Автор: Шевченко Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: АННОО Православная гимназия им. преподобного Сергия Радонежского
Населённый пункт: г. Сергиев Посад
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: С. Есенин "Бабушкины сказки"
Раздел: начальное образование
АННОО Православная гимназия имени преподобного Сергия
Радонежского
Открытый урок литературного чтения
«Бабушкины сказки»
Игровые технологии
Технология уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Учитель: Шевченко С.А.
Класс: 4
г. Сергиев Посад, 2020
Технологическая карта урока
Тема урока
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
учитель Шевченко С.А
4 класс
Цели урока
Познакомить
со
стихотворением
«Бабушкины
сказки»
С.А. Есенина;
пополнить
биографические знания о поэте; обогащать словарный запас.
Задачи
Обучающие: обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А. Есенина
«Бабушкины сказки»; учить анализировать поэтическое произведение; расширить
словарный запас учащихся.
Развивающие: развивать навык выразительного чтения стихотворения, речь учащихся,
аналитические способности, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, семье, русской поэзии.
Предполагаемые результаты урока:
Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств,
оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление
внимания и помощи одноклассникам.
Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с
постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух,
воспринимать на слух поэтическое произведение.
Метапредметные:
1.
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала
учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности
по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
2.
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли,
поиск необходимой информации в книге.
3.
Коммуникативные: работа в группе, осуществление сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.
Формы организации деятельности обучающихся на уроке: групповая и индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Технологии: квест-технология, ИКТ, проблемного обучения, технология развития критического
мышления.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия
обучающихся
Доска и
оборудование
Организационный
момент.
Мотивация
учебной
деятельности.
Приветствует учащихся, проверяет
готовность к уроку.
Наш урок мы начинаем с речевой
разминки.
Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал.
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушают
учителя Готовят
рабочее место к
уроку.
Презентация
Слайд №2
Актуализация
знаний
Логические
цепочки
Прочитайте записанные на доске
фамилии авторов, разделите их на
две группы. В каждой из них
должны быть авторы, в творчестве
которых преобладает один и тот же
жанр.
Учащиеся
выполняют
задание
на
листах.
Проверка.
Самооценка.
Выставление
баллов.
Слайд №3
Слайд №4
Формулирование
темы
и
задач
урока учениками
Обратите внимание на цифры,
стоящие
над
буквами
некоторых фамилий авторов.
Попытайтесь определить, что
мы
можем
узнать
и
их
помощью.
Откройте учебники на стр. 71
и рассмотрите иллюстрацию к
стихотворению.
Что
вы
видите?
А сейчас прочитайте название
стихотворения.
Как
вы
думаете, о чем оно будет?
Сформулируйте
тему
урока
полностью.
Зная тему, поставьте задачи
урока.
Можем
определить
фамилию
автора.
Это
Есенин.
Тема
урока:
С.А. Есенин
«Бабушкины
сказки».
Задачи урока:
Познакомиться с
биографией
Сергея Есенина
и
его
стихотворением
«Бабушкины
сказки».
Учиться
правильно,
выразительно
читать
стихотворение.
Слайд №4
Слайд №5
Знакомство
со
сведениями
из
биографии
С.А. Есенина
Какие стихи вам уже знакомы?
Какие образы возникают у вас,
когда вы слышите имя «Сергей
Есенин»?
«Береза»,
«Пороша»,
«Воробушки»,
«Черемуха»,
«Лебедушка»,
«Ночь»
Слайд №6
Этапы урока
Действия учителя
Действия
обучающихся
Доска и
оборудование
Работа
по
теме
урока
Давайте
познакомимся
с
биографией Сергея Есенина.
Каковы истоки поэзии Есенина?
Ученики
слушают
и
смотрят
презентацию
Слайд
№7—
10
Слайд №11
Физ. минутка
Мы шагаем по сугробам.
По сугробам крутолобым.
Не боимся мы пороши.
Ловим снег — хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит вам и нам.
Дети выполняют
различные
движения.
Чтение
нового
произведения
и
проверка
первичного
восприятия
Прослушивание
аудиозаписи
«Бабушкины
сказки»
в
исполнении Диомида Виноградова
под музыку Л. Казаковой «Сказки»
О чем вспоминает поэт в этом
стихотворении?
С каким чувством он вспоминает
детские годы?
Посмотрите
на
иллюстрацию
в
учебнике
на
стр. 71.
Как
вы
думаете, что из детей может быть
маленьким Сережей Есениным?
А вам бабушки читают сказки?
Ученики
слушают,
отвечают
на
вопросы,
рассуждают
Слайд №12
Этапы
урока
Действия учителя
Действия
обучающихся
Доска и
оборудо
вание
Чтение и
анализ
стихотворе
ния
Словарная
работа
Уточним значения некоторых
слов:
«по задворкам» — задворки —
часть крестьянского двора за
домом, место за двором;
«разухабистой гурьбой» —
молодцеватой, задорной толпой;
«опостылеть» — надоесть;
«салазки» — маленькие
деревянные ручные санки.
Давайте теперь выполним
задание на листе.
1.
Подбери синоним
«бредём» —
2.
Подбери антоним
«загалдели» —
3.
Найди олицетворение —
Почему ребята загалдели?
Подумайте, как жизнь поэта
отразилась в содержании
стихотворения?
Самостоятельная устная
работа.
Дети читают
стихотворение и отмечают
непонятные слова
Самостоятельная работа
на листах.
Самооценка работы.
Выставление баллов.
Слайд
№13
Выразитель
ное чтение.
Работа
в
парах.
Работа
с
памяткой
«Как
правильно
читать
стихотворение»
Какие чувства нужно передать
при чтении?
Первые четыре строки — дети
устали, следующие девять —
внимательно
слушают,
последние — обрадовались.
О чем же это стихотворение?
Работа
с
учебником.
Чтение в парах.
Взаимопроверка.
Самооценка
работы.
Выставление баллов.
О
теплых,
нежных
воспоминаниях
детства
Сергея
Есенина,
связанных с бабушкой.
Слайд
№14
Домашнее
задание.
Уровневая
дифференц
иация.
1.
Выучить
стихотворение
«Бабушкины сказки» наизусть
2.
Найти другие стихи Есенина
3.
Нарисовать иллюстрации к стихам
Есенина
Выбирают
задание
для
домашней работы.
Слайд
№15
Этапы урока
Действия учителя
Действия
обучающихся
Доска и
оборудование
Итог урока.
Сопоставьте
задачи
урока с содержанием
нашей работы.
Познакомились
со
сведениями
из
биографии
С.А. Есенина и с его
произведением
«Бабушкины сказки»
Учились
выразительно читать
стихотворение
«Бабушкины сказки»
Учились
анализировать
стихотворный текст
Слайд №16
Рефлексия.
Синквейн.
1-я строчка — 1 имя
существительное;
2-я строчка — 2 имени
прилагательных;
3-я строчка — 3 глагола,
которые
характеризуют
действия предмета;
4-я строка — фраза из 4
слов, основная мысль;
5-я строчка — синоним к
первому
слову,
другое
название.
Оцените свою работу на
уроке. Сосчитайте баллы.
Дети
Веселые, разные
Мечтают,
сидят,
думают
Нам
вместе
интересно жить
Ребята
Самооценка
работы.
Подсчет
баллов.
Слайд №17