Напоминание

Алгоритм подбора скрипичного репертуара


Автор: Гурьева Екатерина Евгеньевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: СПБ ГБУ ДО "СПБ ДМШ N38"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Алгоритм подбора скрипичного репертуара
Раздел: дополнительное образование





Назад




Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение

Дополнительного образования

Санкт-Петербургская Детская Музыкальная Школа N38

Алгоритм подбора скрипичного репертуара

Работа выполнена

Преподавателем по классу скрипки

ДМШ N38

Гурьевой Екатериной Евгеньевной

Санкт-Петербург

2022г

Правильно подобранный репертуар –

залог успешного обучения юного

скрипача. Его заинтересованность инструментом напрямую зависит от того, на

сколько грамотно педагог сможет выстроить учебный процесс. Неопытный

преподаватель сталкивается со множеством вопросов: что давать ученику, в

какой последовательности, как решать те или иные задачи. На мой взгляд, самая

распространенная ошибка, – «рваная» система обучения, которая подразумевает

перескакивание с одних технических трудностей на другие без отрабатывания и

закрепления игрового навыка. Такая система непоследовательна. Сложность

технических навыков нарастает не постепенно, а скачками, что приводит к

путанице в голове, скованности в движениях, проблемам с игровым аппаратом.

Педагог должен помнить, ребенок заинтересуется инструментом только в том

случае, если он будет чувствовать успех, и будет видеть результат своих занятий.

Здесь не пойдет речь о качестве и количестве домашних занятий, все занимаются

по-разному и у каждого ребенка свои способности, здесь речь пойдет о том, как

максимально облегчить процесс подбора репертуара, на что стоит обращать

внимание начинающему педагогу.

Первое, нужно научиться задавать себе вопросы, а затем честно и конкретно

на них отвечать. Что ребенок умеет делать хорошо, а что у него не получается.

Далее нужно продумать последовательность повторения отработанных навыков,

изучение и закрепление новых навыков.

Например: ребенок освоил мажорный тетрахорд на четырех струнах,

уверенно исполняет мажорные гаммы приемом деташе, а также легато по 2 ноты

на смычок :

1.

Соль мажор

2.

Ре мажор

3.

Ля мажор

Для закрепления полученного навыка следует проработать этюды в одноименных

тональностях ( «Избранные этюды 1-3 класс» сост. М.Гарлицкий, К.Родионов,

К.Фортунатов N 9-11, 16 и др.)

На уроках важно детально прорабатывать этюды, уделяя особое внимание

технологии исполнения. Этюды дают возможность отработать один и тот же

материал разными способами, укрепить постановку, обратить внимание на

физическое состояние ученика во время исполнения.

Помимо инструктивного материала необходимо включать в работу изучение

песенок, пьес, уделяя внимание звкоизвлечению, фразировке, художественной

стороне (В.Моцарт «Аллегретто», В.Ребиков «Воробушек», Э.Робинсон «Песня о

Джо Хилле» и т.д.)

Одновременно с закреплением пройденного материала следует заниматься

изучением новых навыков. По программе, после прохождения однооктавных

гамм необходимо приступить к изучению двухоктавных гамм. (Общепринятый

порядок – гамма Соль мажор –> гамма Ля мажор)

Двухоктавная гамма технологически состоит их 2х мажорных тетрахордов (на

соль и ре струнах) и 2х минорных (на ля и ми струнах).

Если ребенку дать двухоктавную гамму Соль мажор непосредственно после

прохождения мажорного тетрахорда, скорее всего сложно будет избежать

ошибок связанных с неправильным расположением пальцев на ля и ми струнах.

Ребенок столкнется

с непреодолимой трудностью,

изменить

на ходу

расположение пальцев сначала по гамме вверх, а потом по гамме вниз.

Расположение пальцев в 1 позиции во время исполнения мажорного и минорного

тетрахордов

* ** *

** * *

Поэтому, прежде чем приступать к объединению двух тетрахордов в одну гамму,

необходимо изучить и проработать каждый тетрахорд отдельно.

После изучения мажорных однооктавных гамм и этюдов в одноименных

тональностях целесообразно проработать минорные нижние тетрахорды соль

минор, ре минор, ля минор, ми минор.

Изучение минорных однооктавных гамм я даю детям после прохождения гаммы

Соль мажор в 2 октавы, т.к. в минорных гаммах ребенок столкнется с

необходимостью оттягивать 1 палец к порожку, что может повлечь за собой

тотальный сбой в ощущении первой позиции.

Параллельно с освоением минорного тетрахорда необходимо включить изучение

этюдов и пьес на подобное расположение пальцев на грифе, а именно:

«Избранные этюды 1-3 класс» N7,20,24 (выборочно) и т.д.

Пьесы : «Как пошли наши подружки», «Не летай соловей», «Во поле береза

стояла» и т.д.

После столь тщательного изучения отдельных тетрахордов можно приступать к

гамме Соль мажор в 2 октавы, выбрав в помощь несколько этюдов и пьес на

закрепление и освоение, например, штриха легато по 4 ноты на смычок

Пример программы технического зачета :

Гамма Соль мажор 2 октавы

Арпеджио

Этюды N12, 18

Таким образом ребенок продемонстрирует уверенное владение первой позицией,

а также покажет разнообразные штриховые варианты: деташе (12 этюд, для

продвинутых учеников можно придумать другой вариант исполнения, например

комбинированным штрихом 2 ноты легато, 2 ноты деташе), легато по 3 ноты на

смычок (18 этюд) и гамма по 1,2 и 4 ноты на смычок

Помимо

подготовки

к

техническому

зачету,

целесообразно

давать

разнохарактерные пьесы, например :

Й.Гайдн «Песенка», Р.Шуман «Маленькая пьеса», «Перепелочка» и др.

Во время проведения технического зачета или любого другого открытого

мероприятия,

педагог

должен

внимательно

послушать

ученика,

обратить

внимание на постановку, отметить для себя, есть ли прогресс, как ребенок

чувствует себя на сцене и где у ученика есть пробелы. Четко сформулировать

дальнейший план работы. Не стоит забывать о том, что специфика инструмента

такова, дети на струнных инструментах (да и не только дети) играют фальшиво и

плохим звуком. Это нужно принять, как факт. Речь здесь идет о случайном

непопадании в ноту или о задетой из-за волнения струне. И на мой взгляд не

стоит цепляться за случайные промахи, по мере взросления и приобретения

опыта, звуковые и интонационные огрехи будут появляться реже (при должных

занятиях). Другое дело, – систематическое непопадание в определеную ноту, или

систематически резкая смена смычка у колодки. На эти проблемы стоит тут же

обратить внимание и скорректировать программу таким образом, чтобы и

инструктивный материал и художественный привели существующую проблему в

порядок.

Например: ребенок систематически задевает соседнюю струну при

одновременной смене смычка и переходе на другую струну. Какое можно

придумать решение:

Этюды N29, 30, пьеса Р.Галлуа Монбрен «Полька соловья»

Таким образом педагог, ставя перед собой и учеником определенную цель,

корректирует путь в зависимости от успеваемости ученика. Каждый новый

элемент нанизывается на прочную техническую базу. Для того, чтобы понимать ,

на сколько целесообразно будет то или иное произведение, педагог должен

потратить

определенное

количество

времени

на

детальное

изучение

существующего,

обширного

скрипичного

репертуара.

Не

лишнем

будет

разложить произведения на отдельные элементы и навыки, для того, чтобы лучше

понимать, с какими трудностями столкнется ученик во время изучения данного

произведения, какой материал сможет подготовить ученика к исполнению

заданного произведения и трамплином к чему послужит работа над данным

произведением.



В раздел образования