Автор: Ольга Александровна Князева
Должность: МКОУ Вигская СОШ
Учебное заведение: МКОУ Вигская СОШ
Населённый пункт: Чухломский район, пос.Вига
Наименование материала: статья
Тема: : «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы через применение новых подходов в обучении».
Раздел: среднее образование
Второй год я работаю по теме самообразования: «Формирование читательской
грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы через применение
новых подходов в обучении».
Почему сегодня надо уделять внимание читательской грамотности, проблеме чтения?
Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически
утратила интерес к чтению как к базовому компоненту образования и развития
культуры. 35% населения - никогда (!) не читают, 43% - от случая к случаю, лишь 22%
россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу
или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о
качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из
разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве
владеют лишь 3% россиян.
Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, ученые констатируют, что
«современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис
читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения
чтением».
В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от педагога. Помощь
учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать
книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации,
развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным
инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные
и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для
того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе,
у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские
умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
3 группы умений:
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте,
определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая
представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения
на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая
представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные
суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают
учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или
с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей
нужно учить:
различать свой личный опыт и реальность текста;
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь
самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных
предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок
учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил
на разных предметах;
выражать свои мысли письменно.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы
живой смысл, – говорил великий педагог Константин Дмитриевич. Ушинский. –
Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем
главное».
Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной
речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя–
преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но
базовыми предметами для формирования читательской грамотности являются уроки
русского языка и литературы.
Чтобы вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, часто использую
различные приемы, которые помогают вызвать интерес к чтению и «пропустить» его
через себя.
Приём "Верите ли вы"
Этот
прием
может
быть
началом
урока.
Учащиеся,
выбирая
"верные
утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию,
обстановку, систему правил). Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные
утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией
(текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и
просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке
информацию.
Например, изучая тему «Имя числительное» в начале урока предлагаю следующие
утверждения
Утверждения
в начале
урока
в конце
урока
1. имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?»,
«который?»;
2. имен числительных в языке очень немного;
3. имена числительные изменяются по падежам;
4. все числительные можно записать цифрами;
5. эта часть речи может быть только определением;
6. числовые значения могут иметь, кроме числительных, и
другие части речи
7. слово «пятёрка» - числительное;
8. можно прожить день, не встретив ни одного числительного;
9. числительное не может состоять из 3 слов;
10. слово «полтора» - это числительное.
В конце урока можно использовать эту таблицу как рефлексию. Учащиеся делают
выводы, что они узнали на уроке, какие предположения были ошибочны.
Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя.
Например:
- Пушкин родился в Санкт – Петербурге.
Пушкин участвовал в Отечественной войне 1812 года.
- Получил образование в Царскосельском Лицее.
- Служил секретарём в суде.
-Написал поэму «Бородино».
-Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим
вниманием работать с текстом.
Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто
угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить,
какие из утверждений были верными.
«ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».
Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка и
литературы является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве
проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового
материала.
6 класс Тема «Имя числительное» (письмо с дырками)
1. Имя числительное обозначает____________________________________________.
2. Есть 2 разряда числительных:______________________
и__________________________.
3. По своему строению числительные делятся
на:1)______________,если_______________
2)__________________,если____________________,3)________________,если________
___.
4. Количественные числительные делятся на 3 группы:
а)______________,б)____________,
в)______________________.
По литературе можно использовать это приём как проверку знания текста
произведения. А также при изучении биографии писателя или поэта.
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был …….., мужчина ……….
сложенный богатырем и ………. . Барыня взяла его из …….., где он жил один, в
небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым ……. ……..
мужиком
Великий русский поэт ……. ……. Пушкин родился ………… 17…………года ………..,
в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. С раннего
возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был ценителем ……..,
имел ………….., дядя был …….. Дом Пушкиных посещали …….. ……….
С 1811 года стал учиться в …………….., который сыграл большую роль в становлении
личности Пушкина. Лицейские друзья – ………,………,………. навсегда остались
верными и близкими поэту друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814
году было опубликовано первое стихотворение «……………».
После окончания Лицея Александр в 1817 году переехал в ………. и был зачислен на
службу в ………….. В 1820 году закончил поэму «……………….» – первое крупное
произведение.
В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и
создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.
9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на
данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой
тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
жизненного опыта.
На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека)…. ……..Только
……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение
примерами.
Обратимся к тексту …, в котором говорится (рассказывается) о….. ……,
которые………… Доказательством этому служат предложения
…………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть
……………………………….
Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….
………….. Такой поступок свидетельствует о…………………………………
Кластер
Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая
систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается
ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того
или иного понятия.
Данный прием
• позволяет охватить большой объем информации;
• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать
неверное суждение.
Кластер позволяет повышать мотивацию обучающихся. Кластеры целесообразно
использовать в мотивационной фазе урока, при введении в тему.
При изучении новой темы по русскому языку
Можно работать как индивидуально, так и группами.
«Фишбоун» в переводе с английского «рыбья кость» или «рыбий скелет».
Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний,
Любовь Печорина
Вера (Любовь-
страдание)
Ундина (любовь-
предупреждение)
Мери (любовь -
игра)
Бэла (Любовь-
разочарование)
Имя числительное
обозначает
изменяется
отвечает
делятся
является
образуется
когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в
стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений
между ее элементами.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы,
хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная
кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины,
которые привели к проблеме.
Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных
причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Концептуальная таблица
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение
трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали
располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и
свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример.
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Прием используют на этапе закрепления пройденного материала, на уроках
структуризации и обобщения знаний.
Помещик
Окружающая
обстановка
портрет
характер
Отношение к
просьбе Чичикова
Манилов
(познакомился в
городе, ехал по
приглашению)
Дом господский
стоял одиноко на
возвышении;
скучно- синеватый
лес; день не то
ясный, не то
мрачный, светло-
серый; в доме чего-
нибудь вечно
недоставало; стены
выкрашены какой-то
голубенькой
красной вроде
серенькой
На взгляд
человек
видный,
приятный,
улыбался
заманчиво;
был белокур,
с голубыми
глазами
Человек так себе,
ни то ни сё, ни в
городе Богдан, ни
в селе Селифан;
дома говорил
очень мало; много
думал,
фантазировал;
уже 2 года читал
14-ю страницу
Удивился,
согласился передать
бесплатно; не знает,
сколько у него
умерло крестьян
Ноздрев
(познакомился в
городе,
встретился в
трактире в пути
к Собакевичу)
Конюшня, где 2
лошади; пруд;
псарня в отличном
состоянии: был
среди псов как отец
семейства; плохие
земли; в кабинете
висели сабли и
ружья, кинжалы,
шарманка, трубки
Среднего
роста, черные
густые
волосы,
румяные
щеки, белые
зубы, черные
бакенбарды,
свеж
Играет в карты,
лихач, кутила,
любит погулять;
дома больше дня
не может усидеть;
исторический
человек,
рассказывает
небылицы, врёт
«Зачем они тебе?
Верно, что-нибудь
затеял? Пока не
скажешь, не
сделаю»; не верит
объяснениям
Чичикова, называет
его мошенником,
предлагает купить в
придачу коня,
собак, шарманку;
затеял драку,
Чичиков еле-еле
убежал от него
По русскому языку в 7 классе, завершая тему «Самостоятельные части речи»
Части речи
Значение
вопросы
Грамматические
признаки
примеры
Глагол
Действие
предмета
Что делать? Что
сделать?
Изменяется по
лицам и числам –
в наст.времени
По родам и числам
Бежать –
бежит, бегут,
бежал
Пилить -
- в прошедшем
времени
Может быть в
первом и во
втором спряжении
пилит, пилил,
пилят
Причастие
Признак
предмета по
действию
Двойной вопрос:
какой – что
делающий, что
делавший, что
делаемый, что
сделанный?
Краткое
причастие : что
сделан(а, о, ы)
Изменяется по
родам, падежам,
числам, зависит от
существительного
Летящий,
летевший,
читаемое,
прочитанное
Краткое
причастие:
прочитана,
вымыто
Деепричастие
Добавочное
действие
Что делая? Что
сделав?
Не изменяется
Читая,
прочитав
Наречие
Признак
действия
Где, куда, когда,
откуда,почему,
зачем и как?
Не изменяется
Медленно,
искоса, по-
русски, во-
первых
Прием « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания может применяться в конце урока на этапе рефлексии,
чтобы помочь учащимся подытожить свои задания по изучаемой теме и дать учителю
почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно учащихся просят
выполнить следующие задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать
вопрос, на который они так и не получили ответа.
Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании
следующего урока.
Начиная с 5 класса учащиеся ведут
читательские дневники
по прочитанным
произведениям в летние каникулы, и произведениям, которые на уроках литературы и
на уроках внеклассного чтения. Смысл читательского дневника в том, чтобы человек
смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может
быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на
уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие
книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета. Также при подготовке к
экзамену, когда ученики пишут сочинение 9.3.
Приёмов, направленных на повышение читательской грамотности, очень много, все
они интересные. Нужно начинать работать по этой проблеме с 1 класса.
На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы
способствуют формированию активной читательской позиции современного
школьника.