Автор: Шиповалова Ирина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: города Новоалтайска
Наименование материала: Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе.
Тема: "Метапредметный подход в преподавании математики".
Раздел: среднее образование
Учитель математики МБОУ СОШ №19
г.Новоалтайска
Шиповалова Ирина Николаевна
Реализация ФГОС на уроках
математики в 5 классе:
метапредметный подход в
преподавании математики.
Что такое метапредметный
подход?
Метапредметный подход – подход к образованию,
при
котором
ученик
не
только
овладевает
системой
знаний,
но
и
усваивает
универсальный
способы
действий, с помощью которых он сможет сам добывать
информацию.
Суть
такого
подхода
заключается
в
создании
учителем
особых
условий,
в
которых
дети
могут
самостоятельно,
но
под
руководством
учителя
найти
решение задачи.
Метапредметный урок – это урок,
на котором…
1.
Школьники
учатся
общим
приёмам,
техникам,
схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат
над
предметами,
поверх
предметов,
но
которые
воспроизводятся
при
работе
с
любым
предметным
материалом, происходит включение ребёнка в разные виды
деятельности, важные для конкретного ребёнка;
2.
Ученик промысливает, прослеживает происхождения
важнейших
понятий,
которые
определяют
данную
предметную область знания. Он как бы заново открывает
эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы
с этим понятием
3.
Обеспечивается целостность представлений ученика
об окружающем мире как необходимый и закономерный
результат его познания.
Изучение новой темы: «Числовые и буквенные
выражения» (5 класс) начинаю с постановки
вопроса:
На доске записать:
39+ 67; 27 – d; 44 + с; 127 – 33; а + в; 59 – 28;
-Ребята, скажите, на какие две группы можно разделить эти выражения?
- Запишите выражения в 2 столбика
39+67; 27-d;
127 – 33; 44 + с;
59-28; а + в;
-Почему вы их так разделили?
-Придумайте название каждому столбику: (числовые и буквенные).
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Дети формулируют тему урока, а я записываю ее на доске:
«Числовые и
буквенные выражения»
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное
(созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения
ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной
перед
ним
задачи
ему
недостаточно
имеющихся
предметных
знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной
и метапредметной интеграции.
Проблемная
ситуация
устанавливает
у
учащегося
границу
между знанием и незнанием.
Примерами
метапредметных
проблемных
ситуаций
могут
служить:
ситуации неопределенности;
ситуации конфликта;
ситуации опровержения;
ситуации предположения.
Урок в 5 классе по теме «Степень числа.
Квадрат и куб числа».
Учитель
Ученики
- Посмотрите на примеры на доске.
-
Как
вы
думаете,
как
записать
короче произведение, в котором все
множители равны?
-
Вопрос
я
задала
один,
и
ответ
должен
быть
один,
а
сколько
вы
высказали мнений?
- Так чего мы ещё не знаем?
Фиксирует на доске вопрос.
2*2*2*2*2 5*5*5 6*6
- Два умножить на
пять, пять
у м н о ж и т ь
н а
т р и ,
ш е с т ь
умножить на два. -
З а п и с а т ь
ч и с л о ,
к о т о р о е
получится
при
вычислении.
(Проблемная ситуация)
- Несколько разных мнений.
(Осознание противоречия)
-
К а к
ко р оч е
з а п и с ы в а т ь
произведение? (Вопрос)
Тема: «Распределительный закон умножения
относительно сложения» (математика 5 класс)
Задача 1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10
рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько
всего деревьев посажено в саду?
Решение.
1 способ. 2 способ.
(7 + 5) ٠10 = 120 7 ٠10 + 5 ٠10 = 120
Ответ: 120 деревьев.
Создание проблемной ситуации через различные способы
решения одной задачи.
Метапредметные образовательные результаты
предполагают, что у обучающихся будут
развиты:
использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системно-
информационный анализ, моделирование) для изучения различных
сторон окружающий действительности;
использование
о сновных
интеллектуальных
о п е р а ц и й :
формирование
гипотез,
анализ
и
синтез,
сравнение,
обобщение,
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для
их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения информации,
понимание
зависимости
содержания
и
формы
представления
информации от целей коммуникации и адресата.
Некоторые достоинства метода проектов:
Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они
сделали своими руками, вложили в неё душу.
Творческие
проекты
позволяют
выявить
и
развить
творческие
возможности
и
способности
учащихся,
научить
решать
новые,
нетиповые задачи, выявить деловые качества.
Профессиональное
самоопределение. Именно при выполнении твор
ческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я спосо
бен, где применить свои знания?
При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности
учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности
учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в
реальных
социальных
и
производственных
отношениях,
прививает
учащимся жизненно необходимые знания и умения.
Метапредметный подход ориентирован на
получение нового знания более высокого уровня
Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания
образования, транслируемого ребёнку, выступают культурные техники и
способы
мышления
и
деятельности.
Это
не
ассоциативное
наталкивание материала одного предмета на другой по типу соединения
пения с чтением, а освоение универсальных принципов и стратегии
познания.
Метапредметный
подход
предполагает
такую
переорганизацию
предметного
образования,
при
которой
получилось
бы
транслировать
необходимое содержание не как сведения для запоминания, а как знания
для осмысленного использования.
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного,
личностного
и
познавательного
развития
и
саморазвития
ребенка,
преемственность всех ступеней образовательного процесса.