Автор: Коновалова Елена Романовна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: ГБУ ДО Дом творчества "Измайловский" Адмиралтейского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие навыка подбора по слуху в работе концертмейстера»
Раздел: дополнительное образование
«Развитие навыка подбора по слуху в работе концертмейстера»
Коновалова Е.Р., концертмейстер
ГБУ ДО ДТ «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Эта
статья
предназначена
концертмейстерам:
начинающим
и
опытным,
работающим
с
инструменталистами, вокалистами, хорами, хореографическими коллективами и т. д. Тем, кто работает в
школах искусств, в домах творчества, на базе общеобразовательных школ. Также методическая
разработка будет интересна и музыкантам-любителям, желающим научиться подбирать по слуху
любимые мелодии. На основе множества статей, интернет- публикаций и личного опыта я попыталась
систематизировать и обобщить информацию по данной теме.
Введение.
Концертмейстер (нем. Konzertmeister):
•
первый скрипач-солист симфонического или оперного оркестра, иногда заменяет дирижера. В
струнном ансамбле-художественный и музыкальный руководитель.
•
музыкант, возглавляющий каждую из инструментальных групп симфонического оркестра
(преимущественно внутри струнной группы).
•
пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и
аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично: оно требует от пианиста не только разносторонних
музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого
искусства, особенностей игры на различных инструментах, отличного музыкального слуха, но и
специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партий. Концертмейстер
должен обладать хорошей интуицией, огромным артистизмом, любить выступать на сцене. Без глубоких
знаний в области музыкознания, музыкальной психологии и педагогики тоже не обойтись. Кроме того,
концертмейстер должен любить и уметь общаться с людьми, с детьми (если он работает в школе, в Доме
Творчества). Обязательно такое умение, как «схватывать на лету» мелодии, «склеивать» пропущенные
солистом места в пьесе.
Наконец, концертмейстер должен быть готов к тому, что он всегда будет на вторых ролях:
«Непрерывный труд и минимум признания - вот что такое профессия концертмейстера»
(Е.Кострова, концертмейстер музыкальной школы им. Н.П. Осипова).
Навык подбора по слуху в работе концертмейстера
Большое значение для работы концертмейстера имеют навыки подбора по слуху. Эта деятельность
составляет часть его профессиональных обязанностей. Нередко на занятиях возникают ситуации, когда
ребенок, услышав по радио, ТВ, в интернете, на концерте какую-либо мелодию, приходит к педагогу
(концертмейстеру) с огромным желанием это произведение выучить и исполнить. Как тут быть? Вот
здесь и пригодится умение концертмейстера подобрать на слух и мелодию, и аккомпанемент.
Встречаются
произведения, где нет вступления или заключения; пьесы куплетной формы, где
необходимо придумать проигрыш, а, может быть, даже видоизменить музыкальную фактуру.
Наконец, концертмейстеру хореографического класса умение играть по слуху дает возможность
освободить внимание, оторвать глаза от нот для того, чтобы держать в поле зрения танцоров. Умение
импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения для моментов выхода, перестройки
танцевальной группы, смены позиций и т.д. в характере и жанре исполняемого сопровождения
совершенно необходимо для проведения занятий по хореографии.
Подбор по слуху предполагает знание элементарной теории музыки и гармонии.
На уроках
сольфеджио учащийся последовательно знакомится с теоретическими понятиями и применяет их на
практике:
знакомство с кварто-квинтовым кругом тональностей.
определение ступени, с которой начинается песня. Определение тональности.
изучение интервального строения мелодии, определение направления мелодии.
подбор мелодии песни в других тональностях (развивается навык транспонирования).
изучение главных ступеней тональности-Тоники, Субдоминанты, Доминанты и их обращений.
подбор элементарного аккомпанемента к мелодии: сначала в виде басов, затем с терцовым
аккомпанементом от главных ступеней лада.
изучение автентического (Т-Д-Т) и плагального (Т-S-T) гармонических оборотов. Соединение в
полный гармонический оборот: T-S-D-T.
освоение фактурного сопровождения, которое позволяет играть сложный, интересный репертуар.
Сначала аккомпанемент подбирается аккордами, затем используются различные фактурные
варианты сопровождения, например, бас-аккорд, арпеджио (прямые, ломаные).
изучение правил гармонизации: смена аккордов происходит не слишком часто, обычно на
сильной доле такта. В очень медленных темпах смена аккордов (гармонии) возможна на
каждую долю, затакт (чаще всего) не гармонизуется.
изучение переменных ладов. Переменный лад, в котором не одна, а две чередующиеся тоники.
Чаще всего это тоники мажора и параллельного ему минора-параллельно-переменный лад (р.н.п.
«Ходила младешенька по борочку»).
изучение кадансового кварт секстаккорда: квартсекстаккорд, басом которого является V
ступень лада, после него особенно остро и выразительно звучит доминанта (или
доминантсептаккорд);
изучение полного кадансового оборота, это оборот, который завершает музыкальное
построение и состоит из тоники-субдоминанты-тонического квартсекстаккорда-доминанты
(доминантсептаккорда) – тоники;
изучение отклонений в тональности близкой степени родства: для мажорных тональностей -
отклонение в тональности VI, II, реже III ступеней; для минорных - отклонение в тональности
III, VI ступеней.
Для развития навыка подбора по слуху очень полезно петь с аккомпанементом. Также очень полезно
учить музыкальные произведения наизусть не пальцевой памятью, а методом подбора.
Полезно
писать
диктанты
по
сольфеджио:
от
простейших
одноголосных
до
сложных
четырехголосных, по мере развития слуха.
Обучение
игре
по
слуху,
чтению
с
листа
и
транспонированию-
это
систематическая,
целенаправленная работа. Последовательное обучение этим формам музицирования - прямой путь к
развитию творческой активности, инициативы, самостоятельности музыкантов, в дальнейшем- к
импровизации, а затем и к сочинению музыки- высшей форме музыкального творчества.
В профессиональной работе концертмейстера совершенствуется, наряду с другими способностями, и
навык подбора по слуху. Количество постепенно переходит в качество: чем больше концертмейстер
подбирает на слух песни с сопровождением, тем разнообразнее становится их гармоническая фактура,
тем легче и свободнее музыкант сможет это сделать в каждой новой песне.
На первых порах рекомендуется подбирать самые элементарные и легкие песни, лучше популярные,
которые у всех на слуху.
Для того чтобы легко подбирать по слуху, нужно, прежде всего, иметь хороший музыкальный
слух и неустанно развивать его, обогащать свой слуховой опыт. Как это сделать? Нужно
постоянно слушать хорошую, качественную музыку, не только классическую, но и народную,
эстрадную, джазовую. Слушание музыки разных стилей, эпох, жанров обогащает музыкальный
слух, развивает музыкальную память, остается «в ушах». Накопленный слуховой багаж поможет
концертмейстеру
аранжировать
музыку
в
нужном
стиле,
характере,
сымпровизировать
вступление, заключение, связки. Наконец, подобрать уже знакомую музыку, гораздо, легче.
Для успешного подбора гармонии к мелодии необходима достаточная степень автоматизации
внутреннеслуховых
процессов.
Конкретное
фактурное
оформление
подбираемого
и
импровизируемого сопровождения должно отражать жанр и характер мелодии. Концертмейстер
должен освоить фактурные формулы сопровождения мелодий, имеющих ярко выраженный
жанровый характер: марш, вальс, полька, баркарола и др. танцы, лирическая песня. Основой
сопровождения многих медленных протяжных, а также маршевых мелодий является аккордовая
вертикаль, полек- традиционная формула бас-аккорд, баркаролы- разложенные арпеджио и т.д.
В выявлении жанра и характера мелодии большую роль играет ритмизация фактурных формул,
например, синкопированные ритмы в мелодиях джазового и эстрадного плана Показателем
художественного
качества
аранжировки
является
также
умение
комбинировать
при
необходимости формулы фактуры в одной и той же пьесе: сменить фактурную формулу в
припеве, втором куплете и т.д.
Необходимо также в совершенстве овладеть навыком дублирования вокальной мелодии
фортепианной партией. Это требует значительной перестройки всей фактуры и часто требуется в
работе с маленькими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации, и на этапе
разучивания песен и вокализов.
Импровизация аккомпанемента по слуху требует обязательной
мысленной подготовки, поэтому предполагается наличие у концертмейстера хорошо развитого
мелодического, и особенно гармонического внутреннего слуха.
Если концертмейстер может легко пропеть голосом нужную мелодию, то и подберет он ее без
труда. Можно потренироваться следующим образом: пропевать, а затем подбирать на
инструменте новые мелодии, постепенно увеличивая и усложняя их.
В качестве вступления можно использовать припев песни, или его окончание, или подобрать
авторское вступление (если оно на слуху). В заключение песни можно повторить каденционный
оборот, либо вступление, либо поставить «точку» тоническим трезвучием в широком
расположении.
Желательно и необходимо легко ориентироваться в выбранной тональности, иметь «в пальцах»
трезвучия основных ступеней (T-S-D) и их обращения, простейшие септаккорды и, главное,
чувство функциональной зависимости между ними. Это чувство приходит только с опытом,
практикой- нужно больше подбирать. Иногда невозможно точно подобрать услышанную
гармонию, настолько она сложная (в джазовой музыке) - здесь открывается большой простор для
творчества. Главное в подборе по слуху- экспериментировать, играть, слушать себя, исправлять
ошибки. Снова играть, сочинять, словом – творить!