Напоминание

Методические разработки по развитию смыслового чтения у младших школьников


Автор: Ступникова Светлана Александровна
Должность: Учитель начальных классов, воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 40
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические разработки по развитию смыслового чтения у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс «Формирование навыка смыслового чтения на уроке окружающего

мира».

Цель мастер - класса: поделиться опытом использования технологии смыслового чтения на

уроках.

Ожидаемым результатом моего мастер-класса должно стать осознание нашей

педагогической аудиторией необходимости и эффективности использования

технологии смыслового чтения, а также выполнение заданий, используя различные методы

и приёмы стратегии смыслового чтения.

Оборудование: буклеты, технологическая карта у каждого педагога.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом

кабинете. Я надеюсь на вашу доброжелательность и помощь.

Свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева

«Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством

усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у

многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская

компетентность учащихся – это способность детей к целенаправленному

индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей

практике я столкнулась со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения

- зачастую они не понимают смысла, прочитанного из-за ошибок при чтении

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста,

- затрудняются кратко пересказать содержание,

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника

основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно

читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно

приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и

самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной

школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических

приемах из моей практики, которые работают наиболее успешно, если в классе есть дети

ЗПР. У вас лежат буклетики, где описаны этапы работы с текстом и будут вам небольшой

подсказкой в сегодняшней работе.

Ну, а начну свою работу с небольшого интервью. Я прошу участников мастер-класса и весь

зал хлопнуть в ладоши, если вы согласны со мной. Прием «Верю- не верю»

- Верите ли вы, что можно сформировать навыки смыслового чтения?

- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской

компетентности?

- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей

педагогической копилки?

Практическая часть мастер-класса

Представьте: вы – ученики четвертого класса, а я ваш учитель. Перед вами

технологическая карта, маршрутный лист. Запишите свою фамилию, имя, отчество на этом

листе. Это все останется у вас. Вы видите смайлики- обозначьте галочкой свое настроение.

Этих смайликов много в маршрутном листе. Это будет самооценкой вашей работы. Найдите

задание 2. Прочитайте слова и выделите в них корень. Родина, родной, родился, род, народ,

родители.

-Что можете сказать о словах? Какие они?

_ Подумайте и скажите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- О Родине.

- Правильно, сегодня мы будем говорить о малой Родине. Как называется край, в котором

мы живем?

Самарская область.

- Чтобы ценить и любить свой край – его надо знать!

3. Перед вами суждения, прочитайте суждения и напротив каждого

поставьте «+» или «?» Прием «Ориентиры предвосхищения».

- Прочитайте некоторые суждения на листочках и напротив каждого поставьте «+» -

согласен, «?» - не уверен, что так.

СУЖДЕНИЯ

До чтения текста Суждения После чтения текста

По своей территории Самарская область значительно превосходит такие европейские

государства как Дания и Швейцария;

Самая высокая точка Жигулевских гор- гора Стрельная;

Река Сок- одна из крупных рек Самарской области;

Куйбышевское водохранилище по площади занимает первое место в мире.

Самарской области уже более 200 лет.

Было время, когда Самарская область называлась Средневолжская.

Большая часть Жигулевских гор проходит по территории национального парка «Самарская

Лука»;

Когда прочитаем текст, мы поймем правильны ли были наши суждения.

4. Прием «Чтение с пометками». А сейчас читаем текст. Только в тексте делаем пометки.

После каждого предложения, если это вы знали ставим плюс, если это для вас новое,

ставим минус.

-А сейчас расскажите, пожалуйста какая информация для вас стала новой?

5 задание: выписать из текста географические названия, которые упоминаются в тексте, т.

е. имена собственные. Кто больше найдет?- конкурс.

Оцените свою работу на этом этапе смайликом.

Прием «Поиск нужной информации»

6 задание. Запишите, пожалуйста, пользуясь текстом, что такое национальные парки.

7 задание. – Сколько лет исполнилось в этом году Самарской области?

8 задание. –Перечитайте в тексте информациюи ответьте на вопрос: На сколько метров

выше самая высокая точка Жигулей от Молодецкого кургана(150м)

Оформите это как задачу. Напишите решение и ответ. Ответ будет начинаться со слов (на)

Оцените свою работу.

Прием «тонкие- толстые» вопросы.

9 задание-сложное. Это задание предполагает работу в паре. Прежде чем начнете

работать, запишите по одному тонкому и по одному толстому вопросу.

- А теперь задайте друг другу эти вопросы. Постарайтесь ответить на них.

Оцените свою работу на этом этапе урока.

10 задание:Голубое озеро давно облюбовали дайверы. Аномальная форма его чаши,

мистический вид из глубины в семиэтажное здание. Вcё это привлекает аквалангиcтов из

многих стран. Карстовую воронку они используют для экстремального погружения до 35

метров. Будет ли видно аквалангиста, если он погрузится на глубину 15 метров. – Докажите

ответ словами из текста. Напишите ответ.

Прием «Продолжи фразу»

-Оцените себя по всему уроку:

-Я узнал, мне удалось, мне было трудно, могу себя похвалить

Подводя итоги мастер- класса хотелось бы,чтоб продолжили фразу:

-понятия, которые я узнала на мастер- классе…

Итог. Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего

саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и

развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь,

улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к

слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового

чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет

думающему ребенку стать думающим читателем.



В раздел образования