Напоминание

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ


Автор: Элеонора Владимировна Гущина
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 42" г. Воркуты
Населённый пункт: Воркута
Наименование материала: Педагогический тренинг
Тема: ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ
Раздел: полное образование





Назад




ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ

ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Педагогический тренинг по методике применения дидактических игр

Автор: Гущина Э.В.

Этапы тренинга:

1.

Вступление. Цели, задачи и функции дидактической игры.

2.

Методика формирования малой группы и формирование групп-участников

тренинга / «Мозговой штурм»/.

3.

Упражнения для актуализации знаний об игре /упр-я 1,2/.

4.

Классификация игр и обмен опытом по их практическому применению.

5.

Упражнения для осмысления роли игр и навыки по их практическому

применению /упр-я 3,4/.

6.

Творческий уровень тренинга /упр-е 5/.

7.

Подведение итогов тренинга.

1. Вступление. Цели, задачи и функции дидактической игры.

Особое место в современной личностно ориентированной педагогике занимает, на

мой взгляд,

дидактическая игра.

Исследование и развитие этой темы я считаю

особенно важной, эффективной, творческой частью своей работы.

В условиях гуманизации образования актуально не столько воспитание человека,

обладающего определенным запасом знаний, сколько формирование личности, способной

добывать эти знания и ориентироваться в информационном пространстве. Эта личность

должна уметь жить и работать в непрерывно меняющемся мире, смело разрабатывать

собственную стратегию поведения, осуществлять выбор и нести за него ответственность.

Наша задача - воспитать личность, которая может самостоятельно развиваться и

самореализоваться.

Игровые методы – это эффективный ресурс решения этих задач и неотъемлемый

элемент педагогики сотрудничества. Ведь именно в игре возможно отказаться от

традиционной роли учителя как ретранслятора знаний. Учитель не только предлагает

информацию, но и вырабатывает умение ее использовать, то есть учит учиться. Ученик

из объекта превращается в активного участника урока. Особенно важно это в наших

условиях, ведь к нам часто приходят дети с устойчивым стереотипом «Я не люблю

учиться» или « Я не способен учиться». Применение игровых технологий повышает

мотивацию обучения, авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за

результаты учебного труда. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на

самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума,

выдержки, самостоятельности. Игра имеет большое значение в жизни ребенка и

подростка, то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от

воспроизводящей деятельности, через преобразующую, к главной цели – творческо-

поисковой деятельности.

Игра имеет важное значение не только для учеников, но и для учителя. Игра

помогает нам самим превратить свою работу из рутинной в творческую.

1

Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной

рождения творчества: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец,

стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь

становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из

эффективных средств этого является игра. Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин

называет игру «арифметикой социальных отношений», считая игру одной из ведущих

форм развития

психических функций и способов познания мира. Отечественные

психологи и педагоги процесс развития понимали как осмысление общечеловеческого

опыта, общечеловеческих ценностей. Игра – уникальный феномен общечеловеческой

культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует

такого

самозабвения,

обнажения

своих

психофизиологических,

интеллектуальных

способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры

такова, что в ней участник – и ученик, и учитель одновременно. Из концепций

дидактической игры, разработанных педагогами, психологами различных научных школ

можно выделить ряд общих положений:

1.

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных

возрастов.

2.

Игра есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается

окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности

самопознания, самовыражения.

3.

Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его

поведения,

нормативная

и

равноправная

деятельность

младших

школьников,

подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

4.

Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются

потому, что играют.

5.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и

творчество.

6.

Игра – главная сфера общения; в ней решаются проблемы межличностных отношений,

приобретается опыт взаимоотношений людей.

Функции игровой деятельности на уроке можно условно разделить на три группы:

Первая группа: Интенсивное усвоение знаний ,умений и навыков через

- стимуляцию мышления

- развитие логики

- концентрация внимания

- развитие воображения

- получение и усвоение информации

Это формирует интерес к предмету и повышает мотивацию обучения.

Вторая группа: Личностно-психологическое развитие через

- рефлексию

- релаксацию

- эмпатию (сопереживание)

2

- креативность

- реализацию способностей

Это

способствует формированию адекватной самооценки и позитивной Я-

концепции.

Третья группа: Социализация личности через

- работу в коллективе

- коммуникацию

- состязательность

- общественную оценку

- речевую деятельность

- освоение культурных традиций

И как следствие – формирование жизненной позиции и социальная адаптация.

2.

Методика формирования малой группы и формирование групп-участников

тренинга / «Мозговой штурм»/.

Как правило, любая дидактическая игра или элемент игры начинается с образования

команд, то есть деления на творческие группы. Предпочтителен случайный принцип

формирования, так как в этом случае больше возможностей для взаимного дополнения

друг друга. Осознать важность игры в процессе обучения я предлагаю на практике.

Проведем небольшой тренинг. Для этого разобьемся на группы.

Наиболее распространенный игровой прием коллективной творческой работы

«Мозговой штурм», когда ставится коллективная задача, и участники знакомятся с

правилами игры. Если вводится элемент состязательности, то оговариваются критерии

оценок. Но поскольку здесь все отличники, мы соревноваться не будем.

3.

Упражнения для актуализации знаний об игре.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

«Свободные ассоциации» - напишите, какие понятия ассоциируются у вас с понятием

«игра». Время выполнения – 3 минуты.

ОБМЕН МНЕНИЯМИ.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

«Прокомментируйте высказывание на конкретных примерах» - обсуждение 1

минута.

4.

Классификация игр и обмен опытом по их практическому применению.

3

Существует множество вариантов классификации игр. Я предлагаю вам

классификацию по технологии проведения.

В своей педагогической практике я использую следующие виды дидактических

игр:

1. Имитационные и ролевые игры.

Например, «Путешествие в историю», «Съезд русских князей: быть ли Руси

единой?», «Конгресс инопланетян: особенности цивилизации землян», «Суд над эпохой

Екатерины II», «Заседание Госдумы: российская многопартийность в начале ХХ века»,

«Создание программы партии» и другие. Эти игры, как правило, проводятся на

обобщающих и зачетных уроках и требуют предварительной самостоятельной подготовки

учащихся.

2. Игры-прогнозы.

Например, «Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?», «Если

бы в Учредительном собрании победили эсеры…», «Если бы Владимир принял ислам?..»

и т.п. Это игры-исследования, когда особенно развивается воображение. Они основаны на

допущениях, исторических параллелях, поэтому, как правило, применяются во время

лекции или дискуссии.

3. Игры интенсивной работы с текстом.

Предполагают групповую работу по методике «мозгового штурма». Например,

при изучении темы: «Выбор религии: цивилизационная альтернатива», где объем

материала учебника достаточно большой (30 страниц), учащиеся получают задание по

подгруппам выбрать из текста главные характеристики ислама, иудаизма и христианства,

затем делают сообщения и задают друг другу вопросы. Этот способ работы позволяет

всего за одно занятие овладеть большим объемом информации, дает навыки выделения из

текста главных мыслей,

способствует систематизации и запоминанию. Этому

способствует соревновательные правила игры. Применяются на уроках получения новых

знаний. Можно изобрести множество вариантов игр для работы с текстом : например,

«Найди ключевое слово», «Назови абзац» и т.д.

4. Игры по усвоению и оперированию терминами и понятиями.

Например, «Переводчик» (предположительное значение понятия), «Составь

словарь», «Зашифруй слово», «Расшифруй слово» и т.д. Применение этих игр

целесообразно как промежуточный контроль знаний и при подготовке к зачетам и

экзаменам.

5. Игры-практикумы.

Например,

экономический

тренинг

«Расчет

прожиточного

минимума»,

социальные тренинги: «Установи контакт», «Человек в конфликте», «Мои социальные

роли» и т.д. Здесь с коллективного уровня можно переходить на индивидуальный.

Например, группе дается задание перечислить все известные вам черты характера, затем

каждому предлагается выбрать свои черты из этого списка. Специфика тренинговых игр в

том, что принимать в них участие ученики могут не только во время урока. Допустим,

дается задание: «в течение перемены познакомиться с наибольшим количеством людей».

Затем ребята делятся полученным социальным опытом. Таким образом, в этих играх

моделируется реальность, что имеет особое значение для подготовки к будущей взрослой

жизни.

4

Игры могут быть разработаны заранее, но могут рождаться спонтанно как

импровизация.

5.

Упражнения для осмысления роли игр и навыки по их практическому

применению.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

«Сравнение» - попробуйте сравнить игру с другими понятиями.

Задания для групп:

Если игра это…

- предмет

- животное

- погода

- растение

- блюдо

…то какое?

УПРАЖНЕНИЕ 4.

«Придумай игру» - придумайте игру-задание по предложенному тексту.

Самую интересную игру мы с вами проведем.

6.

Творческий уровень тренинга.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

«Сформулируй мысль»

Мы исследовали понятие игры. Составьте тезис или афоризм о значении дидактической

игры в процессе обучения.

7.

Подведение итогов.

Мы с вами потренировались, как играть, и прошли этапы введения игровых

приемов.

1.

Сначала мы актуализировали знания об игре, ассоциируя ее.

2.

Потом мы перешли на этап активного усвоения новых знаний. Узнали и

осмыслили, что думали о значении игры выдающиеся ученые. Затем ввели

элемент творчества и придумали свои игры.

3.

И перешли на собственно творческий уровень, переработали информацию,

внесли в нее личностное отношение и сделали свой мировоззренческий

вывод.

Что нового вы сегодня узнали? С чем не согласны? Что вызвало сопротивление или

трудности? Кто-то хочет поделиться впечатлением?

5



В раздел образования