Автор: Наталья Николаевна Шевелева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ " Кикеринская СОШ"
Населённый пункт: п.Кикерино Волосовский район Ленинградская область
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: " Общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности"
Раздел: начальное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Кукольный кружок Петрушка»
Срок реализации образовательной программы – 1 год
Пояснительная записка
Театральная деятельность- это самый распространенный вид деятельности детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое
отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из
окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в
образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало,
получая огромное эмоциональное наслаждение.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей
яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие
игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили
и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей,
переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все
возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако
нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение
намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают
формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому
очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности,
отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для
осуществлений
этих
целей
кукольный
театр
располагает
большими
возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств:
художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу
образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и
правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его
художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются
эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на
вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы,
предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить
отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать
положительным героям и быть непохожими на отрицательных героев, расширяет кругозор
детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами,
рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют
развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных
персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в
творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают
виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом,
кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Направленность программы
дополнительного образования
«Кукольный театр
«Петрушка»
-развитие
творческих
способностей
учащихся,
овладение
навыками
коллективного взаимодействия и общения;
Новизна программы
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где
школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике
узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции
– применим к смежным наукам (уроки
литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология,
вокал и ритмика);
- принцип креативности
– предполагает максимальную ориентацию на творчество
ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Цель:
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и
перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть
для детей тайну театра;
-воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя,
обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Раскрыть
специфику
театра,
как
искусства:
познакомить
с
историей
кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту
родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок,
песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и
содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами,
радостью творчества;
научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы
навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в
повседневной жизни;
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать
первичные сведения о ней;
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Формирование Универсальных Учебных Действий
Личностные УУД:
формирование мотива,
реализующего потребность в социально
значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству
и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи,
ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных
позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться,
находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё
предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по
деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно
использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД
: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других
общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Возраст детей:7 лет
Сроки реализации: 1 год, 32 часа в учебный год, 1 час в неделю
Планируемые результаты:
В результате изучения учащийся знакомится
с профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-
декоратор, бутафор, актер и т.д.);
Имеет представление:
1.Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
Имеет понятия:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Умеет:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
5. Водить куклу над ширмой; создавать декорации и афиши для спектаклей.
Приобретает навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Выразительной и правильной речи
4. Коллективного творчества
5. Образного восприятия окружающего мира
Формы проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
выступление
Организация процесса
В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому
виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Занятия
начинаются с 1октября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю, 32
часа
за год. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их
родителей, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся
будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением
самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над
выбранной пьесой. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст
обучающихся, используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов
и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов: выступления перед
зрителями - родителями, одноклассниками, участие в городских и районных фестивалях.
Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов
может меняться.
Учебно – тематический план
№
Основные блоки
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1
1
2
Основы актёрского мастерства:
Дикция.
Интонация.
Темп
речи.
Рифма. Ритм. Искусство декламации.
Импровизация. Диалог. Монолог.
2
2
3
Выбор для спектакля пьесы, чтение по
ролям.
4
4
4
Изготовление кукол и бутафории.
Беседа по охране труда.
3
1
2
5
Работа над выбранной для спектакля
пьесой, работа над выразительными
средствами речи.
18
18
6
Показ пьесы.
3
3
7
Посещение театральных спектаклей.
1
1
Всего
32
2
30
Содержание программы
1 год (32часа)
№ дата
Тема
1
Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения
театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые
работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
2
.Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное
представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении
театрального искусства. Упражнения и игры на внимание
3
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем: р.н. сказка
«Рукавичка» Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев
понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда
происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете
при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения
4
Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько
действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков
его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции
5-7
Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки
в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить
логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа,
подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры
на внимание
7-9
Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению
вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства,
персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок
10-
11
Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный
палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над
ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать
предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе
скороговорок
11-
15
Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли,
действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю,
установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь
друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.
16
Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда
17
Генеральная репетиция пьесы.
18
Показ пьесы детям, родителям
19-
20
Выбор пьесы: р. н.с. «Колосок» Чтение пьесы вслух в присутствии всех
учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика
действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям
за столом.
21
Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.
22-
23
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.
24-
25
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со
словами своей роли.
26-
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю,
28
установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь
друг другу в управлении куклами.
29
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.
30
Показ пьесы детям.
31
Показ пьесы родителям.
32
Посещение театрального профессионального спектакля
Оценка и контроль результатов
январь
Уметь
создавать
этюды,
сценки,
проигрывания их на репетициях.
Воспитанники должны уметь выполнять
упражнения,
этюды
по
актерскому
мастерству.
Основными
навыками
являются:
фантазирование,
владение
мимикой,
жестами в спектаклях.
спектакль
май
Знать основы актерского мастерства, виды
кукольного театра.
Дети
должны
приобрести
навыки
выполнения упражнений и этюдов по
актерскому мастерству.
Спектакль
Методическая литература:
Т.Н. Караманенко “Кукольный театр” М. 2001;
газета: “Начальная школа”, .№30, 1999 г;
Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.
Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников
дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.
И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
музыкальная фонотека;
СД– диски;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных
постановок;
элементы костюмов для создания образов;
пальчиковые куклы;
Электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального
искусства»
Сценарии сказок, пьес, детские книги.