Автор: Тазетдинов Марат Римович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: СОШ д.Бишаул-Унгарово
Населённый пункт: д.Бишаул-Унгарово
Наименование материала: РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Тема: Здоровьесберегающие технологии в школе
Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ
НАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Оглавление
I.
Введение Развитие физических качеств учащихся через народные
игры..…………………………………………………………………………3-5
1.
Актуальность темы
2.
Цель
3.
Задачи
4.
Методика исследования
5.
План работы
II.
Теория. Влияние народных игр на физическое развитие учащихся. .6-8
1.
Понятие «подвижные игры»;
2.
Роль игр в нашей жизни;
3.
Виды;
4.
Выводы;
III.
Заключение……………………………………………………………….9
IV.
Литература……………………………………………………………….10
Глава 1. Введение
1.1 Актуальность темы
Здоровье – это не только отсутствие болезней, определенный уровень
физической
тренированности,
подготовленности,
функционального
состояния
организма,
который
является
физиологической
основой
физического и психического благополучия.
Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных
программ, широкое использование транспорта, других технических средств
оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность
учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между
требованиями физической подготовленности детей и образом жизни.
Поэтому возникает необходимость поиска средств и методов повышения
физической подготовленности учащихся.
Для большинства учащихся заниматься умственным трудом, характерны
нервно – эмоциональные перегрузки, это является основной причиной
снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них.
Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть
своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою
семью, Родину. Бережное отношение к окружающему миру, к семье, к
своему
здоровью
надо
начинать
с
младшего
школьного
возраста.
Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста,
крепкого здоровья и нравственного благополучия необходимо движение. На
наш
взгляд
именно
подвижные
игры
очень
хорошо
будут
этому
способствовать.
1.2 Обоснование необходимости проекта.
В настоящее время основной проблемой образования является слабое
физическое развитие детей. Общая картина такова: дети испытывают
"двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты,
ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети
имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них
наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при
ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность,
голова опущена, нет гордости в осанки.
Анализ состояния здоровья учащихся младшего школьного возраста
показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых
детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих
хронические заболевания, с 16 до 17,3%.
Для
сохранения
здоровья
и
высокого
уровня
физических
качеств,
школьникам необходим двигательный режим, в который должны входить не
только физические упражнения, специальная гигиена и диета, но и
развивающие
ловкость
спортивные
и
подвижные
игры,
которые
способствуют овладеть умением оценивать ситуацию, оперативно принимать
решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с
партнерами во время учебной и игровой деятельности. Игра – вид
деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную
деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно
установленной играющими. В игре удовлетворяются физические и духовные
потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. В игре
ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания
своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в
деятельности, соответствующих его внутреннему состоянию. Поэтому, через
игру
можно
воздействовать
на
детский
коллектив,
для
решения
образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, исключая
прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.
Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом,
условном пространстве. Постепенно, игровые действия сокращаются, и
ребенок начинает действовать во внутреннем и умственном плане, переходит
к мышлению в образах и представлениях. Среда, в которой живет ребенок,
должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с её
различными элементами, вызывать стремление к движению, предоставлять
возможность для многовариантных игр, быть комфортной.
1.3 Цель исследования.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся младшего школьного возраста
через различные игры.
Предпосылки для создания программы развития следующие:
•
- вышеизложенную проблему невозможно решить в одиночку, таким
образом, необходима интеграция всех субъектов образовательного процесса.
•
- найти формы включения родителей в деятельность детей.
•
- сформировать умение самого ребёнка включаться в деятельность по
сохранению, укреплению здоровья, заботиться о своём здоровье.
1.4 Задачи.
Для достижения поставленной цели были определены задачи проекта:
1. Создать условия для физкультурно-оздоровительной работы в школе с
использованием нетрадиционного оборудования.
2. Развивать у учащихся жизненно важные двигательные навыки и умения,
способствующие эмоциональному самовыражению и раскрепощения детей в
процессе различных игр.
3.
Совершенствовать
осознанное
отношение
детей
к
физкультурно-
оздоровительным мероприятиям.
4.
Обогащать
детско-родительские
взаимоотношения
при
проведении
совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и
укреплению физического здоровья учащихся младшего школьного возраста
средствами подвижных игр
1.5 План работы
•
Данный проект направлен на формирование устойчивого интереса
школьников к занятиям физкультурой и спортом, развитие физических
качеств учащихся через подвижные игры имеет долгосрочную перспективу.
•
Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный.
•
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Практическая значимость.
Одним
из
важнейших
условий,
способствующих
лучшей
реализации
«Единой
системы физического воспитания и оздоровления учащихся»,
является
систематическое
наблюдение
(педагогическая
диагностика
и
мониторинг за состояние и сдвигами (динамикой) показателей двигательной
подготовленности учащихся, достигаемой ими в ходе учебного года.
Реализация проекта
Функции родителей в организации физического воспитания детей можно
сгруппировать таким образом:
•
создание необходимых материально-технических условий для занятий
дома;
•
контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной
гигиены, закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних
заданий;
•
непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах,
физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках,
экскурсиях, соревнованиях семейных команд.
•
Принципы реализации проекта
•
принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий,
направленных
на
укрепление
здоровья,
научно-обоснованными
и
практически апробированными методиками);
•
принцип активности и сознательности (участие всего коллектива
педагогов
и
родителей
в
поиске
новых,
эффективных
методов
и
целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей);
•
принцип комплексности и итеративности (решение оздоровительных
задач в системе всего образовательного процесса всех видов деятельности);
•
принцип адресованности и преемственности (поддержание связей
между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния
здоровья);
Ожидаемые результаты
•
Желание
родителей
самостоятельно
организовывать
совместные,
творческие игры с детьми дома и в школе.
•
Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый
и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
•
Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между
детьми и родителями.
•
Повышение
авторитета
педагога
и
других
работников
школы,
возникновение доверительных отношений между родителями и педагогами.
•
Повышение педагогической компетентности родителей и активности
на уровне не только общение с педагогом, но и конкретной помощи и
участия
в
праздничных,
спортивных
мероприятиях
и
других
видах
деятельности школы.
Теоретическая часть
Игра
способствует
физическому,
умственному,
эстетическому
и
нравственному развитию ребенка и является одним из ключевых средств
физического воспитания детей любого возраста. Разнообразные движения
детей в процессе игры положительно влияют на деятельность сердечно-
сосудистой и дыхательной систем, а также укрепляют нервную систему,
двигательного аппарата,
улучшают обменные процессы в организме,
способствуют крепкому сну и т.д.
Подвижные игры обеспечивают всестороннее физическое развитие ребенка.
В процессе игры у дошкольников формируются и совершенствуются
разнообразные навыки в беге, прыжках, лазании и т.д.
Резкая смена обстановки в процессе игры учет детей использовать известные
им движения в соответствии с разными ситуациями. Все вышеперечисленное
положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Игра является первой деятельностью, которой принадлежит огромная роль в
формировании личности. Исходя и вышеперечисленного сформулируем
актуальность данной темы.
Дети, как и взрослые, познают мир в процессе деятельности. В подвижных
играх
развиваются
способности
правильно
оценивать
временные
и
пространственные
отношения,
быстро
и
правильно
реагировать
на
сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое
образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности
в летних и зимних условиях: на базах отдыха, в пионерских лагерях, на
экскурсиях и в походах.
Большую роль подвижные игры имеют в воспитании физических качеств:
быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также воспитывают у
детей чувства солидарности, ответственности и товарищества. Правила игры
вырабатывают
дисциплину,
выдержку,
умение
«взять себя в
руки»,
сдерживать свои эгоистические порывы.
История возникновения подвижных игр
Подвижная игра является сознательной, активной деятельностью ребенка,
которая характеризуется своевременным и точным выполнением заданий,
связанных с обязательными для всех играющих правилами и основанных на
разных видах движений.
Подвижными
называются
игры,
содержание
которых
составляют
разнообразные
виды
бега,
прыжков,
метаний
и
других
движений.
Побуждающим мотивом игровой деятельности является соревнование между
отдельными участниками и целыми коллективами. Взаимоотношения и
поведение играющих регулируются правилами и судейством.
П. П. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, посредством
которого ребенок готовится к жизни. С.И. Гессен считал, что игра является
характерной деятельностью для детства, и притом данная деятельность до
крайности неутомимая, практически без перерывов. Здоровый ребенок всегда
будет занят, а скука и лень – это плод дурного воспитания.
Подвижная игра является незаменимым средством физического воспитания,
с помощью которого ребенок пополняет знания и представления об
окружающем мире; развивает мышление, ловкость, смекалку, сноровку, а
также ценно-морально-волевые качества.
Рассмотрим, откуда же взялись подвижные игры. Возникновение игр
подвижного характера, как и игр вообще, уходит корнями в далекое прошлое.
История возникновения подвижных игр напрямую связана с историей
развития человечества.
В древние времена человек вынужден был добывать питание и другие
средства выживания охотой. Защита своего жилища от нападения хищников
и представителей других племен требовали определенных навыков и
физических
качеств.
С раннего
возраста дети подражали
взрослым,
эмитировали их действия. Бег, прыжки, метание и другие физические
упражнения формировали навыки и развивали физические способности.
Е. А. Покровский считал, что игры были во все времена и у всех
народностей. Н. С. Воловик отмечал, что назначение древних игр имеет
практический характер, а не развлекательный.
Действиями игры, словами песни люди пытались обеспечить успех в
предстоящих работах. Д. Б. Эльконин в своем анализе происхождения игры,
отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с
характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на
низших уровнях развития производства и культуры».
В
ранних
географических
и
этнографических
описаниях
русских
путешественников можно отследить тенденцию к приучению маленьких
детей выполнять трудовые обязанности. Г. Новицкий в описании остяцкого
народа писал, что во всех играх общим являлись охота на зверя, ловля рыб и
птиц. Дети учились стрельбе из лука, ловле рыб и птиц. Так как человек
зависел от природы, то основным предметом изображения в игровых песнях
стали растительный и животный мир.
Перетягивание палки это забава, которая была широко распространена у
башкирского народа. Её суть заключалась в том, что, соревнующиеся
садились на землю и упирались подошвами слегка согнутых ног друг в друга.
Затем оба брались за прочную палку и тянули её каждый в свою сторону.
Победителем считался тот, кто сумел заставить соперника оторваться от
земли или выпустить палку из рук.
Состязание в перетягивании палки зафиксировано у многих народов. У
народов Восточной и Западной Сибири популярность игр с перетягиванием
палки сохраняется и в наше время. У эвенков это состязание известно под
названием "талты юх" или "нюл талили, у коми-зырян – "кыскан", у ненцев –
"иэхэтуклма", у якутов – "мас тардыhыы". Последний вид был спортизирован
и известен под названием "мас-рестлинг" (от якутского "мас" – палка и
английского "рестлинг" – борьба).
Влияние подвижных игр на физическое развитие учащихся.
Ведущее место в физическом воспитании людей занимают игры. В игровой
деятельности человек находит выражение своих потребностей и творчества,
формирует
качества
личности,
определяющие
успешность
трудовой
деятельности
человека,
воссоздаются
реальные
жизненные
ситуации,
формируется
способность
ребенка
к
совместной
деятельности
для
достижения общей цели.
Подвижными играми называются игры, где используются естественные
движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических
напряжений.
Систематическое
применение
подвижных
игр
способствует
освоению
учащимися «школы движений», включающих весь комплекс жизненно
важных навыков. Под их воздействием интенсивнее развиваются все
физические качества. Одновременно развивается способность обучающихся
оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные
способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и
игровой деятельности, что положительно сказывается на формировании
оперативного мышления и умственной деятельности вообще.
Подвижные игры на уроках физкультурой в начальных классах занимают
основное место. Дети 7-9 лет, уже хорошо владеют всеми естественными
движениями, необходимыми в играх (бег, прыжки, ходьба). Мускулатура
детей в этом возрасте еще плохо развита, они быстро утомляются, поэтому
физические упражнения должны быть строго дозированы и по возможности
иметь игровую форму. Дети 7-9 лет очень подвижны, но быстро теряют
интерес, если упражнения или игра требуют сосредоточенности или
представляют для них сложность. Поэтому используются игры с небольшим
количеством правил. Основной интерес у детей вызывают игры, где они
могут
проявить
быстроту,
ловкость,
координацию
и
меткость.
Последовательность подвижных игр нужно заранее планировать и идти от
простого к сложному. Нужно в процессе игр, постоянно помнить о
воспитывающих возможностях и умело использовать.
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам
нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в
коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного
движения и превращать занятия в скучный урок. В связи с этим занятия
должны проходить в виде игры. Прекрасно, если вы ободрите ребенка
похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный. Если у
ребенка
нет
желания
заниматься,
проанализируйте
причины
такого
негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более
благоприятные условия.
Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит
от
правильной
организации
физкультурно-оздоровительной
работы.
Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность школьников
с активным двигательным отдыхом.
Среди различных видов физкультурно-оздоровительной работы особое место
занимает проведение подвижных игр на переменах. Известно, что в
результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием
статической позы, у школьников развивается утомление, нарушается
активность внимания, замедляется и становится поверхностным дыхание.
Регулярное проведение игр-аттракционов на перемене повышает тонус всего
организма,
восстанавливает
работоспособность,
что
на
последующих
занятиях способствует более высокой сосредоточенности и усилению
внимания
к
заданиям
учителя,
содействует
лучшему
восприятию
проходимого материала и продуктивности учебной работы.
Подвижные
игры-аттракционы
–
это
самодеятельные
детские
игры.
Оборудовать их очень просто, инвентарь легко изготовят сами школьники на
уроках труда. Если сопроводить игры описанием правил. Дети могут играть
самостоятельно,
без
руководителя.
Игры-аттракционы
способствуют
развитию
внимания,
настойчивости,
ловкости,
меткости,
глазомера,
ориентировки в пространстве и других качеств, необходимых в жизни.
Игры-аттракционы
не
требуют
длительной
подготовки,
специальной
тренировки участников, поэтому могут применяться как во внеклассной, так
и во внешкольной физкультурно-оздоровительной работе – на праздниках и
спортивных
вечерах,
на
больших
переменах.
Кроме
того,
полезно
использовать и на уроках физического воспитания для закрепления
упражнений с палками, мячами, скакалками, а также в качестве домашних
заданий.
Дети охотно принимают участие в соревнования. Желательно, чтобы
элементы соревнования присутствовали на каждом уроке. Даже простые
беговые упражнения следует выполнять с обязательной оценкой техники
выполнения и выявления лучшего. Поэтому ученики младших классов очень
любят эстафеты – беговые, с прыжками, с мячами. Разнообразие подвижных
игр позволяет применять их для всех групп мышц и видов спорта.
Подвижные игры создают хорошие возможности для использования приемов
косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их
воспитывают. Однако перед учениками можно и открыто ставить задачу
научиться
вести
себя
определенным
образом:
быть
вежливым,
предупредительным Понятие «игра» включает в себя множество различных
форм
игрового
фольклора,
каждая
из
которых,
в
конечном
счете,
способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому,
умственному. Игры могут проводиться как часть в уроках физкультуры и в
составе других видов физического воспитания (праздников, дней здоровья,
пионерских лагерях и летних-оздоровительных площадках). Кроме того,
организуются и проводятся соревнования по играм между классами.
Подвижные игры, проводимые с обучающимися во внеурочное время,
должны способствовать решению оздоровительных, воспитательных и
пропагандистских
задач.
К
играм
во
внеурочное
время,
учащиеся
привлекаются на добровольных началах.
Дальнейшее развитие проекта:
•
систематически проводить физкультурно-оздоровительную работу с
учащимися;
•
расширять понятие здорового образа жизни;
•
продолжать учить учащихся использовать полученные знания и умения
в жизни.
Заключение.
Достаточно давно было обращено внимание на тот факт, что дети младшего
школьного возраста весьма охотно усваивают навыки и умения на занятиях
игрового характера. Подвижные игры, как форма организации занятий могут
применяться в работе с учащимися разного возраста, но наибольший эффект
оказывают они на детей младшего школьного возраста.
Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной
умственной работы. В целом следует отметить, что влияние подвижных игр
на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного
использования всего многообразия средств и методов, содействующих
решению этой задачи.
Особенность обучения на уроках самостоятельным занятиям физическими
упражнениями заключается в том, что для этого не выделяется специальное
время, обучение осуществляется в процессе выполнения запланированных на
данный урок упражнений.
Я пришел к выводу, что участие в физкультурно-оздоровительных и
спортивно – массовых мероприятиях, использование домашних заданий и
система организации самостоятельных занятий физическими упражнениями,
способствует дальнейшему совершенствованию и развитию физических
качеств, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным
институтом.
Обоснованный
выбор
содержания
и
методов
развития
физических
качеств
–
важная
сторона
повышения
эффективности
физического воспитания.
Список использованной литературы:
1.
Глазырина Л.Д., Лопатин Т.А. Методика преподавания физической
культуры .- М.: Просвещение 1991. – 115с.
2.
Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов. – М.:
Просвещение, 1989. – 89с.
3.
Карбушева
Г.
А.
Ознакомление
детей
школьного
возраста
с
Казахстаном. – Алма – ата «Мектеп» 1994г. – 28с.
4. Сергеев И. В. Развитие физических качеств учащихся через подвижные
игры. Чистополь 2017г.