Автор: Гурьева Екатерина Евгеньевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: СПБ ГБУ ДО "СПБ ДМШ N38"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Алгоритм подбора скрипичного репертуара
Раздел: дополнительное образование
Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение
Дополнительного образования
Санкт-Петербургская Детская Музыкальная Школа N38
Алгоритм подбора скрипичного репертуара
Работа выполнена
Преподавателем по классу скрипки
ДМШ N38
Гурьевой Екатериной Евгеньевной
Санкт-Петербург
2022г
Правильно подобранный репертуар –
залог успешного обучения юного
скрипача. Его заинтересованность инструментом напрямую зависит от того, на
сколько грамотно педагог сможет выстроить учебный процесс. Неопытный
преподаватель сталкивается со множеством вопросов: что давать ученику, в
какой последовательности, как решать те или иные задачи. На мой взгляд, самая
распространенная ошибка, – «рваная» система обучения, которая подразумевает
перескакивание с одних технических трудностей на другие без отрабатывания и
закрепления игрового навыка. Такая система непоследовательна. Сложность
технических навыков нарастает не постепенно, а скачками, что приводит к
путанице в голове, скованности в движениях, проблемам с игровым аппаратом.
Педагог должен помнить, ребенок заинтересуется инструментом только в том
случае, если он будет чувствовать успех, и будет видеть результат своих занятий.
Здесь не пойдет речь о качестве и количестве домашних занятий, все занимаются
по-разному и у каждого ребенка свои способности, здесь речь пойдет о том, как
максимально облегчить процесс подбора репертуара, на что стоит обращать
внимание начинающему педагогу.
Первое, нужно научиться задавать себе вопросы, а затем честно и конкретно
на них отвечать. Что ребенок умеет делать хорошо, а что у него не получается.
Далее нужно продумать последовательность повторения отработанных навыков,
изучение и закрепление новых навыков.
Например: ребенок освоил мажорный тетрахорд на четырех струнах,
уверенно исполняет мажорные гаммы приемом деташе, а также легато по 2 ноты
на смычок :
1.
Соль мажор
2.
Ре мажор
3.
Ля мажор
Для закрепления полученного навыка следует проработать этюды в одноименных
тональностях ( «Избранные этюды 1-3 класс» сост. М.Гарлицкий, К.Родионов,
К.Фортунатов N 9-11, 16 и др.)
На уроках важно детально прорабатывать этюды, уделяя особое внимание
технологии исполнения. Этюды дают возможность отработать один и тот же
материал разными способами, укрепить постановку, обратить внимание на
физическое состояние ученика во время исполнения.
Помимо инструктивного материала необходимо включать в работу изучение
песенок, пьес, уделяя внимание звкоизвлечению, фразировке, художественной
стороне (В.Моцарт «Аллегретто», В.Ребиков «Воробушек», Э.Робинсон «Песня о
Джо Хилле» и т.д.)
Одновременно с закреплением пройденного материала следует заниматься
изучением новых навыков. По программе, после прохождения однооктавных
гамм необходимо приступить к изучению двухоктавных гамм. (Общепринятый
порядок – гамма Соль мажор –> гамма Ля мажор)
Двухоктавная гамма технологически состоит их 2х мажорных тетрахордов (на
соль и ре струнах) и 2х минорных (на ля и ми струнах).
Если ребенку дать двухоктавную гамму Соль мажор непосредственно после
прохождения мажорного тетрахорда, скорее всего сложно будет избежать
ошибок связанных с неправильным расположением пальцев на ля и ми струнах.
Ребенок столкнется
с непреодолимой трудностью,
–
изменить
на ходу
расположение пальцев сначала по гамме вверх, а потом по гамме вниз.
Расположение пальцев в 1 позиции во время исполнения мажорного и минорного
тетрахордов
* ** *
** * *
Поэтому, прежде чем приступать к объединению двух тетрахордов в одну гамму,
необходимо изучить и проработать каждый тетрахорд отдельно.
После изучения мажорных однооктавных гамм и этюдов в одноименных
тональностях целесообразно проработать минорные нижние тетрахорды соль
минор, ре минор, ля минор, ми минор.
Изучение минорных однооктавных гамм я даю детям после прохождения гаммы
Соль мажор в 2 октавы, т.к. в минорных гаммах ребенок столкнется с
необходимостью оттягивать 1 палец к порожку, что может повлечь за собой
тотальный сбой в ощущении первой позиции.
Параллельно с освоением минорного тетрахорда необходимо включить изучение
этюдов и пьес на подобное расположение пальцев на грифе, а именно:
«Избранные этюды 1-3 класс» N7,20,24 (выборочно) и т.д.
Пьесы : «Как пошли наши подружки», «Не летай соловей», «Во поле береза
стояла» и т.д.
После столь тщательного изучения отдельных тетрахордов можно приступать к
гамме Соль мажор в 2 октавы, выбрав в помощь несколько этюдов и пьес на
закрепление и освоение, например, штриха легато по 4 ноты на смычок
Пример программы технического зачета :
Гамма Соль мажор 2 октавы
Арпеджио
Этюды N12, 18
Таким образом ребенок продемонстрирует уверенное владение первой позицией,
а также покажет разнообразные штриховые варианты: деташе (12 этюд, для
продвинутых учеников можно придумать другой вариант исполнения, например
комбинированным штрихом 2 ноты легато, 2 ноты деташе), легато по 3 ноты на
смычок (18 этюд) и гамма по 1,2 и 4 ноты на смычок
Помимо
подготовки
к
техническому
зачету,
целесообразно
давать
разнохарактерные пьесы, например :
Й.Гайдн «Песенка», Р.Шуман «Маленькая пьеса», «Перепелочка» и др.
Во время проведения технического зачета или любого другого открытого
мероприятия,
педагог
должен
внимательно
послушать
ученика,
обратить
внимание на постановку, отметить для себя, есть ли прогресс, как ребенок
чувствует себя на сцене и где у ученика есть пробелы. Четко сформулировать
дальнейший план работы. Не стоит забывать о том, что специфика инструмента
такова, дети на струнных инструментах (да и не только дети) играют фальшиво и
плохим звуком. Это нужно принять, как факт. Речь здесь идет о случайном
непопадании в ноту или о задетой из-за волнения струне. И на мой взгляд не
стоит цепляться за случайные промахи, по мере взросления и приобретения
опыта, звуковые и интонационные огрехи будут появляться реже (при должных
занятиях). Другое дело, – систематическое непопадание в определеную ноту, или
систематически резкая смена смычка у колодки. На эти проблемы стоит тут же
обратить внимание и скорректировать программу таким образом, чтобы и
инструктивный материал и художественный привели существующую проблему в
порядок.
Например: ребенок систематически задевает соседнюю струну при
одновременной смене смычка и переходе на другую струну. Какое можно
придумать решение:
Этюды N29, 30, пьеса Р.Галлуа Монбрен «Полька соловья»
Таким образом педагог, ставя перед собой и учеником определенную цель,
корректирует путь в зависимости от успеваемости ученика. Каждый новый
элемент нанизывается на прочную техническую базу. Для того, чтобы понимать ,
на сколько целесообразно будет то или иное произведение, педагог должен
потратить
определенное
количество
времени
на
детальное
изучение
существующего,
обширного
скрипичного
репертуара.
Не
лишнем
будет
разложить произведения на отдельные элементы и навыки, для того, чтобы лучше
понимать, с какими трудностями столкнется ученик во время изучения данного
произведения, какой материал сможет подготовить ученика к исполнению
заданного произведения и трамплином к чему послужит работа над данным
произведением.