увеличиваться постепенно.
Уровень
развития
функциональных
систем
и
сформированности
психических
процессов
детей
(внимание,
память,
мышление,
уровень
произвольности),
обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям
разных по сложности учебных заданий, и, что особенно важно, разную долю участия
учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут
выполнять
задания
только
с
помощью
взрослого,
который
подсказывает
последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а
отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».
Стиль
общения
учителя
с
первоклассниками
должен
учитывать
особенности
поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками.
Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода
трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие
учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать
и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и
другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль
общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами
невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает
ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.
Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников
важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от
реальных успехов ребёнка.
Требования к выполнению школьных норм должны вводиться постепенно и не в
форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления
раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко ещё и ещё раз повторять
необходимое правило.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать
каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ
на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети
спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя
– проявлять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос,
поработать у доски.
В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность:
планировать
свои
действия,
менять
условия
работы.
Здесь
требуется
терпеливая
длительная
работа,
в
основе
которой
лежит
пошаговая
инструкция,
подробно
объясняющая что и как делать.
При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей
планировать
свои
действия.
Очень
важно
побуждать
детей
проговаривать
вслух
последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою
работу
с
образцом,
находить
ошибки,
устанавливать
их
причины,
самому
вносить
исправления.
Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна
быть «дробной», то есть включать несколько видов деятельности.
Для
первоклассников
ещё
очень
актуальны
виды
деятельности,
которыми
они
занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует
активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать её из жизни
первоклассника. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые
игры
и
игры
с
правилами.
Игра
с
правилами,
также
как
и
учебная
деятельность,
обязательно даёт результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность.
Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять
перемены и динамические паузы (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры
всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок
усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны
для
формирования
произвольного
поведения,
воображения,
творчества
ученика,
так
необходимого ему для обучения.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо
существенное
место
на
уроках
отводить
моделирующей
деятельности
со
схемами,
моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы. Опора на наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует
формированию логического мышления.
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные
условия
для
адаптации
ребенка к школе,
обеспечивающие его дальнейшее
благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины
для всех систем начального образования.
Первый
год
обучения
определяет
порой
всю
последующую
школьную
жизнь
ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно
важные шаги в своем развитии.
Многое на этом пути зависит как от учителя, так и от родителей первоклассника.