Напоминание

"Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста"


Автор: Кузнецова Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Октябрьский РБ
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование





Назад




...

Соединение

требований

к

личности

и

уважения

к

ней

-

не

две

разные

вещи

,

а

одно

и

то

же

.

А.С.Макаренко

1. ФУНДАМЕНТ НРАВСТВЕННОСТИ. «ВСЕ ДЕЛО ВОСПИТАНИЯ...»

Многие стороны личности младшего школьника формируются и проявляются,

прежде всего, в процессе учебного труда, который протекает в условиях классного

коллектива.

У каждого ребенка есть свои сильные стороны. Один уже хорошо читает;

другой умеет мастерить; третий особенно наблюдателен и может хорошо рассказать

о том, что он увидел летом; четвертый ловок и быстро бегает.

С другой стороны, почти у каждого ребенка есть и слабые стороны: один не

всегда может удержаться от хвастовства; другой ленится, третий думает только о

собственном успехе, четвертый легко дает обещания, но не выполняет их. Опытный

учитель

и

вдумчивые

родители

строят

воспитание

так,

чтобы

помочь

ребенку

преодолеть эти недостатки. Хвастунишке надо показать, что есть дети, которые

лучше

его

знают

или

умеют

что-то

делать;

ребенку,

который

любит

только

командовать, следует поручить дело, в котором он обязательно будет вынужден

считаться с другими ребятами; «индивидуалисту» дать возможность убедиться, что

вместе работать веселее...

Не у всех ребят сразу всё хорошо получается и в учении, и в общественных

делах. Поэтому - особенно на первых порах - лучше оценивать успехи ребенка не в

сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми,

тогда ему легче будет увидеть, что он не стоит на месте, хотя, быть может, и отстает

в чем-то от других. При этом важно отметить, что ребенок старается, поощрить

добрым советом те усилия, которые он прилагает

для

того,

чтобы

добиться

хороших

результатов

в

учении,

в

труде,

в

общественной работе.

2

Родители должны очень внимательно относится не только к учебной, но и к

общественной работе детей. Огромный нравственный смысл этих дел состоит в том,

что в них младший школьник приобретает опыт общения с другими детьми, у него

воспитываются

очень

важные

черты

характера,

важные

черты

личности:

товарищество и коллективизм, стремление и умение работать на общую пользу.

Помня, что в жизни ребенка отношения со сверстниками - это источник многих

ярких переживаний, вдумчивые родители захотят знать не только то, с кем дружит

их ребенок, но и то, как он дружит, как складываются детские отношения: на основе

справедливости, отзывчивости, желания и умения прийти на помощь или на основе

подчинения одного другому, эгоизма, ложного товарищества. Знание этой стороны

детских взаимоотношений позволит направить нравственное развитие ребенка по

правильному пути.

Неоценимо

воспитательное

значение

труда

детей.

Конечно,

школа

целенаправленно организует их многоплановую трудовую деятельность, но важно и

домашний труд рассматривать как коллективный, как посильную заботу ребенка о

других

членах

семьи.

Ничего,

кроме

вреда,

не

наносят

ребенку

родители,

освобождая его от труда по дому.

Побаловать ребенка, оградить его от трудностей - только в этом некоторые

родители

видят

свои

обязанности.

Они

охотно

покупают

обновы

ребенку,

освобождают от различных забот. Они обманываются тем, что ребенок доволен. Но

ведь они при этом, не побоимся преувеличения, в чем-то духовно обкрадывают

ребенка. Действительно, «обе стороны» рады, «обе стороны» удовлетворены и все

как будто хорошо: между тем переживания у них совершенно разные. У ребенка -

радость получающего, у родителей - радость отдающих, делающих благо. А ведь

подлинно нравственное и человеческое связано со второй радостью. Непременно

надо дать ребенку испытать эту радость, в том числе и в труде на благо других..

Участие ребенка в домашнем труде приучает выполнять свой первый долг сына,

дочери,

члена

семьи

перед

родителями

и

близкими,

отсюда

вырастает

потом

естественная потребность выполнения общественного долга взрослого гражданина.

Радостное

участие

в

общем

и

нужном

всем

деле,

понимание

детьми

3

общественного смысла учебы — из всего этого и складывается высоконравственный

стиль

жизни

школы,

которому

присущи

доброжелательные

и

справедливые,

заботливые и требовательные отношения взрослых и детей, детей между собой.

Нравственное воспитание - это, по сути, основа всей многогранной системы

воспитания подрастающего поколения.

Воспитывая ребенка нравственно, мы пробуждаем нравственную активность

самого

ребенка,

который

сам

усваивает

моральные

нормы,

сам

вырабатывает

жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к

Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и к самому себе. Нравственное

формирование

человека

начинается

в

семье,

в

детском

саду;

в

школе

оно

приобретает еще большую систематичность и целенаправленность.

В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний - у него

закладываются

основы

характера,

воли,

всего

нравственного

облика.

Если

эти

основы «добротные», то развитие ребенка идет должным образом. Пробелы же в

воспитании, даже если они не заметны в младшем школьном возрасте, обязательно

проявятся

позднее,

и

тогда

придется

заниматься

уже

не

столько

воспитанием

ребенка, сколько его перевоспитанием, что значительно сложнее.

Задачи

и

пути

нравственного

воспитания

обрисованы

«Примерным

содержанием

воспитания

школьников»

Родителям

небезынтересно

знать

о

некоторых важных положениях этого документа. В нем указано, в частности, что у

младших школьников надо воспитывать:

-

понимание

того,

что

хорошо

и

что

плохо,

что

справедливо,

а

что

несправедливо, стремление и умение поступать хорошо;

- любовь

к

родному

дому,

к

родным

людям,

к

защитникам

Родины,

дружелюбное отношение к людям других национальностей;

- потребность говорить правду, быть честным, умение дружно жить в

коллективе, сообща учиться, трудиться, играть, быть хорошими товарищами и

коллективистами;

- доброжелательное

отношение

к

людям,

к

старшим,

к

младшим

и

сверстникам;

4

- стремление

приносить

посильную

помощь

окружающим,

быть

трудолюбивым;

- привычки культурного поведения;

- потребность беречь природу, защищать животных;

- понимание ответственности перед старшими, перед группой ребят за

свои поступки, ответственное отношение к своим словам и обещаниям;

- умение

удерживать

себя

от

эгоистических

поступков,

преодолевать

недисциплинированность

- отрицательное отношение к нарушениям школьных правил.

Было бы неверным рассматривать нравственное воспитание как особый раздел

воспитания.

Ведь

нравственное

начало

пронизывает

всю

многогранную

практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу,

ибо проявления нравственности связаны с отношением к обществу, к окружающим

людям, к труду, к вещам и к самому себе.

2. РОЛЬ СВЕРСТНИКОВ

Ключ к нравственному развитию младшего школьника — его взаимоотношения

со сверстниками-соучениками.

Многие виды деятельности детей на первый взгляд не имеют отношения к

нравственности. Школьники учатся решать задачи, писать, читать, ставят опыты; на

уроках физкультуры бегают, прыгают; на уроках труда приобретают практические

навыки;

занимаются

во

внеурочное

время

общественно-полезным

трудом:

озеленяют

улицы,

заботят ся

о

птицах;

играют

в

« ко с м о н а в т о в » ,

«путешественников»...

Но именно включение в многогранную учебную, трудовую, игровую и другие

виды

деятельности

-

необходимое

условие

нравственного

воспитания.

Будем

помнить при этом, что сам результат деятельности еще ни о чем не говорит. Вот

ребята

выпустили

хорошую

стенную

газету,

успешно

выступили

на

утреннике,

посадили

деревья...

Зададимся

вопросами:

во

имя

чего

они

это

делали,

какие

отношения возникли между ними в ходе работы?

5

В зависимости от того, как можно будет ответить на эти вопросы, результат

работы

приобретет

совершенно

разный

нравственный

смысл.

Так

мотивом

деятельности может стать желание сделать окружающую жизнь интереснее или

желание самому получить какое-то поощрение. Понятно, что только в первом случае

ребенок

будет

действовать

как

общественник.

В

любой

деятельности

могут

возникать

разные

нравственные

отношения:

солидарности,

взаимопомощи,

требовательности,

совместные

переживания

успехов

и

неудач

или,

напротив,

тщеславия, зависти. Поэтому-то и надо внимательно присматриваться к тому, какие

взаимоотношения складываются между детьми; влиять на эти взаимоотношения в

нужном направлении.

И ещё: надо внимательно приглядываться к ребенку; родителям не следует

доверяться ощущению, что уж они знают своего ребенка хорошо, не следует им

помогать, что он такой же, какими были, по их воспоминаниям они сами.

Печать,

радио,

кино

и

телевидение

-

средства

массовой

информации

и

пропаганды

активно

воздействуют

на

современного

ребенка,

и

способствует

ускорению духовного развития детей. Однако, когда этой информации много и она

недостаточно педагогически направляется, то усвоение её очень затруднено.

Ребенок

с

трудом

самостоятельно

осмысливает

полученную

обильную

информацию, с трудом может определить и выразить свое отношение к тем фактам,

событиям и явлениям, о которых узнает.

Очевидно, сегодня перед родителями стоит особая задача - научить ребенка

пользоваться

средствами

массовой

информации,

обращаться

к

тем

сведениям,

которые он получает из этих источников. А часто ли в наших семьях обсуждения

услышанного по радио или увиденного по телевизору?

Легкость,

с

которой

современный

ребенок

(чаще

городской,

но

не

только)

попадает в кино, театр, музеи, чрезмерное количество удовольствий - всё это иногда

приводит к девальвации духовных ценностей. Увиденное не удивляет, не поражает,

не

очаровывает

ребенка.

Ему

кажется,

что

он

знает

все,

все

видел,

а

в

действительности он лишь слышал о спектаклях, смотрел и не увидел музея, все

узнал поспешно, на ходу. Обилие неосвоенной информации - сложное явление

6

нашего времени, родители должны его учитывать, занимаясь воспитанием ребенка.

В жизни современного школьника возросла роль сверстников. Если ранее, все

годы учения в начальной школе, ребенок, безусловно, ориентировался на нормы

поведения и ценности, исходящие от учителя, то сейчас, особенно к третьему классу

очень заметна ориентация на мнение сверстников. Но хотя дети играют в свободное

время во дворе, на улице, однако в гости друг к другу они ходят значительно реже.

Этому препятствуют родители, которые, видимо, слишком ревностно заботятся о

чистоте и порядке в доме. Сейчас ребенку трудно сделать (точнее, трудно добиться

сделать) корабль из перевернутого стола (он же полированный) или поезд из стульев.

Трудно принести в дом необходимые детали для будущего корабля или снаряжение

для экспедицию в Антарктиду...

Впрочем, сами же родители в будущем или недалеком будущем пожалеют о

своих

запретах.

Ребенок

постарается

найти

место,

куда

этот,

с

точки

зрения

родителей, «хлам» можно принести. Конечно, это может быть школьный клуб или

Дворец детского и юношеского творчества, где понимают интересы детей, но это

может быть и «уличный клуб», потайное от родителей и учителей место, у которого

свои законы, свои требования и свои ценности, весьма отличающиеся от требований

школы и семьи.

У младшего школьника значительно расширяется круг общения: у него есть

товарищи по классу, по внешкольным занятиям. Товарищ ребенку необходим как

партнер

в

играх,

как

человек,

с

которым

можно

обсудить

школьные

дела;

с

товарищем он чувствует себя увереннее, чем тогда, когда остается в одиночестве.

Зачастую товарищество легко возникает (вместе сидят за одной партой, вместе ходят

гулять), но столь же легко разрушается. При этом «потеря» товарища не становится

предметом глубоких переживаний - обычно быстро находится новый товарищ. Даже

к пятому классу ребята часто не различают понятия «друг» и «товарищ». Для

младшего школьника друг - предпочитаемый товарищ.

Способствуя формированию того или иного качества личности, мы, вместе с

тем, влияем и на личность ребенка в целом. Поэтому мы постоянно должны задавать

себе вопрос: не получаем ли мы одновременно «побочный результат»?

7

Использование поощрения и порицания при оценке нравственных поступков

требует большой осторожности и такта. Поощрение морального поступка служит

закреплению лучшего в поведении ребенка.

Но с другой стороны частое поощрение именно нравственных поступков, может

воспитать в детях тщеславие, зависть и т.п.

В этом отношении прямая и частая похвала учеников, которые сделали «доброе

дело», подсчет этих «дел» в соревновании никак не оправданы педагогически.

Надо постоянно иметь в виду, что ребенок развивается как цельная личность,

учитывать

взаимовлияние

отдельных,

казалось

бы,

не

связанных

между

собой

сторон.

3. ДРУЖНАЯ РАБОТА. ЧЕСТНАЯ ИГРА.

Нравственный

облик

ребенка

зависит

от

того,

будут

повседневные

его

отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности,

умения входить в положение другого человека, товарищеской помощи или же на

основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой.

Психологи установили, что большинство младших школьников положительно

относятся к совместному труду с товарищами.

Но

изучение

фактического

поведения

первоклассников

показывает,

что,

несмотря на то, что их отношение к совместной деятельности положительное и они

имеют

элементарное

представление

о

правилах

сотрудничества,

Часть

детей

(меньшая) могла согласовать свои желания с интересами других не ссорясь, другие

же дети не могли долго работать, играть вместе: они ссорились, обижали друг друга,

ябедничали.

Подобную

картину

можно

наблюдать

и

у

второклассников,

и

у

третьеклассников.

Понятно,

что

правильная

точки

зрения

коллективистических

начал)

организация учения - непосредственное дело педагога. И возможностей здесь у него

много.

Работа детей на уроке, при правильной её организации, рождает отношения,

свойственные

совместному

труду

вообще.

Это

отношение

каждого

участника

к

8

своему делу, как к общему, умение действовать с другими взаимная поддержка и

требовательность, умение слушать высказывания и ответы других, отстаивать свое

мнение, правильное отношение к успехам и неудачам своих товарищей и своим

собственным.

При

этом

важно,

чтобы

и

учитель,

и

дети

рассматривали

свою

деятельность как коллективный поиск решения общей познавательной задачи, когда

знание одного являются продолжением знаний другого...

У родителей поле деятельности в этом отношении, разумеется, невелико. Но

важно, чтобы они знали, что учитель решает и эту задачу воспитания. В другие виды

детской деятельности - в игру, в общественно-полезный труд - родители (когда

непосредственно,

когда

косвенно)

вмешиваются

чаще,

и

поэтому

имеют

возможность влиять на формирование взаимоотношений детей.

Вот первоклассники делятся на группы для игры. Прислушайтесь, что они

говорят при этом, не стесняясь выразить свое отношение к другим открыто и

нередко жестоко: «Я не хочу играть с тобой», «Миша, уходи от нас», «Вовка, иди к

нам». «Ира, давай с Анютой будем играть», «Петя, можно я с тобой?» Многие дети

перебегают из одной группы в другую, причем одного «на части разрывают», а

другой никому не нужен.

Таким образом, есть дети, с которыми все хотят играть, есть дети, с которыми

не

хотят

играть,

есть

дети,

которые

сами

не

могут

вступить

в

отношения

с

товарищами, а другие сами этого хотят. Для взрослого здесь непочатый край работы

по

формированию

нравственных

отношений

между

детьми.

Не

хотят

играть

с

Мишей. Почему? «Потому что он дерется». А что испытывает сам Миша, когда

постоянно слышит от детей: «Не хотим играть с тобой»,- даже тогда, когда он

пытается как-то изменить себя, свое отношение к другим?

Поэтому для детей необходимы конкретные правила, касающиеся ситуаций, где

чаще всего возможно возникновение неправильных взаимоотношений. Это, прежде

всего,

ситуации,

связанные

с

распределением

обязанностей,

ролей,

поручений,

оказанием поддержки, помощи. Именно здесь возникает необходимость в нормах,

связанных

со

справедливостью

и

товариществом.

В

качестве

примера

можно

привести конкретные правила для коллективной работы и игры детей.

9

Правила коллективной работы

Главное правило: в общей работе надо уступать и настаивать на своем, имея в

виду,

прежде

всего,

общие

интересы.

Не

капризничать

и

не

брать

силой,

а

договариваться.

1.

Договорись

с

товарищами

об

общем

плане

работы

и

её

результатах; выслушай предложения ребят и выбери то, которое интересно и

важно для всех.

2.

Распределяй

работу

по

справедливости,

т.е.

поровну

разделяй

интересное и неинтересное, легкое и трудное, приятное и неприятное.

3.

Выполняй свою работу в срок и как можно лучше, при этом все

время имей в виду не только свою часть работы, но и общую

4.

По ходу работы справляйся, как идет работа у других, показывай

свою работу.

5.

Помоги, научи, покажи тому, у кого не ладится работа. Уступай не

только то, что тебе не нужно, но, если справедливо, и то, что тебе нужно и

жалко.

Правила честной игры

1.

Играй честно.

2.

Обидно, когда проигрываешь, но не злись.

3.

Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

4.

Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что

сам умеешь.

5.

Будь стойким. Не унывай при неудачах. Учись у других.

6.

Будь

настойчивым.

Если

что-то

не

получается,

терпеливо

добивайся успеха. Умей учиться на собственных ошибках.

Эти

правила

помогают

детям

предъявлять

разумные

и

обоснованные

требования

к

поведению

друг

друга.

Особенно

они

помогают

в

установлении

отношений между «командирами» и остальными ребятами. Правила эти служат как

10

бы

«узаконенной»

нормой,

с

помощью

которой

устанавливаются

и

правильные

взаимоотношения

детей.

При

самооценке

и

взаимооценке

правила

дают

возможность

каждому

сравнить

свое

поведение

с

поведением

других,

и

с

существующей нормой, выраженной в правилах.

4. НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

И

в

школьной

практике,

и

в

семейном

воспитании

поступки

детей,

их

взаимоотношения в коллективе постоянно оцениваются с нравственной стороны. Но

отношение разных детей к нравственным нормам и требованиям (соответственно

оценка

их

выполнения)

зависит

от

многих

особенностей

внутреннего

облика

ребенка: какие мотивы действуют реально, как складывается направленность его

личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и

поступков людей какие нравственные переживания были в его опыте. В зависимости

от всего этого школьник может по-разному воспринимать как смысл различных,

предъявляемых взрослым требований, так и смысл своих и чужих поступков.

Взрослый осуждает ребенка за то, что тот нанес товарищу обиду. Один ребенок

переживает стыд за свой поступок, он понимает, что был несправедлив, что сделал

больно другому, не смог сдержать себя, совершил плохой поступок, что оценка

взрослым его поступка справедлива. Другой же только боится наказания, ему не

стыдно за свое поведение, его переживания связаны, главным образом, с чувством

страха:

вдруг

его

накажут.

А

третий

и

вовсе

считает,

что

его

осуждают

несправедливо, он обижен за себя, убежден: его поступок единственно правильный,

он просто отомстил товарищу, «дал сдачи», что так делать надо всегда.

Выходит что взрослые, в общем, старались воздействовать на детей одинаково

(осудили за плохой поступок), а каждый ребенок воспринимает это воздействие по-

своему, вложил в ситуацию свой собственный смысл. Поэтому только в том случае,

когда понимание ситуации у взрослого и у ребенка одинаковые (пусть глубина и

всесторонность понимания различны), до ребенка дойдет, что его осуждают и чего

от него хотят; если же взрослый вкладывает в ситуацию одно значение, а ребенок

понимает её по-другому, то взрослый своей цели просто не достигнет.

Мы,

взрослые,

как

правило,

понимаем

всю

сложность

и

противоречивость

11

следования

образцу

-

ведь

внешне

один

и

тот

же

поступок

может

быть

положительно

оценен

в

одной

ситуации,

и

отрицательно

-

в

другой.

Так

взаимовыручку

в

одном

случае

мы

расцениваем

как

проявление

сознательного

следования

нравственному

правилу

товарищества,

а

в

другом

случае

-

как

проявление беспринципности и круговой поруки).

У ребенка же понимание ситуации совсем другое. Самому ему трудно, почти

невозможно разобраться в многоплановости следования нравственному правилу. Мы

и здесь должны прийти на помощь, дать ему возможность в непохожих разнородных

случаях найти нечто общее, важное.

Научить

ребенка

правильному

свободному

выбору

поступков

-

важная

предпосылка выработки мотивов поведения. Для этого необходимо, чтобы ребенок

«прошел» и через такие ситуации, в которых ему придется решить нравственную

проблему: помочь или не помочь товарищу, помочь бескорыстно или за награду,

сказать правду или промолчать... Разумеется, ни в коем случае ситуации эти не

должны восприниматься ребенком как какой-то «урок», на котором его чему-то учат,

в чем-то контролируют.

Итак,

выделение

мотива

поступка,

разъяснение

ребенку

его

сущности

и

правильности в различных типичных ситуациях должно составлять специальную

задачу взрослых. Маленькому школьнику пока ещё легче осознать поступки и их

мотивы у других людей, чем свои собственные (Поэтому в школе обычно подробно

обсуждают

с

детьми

нравственную

сторону

поведения

взрослых

и

детей

в

литературных произведениях, Большие возможности здесь и у семьи.)

Обратим

внимание

на

довольно

распространенную

ошибку

взрослых,

желающих поощрить хорошие нравственные поступки ребенка, - они начинают

побуждать самого ребенка вспомнить о своих хороших поступках, полезных делах...

И получается, что ребенок невольно начинает думать о том, какую пользу ему

самому

принес

этот

полезный

поступок.

Есть

опасность,

что

теперь

мотивом

действий ребенка может стать не нравственное отношение к другим, а желание

получить похвалу, поощрение от родителей, от товарищей.

Вместе с тем, ребенок ведь должен знать и понимать, какие его поступки

12

хорошие, а какие осуждаются. Поэтому при обсуждении жизненных ситуаций (а это

делать необходимо) важно так строить беседу с детьми, чтобы о хороших поступках

говорил не сам ребенок, который совершил этот поступок, а другие. А его надо

учить видеть хорошее в проступках других. Так, он постепенно научиться понимать

и осознавать мотив, которым он или другой руководствовался, совершая хорошее

дело: помогал он другому потому, что хотел получить похвалу (тогда ему важно,

чтобы

этот

поступок

был

замечен

кем-то),

или

же

поступал

так

просто

ради

товарища, коллектива, справедливости.

Нуждаются дети и в более общих, оторванных от той или иной конкретной

ситуации

беседах

на

нравственно-этические

темы.

Мы

понимаем,

что

такие

обобщающие беседы в семье, пожалуй, выглядят несколько искусственно. Ведь

вместе с тем думаем, что родителям полезно знать, чему такие беседы посвящены в

школе, с тем, чтобы ненавязчиво поддержать их дома, когда ребенок будет делиться

своими школьными делами и впечатлениями.

Эти беседы проводятся по следующей тематике: об отношении к Родине, к

другим

народам;

об

отношении

к

труду,

людям

труда

и

народному

добру;

о

товариществе и дружбе; о коллективизме; о доброте; об отзывчивости и скромности;

о честности и умении держать слово; о справедливости; об отношении к старшим,

младшим, свои сверстникам; о непримиримости к злу и равнодушию.

Усвоение

детьми

нравственных

знаний

-

дело

сложное,

оно

требует

нравственной

активности

от

самого

ребенка,

а

от

воспитателей

-

известного

педагогического

такта,

тонкости.

Этические

беседы

позволяют

свести

воедино

единичные наблюдения детей, их разрозненные знания. Но вести разговоры на

общие

темы

целесообразно,

видимо,

только

тогда,

когда

у

детей

накоплены

необходимые

наблюдения,

факты,

когда

у

них

запас

собственных

впечатлений,

которые надо обобщить.

Надо сказать, что представления детей о нравственности богаче и правильнее,

чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения детей ещё ограничен, не

очень богат ситуациями, где дети сами должны решать нравственные вопросы своих

взаимоотношений в коллективе.

13

Но такое опережающее развитие нравственных представлений имеет смысл:

запас знаний «впрок», «на все случаи жизни» необходимы ребенку. Он должен быть

подготовлен к тем жизненным ситуациям, с которыми он встретиться, но которые

ему в настоящее время незнакомы. Большой запас нравственных представлений

позволит ребенку иметь ориентир для выбора способа поведения в новых для него

ситуациях.

Разрыв сознания и поведения часто проявляется в том, что ребенок знает, как

надо поступить, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Этот разрыв

обычно рассматривается как недостаток развития личности и даже как показатель

безнравственности человека - человек знает как поступить, но не хочет, не желает

поступить

правильно.

Однако

по

отношению

к

младшему

школьнику

надо

поостеречься

от

таких

суждений:

упомянутый

разрыв

выступает

здесь

как

возрастная особенность ребенка, который еще только учится ориентироваться в

многообразии

жизненных

ситуаций,

учится

соотносить

имеющиеся

у

него

представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Это

определенный этап нравственного развития.

5. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Существенная

часть

нравственного

воспитания

-

воспитание

культуры

поведения.

Часто считают, что внешняя форма поведения не столь важна, главное - быть

человеком честным, справедливым, хорошим коллективистом. Не потому ли нам

приходится

встречаться

с

людьми,

знающими

и

любящими

свое

дело,

но

невоспитанными, невежливыми? С такими людьми трудно жить и работать...

Правила культурного поведения содержат предписания о том, как надо вести

себя в определенном месте - в школе, дома, на улице, в гостях, в кино, театре, музее,

библиотеке, в транспорте... Кроме того, ребенку приходится овладевать и общими

правилами, связанными с культурой внешнего вида (личная гигиена, опрятность,

аккуратность), с культурой общения между людьми (вежливость, обязательность,

культура речи). Конкретных правил поведения много, однако в жизни всегда может

14

создаться такая ситуация, которая не встречалась детям, когда они учились, как надо

вести себя. Поэтому очень важно учить ребенка умению находить правильный

способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил.

Это

задача

сложная.

Для

младшего

школьника

перенос

знаний

из

одной

ситуации в другую не всегда прост. Например, ребенок знает, что в школе надо

здороваться

со

всеми

взрослыми,

а

не

только

«своей»

учительницей.

Даже

первоклассник довольно быстро овладевает этими правилами. В школе он охотно

здоровается и со всеми учителями, и с уборщицей, и с родителями. А вот за

пределами школы, на улице младший школьник может не выполнять это правило. И

совсем не по злому умыслу или забывчивости. Просто он считает, что, встретив на

улице, в магазине, в кино знакомого (учителя, маму или папу своего товарища), не

обязательно здороваться с ним.

Другой пример: дети научились уступать место старшим в трамвае, автобусе,

троллейбусе, они охотно, без напоминаний делают это. Но вот пришла в школу

бабушка. Ученик сидит, а бабушка стоит, разговаривая с этим учеником, и он не

догадается встать и разговаривать стоя или уступить ей свое место.

Еще один тип поведения младшего школьника: он вежлив и готов помочь,

оказать какую-то услугу только знакомым ему людям, а с чужими он может быть и

невнимательным.

Итак,

надо

специально

обратить

внимание

на

то,

чтобы

помочь

ребенку

перенести известные ему правила в новую ситуацию. Рассказывайте и показывайте,

как надо следовать этому правилу в разных условиях.

Разъяснение

правил

культурного

поведения

должно

основываться

и

тесно

связываться там, где только возможно, с нормами нравственности. В основе многих

конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежат моральные

принципы нашего общества. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать

выполнение этих правил с точки зрения нравственности. Тогда единство знания и

привычки способствует тому, сто поведение становится устойчивым, складываются

определенные качества личности, обладатель которых иначе и поступать не может...

Всегда быть вежливым, обязательным, точным - значит приобрести такие качества,

15

как вежливость, точность, обязательность.

Воспитание

навыков

культуры

поведения

начинается

в

семье.

Дома,

под

руководством родителей, дети усваивают основные правила, связанные с личной

гигиеной, внешним видом, умением вести себя за столом. Родители учат детей

самостоятельно

следить

за

собой,

регулярно

умываться,

чистить

зубы,

причесываться, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным в

одежде. Они учат их быть вежливыми и приветливыми. В школе дети знакомятся с

новыми правилами, учатся выполнять их без постоянного контроля со стороны.

Почему же встречаются еще школьники, игнорирующие правила культурного

поведения? Одна из причин состоит в том, что дети просто не знают некоторых

правил и родители не научили их соблюдать элементарные приличия. Например,

дети не знают, что считается невежливым подавать первым руку, когда здороваются

со взрослыми. Не знают, что неприлично во время действия в театре есть, шуршать

обертками конфет. Эта причина (незнание правила) простая и легко устранимая,

поскольку

само

содержание

правил

культурного

поведения

достаточно

полно

и

подробно

раскрыто

во

многих

брошюрах,

статьях

в

популярных

журналах,

литература эта адресована как родителям, так и самим детям.

Другие правила дети знают, но не умеют их выполнять. Например, они знают,

что

взрослому

надо

уступать

место

в

транспорте,

но

часто

делают

это

как-то

навязчиво

и

подчеркнуто,

а

не

просто

и

незаметно.

Они

могут

здороваться

отворачиваясь. Разговаривают, не глядя на собеседника. Значит надо не только

рассказать о том, что есть такое-то правило, но и показать, как надо вести себя, как

выполнять это правило.

Более сложно обстоит дело тогда, когда дети знают правила, знают, как их

выполнять, но... не выполняют. Например, они прекрасно знают, что надо (и как

надо)

соблюдать

гигиенические

правила:

чистить

зубы,

пользоваться

носовым

платком, быть опрятным, следить за своей одеждой и обувью, но не делают этого

главным образом из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

Или другое: не выполняют некоторые правила, считая их неважными, они

убеждены, что многие правила придуманы взрослыми, которые зачем-то заставляют

16

их выполнять. В этом случае дети сознательно не придерживаются известных норм.

Например, в своем детском обществе, среди сверстников они как будто стесняются

быть

вежливыми,

сказать

друг

другу

«спасибо»,

не

считают

зазорным

быть

неряшливыми или грубыми. Почему же это происходит? Одна из серьезных причин

в том, что мы, взрослые, далеко не всегда образцово ведем себя в общественных

местах, дома, на улице. Мы бываем раздражительными и грубыми, бестактными и

невежливыми, позволяем себе такое поведение, которое резко осуждаем у детей.

Следовательно,

требуя

надлежащего

поведения

от

детей,

самим

родителям

стоит постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом

для детей. Это одно из основных положений педагогики должно стать обязательным

правилом

воспитания

культуры

поведения;

родители

призваны

постоянно

руководствоваться им. Важен сам характер отношений между взрослыми. Детей

приучают

к

вежливости

в

семье:

их

учат

радушно

приветствовать,

прощаться,

благодарить, уступать место старшим. Но если отец невнимателен к матери, то он

дает плохой урок своим детям. В такой семье дети вырастают невнимательными,

непредупредительными. Нередко родители бывают не выдержанными в отношениях

между собой. По малейшему поводу кричат, ссорятся, возбужденно спорят. У них

для себя находятся оправдания: устали, нервничают из-за каких-то неприятностей.

Или ещё проще: характер уж такой вспыльчивый, а переделывать трудно, поздно.

Такое поведение перенимают дети. Если отец и мать грубы и непочтительны к

старшим в семье, то жди такого же отношения к бабушкам и дедушкам от детей.

Часто дети не следуют правилам культурного поведения потому, что разные

взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляются

детям, разнобой в требованиях бывает значительным, неодинаковые требования

предъявляют семья и школа. Характер требований, их последовательность и объем

бывают разными у отца и матери, у родителей и бабушек и дедушек, других членов

семьи.

Поэтому

ребенок

не

всегда

выполняет

правила

поведения,

а

приспосабливается к требованиям взрослых. В этом случае дома он может быть

вежливым, а в школе грубым (и наоборот), может быть предупредительным по

отношению к родителям и невнимательным и бестактным по отношению к бабушке.

17

Единство требований школы, семьи и всех взрослых людей по отношению к

младшим, когда никто не может пройти мимо нарушения правил ребенком (пусть это

даже чужой ребенок), должно стать законом нашей жизни. Между тем часто можно

видеть и слышать, как в магазине, в кино, в автобусе одни взрослые призывают

расшалившихся детей к порядку, строго требуют от них сдержанности, но тут же

находятся другие взрослые, которые стараются найти оправдание неправильного

поведения ребят. Речь идет, разумеется, не о придирках к детям (и такое, увы,

бывает), а совершенно бесспорных требованиях.

Воспитанием культуры поведения нужно заниматься только систематически и

планомерно, постепенно усложняя правила, которыми должны овладеть дети, - если

браться за это от случая к случаю, толку все равно не будет.

Важно показать ребенку, что выполнение норм культурного поведения важно не

только на людях, но и наедине с самим собой, когда никто не видит. А этого, к

сожалению, не всегда придерживаются в семье. Приходят гости, на стол подаются

салфетки, вилки, ножи; но в обычные дни на стол подаются ложки, причем и первое,

и второе ребенок ест ложкой - где же ему приучиться красиво есть ножом и вилкой?

потом родители удивляются, что ребенок не умеет вести себя в гостях за столом...

Удивляться тут, собственно, нечему. Надо очень тщательно следить за тем, чтобы

именно в каждодневной жизни соблюдать правила вежливости, приличия, хорошие

манеры.

Особо

следует

поговорить

о

соблюдении

«Правил

для

учащихся»

-

этого

своеобразного свода-минимума требований к поведению школьников, в том числе и

требований к культурному поведению.

6. «ТЫ СИДИ ЗА ПАРТОЙ СТРОЙНО И ВЕДИ СЕБЯ ДОСТОЙНО...»

Чтобы малыш быстрее освоился в школе, привык к ней, для него составлены

правила поведения, которые условно можно разделить на три группы - правила

поведения в школе, дома, в общественных местах.

Учитель обязательно расскажет детям, что в школу надо приходить вовремя,

аккуратно одетым, гладко причесанным, в начищенной обуви. От педагога ребенок

18

узнает, что если в класс входит взрослый - директор, учитель, в знак приветствия все

должны встать, что разговаривать со старшими надо стоя, а желая спросить или

ответить взрослому, необходимо поднять руку. Эти навыки изо дня в день будет

отрабатывать и закреплять учитель. Он же объяснит те правила, которые надо

соблюдать на перемене: гуляя по коридору держаться правой стороны, разговаривать

с товарищами спокойно, не кричать и не бегать, чтобы не мешать окружающим. На

большой перемене дети все вместе отправятся в столовую, предварительно вымыв

руки. Когда придет время, ваш первоклассник узнает, что во время перемены класс

необходимо проветривать.

За соблюдением всех этих правил проследит педагог. А что могут сделать

родители? Очень многое.

Чтобы малыш быстро запомнил имена учителей, директора, товарищей, надо

дома почаще его спрашивать об этом. Нужно проверить, умеет ли ваш сын (дочь)

здороваться с окружающими? Хорошо ли помнит «волшебные» слова и свободно

ими пользуется?

Занимаясь с детьми, можно спросить их о правилах поведения, прочитать им

рассказы о жизни детей в школе.

Важно

поощрять

стремление

ученика

хорошо

выполнить

порученное

дело.

Продумать, как лучше организовать свободное время ребенка, его досуг, какие

поручения по дому вменить ему в обязанность.

Каждый учитель стремится воспитать у детей самые добрые чувства.

Но эта работа дает свои плоды лишь тогда, когда слово учителя подкрепляется

упражнениями не только в школе, но и дома. Всем нам надо помнить замечательные

слова В.А.Сухомлинского: «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается

солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

7. МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ

Воспитывая

детей,

мы

стремимся

сформировать

одинаковые

качества

и

у

мальчиков,

и

у

девочек.

Они

учатся

и

воспитываются

в

общих

ученических

коллективах.

19

Но это, разумеется, вовсе не означает, что дифференцированный подход к

нравственному воспитанию мальчиков и девочек излишен. Напротив, для успешного

нравственного воспитания младших школьников недостаточно знать общие цели и

условия этого воспитания, мало учитывать только возрастные особенности детей.

Важно представлять себе особенности полового развития детей в этом возрасте,

считаться с некоторыми различиями в развитии личности мальчиков и девочек.

Придя в школу, ребенок ведет себя сообразно своим представлениям о том,

каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка. Так, как правило, девочки

ведут себя робко, неуверенно; они более тихие и сдержанные, исполнительные и

требовательные к себе и к другим. Мальчики же с первых дней пребывания в школе

ведут

себя

свободно,

без

растерянности,

они

более

шумные,

предпочитают

нерегламентированную деятельность.

В любой ситуации мальчики обычно быстро знакомятся друг с другом, быстро

находят общее дело. Они предпочитают коллективные спортивные или военные

игры. Характерно, что мальчики не столь требовательны к постоянству состава

группы,

охотно

принимают

в

свои

игровые

коллективы

сверстников

из

других

классов, дворов, школ. Девочки вне дома, в новой ситуации теряются, держатся

обособленно

тогда,

когда

рядом

нет

близких

или

подруги.

Они

предпочитают

общаться в маленьких группах, по 2-3 человека.

Мальчики,

как

правило,

избегают

девочек,

стараются

их

не

замечать,

предпочитают не принимать их в свои, мальчишеские игры. Исключение составляют

те мальчики, которые не пользуются особым уважением сверстников. Их часто не

принимают в мальчишеские группы.

Многие девочки настороженно относятся к мальчикам. Чувствуется их боязнь,

но, скорее, некоторое недоверие к мальчикам, ожидание агрессивности с их стороны.

В то же время девочки проявляют интерес к мальчикам и к их занятиям. К концу

первого полугодия школьницы уже знают всех мальчиков своего класса не только по

фамилии,

но

и

по

имени.

Мальчики,

за

некоторым

исключением,

знают

лишь

девочек своей группы, и чаще всего по фамилии.

Особенно большое любопытство и вместе с тем настороженность в отношении

20

представителей противоположного пола проявляют единственные в семье дети, не

посещавшие к тому же детского сада. Эти мальчики и девочки больше, чем другие

дети, избегают друг друга, когда идут в школу или из школы, на перемене, в играх.

Новый ритм жизни ребенка, новый тип взаимоотношений его с родителями и

другими взрослыми, с недавними друзьями по детскому саду преобразуют чисто

«мальчишечьи» и «девчоночьи» формы поведения, наполняя их новым и глубоким

морально-нравственным

содержанием.

Именно

в

школе

закладываются

основы

глубокого осознания детьми своей личности как личности мужчины или женщины.

Во 2 и 3 классах необходимость особого подхода к воспитанию мальчиков и

девочек становится все более очевидной. В это время увеличивается различие в

темпах общего физического (в том числе и полового) развития мальчиков и девочек

(оно достигает максимума в подростковом возрасте). Девочки раньше и глубже

начинают осознавать себя как личность женского типа. У них раньше формируется

чувство взрослости. Те же личностные изменения у мальчиков начинаются на 2-3

года позднее.

Мы,

конечно,

в

силах

вмешаться

в

процесс

объективного

физического

созревания (например, ускорить его у мальчиков), тем не менее, у нас есть все

основания именно в этом возрасте обеспечить для детей условия для ускоренного

социального

развития.

Нам

надо

стремиться

так

организовать

совместную

деятельность детей, чтобы существенно уменьшить различия во внешних формах

поведения мальчиков и девочек, и избежать многих, возникающих между ними

конфликтов.

Известно, что девочки этого возраста активны, более, чем мальчики. Они более

добросовестны, более ответственны. Актив класса чаще состоит из девочек. Часто

именно

в

этом

источник

мальчишеской

оппозиции

«женскому

командирству».

Значит, необходимо как можно чаще ставить мальчиков в позицию ответственных и

инициативных членов коллектива. Необходимо внимательно отмечать проявления

чувства взрослости у мальчиков, бережно его поддерживать.

Духовная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на формирование

личных качеств будущего мужчины или женщины. Если

ребенок не научился

21

любить родителей, братьев, сестер, свою школу, Родину, то трудно рассчитывать, что

он будет способен в будущем глубоко полюбить избранную им женщину.

Для

успешного

нравственного

воспитания

мальчиков

и

девочек

наиболее

благоприятны условия, при которых в семье живет три поколения, когда в семье

примерно

ровное

количество

мужчин

и

женщин,

мальчиков

и

девочек.

Но

большинство мальчиков и девочек живут в семьях с двумя поколениями и редко

общаются

с

дедушками

и

бабушками.

Отсутствие

общения

детей

со

старшим

поколением обедняет их воспитание как будущих мужчин и женщин. Общение с

бабушками и дедушками даже в большой степени, чем общение с родителями

создает

у

детей

ощущение

психического

комфорта,

атмосферы

тепла

и

ласки.

Разумеется, это не означает, что молодые родители получают тем самым какое-то

основание переложить задачи воспитания на плечи старших. Надо учесть еще и то,

что порой, именно бабушки и дедушки, склонные к тому, чтобы не предъявлять

ребенку

безусловных

воспитательных

требований.

Иногда,

конфликтующий

с

родителями

ребенок,

именно

у

бабушки

находит

защиту

-

и

это

приводит

к

избалованности.

Воспитание мальчиков и девочек успешнее проходит в полной семье, когда отец

и мать живут вместе. В семьях, где отсутствует один из родителей (как правило,

отец) мальчики и девочки могут расти замкнутыми, отчужденными, с ощущением

обедненности своего детства. У мальчиков, растущих без отца, наблюдается либо

изнеженность,' либо озлобленность. Матери, воспитывающей мальчиков без отца,

следует организовать общение сына с интересными мужчинами-родственниками,

сослуживцами,

друзьями,

отцами

товарищей

сына,

компенсируя

тем

самым

отсутствие отцовского внимания.

Для нравственного воспитания мальчиков и девочек в семье особую роль играет

разнополый

коллектив

детей

-

тогда

первичный

опыт

межполового

общения

приобретается легко и естественно.

Особое

значение

имеет

духовная

атмосфера

семьи,

взаимоотношения

родителей. Изъяны нравственного воспитания особенно велики в тех семьях, где

между родителями нет взаимного уважения, дружбы, любви. Мальчики и девочки из

22

таких семей выходят в жизнь с искаженными представлениями о взаимоотношениях

между мужчиной и женщиной. У мальчика формируется неверное представление об

истинно «мужском» поведении, о принципах и этике взаимоотношений в браке и

семье. Девочки, выросшие в таких семьях, порой в будущем отрицательно относятся

к мужчинам, семье, браку.

На

развитие

ребенка

большое

влияние

оказывает

поведение

окружающих

мужчин и женщин. После школы в жизни мальчиков решающую роль играют двор и

микрорайон, для девочек - семья и частично двор.

Данное положение имеет как положительное, так и отрицательное значение. На

общее интеллектуальное развитие и расширение кругозора ребенка большая сфера

общения воздействует благоприятно, а вот на нравственное развитие - не всегда.

Дети еще не умеют осознанно отбирать духовные и моральные ценности в разных

сферах общения, воспринимают среду без должной критики. В этом таится источник

отрицательных

воздействий

на

ребенка.

Конечно,

ребенок,

воспитанный

с

устойчивыми

нравственными

и

интеллектуальными

качествами,

имеет

больше

возможностей противостоять влияниям.

Это накладывает серьезную ответственность на взрослых - не нужно думать,

что их облик имеют значение только в собственной семье. Сами того не замечая,

взрослые часто оказывают воздействие на детей - и в самых разных и неожиданных

местах. Каковы эти воздействия - зависит от нравственного содержания поступков

взрослых. И им нужно руководствоваться следующим правилом: среди чужих детей

важно вести себя так, как бы хотели вы, чтобы другие вели себя в присутствии

вашего ребенка.

8.

ЧТО МЕШАЕТ И ЧТО ВРЕДИТ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ

Успешное

овладение

в

школе

разнообразным

кругом

знаний

создает

у

маленького школьника хорошие эмоциональное самочувствие. В эти годы возникает

достаточно выраженные связи с товарищами по классу. И если дома, семье, хороший

психологический

климат,

то

это

и

пора

близких,

откровенных

отношений

с

родителями.

Важно, чтобы развитие ребенка происходило без психологических травм.

23

Такие

травмы

могут

быть

вызваны

испугом,

переживанием

обиды,

несправедливости,

боязнью

неудачи

в

учебных

занятиях

или

насмешками

или

недоброжелательством сверстников. Подобные травмы вызывают у детей состояние

повышенной тревожности и сказываются на их поведении и занятиях.

Благоприятно

сказываются

на

развитие

личности

ребенка

отсутствие

внутренних

конфликтов,

может

быть

расхождение

между

сформировавшимся

уровнем притязаний в различных областях (учение, спортивные занятия, положение

среди сверстников, положение в семье) и реальным положением дел. Например,

младший школьник привык к хорошим оценкам, а они стали хуже из-за того, что он

стал менее прилежен. Он привык к похвалам, а теперь его не хвалят. Он привык к

тому,

что

товарищи

его

слушались,

а

теперь

его

не

слушаются.

Дома

он

был

кумиром, а теперь родился маленький и все внимание перенесли на него... Из всего

этого может рождаться раздражение, недовольство, зависть, если нежелательные

особенности

поведения

вовремя

не

замечаются

взрослыми

и

если

те

не

предпринимают необходимых предупредительных мер.

Основой для конфликтов может быть не только несоответствие высокого

уровня притязаний реальному положению дел, но и стремление во что бы ни стало

сохранить превосходство.

Если у ребенка самооценка вообще была пониженной (из-за нездоровой обстановки

дома,

неважных

отношений

в

школе,

неверия

в

свои

силы),

то

в

дальнейшем

ухудшение

реального

положения

может

вызвать

у

него

состояние

отчаяния

и

безысходности. В этих случаях особенно недопустимы попреки и насмешки - ими

ничего не поправить, они лишь усугубляют плохое самочувствие ребенка. Родителям

следует подбодрить ребенка, дать ему возможность проявить упорство и усердие.

Он, несомненно, добьется известного улучшения в делах, а вместе с тем придет

уверенность в том, что он может так же, как и другие ребята, успешно заниматься.

Если же самооценка с самого начала была повышена, не соответствовала

положению

дел,

то

осознание

изменения

обстоятельств

(стал

получать

плохие

отметки, посыпались замечания о недостатках в поведении) ведет к аффективным

вспышкам, проявляется в озлобленности, в обвинении окружающих (придираются,

несправедливы),

в

переживании

чувства

зависти.

Надо

помнить

о

том,

что

24

повышенное внимание окружающих лишь к успехам ребенка (при некритическом

отношении к его недостаткам) в ряде случаев приводит к образованию у ребенка

устойчиво

высокой

самооценки,

которую

нелегко

перестроить,

да

и

сама

эта

перестройка происходит болезненно.

Мы уже отметили, что ребенка, неуверенного в своих силах, застенчивого,

переживающего как нечто фатальное свои случайные неуспехи, надо подбадривать,

внушать ему веру в свои силы, так, чтобы его самооценка повысилась. В случаях же

большой самоуверенности, чувства превосходства над своими товарищами, при

очень высокой самооценке надо отличать недостатки, изъяны в выполнении тех или

других действий, чтобы снять любование собой, установку на пренебрежительное

отношение

к

сверстникам,

только

так

может

быть

создано

более

правильное

отношение к себе.

На

развитие

личности

ребенка

может

неблагоприятно

отражаться

недостаточное развитие у него навыков труда, вообще привычки делать что-либо

настойчиво, систематически. Отсюда возникают лень и разболтанность даже тогда,

когда даются интересные задания. Борьба с такой неорганизованностью, с ленью -

неотложное дело.

Усилия ребенка при выполнении неотложного задания всегда подкрепляйте

ободряющими словами. Вызовите веру в то, что задание может быть выполнено

хорошо. Ребенок должен привыкнуть к необходимости усилий, и вместе с тем

увидеть, что добросовестный труд и воля вознаграждаются успехом.

И, наконец, само собой понятное условие успешного формирования ценных

качеств личности ребенка назовем хороший психологический климат в семье и в

коллективе класса.

Младший

школьный

возраст

-

это

время,

когда

контакты

взрослых

с

ребенком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребенка, его

забот и волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому (если его

слушают, конечно). В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего

развития

маленького

школьника,

залог

возникновения

роста

и

укрепления

необходимых качеств и свойств личности.

25

9. УРОКИ ЭТИКИ

Культурно-речевое

воспитание

детей

-

дело

большой

социальной

значимости. Как писал известный русский ученый А.М.Пешковский: «там, где дети

усиленно учатся говорить,... там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу,

потому

что

лучше

понимают

друг

друга».

И

чем

раньше

начинается

речевое

обучение

ребенка,

тем

больше

возможностей

для

прочного

овладения

разносторонними коммуникативными умениями.

Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в

разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть

уметь говорить и слушать других. Снова культуры общения -соблюдение этических

норм речевого поведения (речевого этикета).

В

этой

связи

можно

говорить

о

широком

и

узком

понимании

речевого

этикета.

В широком смысле - это все правила, регулирующие поведение говорящего и

слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, её тон, выбор выражений). В

узком смысле - это собственно речевые правила, которые определяют использование

так

называемых

этикетных

формул,

т.е.

слов

и

выражений,

закрепленных

за

типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание,

извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и

отказ, утешение и поздравление и некоторые другие.

Речевые стереотипы комбинируются в тематические ряды. Каждый из таких

рядов имеет формулу базовую и формулы периферийные, обычно стилистически

или

эмоционально

окрашенные.

Например,

базовой

формуле

приветствия

«здравствуй

(-те)

»

противостоят

разговорная

формула

«привет»

и

книжная,

эмоциональная « очень рад вас приветствовать».

Правильное

использование

этикетных

формул

в

речи

помогает

установлению

контакта

между

собеседниками,

поддержанию

общения

в

тональности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание

между людьми.

Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный

словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых формирование

26

умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда,

зачем

говоришь).

Однако

речь

и

поведение

взаимосвязаны.

Освоение

ребенком

собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил

культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована и методика.

В

основе

обучения

лежит

ролевой

принцип.

Собеседники

должны

осознавать свои ролевые позиции (старший, младший, знакомый, незнакомы и т.д.) и

соответственно

строить

свое

речевое

поведение,

используя

необходимые

в

конкретных

ситуациях

этикетные

формулы.

Рекомендуемая

система

обучения

привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным

ситуациям общения, важным для младшего школьника (дом, детский сад, школа,

общественный

транспорт,

театр

и

др.).

Ролевые

позиции

общающихся

в

этих

ситуациях

определены

достаточно

четко:

мальчик-мальчик,

мальчик-девочка,

девочка-девочка,

брат-сестра,

бабушка-внук,

учитель-ученик,

ребенок-взрослый.

Речевое

поведение

в

каждом

случае

определено

ролевой

позицией

участника

общения,

на

осознание

которой

направлены

различные

ролевые

задания

и

упражнения, в том числе ролевые игры.

С

возрастом

круг

общения

ребенка

расширяется,

ситуации

общения

усложняются.

Усвоение

связанных

с

этими

новыми

ситуациями

норм

речевого

поведения

помогают

ребенку

адаптироваться

к

новым

условиям,

преодолевать

трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается ребенок (особенно в

общении с незнакомыми взрослыми), избегать конфликтных ситуаций в общении со

сверстниками.

Правила речевого поведения сопряжены с общими этикетными нормами, в

основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта,

внимание к окружающим.

Каждое занятие уроков этики смонтировано по принципу сценария. Оно

носит занимательный игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует

возрастным психологическим особенностям ребенка, для которогоигра - типичная

форма жизнедеятельности. На занятиях дети должны чувствовать себя достаточно

раскованно: свободно говорить, смеяться, двигаться.

Наблюдая

за

повседневным

речевым

поведением

ребенка,

необходимо

27

подсказывать нужные слова, напоминать примеры, которые разбирались на уроке

этики. Обучая ребенка культуре речевого общения, мы благотворно влияем также на

развитие его характера, его отношения с окружающими, помогаем ему свободно и

без страха войти в мир общения.

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время теория и методика работы с родителями ориентирует

учителя

на

использование

прямого

педагогического

воздействия

с

элементами

обратной

связи.

Практически

в

воспитании

детей

учителя

в

большей

степени

основываются на интуиции, на наблюдениях и в некоторой степени на материалах

бесед с родителями. Как правило, в своих действиях они

идут от ребенка и тех проявлений, которые замечают за ним в школе.

Обнаружив

недостатки,

учителя

советуют

родителям

тот

или

иной

способ

воздействия на ребенка, не принимая во внимание систему семейного воспитания.

Такие, большей частью, поверхностные советы способствуют лишь отчуждению

родителей от школы, от учителя.

Что сегодня надо семье, чтобы решать воспитательные задачи? «Время», -

говорят родители. Что ж, можно и согласиться. У родителей его действительно часто

не хватает. Но давайте поставим вопрос иначе: станут ли наши дети добрее, честнее,

порядочнее, если механически увеличить время общения родителей и детей?

Думается, что нет. Здесь многое, если не все, зависит не от количества

времени, а от того каким содержанием оно будет наполнено. Одно дело, когда оно

сводится к контролю и кормлению, к выяснению, как прошел школьный день и не

нахватал ли сын двоек. Другой результат, когда оно помогает ребенку разобраться в

сложном мире, на пороге которого он стоит, утолить духовный голод.

Достичь

этого

не

так-то

просто.

Здесь

многое

зависит

от

того,

какую

нравственную цель вы ставите перед собой - воспитание в ребенке щедрость сердца

или холодный расчет. Тут уж или-или. Если хочешь привить ребенку доброту или

человечность, становись сам таким. Это непреложная истина.

«Все воспитание,- говорил тонкий знаток человеческих душ Л.Н.Толстой, -

сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т.е. самому двигаться, воспитываться:

28

только этим люди влияют на других, воспитывают их...»

Арифметика воспитания проста - чем больше души вкладываешь в ребенка,

тем больше получаешь милосердия и любви. Эти понятия, составляющие основу

нравственного воспитания человека, всегда находятся в прямой зависимости.

29



В раздел образования