Напоминание

"Воспитание навыков самостоятельной работы при обучении игре на фортепиано"


Автор: Новгородова Елена Петровна
Должность: Преподаватель класса фортепиано
Учебное заведение: МБО ДО "Намская ДШИ им. З. П. Винокурова"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Намский район, с. Намцы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание навыков самостоятельной работы при обучении игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Намская детская школа искусств им. З. П. Винокурова»

Методическая разработка:

«Воспитание навыков самостоятельной работы при обучении

игре на фортепиано»

Преподавателя «Намской ДШИ им. З. П. Винкурова

по специальности «фортепиано» Новгородовой Е.П.

с. Намцы 2022

План

1 .Введение

2. Начальный этап обучения навыков самостоятельной работы

3. Организация домашней работы

4. Основные навыки самостоятельной работы

4. Заключение

Введение

Повторяю: недостаточно, чтобы ученик

был внимательным, воспринимал изучаемый

предмет, его запоминал и был в состоянии

воспроизвести. Нет! Заставь ученика работать,

работать самодеятельно, приучи его к тому,

чтобы для него было немыслимо иначе, как

собственными силами, что-либо усвоить;

чтобы он самостоятельно думал, искал, прояв-

лял себя, развивал свои дремлющие силы.

А. Дистервег

В обучении игре на фортепиано одним из главных задач является

привитие навыков самостоятельной работы, умение научить рационально

заниматься дома, наиболее целесообразно использовать каждую минуту,

выделенную на подготовку заданного. Такое умение обязательно коснется

всех сфер учебной деятельности ребенка.

Воспитание навыков самостоятельной работы всегда имела важную роль

в музыкальной педагогике. Многие музыканты, как Рубинштейн, Сафонов,

Игумнов, Нейгауз и другие, говорили о необходимости трудиться ученикам

самостоятельно, а преподавателю привить эти навыки, руководить их

самостоятельным трудом.

Все знания получаемые учеником от своего учителя, основывается на

способности учащегося активно самостоятельно добывать необходимые ему

знания

и

умения

самому,

без

посторонней

помощи

и

подсказки

ориентироваться во всем многообразии явлений музыкального искусства.

Роль педагога в воспитании навыков самостоятельной работы велика. Он

должен строить урок так, чтобы ход, последовательность этой работы были

образцом того, что ученик затем должен делать дома.

Нужно часто

заставлять ученика на уроке работать так, как если бы он был один, без

педагога. В этом случае педагог только время от времени вмешивается в

работу ученика.

Начальный этап обучения навыков самостоятельной работы

Навыки самостоятельной работы надо прививать учащимся с первых

шагов обучения игре на фортепиано. Буквально с первых же дней занятий

педагог должен обратить внимание на отношение ученика к труду и никогда

не выпускать из поля зрения этот важный фактор, обеспечивающий

успешное обучение музыке.

Наши учащиеся большую часть времени проводят дома и работают над

произведением

самостоятельно,

и

мы

педагоги

должны

научить

их

самостоятельно и правильно работать.

Практика работы показывает, как много надо трудиться, чтобы добиться

успешного решения исполнительских задач, в частности преодоления

отдельных

трудностей.

Важнейшее

условие

плодотворных

домашних

занятий ученика - всемерное развитие инициативы, навыков самостоятельной

работы. Человеку свойственно по природе чувство самостоятельности,

стремление самому испытать и попробовать. В этом стремлении дети

проявляют

особое

упорство.

Основной

задачей

педагога

является

необходимость найти индивидуальный подход каждому ученику, разбудить в

нем инициативу и трудолюбие.

Ученик на первом же уроке сталкивается с новой для себя областью

познания, в которой на каждом шагу возникает определенный интерес к

происходящему. Необходимо, чтобы с самого начала ученик получал на них

ответы. Педагог должен научить ребенка мыслить, слушать и анализировать

свои достижения и ошибки.

Хорошим способом обучения ребенка работать самостоятельно, это

задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны педагога в

определенный срок. Произведения должны быть такие, чтобы ученик смог

сам справиться. Прослушивание самостоятельной работы над произведением

можно произвести в форме зачета или классного концерта. Обсуждение

после выступления помогает ученику осознать и учесть свои ошибки,

критически относиться к своему исполнению. Как практика показывает,

польза такой формы работы очевидна.

С самых первых шагов ученик должен делиться с окружающими тем, что

приобрел, например играть знакомым, родителям, играть на прослушиваниях

и

концертах,

и

так

играть,

чтобы

чувствовалась

максимальная

ответственность за качество исполнения, чтобы ученик сам чувствовал эту

ответственность.

Организация домашней работы

Чтобы достаточно хорошо организовать самостоятельную работу

ученика, следует знать условия, в которых проходят домашние занятия.

Иногда родители не понимают, как вредно играть на расстроенном

инструменте,

иногда

не

учитывают

плохое

освещение

пюпитра

и

клавиатуры, неправильная посадка за инструментом. Все это имеют

огромное значение. Родители должны следить, чтобы ребенок занимался в

необходимых условиях. Очень важно, чтобы родители на начальном этапе

обучения контролировали добросовестное выполнение указаний педагога.

Если ученик будет знать , что его дневник просматривается родителями, то

он будет относиться к занятиям с большим вниманием. Записи в дневнике

должны содержать подробные и детальные указания. Для ученика очень

важна положительная оценка родителей, их интерес к его музыкальной

деятельности.

Значительная часть работы по освоению навыков игры на музыкальном

инструменте и исполняемого репертуара уже на занятиях выстроена так,

чтобы последовательность и ход этой работы были образцом того, что

конкретно ребенок должен затем делать дома.

Развивая у ученика любовь к труду, педагог не должен перегружать его и

ставить перед ним непосильные задачи. Все это может привести к потере

веры в свои возможности и силы, и как следствие приведет к небрежной

работе дома. Необходимо научить ученика различать игру и работу на

инструменте, они большей частью этого различия не понимают и вместо

занятий просто проигрывают произведения, а это величайшая ошибка, с

которой необходимо вести борьбу. Домашние занятия должны проводиться

тщательно и детально. Работая дома, ученик должен держать ноты всегда

открытыми, постоянно проверять текст по нотам и даже над пройденным

произведением работать так, как будто ее никогда не исполнял.

Основные навыки самостоятельной работы

В воспитании самостоятельности ученика основным навыком является

привычка представлять себе в уме каждую задачу до ее выполнения, не

начинать игру, прежде чем мысленно не будет охвачено все, что необходимо

в данный момент сделать, надо предварительно обдумать. Отсутствие этой

привычки является главным, основным недостатком в самостоятельной

работе ученика. Этот недостаток сказывается на уроке, он сразу начинает

играть, не обдумывая, срывается в начале произведения, вновь начинает и

опять срывается и путается.

Очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик

самостоятельно разбирая произведение, делал это грамотно и добросовестно.

В начале обучения приходится разбирать произведение на уроке, объясняя

ритм, штрихи, проверяя аппликатуру и т.е. Но потом уже нужно задавать

разбор на дом и требовать, чтобы ученик сам выполнил без помощи педагога.

Ознакомление учеником с произведениями происходит через изучение

текста. Нужно воспитывать осмысленное отношение к тексту, правильно

исполнять все штрихи, объяснить ученику мелодический оборот, форму и

т.д. Понятие самостоятельности в обучении музыке вообще и музыкальному

исполнительству будучи достаточно емким и многоплановым требует от

ученика

без

посторонней

помощи

сориентироваться

в

незнакомом

музыкальном

материале,

правильно

расшифровать

авторский

текст,

готовность самому отыскать эффективные пути в работе, найти нужные

приемы и средства воплощения художественного замысла, также критически

оценить

результаты

собственной

музыкально

исполнительской

деятельности.

Педагоги, думая, что не успеют уложиться в норму времени урока,

недостаточно дают ученику время предварительного обдумывания. И это

является большой ошибкой педагога. Продуктивность на уроке значительно

повышается, если часть времени отдается мысленной работе ученика, на

обдумывание всех указаний педагога. Если это отсутствует, то и в домашней

работе этой привычки не будет.

Необходимо приучать ученика с первых лет обучения заниматься так,

чтобы ни одна минута не пропала зря. Не все ученики понимают, что работа

за инструментом требует большого умственного напряжения и становится не

только бесцельной, но и даже вредной, если ребенок переутомлен. Поэтому

рекомендуется распределить свое время и заниматься с перерывами между

различными объектами работы.

Для успешной самостоятельной работы ученика за инструментом надо

научить их с неослабленным вниманием вслушиваться в свою игру.

Музыкант, слушающий себя, не может оставаться пассивным. Воспитанное

умение слушать себя открывает перед играющим возможность улучшить,

обогатить свое исполнение. Слушание своей игры нетрудно при одном

условии, если оно привычно. Поэтому ученика с детства следует учить

слушать себя, и затем следить за развитием этого умения, так как усложнение

репертуара влечет за собой и усложнение задач слушания.

Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть

в центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное

отношение к тексту, приучая не только видеть, но и слышать музыкальное

произведение. Перед началом исполнения ученик должен внимательно

посмотреть произведение глазами. Обратив внимание на тональность, ритм,

мелодию, аккомпанемент, знаки альтерации, динамику. Для выработки

навыков чтения с листа надо выбрать интересные произведения с яркой

мелодией, несложным ритмом и умеренным темпом.

Умение свободно читать ноты, откроет перед учеником много

интересной музыки, которую он сможет играть самостоятельно и с

удовольствием.

Заключение

Самостоятельность ученика можно и нужно развивать, и делать это

следует с первых шагов его в музыке. Необходимо ставить перед учеником

задачи

воспроизведения

художественного

образа

музыкального

произведения и подводить его к тому, чтобы он все осознал, прочувствовал и

умел анализировать свое исполнение, а главное сам стремился бы к

исполнению яркому, образному и выразительному

Развитие навыков самостоятельной работы, организация домашней

работы ученика способствует решению многообразных задач воспитания

музыканта в процессе обучения на инструменте: стимулирование активного

заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать и творчески

самовыражаться с помощью инструмента; развитие художественного вкус.

Проблемы развития навыков самостоятельной работы у ученика всегда

будут современными и актуальными, будут волновать педагогв разных

поколений, заставлять их искать новые

все более действенные и

продуктивные методы воздействия на учеников с целью воспитания в них

осознанного и оптимального подхода к организации самостоятельной

работы.

Педагог должен всегда помнить, что без умения ученика самостоятельно

работать невозможно ни его успешное продвижение, ни получение им твердо

усвоенных

знаний,

прочно

закрепленных

навыков.

Систематическая

самостоятельная работа развивает настойчивость в преодолении трудностей,

воспитывает волю и характер.

Использованная литература

1.

Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано» изд. «Просвещение»,

1984 г.

2.

Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»

изд. «Классика-ХХI» 2002 г.

3.

Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» М., «Музыка»

1978 г.

4.

Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» М., «Музыка» 2009 г.

5.

А.Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»



В раздел образования