Напоминание

Использование коррекционно-развивающих и игровых технологий на начальных этапах обучения детей с ТМНР и ГУО.


Автор: Казачкова Ольга Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: учитель, КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5"
Населённый пункт: Алтайский край, город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Использование коррекционно-развивающих и игровых технологий на начальных этапах обучения детей с ТМНР и ГУО.
Раздел: начальное образование





Назад




«Игра имеет преимущество перед всеми другими формами,

так как дает возможность организовать, прежде всего, жизнь

самих детей, их собственную активность, их самостоятельность».

А.П. Усова

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,

применяются

особые

коррекционно—развивающие

педагогические

технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении

и воспитании.

Грамотное

сочетание

традиционных

и

инновационных

технологий

обеспечивает

развитие

у

обучающихся

с

умственной

отсталостью

познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации.

Игровой

характер

обучения

соответствует

психическим

особенностям

умственно отсталых детей. Игра способствует созданию положительного

эмоционального фона и психологической готовности ребенка к речевому

общению.

Основной задачей при обучении детей с ограниченными возможностями

здоровья является максимальное преодоление недостатков познавательной

деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Усвоение программного

материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом

нужно помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в

развитии, характерных для той или иной категории детей с ОВЗ.

Уроки

обязаны

быть

увлекательными,

занимательными.

Поэтому

большое

внимание

уделяется игровым технологиям, с помощью которых

учащиеся лучше запоминают изучаемый материал.

Категория

глубоко

умственно

отсталых детей представляет

собой

разнородную группу, основными общими чертами которой являются

тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные

органические нарушения, а также грубые нарушения всех сторон психики:

моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления.

Грубое

недоразвитие

двигательной

сферы детей с

тяжелой

степенью

умственной отсталости выражаются в нарушениях и слабости координации,

точности

и

темпа

произвольных

движений.

Движения детей

замедленны, неуклюжи: они плохо бегают, прыгают.

Внимание у детей с тяжелой степенью умственной отсталости всегда в той

или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети

легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания,

необходимого для достижения поставленной цели.

Развитие ощущений и восприятий ребёнка – необходимая предпосылка для

формирования у него более сложных мыслительных процессов.

Для мышления детей с тяжелой степенью умственной отсталости характерны

беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий.

Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления;

инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затруднённость

обобщений.

Память таких детей отличается малым объёмом и значительным количеством

искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая

память находится на одинаково низком уровне.

Главный же принцип в работе с такими детьми – её практическая

направленность. И обучение, и воспитание должны всемерно содействовать

выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для

них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.

Дети

с

тяжелой

умственной

отсталостью

развиваются

значительнее

медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают

после долгих кропотливых занятий.

Для того, чтобы дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо

учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Игровые технологии.

Понятие «игровые

педагогические

технологии» включает

достаточно

обширную

группу

методов

и

приемов

организации

педагогического

процесса.

Цель использования

технологии :

Расширение

образовательного

пространства,

развитие

мотивационных

процессов,

познавательной

активности, усиление работоспособности учащихся.

Результат использования технологии : Преодоление трудностей в усвоении

знаний. Повышение мотивации и познавательного интереса к предмету,

активизация

познавательных

процессов,

развитие

коммуникационных

процессов.

Особенности игровых технологий.

Игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного,

практического

характера.

Коммуникативного

характера,

она

является

психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно,

формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также и

то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной

мыслительной деятельности умений продуктивно сотрудничать.

Виды игр:

Дидактические:

расширение

кругозора,

познавательная

деятельность;

применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных

умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие

общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие : воспитание самостоятельности, воли; формирование

определенных

подходов,

позиций,

нравственных,

эстетических

и

мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,

общительности, коммуникативности.

Развивающие:

развитие

внимания,

памяти,

речи,

мышления,

умений

сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии,

творческих

способностей,

эмпатии,

рефлексии,

умения

находить

оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация

к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению;

психотерапия.

Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и

картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр.

Действуя с предметами и познавая через игру обучающиеся учатся

сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Школьники

знакомятся со свойствами

предметов,

решают задачи

на сравнение,

классификацию,

установление

последовательности. По

мере

овладения

учениками

новыми

знаниями

о

предметной

среде

задания

в

играх

усложняются: они упражняются в определении предмета по какому - либо

одному качеству, объединяют предметы по этому признаку, что очень важно

для развития отвлеченного логического мышления.

В процессе игр с природным материалом формируются мыслительные

процессы

и

операции (анализ,

синтез,

классификация) и

наряду

с

этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.

Настольно-печатные игры - способствуют упорядочению деятельности,

стимулируют

формирование

мышления,

внимания,

работоспособности,

развивают память.

Словесные игры учат играющих опираясь на имеющиеся представления о

предметах, использовать приобретенных ранее знаний в новых связях, в

новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные

мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их

признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, алогизмы

и суждения. Эти игры развивают умение внимательно слушать педагога,

быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в

соответствии поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей

воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс

мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок

преодолевает легче.

Сами по себе игрушки не стимулируют ребенка к началу игры. Он не знает,

особенно в начале обучения, как можно с ними действовать.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут осуществлять

перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную.

У детей с

умеренной

и

тяжелой

умственной

отсталостью

имеются

разнообразные нарушения двигательной сферы, в частности, у них плохо

развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это

затрудняет овладение операционно-технической стороной игры. Поэтому,

прежде чем осуществить какое-либо игровое действие, взрослый должен

научить ребенка выполнять необходимые движения для последующего

адекватного действия с игрушкой.

Для того чтобы игрушки стимулировали ребенка к действиям, он должен

уметь их использовать, знать, что и как можно с их помощью делать или

изображать.

Взрослому

необходимо

демонстрировать

всевозможные

варианты выполнения действий с той или иной игрушкой. Каждая новая

игрушка, которая предлагается ребенку для игр, должна быть обязательно

обыграна.

Без соответствующего обучения дети просто кидают, кусают или рвут и

ломают

игрушки.

При

специальном обучении

у

детей формируются

действия с игрушками по подражанию, по образцу, понимание детьми

названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых

действий, наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и

выполняемые с ними действия.

При отборе игры для того или иного занятия необходимо опираться на

следующие принципы:

-доступность содержания детям с нарушением интеллекта

-познавательная значимость игры

-возможность формирования на их основе коммуникативных навыков.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на

уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей,

стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна

решить задачу усвоения темы; в конце - игра может носить поисковый

характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока.

В процессе игры на уроках счёта учащиеся незаметно для себя выполняют

различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять

арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи.

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей

развивается

чувство

ответственности,

коллективизма,

воспитывается

дисциплина, воля, характер.

Приведём

некоторые

игры

и

игровые

моменты,

способствующие

активизации познавательной деятельности детей на уроках математики.

Это игры, имеющие коррекционную направленность: «Найди различия»,

«Сходные

предметы»,

«Что

изменилось»,

«Составление

разрезной

картинки», «На ощупь» и т.д. Для постановки учебного задания можно

использовать разные игровые персонажи, с помощью которых создается

игровая ситуация. Это могут быть Смешарики, Угадайка, Том и Джерри,

Буратино, Знайка, и др. Большой

интерес вызывает у детей встреча с

куклами, которые одеваются на руку, ведь с ними можно “общаться”, т.к. они

кивают

головой,

наклоняются,

хлопают

руками,

с

их

помощью

разыгрываются речевые ситуации. Многие проблемы можно решить,

подружив ребёнка с образом. Так в изучении математики неоценимую

помощь оказывают «девочка Точка», и её подружки, «мальчик Треугольник»

и его старшие братья. Мир однообразных заданий оживает перед ребёнком, в

игре раскрывается смысл числа и счёта ещё до полного его осознания.

Загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочность, соревнования,

стихи способствуют активизации мыслительной деятельности. На этих

приёмах и построены дидактические игры и занимательные упражнения.

Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, а дети,

участвуя в игре, незаметно включаются в учебный процесс и получают

новые знания. Следовательно, включение в учебный процесс игры или

игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой,

незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по

математике.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным

признаком - четко

поставленной

целью обучения и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и

характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов

и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования

учащихся к учебной деятельности.

При подготовке к урокам (занятиям) и выборе игр, я столкнулась с тем, что

многие предлагаемые развивающие, дидактические игры сложны для

понимания детям с ТМНР. Поэтому многие игры нужно было адаптировать.

Например, игра «Шнуровка. Овощи и фрукты». Цель игры: распределить

овощи и фрукты в разные группы и присоединить детали либо к дереву, либо

к грядке для закрепления понятий: овощи и фрукты, где они растут. В связи с

плохо развитой мелкой моторикой, детям очень трудно справиться с

заданием, но сама конструкция и оформление игры достаточны интересны. С

помощью мебельной фурнитуры игры была облегчена и теперь у детей

появилась возможность легко справляться с заданием.

На уроке «Речь и альтернативная коммуникация» игру можно использовать

для изучения и закрепления названия и начертания букв. Детали готовых

дидактических игры, например «Какого цвета?», «Кто где живет?»,

я

усиливаю магнитами, для работы на магнитной доске, либо липкой лентой,

для работы за столом. Это делается для того, чтобы детали игры хорошо

фиксировалась.

Любой окружающий предмет может стать игрой. Все, что интересует

ребенка: прищепки, замочки, ключи, веревочки и т.д., можно превратить в

развивающее пособие. Так была создана серия предметных игр – самоделок.

Важно целенаправленное обучение самой процедуре игры, объяснение ее

содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю в

ходе проведения игры. Неотъемлемым элементом дидактической игры

является игровое действие, и внимание учащегося направлено именно на

него. Поэтому дидактические игры представляются учащимся интересным,

необычным занятием, а уже в процессе игры ребенок незаметно для себя

начинает выполнять обучающую задачу.

В итоге развиваются познавательные процессы у детей с ТМНР (восприятие,

внимание, память, наблюдательность и психомоторика), формируются

положительные личностные качества.

Я начинала включать детей осторожно и постепенно в игры «Чей домик»,

«Где спрятался звук», «Цепочка» и другие. Учебной задачей во всех этих

играх является формирование фонематического слуха. Исходя из игровой

задачи,

учащиеся

осуществляют

игровые

действия,

которые

как

бы

маскируют

сложную

мыслительную

деятельность,

делают

её

более

интересной. Так, называя предмет , изображенный на картинке, учащиеся

вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нём

изучаемого звука, в результате чего помещают картинку в домик того или

иного цвета.

При различении звонких и глухих согласных я использовала игру «Какой

буквы не хватает?», в которой нужно было вставить пропущенные буквы ( б

или п, д или т и другие). Активизирует учащихся игра «Кто больше

придумает слов?» ( с буквой з или с). Здесь учащиеся используют свой

словарный запас, пополняют его. Так игры «Замени одну букву», «Два

колодца» способствуют расширению словарного запаса, который у учащихся

школы очень беден.

Например, при изучении темы «Слова, обозначающие предметы» можно

использовать игровое лото, на карточках которого изображены предметы

одного назначения, но в различных сочетаниях. Упрощение содержания

работы

помогает

слабоуспевающим

ученикам

не

чувствовать

себя

ущемлёнными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже

выигрывать. В некоторых играх я просто уменьшаю количество заданий для

слабых учащихся.

Для того, чтобы при неоднократном использовании игры на уроках письма

интерес к ней не снижался, можно ввести в неё новые предметы, картинки

или изменить правила. Так, в разделе «Слог» я использовала игру «Купи

игрушку». Учащиеся получают игрушку, если чётко произносят её название,

делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове. В дальнейшем

я предложила детям покупать сначала те игрушки, название которых состоит

из одного слога, затем из двух, и, наконец, из трёх. При этом количество

мыслительных операций остаётся прежним, усложнение идёт за счёт

вынужденного выбора, требующего мыслительного разграничения названий

картинок в соответствии с новыми условиями.

Например, дидактический материал для учащихся с РАС и ТМНР для

развития фонематического слуха при обучении чтению. Можно использовать

дефектологам, логопедам, учителям индивидуального обучения, тьюторами

при работе с детьми с РАС, ТМНР, детьми с ОВЗ.

Цель дидактического материала:

- выделение первого звука на фоне слова;

- расширение словарного запаса.

Содержание дидактического материала:

- дидактический материал состоит из печатных основ, листов формата А4;

разрезной азбуки, буквы окрашены в традиционные цвета (гласные –

красного цвета, согласные – синего цвета) ( три комплекта).

Составление печатных основ ведётся в соответствии с изучаемыми буквами

по «Букварю» Аксеновой

Методика использования:

- перед ребёнком выкладывается (открывается в папке) один из листов

дидактического материала; рядом рассыпаны буквы разрезной азбуки

(приложение 2). Ребёнок называет слово на картинке, называет первый звук и

находит

соответствующую

букву,

кладёт

букву

азбуки

на

картинку. Например: корова – первый звук К, на картинку выкладывается

буква к. Дополнительно: буква какого цвета – синего; значит она …

согласная.

Работу с материалом можно расширить. Например на занятиях с двумя и

более детьми, кто быстрее назовёт. Расширив материал разрезными

картинками, такими же как в лото, можно составлять слова из первых букв,

сначала учителем, а затем и обучающимися.

Таким

образом,

хочется

отметить,

что

руководя

игрой,

организуя

жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности

ребенка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом. В игре

ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Дидактическая игра

является ценным средством воспитания умственной активности на уроках ,

она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой

интерес

к

процессу

познания.

В

ней

обучающиеся

преодолевают

значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и

умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным,

вызывает

у

учеников

глубокое

удовлетворение,

стимулирует

работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра — это еще и

школа социальных отношений. Именно в условиях игровой деятельности

ребенок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения.

Использование перечисленных приёмов позволяет повысить продуктивность

работы

на

уроках,

воздействуя

на

совершенствование

механизмов

смыслового запоминания, дает возможность точнее и в большем объеме

воспроизводить материал. Особенно важно при работе над развитием памяти

учитывать активный характер запоминания, который проявляется у детей,

если сама деятельность, выполняемая ими, предполагает понятный им и даже

в какой-то мере творческий процесс.

Список литературы:

1. Гальперин П. Я. Теория поэтапного формирования умственных действий

формирования умственных действий –М. ,1988.

2. Гуровец Г. В., Ленок Я. Я. Коррекционно – развивающие игры как

метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с

нарушениями в развитии. – 2002. - №1. -24с.

3. Петрова О. В. Применение игровых технологий на уроках, как средство

коррекции интеллектуальных нарушений у детей. - г. Уфа

4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения

в обучении умственно

отсталых

дошкольников:

Кн.

для

учителя.

––

М. : «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с.



В раздел образования