Напоминание

Сохранение культурного наследия малой Родины в рамках изучения домовой резьбы на занятиях творческого объединения "Резьба по дереву"


Автор: Пискунова Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ"
Населённый пункт: г.Руза, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Сохранение культурного наследия малой Родины в рамках изучения домовой резьбы на занятиях творческого объединения "Резьба по дереву"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сохранение культурного наследия малой Родины в рамках изучения домовой

резьбы на занятиях творческого объединения "Резьба по дереву"

Пискунова Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ЦДТ», г. Руза,

Московская область

Очень грустно наблюдать, как традиционное резное узорочье

уходит из нашей жизни. Резные наличники, украшающие в прошлом каждый

дом, поражают своей красотой. К сожалению, на их место сейчас приходят

безликие пластиковые окна. Для того, чтобы сохранить память о наших

предках, узнать историю, научиться читать зашифрованное послание

последующим поколениям, которое умельцы-резчики заложили в свои

творения - кружевные наличники, мы с обучающимися творческого

объединения «Резьба по дереву» решили создать фотоархив наличников,

украшающих наш славный древний город Руза. Такое решение не было

спонтанным, на протяжении 16 лет на занятиях в творческом объединении

«Резьба по дереву» мы с детьми увлечённо изучаем семантику изображений

резных наличников. Ребятам очень интересно узнавать глубину народного

мировоззрения, выраженного в резном убранстве дома – наличниках.

Узор

– это образная запись воззрений человека Древней Руси на

окружающий его мир -

запись, тайная для нас и ясная для его

современников. Самый древний символ - это точка. Она означает – начало

творения и существования всего.

Изучив данный символ в народных промыслах, таких как :вышивка и

роспись мы нашли аналогию в резьбе по дереву. Тогда прочтение семантики

данного образа в наличниках, стало более ясным. Это стало отправной

точкой для изучения наличников нашего города. Совершив экскурсию по

улицам , мы с детьми нашли подобные символы в наличниках на улицах

города Рузы.

Символ солнца. Солнце – сосредоточие жизни и символ плодородия.

В резьбе: образ солнца выглядит более ясно. Один наличник с символом

солнца в Рузе мы обнаружили с детьми на улице Профессиональной. На

улице Высокой оказался дом с ярко выраженным образом солнца и не только.

Образ Богини плодородия.

Землю, её плодородие наши предки

связывали с образом Матери земли. Иногда Макошь изображается во всей

красе и определяется очень четко в резных наличниках, а иногда так сильно

стилизована, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей, что

символизирует о «совершающемся великом акте творения всего сущего на

земле».

Образ Богини плодородия мы тоже обнаружили в наличниках

нашего города. Рядом с Центром детского творчества стоит старинный дом, в

котором живёт молодой резчик, мой ученик. Теперь его мечта: восстановить

резные элементы декора своего старенького деревянного дома.

Вот как прокомментировала мама моего ученика-резчика данный

наличник:

«На этом наличнике показаны Небеса, дающие плодовитость

земле, изливаясь сквозь «хляби небесные» благотворной влагой из года в

год. А между образами ужиков находится стилизованный образ Макоши .

По некоторым наличникам можно поэмы писать».

Ужик так же считался символом плодородия и воды, и так же

встретился нам в наличниках нашего города.

Другим символом Богини, были символы женских грудей. Груди

изображались в виде узора, где этот сюжет является повторяющимся. Такого

образа плодородия в резном узорочье нашего города сохранилось очень

много.

Жаль, что в настоящее время этого дома с богатыми образами

«груд» уже нет.

Образ крина-ростка. Среди переплетения стеблей растений, листьев,

трав и цветов легко угадывается изображение одного из самых древних

символов ростка, или иначе крина. Это символ нарождающейся жизни и

плодородия. В нашем городе такой крин-росток также встречается в

наличниках, как элемент растительного узора.

Образ - мирового дерева. Так же как и крин, растительный орнамент

из переплетающихся побегов и ветвей - это символ мирового дерева. В

славянском фольклоре Мировое древо - это центр Вселенной. Для нас было

настоящим счастьем узнать

образ стилизованного дерева в домовой

сквозной резьбе наличников, мы увидели этот образ в утраченном ныне доме

Ахматовых.

Образ Птицы. Птица символизирует небо, наследие светлых богов.

Необыкновенная стилизация данного символа птиц, обогатила

наше

понимание изобразительного языка

узора. Стилизованный образ птицы

встречается на улицах нашего города. На улице Октябрьской мы с детьми

обнаружили образ двуглавого орла.

Образ Воды. Древние славяне считали, что дождевая влага берется из

небесных запасов воды, хранящихся на верхнем небе. Сильный дождь,

ливень определялся фразой: «разверзлись хляби небесные». Волнообразные

узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его

боковым полочкам — это все знаки воды, дарующую жизнь. И такой образ

мы обнаружили на улице Красной.

На пятидесятые послевоенные годы приходился массовый всплеск

ведического домостроения. Артели плотников и каменщиков отстроили

миллионы изб и домов, и практически на всех есть ведические символы

солнца, древа жизни, Макоши, рожаниц, проросшего семени – кринов,

живительной влаги «хлябей небесных». Будет ли что-то подобное в русской

истории: не знаю. Но надеюсь. Те образцы деревянного зодчества, которые

дошли до нас, сохранятся и для наших потомков.

Таким образом, хочу особо подчеркнуть:

изучая наличники,

обучающиеся погружаются в богатый мир образов. Учатся распознавать их

и читать

тайное послание наших прародителей. Это вызывает у детей

чувство гордости, почтения и уважения родной культуры.

Хочется верить, что наша работа по сохранению истории родного края

поможет и в сохранении резного узорочья нашей страны, потому что мир

родных образов стал близок детям, а значит ценен!

Список используемой литературы.

1.

Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки

архаического типа.— Сов. археология, 1966, № 1, с. 61—76.

2.

Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ “ромб с

крючками”.— Сов. археология, 1965. № 3, с. 14—27.

3.

Головные уборы, изображенные на рис. 4, были приобретены

сотрудниками Вологодского областного краеведческого музея во время

экспедиции в Тарногский район в июле 1982 г.

4.

Дурасов Г. П. Попытка интерпретации значения некоторых образов

русской народной вышивки архаического типа.— Сов. этнография,

1980, № 6, с. 87—98.

5.

Кутенков П. И., Резунков А. Г. Ярга-крест и свастика: народная исконь

в науке.

6.

Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-

этнографичеекий источник. М.: Наука, 1978, с. 70.

7.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.-М.: Академический проект,

2018.

8.

Рыбаков Б.А., Символы Земли на наличнике в домовой резьбе (ул.

Спортивная, д. 29, г. Тула).



В раздел образования