Напоминание

Ермолаев "Лучший друг"


Автор: Петриченко Александра Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №37
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: технологическая карта урока по литературному чтению
Тема: Ермолаев "Лучший друг"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе.

Тема: Ю Ермолаев «Лучший друг»

Предмет: литературное чтение

УМК (автор учебника): Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. « Школа России»

Тема: Ю. Ермолаев « Лучший друг»

Цель:

создать условия для ознакомления с рассказом Ю. Ермолаева , анализа произведения и выделения его главной мысли.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знание и понимание (знает, понимает,

имеет представление и др.)

-

умение

(выполняет,

использует,

осуществляет и др.)

Познавательные УУД

(базовые логические,

базовые предметные –

связаны

с

темой

урока)

Регулятивные УУД (в

том

числе

сотрудничество)

Коммуникативные

УУД (общение)

По

направлениям

воспитания

Знания:

-

различать

прозаическую

и

стихотворную речь;

Умения:

- читать правильно, осознанно;

-работать с текстом, находить ответы на

вопросы, используя учебник;

-

участвовать в обсуждении прослушанного;

-размышлять о поступках героев.

-

развивать

умение

осуществлять

логические

действия

анализа,

синтеза

и

обобщения;

-

формировать

у

обучающихся умение

работать

с

различными

источниками

информации;

-

добывать

новые

знания:

находить

ответы на вопросы,

используя

учебник,

свой жизненный опыт

и

информацию,

полученную на уроке

- принимать учебную

задачу;

-планировать

действия по решению

учебной задачи;

-осуществлять диалог

в

паре,

принимать

участие

в

коллективном

обсуждении;

- оценивать результат

работы;

-

контролировать

выполнение

пунктов

плана

- уметь слушать и

принимать

речь

других;

-принимать

существование

разных точек зрения,

аргументировать свой

ответ;

-корректно

высказывать

свое

мнение.

-

осознание

этических

понятий,

оценка

поведения

и

поступков

героев.

- проявление уважения,

доброжелательности;

-способность

к

самооценке на

-формирование интереса к

чтению,

читательской

компетенции

-

определять

своё

отношение к героям

произведения

и

обосновывать

свое

мнение

Этапы урока

Содержание этапов

Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы

организации учебной

Содержание

учебной

деятельности

(деятельность ученика)

1.

Мотивационно-целевой этап:

1.1

Создание мотивационной основы

учебной деятельности

Учитель предлагает детям материал для

наблюдения, практические задания, вопросы,

результатом выполнения которых будет

осмысление детьми цели предстоящей учебной

деятельности: что я буду узнавать, чему учиться

сегодня на уроке. Это может быть: постановка

учебной задачи; проблемная ситуация или

проблемный вопрос; создание ситуации

затруднения; организация эвристической беседы,

выполнение практического задания и др.).

Учебная задача

Учитель предлагает учащимся из слов собрать пословицу.

(Крепка, не лестью, дружба, и честью, а правдой)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Как думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

- Какую цель поставим перед собой?

Учащиеся высказывают

свои мнения.

1.2. Организация целеполагания

Учитель организует коллективное обсуждение

проблемы или возникшего затруднения,

определить причину затруднения, предлагает

высказаться по поводу возможных ответов на

проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу,

предположение, таким образом, организуется

коллективно-распределительная деятельность

- А у вас есть друзья?

- Почему вы их считаете друзьями?

Работа в группах

Сделать «Ромашку дружбы» ( из лепестков выбрать только те, на

которых написаны качества лучшего друга)

- Книгу можно назвать другом?

Группируют

лепестки

ромашки по заданию,

аргументируют

свои

ответы

для определения учебной задачи.

2.

Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности:

2.1. Актуализация имеющихся знаний

Поиск способов выхода из затруднения: дети

могут проверить известный им способ и

удостовериться в том, что он не подходит,

установить в чем отличие новой ситуации.

Составление коллективного плана или

совместное планирование деятельности в

группах, распределение ролей.

Давайте вспомним произведения, в которых говорится про

дружбу. (Выставка книг)

- Какие отношения между героями этих произведений ? Как их

можно назвать?

- Можно ли их назвать лучшими друзьями?

-Значит, нам нужно узнать, кого считать лучшим, настоящим

другом.

Осознание нрав-

ственно-этического

содержания

произведения,

высказывание

и аргументация своего

мнения.

2.2. Фиксация плана письменной форме (на

доске

или

рабочем

листе)

или

проговаривание этапов работы устно.

- Что нам поможет разрешить нашу проблему? Что нужно

сделать, чтобы проверить правильность своих предположений?

Откройте учебник на с. 32 и прочитайте название произведения

и его автора.

Определяется последовательность действий на уроке.

Итак мы должны:

- познакомиться с творчеством Ю.И. Ермолаева;

- прочитать рассказ «Лучший друг»;

-определить главную мысль, понять его содержание;

-охарактеризовать главных геров, обсудить их поступки

Отвечают на вопросы

учителя.

Предлагают

свои варианты решения

проблемы.

3. Этап изучения нового / практический этап

1.1. Организация открытия «нового»

знания

Учитель организует деятельность детей по

открытию «нового» знания: предлагает им

сконструировать новый или изменить известный

(Привести

примеры

вопросов,

заданий,

описание

форм

организации и видов деятельности обучающихся)

- Знакомство с творчеством Ю.Ермолаева.( Ю.Ермолаев –

детский писатель. Дети любят его рассказы за чувство юмора,

Читают или слушают

рассказ. Прогнозируют

концовку, отвечают на

вопросы

во

время

чтения рассказа.

способ, провести наблюдение и сделать вывод,

выбрать нужную информацию и т.п. Дети

составляют алгоритм, формулируют правило,

моделируют и т.п.

умение

по-доброму

посмеяться

над

своими

героями.

Ю

Ермолаев писал повести и сказки)

- Выскажите предположения, о чем будет текст по его заголовку.

-Хотите узнать, о чем он?

Первичное чтение учителем. Во время чтения задается вопрос:

Предположите, как поступит Коля.

- Анализ произведения. Сбылись ли ваши предположения?

Понравился ли вам текст? О ком это произведение? Как зовут

героев рассказа? Можно ли сказать, что они лучшие друзья?

Организует вторичное чтение, с целью исследовать содержание

произведения.

Учитель задаёт вопросы, после чтения каждой смысловой части.

Вопросы: Что сделал Коля? Почему Вовка взял самокат?

Почему рассердился Коля? Что хотел сделать? Что сказал

Вовка? Почему Коля передумал драться? Какие слова сказал

другу?

Организует обсуждение поступков героев.

- Правильно ли поступил Вова? Правильно ли поступил Коля?

Можете ли вы теперь сказать, что они лучшие друзья? Какой

урок получил Коля?

Организует подводящий к выводу диалог.

-Назовите тему рассказа? О чём он?

- С какой целью Ю. Ермолаев написал этот рассказ?

-Назови основную мысль рассказа?

Аргументируют

свои

ответы.

Выборочное

чтение

текста

с

целью

подтверждения

своего

ответа.

С

помощью

учителя

формулируют главную

мысль рассказа.

Учитель организует деятельность детей по

применению новых знаний в соответствии с

правилом или алгоритмом, моделью. Дети

работают в соответствии с составленным планом,

осуществляют самоконтроль процесса учебной

деятельности.

Работа

по

вопросам

учебника.

- -Почему Коля смутился, разжал кулаки, когда Вовка назвал его

лучшим другом? Правильно ли поступил Коля? Дайте совет

мальчику.

Умение слушать друг

друга. Аргументировать

свои ответы.

1.2. Применение знаний и умений для

решения учебных, учебно-

познавательных и учебно-практических

задач, выполнения творческих заданий и

др.

Организует работу в парах. (карточки)

Какими вы себе представляете Колю? Вовку? Договоритесь, кто

расскажет о Коле, а кто о Володе.

- Какие слова вы выбрали.

КОЛЯ – добрый, заботливый, обидчивый, лживый, скупой,

отзывчивый, решительный, насмешливый, равнодушный,

ленивый, злой, жадный, воспитанный

Вовка- добрый, заботливый, обидчивый, лживый, скупой,

отзывчивый, решительный, насмешливый, равнодушный,

ленивый, злой, жадный, воспитанный.

Подчеркните слова, которые характеризуют Колю красным, а

Вовку синим.

Осуществляют

сопоставление

своей

работы

с

мнением

других учащихся.

2.

Этап самоконтроля

2.1. Самоконтроль и самооценка процесса

учебной деятельности (формирующее

оценивание, самоконтроль с

использованием плана и др.) – может

быть встроен в предыдущий этап.

Организуется беседа в процессе, которой обсуждается, на какой

вопрос не могли ответить в начале урока.

Делают

вывод

о

решении

проблемного

вопроса.

2.2. Самоконтроль и самооценка результатов

учебной деятельности (примеры

разноуровневых диагностических

заданий для оценки предметных

1уровень- работа с планом текста. Восстановление событий

2 уровень- пересказ текста с опорой на вопросы

Осмысленно

понимать

содержание

рассказа.

Использовать

полученные

знания

в

результатов.

3

уровень-

объяснить

значение

пословицы.

С людьми браниться никуда не годится.

дальнейшей работе.

5. Этап рефлексии учебной деятельности

5.1. Рефлексия результатов деятельности

(вопросы учителя, помогающие детям осмыслить

достижение ими цели учебной деятельности и

решение ими учебной задачи, перспективы

использования результатов в жизни, направления

дальнейшего изучения темы).

-Смогли ли вы понять, кто такой лучший друг?

Чему вас научил

Ю Ермолаев?

Делают

выводы

о

разрешении

поставленной проблемы

5.2. Рефлексия способов деятельности (вопросы

учителя, помогающие детям осмыслить способы,

приемы деятельности, позволившие им решить

учебную задачу, достичь поставленную цель).

Все ли пункты плана мы с вами выполнили? Получилось у нас

выйти из затруднительной ситуации?

Сравнивают

план

с

этапами

урока.

Называют способы, при

помощи

которых

добивались выполнения

поставленной задачи.

5.3. Рефлексия эмоционального состояния и

настроения (вопросы учителя, помогающие

детям испытать чувство удовлетворения от

решения поставленной задачи, своего вклада в ее

решение, преодоления трудностей, возникших в

ходе выполнения работы и др.)

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

-Чему оно вас научило?

Определяют

степень

успешности

своей

работы

на

уроке.

Формулируют

свое

отношение к событиям

и героям рассказа.



В раздел образования