Напоминание

"Метапредметный подход в преподавании математики".


Автор: Шиповалова Ирина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: города Новоалтайска
Наименование материала: Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе.
Тема: "Метапредметный подход в преподавании математики".
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель математики МБОУ СОШ №19

г.Новоалтайска

Шиповалова Ирина Николаевна

Реализация ФГОС на уроках

математики в 5 классе:

метапредметный подход в

преподавании математики.

Что такое метапредметный

подход?

Метапредметный подход – подход к образованию,

при

котором

ученик

не

только

овладевает

системой

знаний,

но

и

усваивает

универсальный

способы

действий, с помощью которых он сможет сам добывать

информацию.

Суть

такого

подхода

заключается

в

создании

учителем

особых

условий,

в

которых

дети

могут

самостоятельно,

но

под

руководством

учителя

найти

решение задачи.

Метапредметный урок – это урок,

на котором…

1.

Школьники

учатся

общим

приёмам,

техникам,

схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат

над

предметами,

поверх

предметов,

но

которые

воспроизводятся

при

работе

с

любым

предметным

материалом, происходит включение ребёнка в разные виды

деятельности, важные для конкретного ребёнка;

2.

Ученик промысливает, прослеживает происхождения

важнейших

понятий,

которые

определяют

данную

предметную область знания. Он как бы заново открывает

эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы

с этим понятием

3.

Обеспечивается целостность представлений ученика

об окружающем мире как необходимый и закономерный

результат его познания.

Изучение новой темы: «Числовые и буквенные

выражения» (5 класс) начинаю с постановки

вопроса:

На доске записать:

39+ 67; 27 – d; 44 + с; 127 – 33; а + в; 59 – 28;

-Ребята, скажите, на какие две группы можно разделить эти выражения?

- Запишите выражения в 2 столбика

39+67; 27-d;

127 – 33; 44 + с;

59-28; а + в;

-Почему вы их так разделили?

-Придумайте название каждому столбику: (числовые и буквенные).

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Дети формулируют тему урока, а я записываю ее на доске:

«Числовые и

буквенные выражения»

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное

(созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения

ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной

перед

ним

задачи

ему

недостаточно

имеющихся

предметных

знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной

и метапредметной интеграции.

Проблемная

ситуация

устанавливает

у

учащегося

границу

между знанием и незнанием.

Примерами

метапредметных

проблемных

ситуаций

могут

служить:

ситуации неопределенности;

ситуации конфликта;

ситуации опровержения;

ситуации предположения.

Урок в 5 классе по теме «Степень числа.

Квадрат и куб числа».

Учитель

Ученики

- Посмотрите на примеры на доске.

-

Как

вы

думаете,

как

записать

короче произведение, в котором все

множители равны?

-

Вопрос

я

задала

один,

и

ответ

должен

быть

один,

а

сколько

вы

высказали мнений?

- Так чего мы ещё не знаем?

Фиксирует на доске вопрос.

2*2*2*2*2 5*5*5 6*6

- Два умножить на

пять, пять

у м н о ж и т ь

н а

т р и ,

ш е с т ь

умножить на два. -

З а п и с а т ь

ч и с л о ,

к о т о р о е

получится

при

вычислении.

(Проблемная ситуация)

- Несколько разных мнений.

(Осознание противоречия)

-

К а к

ко р оч е

з а п и с ы в а т ь

произведение? (Вопрос)

Тема: «Распределительный закон умножения

относительно сложения» (математика 5 класс)

Задача 1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10

рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько

всего деревьев посажено в саду?

Решение.

1 способ. 2 способ.

(7 + 5) ٠10 = 120 7 ٠10 + 5 ٠10 = 120

Ответ: 120 деревьев.

Создание проблемной ситуации через различные способы

решения одной задачи.

Метапредметные образовательные результаты

предполагают, что у обучающихся будут

развиты:

использование умений и навыков различных видов познавательной

деятельности, применение основных методов познания (системно-

информационный анализ, моделирование) для изучения различных

сторон окружающий действительности;

использование

о сновных

интеллектуальных

о п е р а ц и й :

формирование

гипотез,

анализ

и

синтез,

сравнение,

обобщение,

систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск

аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для

их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства

реализации цели и применять их на практике;

использование различных источников для получения информации,

понимание

зависимости

содержания

и

формы

представления

информации от целей коммуникации и адресата.

Некоторые достоинства метода проектов:

Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они

сделали своими руками, вложили в неё душу.

Творческие

проекты

позволяют

выявить

и

развить

творческие

возможности

и

способности

учащихся,

научить

решать

новые,

нетиповые задачи, выявить деловые качества.

Профессиональное

самоопределение. Именно при выполнении твор

ческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я спосо

бен, где применить свои знания?

При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности

учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности

учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в

реальных

социальных

и

производственных

отношениях,

прививает

учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Метапредметный подход ориентирован на

получение нового знания более высокого уровня

Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания

образования, транслируемого ребёнку, выступают культурные техники и

способы

мышления

и

деятельности.

Это

не

ассоциативное

наталкивание материала одного предмета на другой по типу соединения

пения с чтением, а освоение универсальных принципов и стратегии

познания.

Метапредметный

подход

предполагает

такую

переорганизацию

предметного

образования,

при

которой

получилось

бы

транслировать

необходимое содержание не как сведения для запоминания, а как знания

для осмысленного использования.

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного,

личностного

и

познавательного

развития

и

саморазвития

ребенка,

преемственность всех ступеней образовательного процесса.



В раздел образования