Напоминание

"Подвижные игры как средство развития физических качеств младшего школьника"


Авторы: Пизова Виктория Валентиновна И, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка iv курса 341 группы и преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Подвижные игры как средство развития физических качеств младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




Подвижные игры как средство развития физических качеств

младшего школьника

Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и

методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод

характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических

упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные

движения

в

соответствии

со

всеми

их

характеристиками,

направляются

особенности

поведения

детей

и

проявления

необходимых

физических

и

нравственных качеств.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как

действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена

условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих

задач.

Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы,

творчества, сообразительности.

Большое

значение

имеют

подвижные

игры

для

нравственного

воспитания.

Дети

учатся

действовать

в

коллективе,

подчиняться

общим

требованиям.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников

оказывает большое влияние на поведение каждого игрока.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может

активизировать

действия

игроков,

вызывать

проявление

решительности,

мужества и упорства для достижения цели.

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это

такая

сознательная

деятельность,

в

которой

проявляется

и

развивается

умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

Быстрая

смена

обстановки

в

процессе

игры

приучает

ребенка

целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той

или

иной

ситуацией,

обеспечивая

их

совершенствование.

Физические

качества

-

быстрота

реакции,

ловкость,

глазомер,

равновесие,

навыки

пространственной ориентировки и др. проявляются естественно. Все это

положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Таким

образом,

подвижные

игры,

создавая

атмосферу

радости,

делают

наиболее

эффективным

комплексное

решение

оздоровительных,

образовательных

и

воспитательных

задач.

Активные

движения,

обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции

и усиливают все физиологические процессы.

В

игровой

деятельности

детей

объективно

сочетаются

два

очень

важных

фактора:

с

одной

стороны,

дети

включаются

в

практическую

деятельность,

развиваются

физически,

привыкают

самостоятельно

действовать;

с

другой

стороны

-

получают

моральное

и

эстетическое

удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их

среды. Все это способствует воспитанию личности в целом.

Школьной программой предусматривается обеспечение широкого

фонда новых двигательных умений и навыков, и на этой основе развитие у

учащихся физических способностей, проявляющихся в циклических видах

спорта, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой

на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Воспитание физических способностей детей младшего школьного

возраста должно быть направлено на развитие физических качеств: силы,

ловкости, выносливости, гибкости, быстроты. Одним из средств воспитания

являются подвижные игры. Использовать их необходимо в соответствии с

определенными правилами: изменять скорость, темп и пространственные

границы движений; усложнять условия игры.

Для развития ловкости.

Игры,

на

переключения

от

одного

действия

к

другому;

требующие

сосредоточить

внимание

одновременно

на

нескольких

действиях

бег,

прыжки,

действия

с

увертыванием.

Необходимо

использовать

игры,

требующие

проявления

точной

координации

движений

и

быстрого

согласования

своих

действий

с

партнерами

по

команде,

обладания

определенной физической сноровкой.

Для развития быстроты.

Игры,

побуждающие

своевременных

ответов

на

зрительные,

звуковые

сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в

кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях. Следует

подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные,

звуковые

или

тактильные

сигналы.

Эти

игры

должны

включать

в

себя

физические

упражнения

с

периодическими

ускорениями,

внезапными

остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на

короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами,

направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития силы.

Игры

с

кратковременными

мышечными

напряжениями

динамического

и

статистического характера. Основные содержательные компоненты таких игр

включают

в

себя

различные

притягивания,

сталкивания,

удержания,

выталкивания.

Эффективными

для

решения

данной

задачи

оказываются

двигательные операции с доступными для детей отягощениями, наклоны,

приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки.

Для развития выносливости

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых

действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых

активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами

от одних видов движений к другим

Для развития гибкости.

В

качестве

средств

развития

гибкости

используют

упражнения,

которые

можно

выполнять

с

максимальной

амплитудой,

это

упражнениями

на

растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или

выпадов

и

растягивающие

движения,

выполняемые

с

партнером

или

на

тренажерах

Проанализировав литературные источники, мы отобрали подвижные

игры для младших школьников и систематизировали по разделам школьной

программы.

Мы

предлагаем

перечень

подвижных

игр

для

развития

физических качеств, которые могут быть включены в уроки физической

культуры в начальных классах.

Раздел «Легкая атлетика»:

«Салки в два круга», «Через кочки и пенечки», «Вызов номеров», «Голова и

хвост», «Ловля парами», «Салки», «Космонавты», «Метко в цель»,

«Караси и щука», «Зайцы в огороде», «Через кочки и пенечки», «Быстро по

местам», «Третий лишний», «Белые медведи», «Гуси-лебеди».

Раздел «Спортивные игры»:

«Передача мяча на ходу», «Двумя руками», «Скажи, какой цвет», «Гонка

мячей по кругу», «Передача мяча в колоннах над головой», «Ловишки с

мячом», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Четыре мяча», «Вызовы по

номерам», «Альпинисты», «Кто обгонит?», «Парашютисты», «Зайцы, сторож,

Жучка», «Веревочка под ногами», «Лови, убегай», «Мотоциклисты»,

«Мяч соседу», «Подвижная цель», «Передал-садись», «Мяч через сетку»

Раздел «Гимнастика»:

«Обруч на себя», «Дружные тройки», «Удержи обруч», «Канатоходец»

«Пингвины с мячом», «Иголка и нитка», «Эстафеты с обручами»

«Не урони мешочек», «Запрещенное движение»

Раздел «Лыжная подготовка»:

«Быстрый лыжник», «Пятнашки простые», «Попади в ворота»,

«Эстафета - биатлон», «Салки маршем», «Круговая лапта», «Слалом»

«Подними предмет»

При подборе подвижных игр для проведения их с детьми необходимо

учитывать:

педагогическую

направленность

содержания

игры,

соответствующую задачам воспитания; научно обоснованную связь игры с

возрастными

особенностями

занимающихся,

их

подготовленностью;

планомерную

последовательность

проведения

игр,

сезонность,

место

проведения игры и состав занимающихся; направленность на достижение

воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов.

Анализ уроков физической культуры в начальных классах показал, что

решение

задач

физического

воспитания

по

развитию

физических

способностей в подвижных играх прежде все приводит к тому, что учащиеся:

- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают

различными двигательными действиями;

- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает

успешнее

справляться

с

заданиями

по

овладению

более

сложными

двигательными навыками;

- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в

процессе двигательной деятельности;

-

испытывают

в

психологическом

отношении

чувства

радости

и

удовлетворения от освоения в совершенных формах новых разнообразных

движений.



В раздел образования