Автор: Корякина Федора Григорьевна
Должность: Преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБО ДО "Намская детская школа искусств им. З.П. Винокурова"
Населённый пункт: с. Намцы Намского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над развитием гармонического слуха на начальном этапе
Раздел: дополнительное образование
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Намская детская
школа искусств им. З.П. Винокурова»
Методическая разработка на тему:
«Работа над развитием гармонического слуха на начальном этапе»
Выполнила: Корякина Ф.Г.
Преподаватель теории музыки
с. Намцы
План:
1. Введение
2. Работа над двухголосным пением и интервалами
3. Заключение
В настоящей работе изложены методические указания в работе над развитием
гармонического слуха на начальном этапе. Также будут предложены некоторые формы
работы над развитием гармонического слуха при работе с интервалами.
Систематическая работа по анализу на слух дает возможность учащемуся накопить
внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое
значение она имеет в развитии гармонического слуха.
Гармонический слух представляет собой способность одновременно воспринимать
множество звуков как единое целое, то есть воспринимать их в комплексе. Основную роль
в восприятии многоголосия играют эмоциональные ощущения. В процессе восприятия
многоголосия внимание может быть направлено на различные стороны звучания – на
окраску аккорда (фонизм), функциональное значение и связь между собой. Проблемой в
работе над развитием многоголосия является неправильное мнение о том, что на
начальном этапе целью занятий должна быть работа над одноголосием.
Это ведет к тому, что развитие гармонического слуха всегда отстает от мелодического. А
ведь главной ставится задача – накопить слуховые впечатления, создать базу для
дальнейшего развития гармонического слуха. Если мелодический интонационный слух
ложится в основу природных данных, гармонический слух требует формирования и
развития, особенно у тех, кто связан с одноголосным звучанием (например, у домристов).
Воспитание гармонического слуха начинается с усвоения гармонических интервалов и
двухголосия. Недопустимо откладывать на долгий срок начало работы над двухголосием.
На начальном этапе целесообразно начинать работу над двухголосием с народных песен
подголосочного склада, отличающихся очень естественным голосоведением. Часто
встречающиеся унисоны выравнивают голоса.
После усвоения структуры гаммы, можно давать коротенькие гаммообразные мотивы в
терцию или в сексту. Не следует исполнять гамму в полную октаву:
Упражения с «достижением» октавного диапазона.
На данном этапе можно использовать разные приемы работы – исполнение одного из
голосов самим педагогом на инструменте или голосом. Это зависит от творческой
активности
самого
педагога.
Можно
давать
упражнения
с
элементами
канона
(каноническое вступление).
Особое внимание следует уделить умению сольфеджирования гармонических интервалов,
интервальных цепочек на уроках сольфеджио.
На начальном этапе обучения это будут несложные интервальные упражнения, способом
«наслаивания», типа:
Или коротенькие двухголосные интервальные цепочки:
Полезно на уроках сольфеджио научить учащихся вычленять интервал из разучиваемого
музыкального материала на слух и при этом добиваться не только правильного, чистого
интонирования, но и восприятия и осмысления его на слух.
Работая над развитием гармонического слуха на уроках сольфеджио необходимо как
можно чаще привлекать музыкальную художественную литературу. Надо суметь поразить
детей фонизмом созвучий, интервалов, аккордов.
В заключении, подводя итог, нужно отметить, что развитие гармонического слуха в курсе
сольфеджио необходимо начинать как можно раньше. Успех развития гармонического
слуха во многом зависит от умения заинтересовать учащихся, от умения привлечь их к
пению в ансамбле, к участию в оркестре.