Напоминание

Урок русского языка в 3 классе "Гласные о-е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц" Технология системно-деятельностного подхода.


Автор: Ольга Николаевна Ефремова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32
Населённый пункт: станица Успенская, Белоглинский район, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 3 классе "Гласные о-е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц" Технология системно-деятельностного подхода.
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в технологии системно - деятельностного подхода

Пояснительная записка

Тема урока русского языка «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц»

изучается по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Класс: 3

Тип урока: урок открытия нового знания.

Урок построен в технологии системно - деятельностного подхода.

Конспект урока

Тема: «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц»

Цель: научиться обозначать звук [ о ] после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

УУД:

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое

действие.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Познавательные: развивать умение применять алгоритм правила

.

Метапредметные результаты

:

Умение построения логической цепи рассуждений, результат которой - построение алгоритма действий к решению

учебной задачи

Оборудование:- учебник II часть (стр. 69 – 71);

- рабочая тетрадь;

- мультимедийный экран;

- компьютер;

- презентация

Класс разбит на три группы, в каждой из которых по 5 – 6 человек.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на

данном этапе

I.

Мотивация к

учебной

деятельност

и. (1мин)

- Девизом нашего урока будет поговорка:

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Проверяют готовность

рабочего места к уроку.

Регулятивные: волевая

саморегуляция.

Личностные: действие

смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

со сверстниками.

II.

Актуализаци

я

знаний

и

фиксация

затруднения

в

индивидуальн

ой

деятельност

и. (7 мин)

Группам дается задание.

1. Поставьте в словах ударение.

Аптека, багаж, билет, вокруг, впереди,

гигант, забота, инженер.

2. Разберите слова по составу:

Ветерок,

природный,

зимушка,

налить,

приехать, ушки.

3.

Определите

орфограмму,

вставьте

пропущенные буквы.

Ч..рный, ж..лтый, ш..лковый, прич..ска,

пч..лы, ш..пот.

- Какие знания вам понадобятся, чтобы

решить поставленную перед вами задачу?

1 группа: знание словарных

слов и постановки ударения.

2 группа: знание состава слова,

умение подбирать

однокоренные слова.

3 группа: знание правила

правописания букв о,ё после

шипящих в корнях имен

существительных.

Записывают слова в тетрадь,

согласно заданию.

Познавательные:

общеучебные: умение

структурировать знания,

контроль и оценка процесса

и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез,

выбор оснований для

сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при

анализе пробного действия

перед его выполнением).

Проверка выполненной работы: ученики по очереди объясняют то, как они

выполняли задание.

III.

Постановка

проблемы. (4

мин)

Задание: Вставить пропущенные буквы.

Свеч..й туч..й борц..м

К доске вызываются из каждой

группы по одному ученику,

остальные проверяют их

работу.

1-й ученик:

Познавательные:

умение структурировать

знания;

постановка и

формулирование проблемы;

- Почему так получилось? Задание было

одно. Но как оно выполнено?

- Чего мы ещё не знаем? Какой будет тема

урока?

-Сформулируйте тему точнее.

- Какие знания нам необходимы для

решения учебной задачи?

Свечей, тучей, борцем

2-й ученик: Свечой, тучей,

борцем

3-й ученик: Свечой, тучой,

борцом

Ответ ребят:

- По разному.

- Буквы о,е в окончаниях

существительных.

- Правописание гласных о,е в

окончаниях имен

существительных после

шипящих и ц.

- Ударение, состав слова.

умение осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание.

IV.

Построение

проекта

выхода из

затруднения.

(4 мин)

Работа в группе.

Понаблюдайте над группами слов:

Свечой – тучей

Карандашом – душем

Ужом – пейзажем

Борцом – пальцем

Плащом - товарищем

Читают слова, ставят

ударение, определяют часть

слова, в которой находится

орфограмма, формулируют

правило.

Регулятивные:

целеполагание как

постановка учебной задачи,

планирование,

прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-

символические –

моделирование;

выбор наиболее

эффективных способов

решение задач в зависимости

от конкретных условий.

V.

Реализация

- Как мы можем проверить правильность

наших ответов.

-

Проверим,

прочитав

в

учебнике.

Коммуникативные:

планирование учебного

построенного

проекта. (5

мин)

- Давайте попробуем составить алгоритм

действий.

-

Какое

изученное

вами

правило

напоминает новую орфограмму?

- В чем их сходство?

- В чем различие?

1.

Определим, в какой

части слова орфограмма – в

окончании.

2 .

Поставим ударение: если

окончание ударное - пишем

букву о, если безударное –

пишем букву е.

- Правописания букв о,ё после

шипящих

в

корнях

имен

существительных.

- Правописание букв о,ё после

шипящих

в

именах

существительных.

Орфограмма

в

корне

в

окончании.

сотрудничества со

сверстниками, инициативное

сотрудничество в поиске и

сборе информации; умение

выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и

выделение необходимой

информации, применение

методов информационного

поиска; смысловое чтение и

выбор чтения в зависимости

от цели; логические:

построение логической цепи

рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения

проблем: самостоятельное

создание способов решения

проблем поискового

характера.

VI. Первичное

закрепление c

проговариван

ием во

внешней

речи. (5 мин)

Работа у доски по цепочке.

Упр. 1 с. 70 – записать слов в два столбика.

В первый с ударным окончанием, во

второй – с безударным.

Каждый учащийся

проговаривает алгоритм

действий:

1.Определяю, в какой части

слова орфограмма – кирпич..м

- в окончании.

2.Ставлю ударение: окончание

ударное -

пишу букву о,

записываю в первый столбик.

Запись в тетради:

кирпичом сердцем

Коммуникативные:

управление поведением

партнера;

умение выражать свои

мысли.

Физминутка

лапшой пшеницей

овцой ученицей

ножом певицей

свечой умницей

кольцом крышей

концом

VI.

Самостоятел

ьная работа с

проверкой по

эталону. (6

мин)

1)

Самостоятельная работа.

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Упр 2 с. 70

Прекрасный кипарис поднимался к небу

зелёной свеч..й. Мы восхищались чудесной

птиц..й. Я открыл замок своим ключ..м.

Мама любит читать книги со счастливым

конц..м.Стены

старого

замка

были

покрыты плющ..м.

Взаимопроверка.

Фиксация «+», «–».

Проговаривание детьми места

ошибки и причин ошибки.

Проговаривание алгоритма.

Исправление ошибок.

Регулятивные: контроль в

форме сличения способа

действия и его результата с

заданным эталоном;,

коррекция; оценка –

оценивание качества и

уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение

осознанно и произвольно

строить речевое

высказывание

VIII.

Включение

в

систему

знаний

и

повторение.

(6 мин)

1)

Работа в парах упр. 3 на стр. 70 (устно)

Поставить данные существительные калач,

малыш, Наташа, Маша, душ, ландыш,

царевич, королевич, туча, роща, сердце в

форму творительного падежа.

2)

Работа в группах.

На доске записаны слова:

Меч..м,

ш..потом,

плащ..м,

ш..рохом,

ш..рсткой, циркач..м, еж..м, свеч..й.

- Вставьте пропущенные буквы. Запишите

слова, распределив их в два столбика.

Проговаривание алгоритма.

Сверка по эталону:

в окончании в корне

мечом шепотом

плащом шорохом

циркачом шерсткой

ежом

свечой

Регулятивные:

прогнозирование .

IX. Рефлексия

учебной

деятельност

и на уроке

деятельност

и (2 мин)

– Что нового вы узнали на уроке?

– Как определить написание гласной в

окончаниях имен существительных после

шипящих и ц?

- Что было выполнить легко, что сложнее?

– Определите уровень умений написания

букв о, е после шипящих и ц в окончаниях

сущ. (по шкале от 1 до 10).

Домашнее задание: подобрать из

художественного произведения 5 – 6 слов

на изученную орфограмму.

Ответы учеников.

Познавательные:

общенаучные: умение

структурировать знания;

оценка процесса и

результатов деятельности.

Коммуникативные: умение

выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая

саморегуляция; оценка –

выделение и осознание

учащимися того, что уже

усвоено и что еще подлежит

усвоению, прогнозирование.



В раздел образования