Автор: Ольга Николаевна Ефремова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32
Населённый пункт: станица Успенская, Белоглинский район, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 3 классе "Гласные о-е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц" Технология системно-деятельностного подхода.
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в технологии системно - деятельностного подхода
Пояснительная записка
Тема урока русского языка «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц»
изучается по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Класс: 3
Тип урока: урок открытия нового знания.
Урок построен в технологии системно - деятельностного подхода.
Конспект урока
Тема: «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц»
Цель: научиться обозначать звук [ о ] после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.
УУД:
Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое
действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Познавательные: развивать умение применять алгоритм правила
.
Метапредметные результаты
:
Умение построения логической цепи рассуждений, результат которой - построение алгоритма действий к решению
учебной задачи
Оборудование:- учебник II часть (стр. 69 – 71);
- рабочая тетрадь;
- мультимедийный экран;
- компьютер;
- презентация
Класс разбит на три группы, в каждой из которых по 5 – 6 человек.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД, формирующиеся на
данном этапе
I.
Мотивация к
учебной
деятельност
и. (1мин)
- Девизом нашего урока будет поговорка:
«Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
Проверяют готовность
рабочего места к уроку.
Регулятивные: волевая
саморегуляция.
Личностные: действие
смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
со сверстниками.
II.
Актуализаци
я
знаний
и
фиксация
затруднения
в
индивидуальн
ой
деятельност
и. (7 мин)
Группам дается задание.
1. Поставьте в словах ударение.
Аптека, багаж, билет, вокруг, впереди,
гигант, забота, инженер.
2. Разберите слова по составу:
Ветерок,
природный,
зимушка,
налить,
приехать, ушки.
3.
Определите
орфограмму,
вставьте
пропущенные буквы.
Ч..рный, ж..лтый, ш..лковый, прич..ска,
пч..лы, ш..пот.
- Какие знания вам понадобятся, чтобы
решить поставленную перед вами задачу?
1 группа: знание словарных
слов и постановки ударения.
2 группа: знание состава слова,
умение подбирать
однокоренные слова.
3 группа: знание правила
правописания букв о,ё после
шипящих в корнях имен
существительных.
Записывают слова в тетрадь,
согласно заданию.
Познавательные:
общеучебные: умение
структурировать знания,
контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез,
выбор оснований для
сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция ;
прогнозирование (при
анализе пробного действия
перед его выполнением).
Проверка выполненной работы: ученики по очереди объясняют то, как они
выполняли задание.
III.
Постановка
проблемы. (4
мин)
Задание: Вставить пропущенные буквы.
Свеч..й туч..й борц..м
К доске вызываются из каждой
группы по одному ученику,
остальные проверяют их
работу.
1-й ученик:
Познавательные:
умение структурировать
знания;
постановка и
формулирование проблемы;
- Почему так получилось? Задание было
одно. Но как оно выполнено?
- Чего мы ещё не знаем? Какой будет тема
урока?
-Сформулируйте тему точнее.
- Какие знания нам необходимы для
решения учебной задачи?
Свечей, тучей, борцем
2-й ученик: Свечой, тучей,
борцем
3-й ученик: Свечой, тучой,
борцом
Ответ ребят:
- По разному.
- Буквы о,е в окончаниях
существительных.
- Правописание гласных о,е в
окончаниях имен
существительных после
шипящих и ц.
- Ударение, состав слова.
умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание.
IV.
Построение
проекта
выхода из
затруднения.
(4 мин)
Работа в группе.
Понаблюдайте над группами слов:
Свечой – тучей
Карандашом – душем
Ужом – пейзажем
Борцом – пальцем
Плащом - товарищем
Читают слова, ставят
ударение, определяют часть
слова, в которой находится
орфограмма, формулируют
правило.
Регулятивные:
целеполагание как
постановка учебной задачи,
планирование,
прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные: знаково-
символические –
моделирование;
выбор наиболее
эффективных способов
решение задач в зависимости
от конкретных условий.
V.
Реализация
- Как мы можем проверить правильность
наших ответов.
-
Проверим,
прочитав
в
учебнике.
Коммуникативные:
планирование учебного
построенного
проекта. (5
мин)
- Давайте попробуем составить алгоритм
действий.
-
Какое
изученное
вами
правило
напоминает новую орфограмму?
- В чем их сходство?
- В чем различие?
1.
Определим, в какой
части слова орфограмма – в
окончании.
2 .
Поставим ударение: если
окончание ударное - пишем
букву о, если безударное –
пишем букву е.
- Правописания букв о,ё после
шипящих
в
корнях
имен
существительных.
- Правописание букв о,ё после
шипящих
в
именах
существительных.
Орфограмма
в
корне
–
в
окончании.
сотрудничества со
сверстниками, инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации; умение
выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и
выделение необходимой
информации, применение
методов информационного
поиска; смысловое чтение и
выбор чтения в зависимости
от цели; логические:
построение логической цепи
рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения
проблем: самостоятельное
создание способов решения
проблем поискового
характера.
VI. Первичное
закрепление c
проговариван
ием во
внешней
речи. (5 мин)
Работа у доски по цепочке.
Упр. 1 с. 70 – записать слов в два столбика.
В первый с ударным окончанием, во
второй – с безударным.
Каждый учащийся
проговаривает алгоритм
действий:
1.Определяю, в какой части
слова орфограмма – кирпич..м
- в окончании.
2.Ставлю ударение: окончание
ударное -
пишу букву о,
записываю в первый столбик.
Запись в тетради:
кирпичом сердцем
Коммуникативные:
управление поведением
партнера;
умение выражать свои
мысли.
Физминутка
лапшой пшеницей
овцой ученицей
ножом певицей
свечой умницей
кольцом крышей
концом
VI.
Самостоятел
ьная работа с
проверкой по
эталону. (6
мин)
1)
Самостоятельная работа.
Списать, вставляя пропущенные буквы.
Упр 2 с. 70
Прекрасный кипарис поднимался к небу
зелёной свеч..й. Мы восхищались чудесной
птиц..й. Я открыл замок своим ключ..м.
Мама любит читать книги со счастливым
конц..м.Стены
старого
замка
были
покрыты плющ..м.
Взаимопроверка.
Фиксация «+», «–».
Проговаривание детьми места
ошибки и причин ошибки.
Проговаривание алгоритма.
Исправление ошибок.
Регулятивные: контроль в
форме сличения способа
действия и его результата с
заданным эталоном;,
коррекция; оценка –
оценивание качества и
уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание
VIII.
Включение
в
систему
знаний
и
повторение.
(6 мин)
1)
Работа в парах упр. 3 на стр. 70 (устно)
Поставить данные существительные калач,
малыш, Наташа, Маша, душ, ландыш,
царевич, королевич, туча, роща, сердце в
форму творительного падежа.
2)
Работа в группах.
На доске записаны слова:
Меч..м,
ш..потом,
плащ..м,
ш..рохом,
ш..рсткой, циркач..м, еж..м, свеч..й.
- Вставьте пропущенные буквы. Запишите
слова, распределив их в два столбика.
Проговаривание алгоритма.
Сверка по эталону:
в окончании в корне
мечом шепотом
плащом шорохом
циркачом шерсткой
ежом
свечой
Регулятивные:
прогнозирование .
IX. Рефлексия
учебной
деятельност
и на уроке
деятельност
и (2 мин)
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как определить написание гласной в
окончаниях имен существительных после
шипящих и ц?
- Что было выполнить легко, что сложнее?
– Определите уровень умений написания
букв о, е после шипящих и ц в окончаниях
сущ. (по шкале от 1 до 10).
Домашнее задание: подобрать из
художественного произведения 5 – 6 слов
на изученную орфограмму.
Ответы учеников.
Познавательные:
общенаучные: умение
структурировать знания;
оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая
саморегуляция; оценка –
выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.