Напоминание

" Общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности"


Автор: Наталья Николаевна Шевелева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ " Кикеринская СОШ"
Населённый пункт: п.Кикерино Волосовский район Ленинградская область
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: " Общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности"
Раздел: начальное образование





Назад




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Кукольный кружок Петрушка»

Срок реализации образовательной программы – 1 год

Пояснительная записка

Театральная деятельность- это самый распространенный вид деятельности детского

творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое

отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из

окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в

образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало,

получая огромное эмоциональное наслаждение.

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей

яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие

игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили

и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей,

переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все

возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако

нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение

намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают

формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому

очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности,

отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для

осуществлений

этих

целей

кукольный

театр

располагает

большими

возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств:

художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу

образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и

правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его

художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются

эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на

вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы,

предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить

отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать

положительным героям и быть непохожими на отрицательных героев, расширяет кругозор

детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами,

рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют

развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных

персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в

творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают

виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом,

кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Направленность программы

дополнительного образования

«Кукольный театр

«Петрушка»

-развитие

творческих

способностей

учащихся,

овладение

навыками

коллективного взаимодействия и общения;

Новизна программы

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где

школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике

узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип междисциплинарной интеграции

– применим к смежным наукам (уроки

литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология,

вокал и ритмика);

- принцип креативности

– предполагает максимальную ориентацию на творчество

ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Цель:

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и

перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть

для детей тайну театра;

-воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя,

обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

Раскрыть

специфику

театра,

как

искусства:

познакомить

с

историей

кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту

родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок,

песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и

содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами,

радостью творчества;

научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы

навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в

повседневной жизни;

помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать

первичные сведения о ней;

научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Формирование Универсальных Учебных Действий

Личностные УУД:

формирование мотива,

реализующего потребность в социально

значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству

и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи,

ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить

рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных

позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться,

находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё

предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по

деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно

использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных

коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД

: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других

общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять

констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,

актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Возраст детей:7 лет

Сроки реализации: 1 год, 32 часа в учебный год, 1 час в неделю

Планируемые результаты:

В результате изучения учащийся знакомится

с профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-

декоратор, бутафор, актер и т.д.);

Имеет представление:

1.Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

Имеет понятия:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеет:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

5. Водить куклу над ширмой; создавать декорации и афиши для спектаклей.

Приобретает навыки:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Выразительной и правильной речи

4. Коллективного творчества

5. Образного восприятия окружающего мира

Формы проведения занятий:

игра

беседа

иллюстрирование

изучение основ сценического мастерства

мастерская костюма, декораций

инсценирование прочитанного произведения

постановка спектакля

посещение спектакля

работа в малых группах

актёрский тренинг

выступление

Организация процесса

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому

виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Занятия

начинаются с 1октября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю, 32

часа

за год. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их

родителей, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся

будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением

самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над

выбранной пьесой. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст

обучающихся, используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов

и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов: выступления перед

зрителями - родителями, одноклассниками, участие в городских и районных фестивалях.

Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов

может меняться.

Учебно – тематический план

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

2

Основы актёрского мастерства:

Дикция.

Интонация.

Темп

речи.

Рифма. Ритм. Искусство декламации.

Импровизация. Диалог. Монолог.

2

2

3

Выбор для спектакля пьесы, чтение по

ролям.

4

4

4

Изготовление кукол и бутафории.

Беседа по охране труда.

3

1

2

5

Работа над выбранной для спектакля

пьесой, работа над выразительными

средствами речи.

18

18

6

Показ пьесы.

3

3

7

Посещение театральных спектаклей.

1

1

Всего

32

2

30

Содержание программы

1 год (32часа)

№ дата

Тема

1

Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения

театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые

работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

2

.Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное

представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении

театрального искусства. Упражнения и игры на внимание

3

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем: р.н. сказка

«Рукавичка» Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев

понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда

происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете

при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения

4

Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько

действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков

его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции

5-7

Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки

в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить

логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа,

подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры

на внимание

7-9

Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению

вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства,

персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок

10-

11

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный

палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над

ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать

предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе

скороговорок

11-

15

Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли,

действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю,

установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь

друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

16

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда

17

Генеральная репетиция пьесы.

18

Показ пьесы детям, родителям

19-

20

Выбор пьесы: р. н.с. «Колосок» Чтение пьесы вслух в присутствии всех

учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика

действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям

за столом.

21

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

22-

23

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

24-

25

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со

словами своей роли.

26-

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю,

28

установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь

друг другу в управлении куклами.

29

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

30

Показ пьесы детям.

31

Показ пьесы родителям.

32

Посещение театрального профессионального спектакля

Оценка и контроль результатов

январь

Уметь

создавать

этюды,

сценки,

проигрывания их на репетициях.

Воспитанники должны уметь выполнять

упражнения,

этюды

по

актерскому

мастерству.

Основными

навыками

являются:

фантазирование,

владение

мимикой,

жестами в спектаклях.

спектакль

май

Знать основы актерского мастерства, виды

кукольного театра.

Дети

должны

приобрести

навыки

выполнения упражнений и этюдов по

актерскому мастерству.

Спектакль

Методическая литература:

Т.Н. Караманенко “Кукольный театр” М. 2001;

газета: “Начальная школа”, .№30, 1999 г;

Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.

Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников

дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.

И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

музыкальная фонотека;

СД– диски;

костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных

постановок;

элементы костюмов для создания образов;

пальчиковые куклы;

Электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального

искусства»

Сценарии сказок, пьес, детские книги.



В раздел образования