Автор: Элеонора Владимировна Гущина
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 42" г. Воркуты
Населённый пункт: Воркута
Наименование материала: Педагогический тренинг
Тема: ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ
Раздел: полное образование
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ
ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
Педагогический тренинг по методике применения дидактических игр
Автор: Гущина Э.В.
Этапы тренинга:
1.
Вступление. Цели, задачи и функции дидактической игры.
2.
Методика формирования малой группы и формирование групп-участников
тренинга / «Мозговой штурм»/.
3.
Упражнения для актуализации знаний об игре /упр-я 1,2/.
4.
Классификация игр и обмен опытом по их практическому применению.
5.
Упражнения для осмысления роли игр и навыки по их практическому
применению /упр-я 3,4/.
6.
Творческий уровень тренинга /упр-е 5/.
7.
Подведение итогов тренинга.
1. Вступление. Цели, задачи и функции дидактической игры.
Особое место в современной личностно ориентированной педагогике занимает, на
мой взгляд,
дидактическая игра.
Исследование и развитие этой темы я считаю
особенно важной, эффективной, творческой частью своей работы.
В условиях гуманизации образования актуально не столько воспитание человека,
обладающего определенным запасом знаний, сколько формирование личности, способной
добывать эти знания и ориентироваться в информационном пространстве. Эта личность
должна уметь жить и работать в непрерывно меняющемся мире, смело разрабатывать
собственную стратегию поведения, осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Наша задача - воспитать личность, которая может самостоятельно развиваться и
самореализоваться.
Игровые методы – это эффективный ресурс решения этих задач и неотъемлемый
элемент педагогики сотрудничества. Ведь именно в игре возможно отказаться от
традиционной роли учителя как ретранслятора знаний. Учитель не только предлагает
информацию, но и вырабатывает умение ее использовать, то есть учит учиться. Ученик
из объекта превращается в активного участника урока. Особенно важно это в наших
условиях, ведь к нам часто приходят дети с устойчивым стереотипом «Я не люблю
учиться» или « Я не способен учиться». Применение игровых технологий повышает
мотивацию обучения, авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за
результаты учебного труда. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на
самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума,
выдержки, самостоятельности. Игра имеет большое значение в жизни ребенка и
подростка, то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от
воспроизводящей деятельности, через преобразующую, к главной цели – творческо-
поисковой деятельности.
Игра имеет важное значение не только для учеников, но и для учителя. Игра
помогает нам самим превратить свою работу из рутинной в творческую.
1
Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной
рождения творчества: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец,
стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь
становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из
эффективных средств этого является игра. Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин
называет игру «арифметикой социальных отношений», считая игру одной из ведущих
форм развития
психических функций и способов познания мира. Отечественные
психологи и педагоги процесс развития понимали как осмысление общечеловеческого
опыта, общечеловеческих ценностей. Игра – уникальный феномен общечеловеческой
культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует
такого
самозабвения,
обнажения
своих
психофизиологических,
интеллектуальных
способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры
такова, что в ней участник – и ученик, и учитель одновременно. Из концепций
дидактической игры, разработанных педагогами, психологами различных научных школ
можно выделить ряд общих положений:
1.
Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных
возрастов.
2.
Игра есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается
окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности
самопознания, самовыражения.
3.
Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его
поведения,
нормативная
и
равноправная
деятельность
младших
школьников,
подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
4.
Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются
потому, что играют.
5.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и
творчество.
6.
Игра – главная сфера общения; в ней решаются проблемы межличностных отношений,
приобретается опыт взаимоотношений людей.
Функции игровой деятельности на уроке можно условно разделить на три группы:
Первая группа: Интенсивное усвоение знаний ,умений и навыков через
- стимуляцию мышления
- развитие логики
- концентрация внимания
- развитие воображения
- получение и усвоение информации
Это формирует интерес к предмету и повышает мотивацию обучения.
Вторая группа: Личностно-психологическое развитие через
- рефлексию
- релаксацию
- эмпатию (сопереживание)
2
- креативность
- реализацию способностей
Это
способствует формированию адекватной самооценки и позитивной Я-
концепции.
Третья группа: Социализация личности через
- работу в коллективе
- коммуникацию
- состязательность
- общественную оценку
- речевую деятельность
- освоение культурных традиций
И как следствие – формирование жизненной позиции и социальная адаптация.
2.
Методика формирования малой группы и формирование групп-участников
тренинга / «Мозговой штурм»/.
Как правило, любая дидактическая игра или элемент игры начинается с образования
команд, то есть деления на творческие группы. Предпочтителен случайный принцип
формирования, так как в этом случае больше возможностей для взаимного дополнения
друг друга. Осознать важность игры в процессе обучения я предлагаю на практике.
Проведем небольшой тренинг. Для этого разобьемся на группы.
Наиболее распространенный игровой прием коллективной творческой работы
«Мозговой штурм», когда ставится коллективная задача, и участники знакомятся с
правилами игры. Если вводится элемент состязательности, то оговариваются критерии
оценок. Но поскольку здесь все отличники, мы соревноваться не будем.
3.
Упражнения для актуализации знаний об игре.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
«Свободные ассоциации» - напишите, какие понятия ассоциируются у вас с понятием
«игра». Время выполнения – 3 минуты.
ОБМЕН МНЕНИЯМИ.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
«Прокомментируйте высказывание на конкретных примерах» - обсуждение 1
минута.
4.
Классификация игр и обмен опытом по их практическому применению.
3
Существует множество вариантов классификации игр. Я предлагаю вам
классификацию по технологии проведения.
В своей педагогической практике я использую следующие виды дидактических
игр:
1. Имитационные и ролевые игры.
Например, «Путешествие в историю», «Съезд русских князей: быть ли Руси
единой?», «Конгресс инопланетян: особенности цивилизации землян», «Суд над эпохой
Екатерины II», «Заседание Госдумы: российская многопартийность в начале ХХ века»,
«Создание программы партии» и другие. Эти игры, как правило, проводятся на
обобщающих и зачетных уроках и требуют предварительной самостоятельной подготовки
учащихся.
2. Игры-прогнозы.
Например, «Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?», «Если
бы в Учредительном собрании победили эсеры…», «Если бы Владимир принял ислам?..»
и т.п. Это игры-исследования, когда особенно развивается воображение. Они основаны на
допущениях, исторических параллелях, поэтому, как правило, применяются во время
лекции или дискуссии.
3. Игры интенсивной работы с текстом.
Предполагают групповую работу по методике «мозгового штурма». Например,
при изучении темы: «Выбор религии: цивилизационная альтернатива», где объем
материала учебника достаточно большой (30 страниц), учащиеся получают задание по
подгруппам выбрать из текста главные характеристики ислама, иудаизма и христианства,
затем делают сообщения и задают друг другу вопросы. Этот способ работы позволяет
всего за одно занятие овладеть большим объемом информации, дает навыки выделения из
текста главных мыслей,
способствует систематизации и запоминанию. Этому
способствует соревновательные правила игры. Применяются на уроках получения новых
знаний. Можно изобрести множество вариантов игр для работы с текстом : например,
«Найди ключевое слово», «Назови абзац» и т.д.
4. Игры по усвоению и оперированию терминами и понятиями.
Например, «Переводчик» (предположительное значение понятия), «Составь
словарь», «Зашифруй слово», «Расшифруй слово» и т.д. Применение этих игр
целесообразно как промежуточный контроль знаний и при подготовке к зачетам и
экзаменам.
5. Игры-практикумы.
Например,
экономический
тренинг
«Расчет
прожиточного
минимума»,
социальные тренинги: «Установи контакт», «Человек в конфликте», «Мои социальные
роли» и т.д. Здесь с коллективного уровня можно переходить на индивидуальный.
Например, группе дается задание перечислить все известные вам черты характера, затем
каждому предлагается выбрать свои черты из этого списка. Специфика тренинговых игр в
том, что принимать в них участие ученики могут не только во время урока. Допустим,
дается задание: «в течение перемены познакомиться с наибольшим количеством людей».
Затем ребята делятся полученным социальным опытом. Таким образом, в этих играх
моделируется реальность, что имеет особое значение для подготовки к будущей взрослой
жизни.
4
Игры могут быть разработаны заранее, но могут рождаться спонтанно как
импровизация.
5.
Упражнения для осмысления роли игр и навыки по их практическому
применению.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
«Сравнение» - попробуйте сравнить игру с другими понятиями.
Задания для групп:
Если игра это…
- предмет
- животное
- погода
- растение
- блюдо
…то какое?
УПРАЖНЕНИЕ 4.
«Придумай игру» - придумайте игру-задание по предложенному тексту.
Самую интересную игру мы с вами проведем.
6.
Творческий уровень тренинга.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
«Сформулируй мысль»
Мы исследовали понятие игры. Составьте тезис или афоризм о значении дидактической
игры в процессе обучения.
7.
Подведение итогов.
Мы с вами потренировались, как играть, и прошли этапы введения игровых
приемов.
1.
Сначала мы актуализировали знания об игре, ассоциируя ее.
2.
Потом мы перешли на этап активного усвоения новых знаний. Узнали и
осмыслили, что думали о значении игры выдающиеся ученые. Затем ввели
элемент творчества и придумали свои игры.
3.
И перешли на собственно творческий уровень, переработали информацию,
внесли в нее личностное отношение и сделали свой мировоззренческий
вывод.
Что нового вы сегодня узнали? С чем не согласны? Что вызвало сопротивление или
трудности? Кто-то хочет поделиться впечатлением?
5