Напоминание

Работа над развитием гармонического слуха на начальном этапе


Автор: Корякина Федора Григорьевна
Должность: Преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБО ДО "Намская детская школа искусств им. З.П. Винокурова"
Населённый пункт: с. Намцы Намского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над развитием гармонического слуха на начальном этапе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Намская детская

школа искусств им. З.П. Винокурова»

Методическая разработка на тему:

«Работа над развитием гармонического слуха на начальном этапе»

Выполнила: Корякина Ф.Г.

Преподаватель теории музыки

с. Намцы

План:

1. Введение

2. Работа над двухголосным пением и интервалами

3. Заключение

В настоящей работе изложены методические указания в работе над развитием

гармонического слуха на начальном этапе. Также будут предложены некоторые формы

работы над развитием гармонического слуха при работе с интервалами.

Систематическая работа по анализу на слух дает возможность учащемуся накопить

внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое

значение она имеет в развитии гармонического слуха.

Гармонический слух представляет собой способность одновременно воспринимать

множество звуков как единое целое, то есть воспринимать их в комплексе. Основную роль

в восприятии многоголосия играют эмоциональные ощущения. В процессе восприятия

многоголосия внимание может быть направлено на различные стороны звучания – на

окраску аккорда (фонизм), функциональное значение и связь между собой. Проблемой в

работе над развитием многоголосия является неправильное мнение о том, что на

начальном этапе целью занятий должна быть работа над одноголосием.

Это ведет к тому, что развитие гармонического слуха всегда отстает от мелодического. А

ведь главной ставится задача – накопить слуховые впечатления, создать базу для

дальнейшего развития гармонического слуха. Если мелодический интонационный слух

ложится в основу природных данных, гармонический слух требует формирования и

развития, особенно у тех, кто связан с одноголосным звучанием (например, у домристов).

Воспитание гармонического слуха начинается с усвоения гармонических интервалов и

двухголосия. Недопустимо откладывать на долгий срок начало работы над двухголосием.

На начальном этапе целесообразно начинать работу над двухголосием с народных песен

подголосочного склада, отличающихся очень естественным голосоведением. Часто

встречающиеся унисоны выравнивают голоса.

После усвоения структуры гаммы, можно давать коротенькие гаммообразные мотивы в

терцию или в сексту. Не следует исполнять гамму в полную октаву:

Упражения с «достижением» октавного диапазона.

На данном этапе можно использовать разные приемы работы – исполнение одного из

голосов самим педагогом на инструменте или голосом. Это зависит от творческой

активности

самого

педагога.

Можно

давать

упражнения

с

элементами

канона

(каноническое вступление).

Особое внимание следует уделить умению сольфеджирования гармонических интервалов,

интервальных цепочек на уроках сольфеджио.

На начальном этапе обучения это будут несложные интервальные упражнения, способом

«наслаивания», типа:

Или коротенькие двухголосные интервальные цепочки:

Полезно на уроках сольфеджио научить учащихся вычленять интервал из разучиваемого

музыкального материала на слух и при этом добиваться не только правильного, чистого

интонирования, но и восприятия и осмысления его на слух.

Работая над развитием гармонического слуха на уроках сольфеджио необходимо как

можно чаще привлекать музыкальную художественную литературу. Надо суметь поразить

детей фонизмом созвучий, интервалов, аккордов.

В заключении, подводя итог, нужно отметить, что развитие гармонического слуха в курсе

сольфеджио необходимо начинать как можно раньше. Успех развития гармонического

слуха во многом зависит от умения заинтересовать учащихся, от умения привлечь их к

пению в ансамбле, к участию в оркестре.



В раздел образования