Напоминание

: «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы через применение новых подходов в обучении».


Автор: Ольга Александровна Князева
Должность: МКОУ Вигская СОШ
Учебное заведение: МКОУ Вигская СОШ
Населённый пункт: Чухломский район, пос.Вига
Наименование материала: статья
Тема: : «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы через применение новых подходов в обучении».
Раздел: среднее образование





Назад




Второй год я работаю по теме самообразования: «Формирование читательской

грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы через применение

новых подходов в обучении».

Почему сегодня надо уделять внимание читательской грамотности, проблеме чтения?

Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически

утратила интерес к чтению как к базовому компоненту образования и развития

культуры. 35% населения - никогда (!) не читают, 43% - от случая к случаю, лишь 22%

россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу

или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о

качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из

разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве

владеют лишь 3% россиян.

Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, ученые констатируют, что

«современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис

читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения

чтением».

В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от педагога. Помощь

учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать

книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации,

развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным

инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные

и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать

письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в

социальной жизни.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для

того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе,

у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские

умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

3 группы умений:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте,

определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая

представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения

на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая

представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные

суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают

учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или

с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей

нужно учить:

 различать свой личный опыт и реальность текста;

 отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

 перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

 работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь

самостоятельно;

 собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных

предложениях;

 переформулировать вопрос и сообщения текста;

 использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок

учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил

на разных предметах;

 выражать свои мысли письменно.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы

живой смысл, – говорил великий педагог Константин Дмитриевич. Ушинский. –

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем

главное».

Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной

речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя–

преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но

базовыми предметами для формирования читательской грамотности являются уроки

русского языка и литературы.

Чтобы вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, часто использую

различные приемы, которые помогают вызвать интерес к чтению и «пропустить» его

через себя.

Приём "Верите ли вы"

Этот

прием

может

быть

началом

урока.

Учащиеся,

выбирая

"верные

утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию,

обстановку, систему правил). Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные

утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией

(текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и

просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке

информацию.

Например, изучая тему «Имя числительное» в начале урока предлагаю следующие

утверждения

Утверждения

в начале

урока

в конце

урока

1. имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?»,

«который?»;

2. имен числительных в языке очень немного;

3. имена числительные изменяются по падежам;

4. все числительные можно записать цифрами;

5. эта часть речи может быть только определением;

6. числовые значения могут иметь, кроме числительных, и

другие части речи

7. слово «пятёрка» - числительное;

8. можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

9. числительное не может состоять из 3 слов;

10. слово «полтора» - это числительное.

В конце урока можно использовать эту таблицу как рефлексию. Учащиеся делают

выводы, что они узнали на уроке, какие предположения были ошибочны.

Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя.

Например:

- Пушкин родился в Санкт – Петербурге.

Пушкин участвовал в Отечественной войне 1812 года.

- Получил образование в Царскосельском Лицее.

- Служил секретарём в суде.

-Написал поэму «Бородино».

-Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим

вниманием работать с текстом.

Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто

угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить,

какие из утверждений были верными.

«ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».

Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка и

литературы является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве

проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового

материала.

6 класс Тема «Имя числительное» (письмо с дырками)

1. Имя числительное обозначает____________________________________________.

2. Есть 2 разряда числительных:______________________

и__________________________.

3. По своему строению числительные делятся

на:1)______________,если_______________

2)__________________,если____________________,3)________________,если________

___.

4. Количественные числительные делятся на 3 группы:

а)______________,б)____________,

в)______________________.

По литературе можно использовать это приём как проверку знания текста

произведения. А также при изучении биографии писателя или поэта.

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был …….., мужчина ……….

сложенный богатырем и ………. . Барыня взяла его из …….., где он жил один, в

небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым ……. ……..

мужиком

Великий русский поэт ……. ……. Пушкин родился ………… 17…………года ………..,

в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. С раннего

возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был ценителем ……..,

имел ………….., дядя был …….. Дом Пушкиных посещали …….. ……….

С 1811 года стал учиться в …………….., который сыграл большую роль в становлении

личности Пушкина. Лицейские друзья – ………,………,………. навсегда остались

верными и близкими поэту друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814

году было опубликовано первое стихотворение «……………».

После окончания Лицея Александр в 1817 году переехал в ………. и был зачислен на

службу в ………….. В 1820 году закончил поэму «……………….» – первое крупное

произведение.

В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и

создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.

9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на

данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой

тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один

пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего

жизненного опыта.

На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека)…. ……..Только

……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение

примерами.

Обратимся к тексту …, в котором говорится (рассказывается) о….. ……,

которые………… Доказательством этому служат предложения

…………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть

……………………………….

Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….

………….. Такой поступок свидетельствует о…………………………………

Кластер

Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая

систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается

ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того

или иного понятия.

Данный прием

• позволяет охватить большой объем информации;

• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать

неверное суждение.

Кластер позволяет повышать мотивацию обучающихся. Кластеры целесообразно

использовать в мотивационной фазе урока, при введении в тему.

При изучении новой темы по русскому языку

Можно работать как индивидуально, так и группами.

«Фишбоун» в переводе с английского «рыбья кость» или «рыбий скелет».

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний,

Любовь Печорина

Вера (Любовь-

страдание)

Ундина (любовь-

предупреждение)

Мери (любовь -

игра)

Бэла (Любовь-

разочарование)

Имя числительное

обозначает

изменяется

отвечает

делятся

является

образуется

когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в

стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений

между ее элементами.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы,

хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная

кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины,

которые привели к проблеме.

Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных

причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Концептуальная таблица

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение

трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали

располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и

свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример.

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Прием используют на этапе закрепления пройденного материала, на уроках

структуризации и обобщения знаний.

Помещик

Окружающая

обстановка

портрет

характер

Отношение к

просьбе Чичикова

Манилов

(познакомился в

городе, ехал по

приглашению)

Дом господский

стоял одиноко на

возвышении;

скучно- синеватый

лес; день не то

ясный, не то

мрачный, светло-

серый; в доме чего-

нибудь вечно

недоставало; стены

выкрашены какой-то

голубенькой

красной вроде

серенькой

На взгляд

человек

видный,

приятный,

улыбался

заманчиво;

был белокур,

с голубыми

глазами

Человек так себе,

ни то ни сё, ни в

городе Богдан, ни

в селе Селифан;

дома говорил

очень мало; много

думал,

фантазировал;

уже 2 года читал

14-ю страницу

Удивился,

согласился передать

бесплатно; не знает,

сколько у него

умерло крестьян

Ноздрев

(познакомился в

городе,

встретился в

трактире в пути

к Собакевичу)

Конюшня, где 2

лошади; пруд;

псарня в отличном

состоянии: был

среди псов как отец

семейства; плохие

земли; в кабинете

висели сабли и

ружья, кинжалы,

шарманка, трубки

Среднего

роста, черные

густые

волосы,

румяные

щеки, белые

зубы, черные

бакенбарды,

свеж

Играет в карты,

лихач, кутила,

любит погулять;

дома больше дня

не может усидеть;

исторический

человек,

рассказывает

небылицы, врёт

«Зачем они тебе?

Верно, что-нибудь

затеял? Пока не

скажешь, не

сделаю»; не верит

объяснениям

Чичикова, называет

его мошенником,

предлагает купить в

придачу коня,

собак, шарманку;

затеял драку,

Чичиков еле-еле

убежал от него

По русскому языку в 7 классе, завершая тему «Самостоятельные части речи»

Части речи

Значение

вопросы

Грамматические

признаки

примеры

Глагол

Действие

предмета

Что делать? Что

сделать?

Изменяется по

лицам и числам –

в наст.времени

По родам и числам

Бежать –

бежит, бегут,

бежал

Пилить -

- в прошедшем

времени

Может быть в

первом и во

втором спряжении

пилит, пилил,

пилят

Причастие

Признак

предмета по

действию

Двойной вопрос:

какой – что

делающий, что

делавший, что

делаемый, что

сделанный?

Краткое

причастие : что

сделан(а, о, ы)

Изменяется по

родам, падежам,

числам, зависит от

существительного

Летящий,

летевший,

читаемое,

прочитанное

Краткое

причастие:

прочитана,

вымыто

Деепричастие

Добавочное

действие

Что делая? Что

сделав?

Не изменяется

Читая,

прочитав

Наречие

Признак

действия

Где, куда, когда,

откуда,почему,

зачем и как?

Не изменяется

Медленно,

искоса, по-

русски, во-

первых

Прием « Пятиминутное эссе»

Этот вид письменного задания может применяться в конце урока на этапе рефлексии,

чтобы помочь учащимся подытожить свои задания по изучаемой теме и дать учителю

почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно учащихся просят

выполнить следующие задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать

вопрос, на который они так и не получили ответа.

Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании

следующего урока.

Начиная с 5 класса учащиеся ведут

читательские дневники

по прочитанным

произведениям в летние каникулы, и произведениям, которые на уроках литературы и

на уроках внеклассного чтения. Смысл читательского дневника в том, чтобы человек

смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может

быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на

уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие

книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета. Также при подготовке к

экзамену, когда ученики пишут сочинение 9.3.

Приёмов, направленных на повышение читательской грамотности, очень много, все

они интересные. Нужно начинать работать по этой проблеме с 1 класса.

На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы

способствуют формированию активной читательской позиции современного

школьника.



В раздел образования