Автор: Малыгина Инна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №37 им. дважды Героя Советского Союза маршала М.Е. Катукова
Населённый пункт: Орёл
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Урок математики в 1 классе "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 37 имени дважды Героя Советского Союза
маршала М.Е. Катукова г. Орла
Урок
математики в 1-е классе
по теме: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
УМК «Школа России»
Подготовила и провела: учитель
высшей категории
Малыгина И.В.
2019, г. Орёл
Предмет: Математика
Класс: 1-е
Тема: « Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц»
Образовательная программа по предмету: «Школа России»
Технологическая карта
Тема
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц
Цели
Образовательные:
Познакомить с решением задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Создать условия для развития навыков устного счёта; закрепления знаний состава изученных
чисел;
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания,
вербального, наглядно-образного мышления.
Прививать интерес и любовь к математике.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной
форме; договариваться с одноклассниками при работе в парах.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ
объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из
одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый
результат
Предметные:
Знания: узнают о новом виде задач. Умения: научатся решать задачи и оформлять решение
задач.
Навыки: решать примеры на сложение и вычитание на 2.
Метапредметные:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных условий; подводить по понятие «На … больше», «На … меньше» , выделения
существенных признаков.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий
подход к выполнению заданий.
Основные понятия
«На … больше», «На … меньше»
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
I.Организац
ионный
этап
-Ребята,
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
- Садитесь.
-Дети, сегодня на урок я пришла к вам в приподнятом
настроении. Как вы думаете, почему? Конечно, сегодня
впервые на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь
к ним и подарите свои улыбки. А теперь посмотрите на
меня.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Учащиеся
слушают,
отвечают на вопросы
учителя,
высказывают
свои предположения.
Регулятивные УУД:
1.эмоционально-
положительный
настрой
на
урок,
создание
ситуации
успеха, доверия.
Коммуникативные
УУД:
1.планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками.
Личностные УУД:
1.мобилизация
внимания, уважение к
окружающим.
II.Создание
мотивацион
ной
основы
-Сегодня на уроке у нас ещё один гость. Это наш любимый
фиксик Нолик. Дим Димыч случайно заблокировал свой
телефон, а пин код забыл. Он попросил Нолика подобрать
Учащиеся
слушают
инструкцию учителя.
Познавательные УУД:
1. Анализировать,
сравнивать, делать
учебной
деятельност
и.
код, но у Нолика ничего не получается. Давайте поможем
фиксику и его другу восстановить пароли, а для этого
выполним задания.
выводы, устанавливать
закономерности,
строить рассуждения.
Регулятивные:
• определять степень
успешности работы
других в соответствии
с критериями.
III.Актуализ
а-
ция знаний.
Выявление
места
и
причины
затруднения.
Устный счёт.
1) Индивидуальная работа у доски с «домиками».
- состав чисел 4, 6 и 8.
За правильное решение дети получают три цифры кода 4, 6,
8.
2) Игра «Молчанка» с числовыми веерами.
- 5 да ещё 1 – это…
- 9 без 1 – это…
- 1 слагаемое 6, второе 2. Чему равна сумма?
- из 10 вычесть 2.
- 4 увеличить на 2 . Что значит увеличить на?
-7 уменьшить на 2. Что значит уменьшить на?
- Проверьте правильность заполнения домиков ребятами и
оцените их работу. Вы восстановили первые три цифры
кода. Это 4, 6, 8.
А теперь задачи. Если решите их правильно, то узнаете
ещё две цифры кода.
- У Нолика 7 гаек, а у Симки на 1 больше? Сколько гаек у
Симки?
Что значит на 1 больше? (8)
- Дим Димыч решил 5 примеров, а задач на 1 меньше.
Сколько задач решил Дим Димыч?
Что значит на 1 меньше? (4)
3) Продолжите ряд чисел
10, 8, ...,4, 2.
На сколько уменьшаются числа?
Какое число вставим в код? (6)
Упражняются
в
решении
примеров,
задач, логических задач
устно.
Взаимопроверка
и
взаимооценка
деятельности детей.
IVэтап.
Целеполаган
- Откройте учебники на с. 96. Посмотрите внимательно и
догадайтесь, какова тема нашего урока? Правильно, тема
Отвечают на вопросы,
формулируют тему,
Регулятивные УУД:
1. Высказывать
ие
урока: «Решение задач на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц». Как вы думаете, какую цель
поставим на урок?
- Откройте тетради, в пятой клетке посередине подпишите
26 ноября.
- Вспомним, как правильно писать цифру 8.
цель урока.
предположения на
основе наблюдений.
2. Формулировать тему
урока и его цель
(задачи).
V. Этап
открытия
«нового»
знания
- Найдите номер 1.
Прочитайте задачу про себя. А теперь прочитаем вслух.
Эту задачу будем решать письменно. Поставьте посередине
в третьей клетке номер 1.
Чтобы задачу решить правильно, сделаем схематический
рисунок.
- Что нам известно в задаче?
- Значит, что мы нарисуем?
-Что нам ещё сказано в задаче?
- Что значит на 2 больше? Значит сколько теперь мы
нарисуем фигур?
-Каким действием будем решать задачу и почему?
-Продиктуйте решение задачи и запишите в тетради.
- Мы ответили на вопрос? Значит…можем писать ответ.
-К чему нужно вернуться, чтобы написать ответ задачи?
- Снова читаем вопрос.
-Какой напишем ответ? Списываем ответ из учебника.
-За решение этой задачи вы получаете кодовую цифру 6.
Учащиеся слушают
инструкцию учителя.
Слушают ответы детей
и оценивают их.
Познавательные:
осуществлять поиск
необходимой
информации;
анализировать
информацию.
Регулятивные:
• определять степень
успешности своей
работы и работы других
в соответствии с этими
критериями.
Коммуникативные:
участие в коллективной
дискуссии,
формулирование
аргументов, умение
корректировать,
изменять свою точку
зрения.
Физкультминутка
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
Найдите номер 2. Пока мы решали номер 1, Нолик
решил номер 2. Давайте проверим его работу.
Прочитайте задачу про себя. А теперь прочитаем вслух.
Чтобы задачу решить правильно, Нолик попытался сделать
схематический рисунок. Но запутался и не знает, какой из
этих двух правильный? Давайте разберёмся.
- Что нам известно в задаче?
-Что нам ещё сказано в задаче?
- Что значит на 2 меньше?
Значит, какой рисунок верный?
-Каким действием будем решать задачу и почему?
Проверьте решение и ответ Нолика и оцените его работу.
-За решение этой задачи вы получаете кодовую цифру 8.
Учащиеся отвечают на
вопросы.
Взаимопроверка и
взаимооценка.
Личностные:
• оценивать поступки
персонажей
Познавательные:
осуществлять поиск
необходимой
информации;
анализировать
информацию.
Регулятивные:
• определять степень
успешности своей
работы и работы других
Коммуникативные:
участие в коллективной
дискуссии,
формулирование
аргументов, умение
корректировать,
изменять свою точку
зрения.
VI Этап
включения
«нового»
знания в
систему
1) Работа в парах на карточках.
- Необходимо дописать решение задач.
- А теперь проверьте решение по эталону, то есть по
образцу. У кого такое же решение, закрасьте кружок
зелёным цветом. У кого не такое, исправьте ошибки.
Сделаем вывод.
Работают в парах на
карточках.
Коммуникативные:
уметь договариваться с
соседом
по
парте,
распределять роли.
Личностные
УУД:
навыки
оценки
и
знаний
- Что значит на 1 больше?
-Что значит на 1 меньше?
2) Работа в тетрадях на печатной основе. С.37 нижнее
задание.
-Что изображено в тетради?
- Что общего у этих ломаных?
- Чем они отличаются?
- Прочитайте задание про себя. А теперь вслух.
- Чему равна длина первого звена красной ломаной?
Второго звена?
-Сравним длины звеньев.
- Задание с зелёной ломаной выполните самостоятельно.
- А теперь проверьте это задание друг у друга. Если у вас
всё совпало, нарисуйте зелёный кружок. У кого не совпало,
посмотрите правильное решение на доске.
3) Решение логической задачи.
- А теперь посмотрите на телефон и догадайтесь, какой
цифры здесь не хватает?
-Молодцы. Вы были внимательными, активными и поэтому
смогли справиться с заданиями Нолика и помочь ему. Не
зря говорят, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей,
которые всегда придут на помощь.
Отвечают на вопросы
учителя.
Самостоятельная
работа.
Взаимопроверка.
самооценки
результатов
учебной
деятельности.
Регулятивные УУД.
• определять степень
успешности своей
работы и работы других
VII этап
Рефлексивн
о-оценочный
этап
А теперь подведём итоги.
-Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
-Достигли ли мы её?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите
предложения.
•
Сегодня на уроке я узнал…
•
А особенно мне удалось …
•
Мне было интересно, потому что …
•
Для меня стало открытием, что …
Если вы считаете, что вы были сегодня очень активными,
Рефлексия.
Самооценка
Регулятивные:
определять степень
успешности своей
работы на уроке.
Самооценка.
поднимите ладошку зелёного цвета. Если – не достаточно
активным – красного цвета.