Напоминание

Формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка


Автор: Джейхан Евгения Михайловна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Новомичуринская сош №3
Населённый пункт: город Новомичуринск,Рязанская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новомичуринская средняя общеобразовательная школа № 3»

Формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках

английского языка

Учитель английского языка:

Джейхан Евгения Михайловна

Новомичуринск 2022г.

Аннотация

В последнее время констатируется высокий уровень мотивации к изучению

английского языка и его применение в средствах массовой информации. Уже не

возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с

необходимостью использования его в повседневной жизни. Кроме того, в современном

мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность

осваивать другую культуру и в то же время нести свою. Очень важно введение

таких компонентов функциональной грамотности, как читательской деятельности

в

образование

школы.

Формирование

функциональной

грамотности

одна

из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в

целом.

Цель функциональной грамотности на уроках английского языка – это умение

применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно

общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке.

Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных

научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного

языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою

культуру и осваивать другую.

Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся

речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи. Работа над

развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на

протяжении всего периода обучения.

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и

развитию

коммуникативных

способностей

-

навыков

свободного

общения

и

практического применения английского языка.

При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто

сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с

текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не

понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют

сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии

перенести знания и умения из одной области на другую.

В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это

связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством

общения и взаимодействия не только в процессе обучения, а и за пределами

школы. Как же следует организовать работу на уроке английского языка, чтобы в

процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях

обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с

решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя

умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты

разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и

критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться

источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы,

условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов;

способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя

на развитие функциональной грамотности учащихся.

Так

что

же

характеризует

ученика,

у

которого

сформированы

навыки

функционального чтения? Прежде всего, это ученик, который может «свободно

использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его

понимания, сжатия, преобразования и т.д.».

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными

способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного

языка является заинтересованность обучающихся. Применить функциональную

грамотность

в

процессе

обучения

английского

языка

можно различными

методами: игры, песни, лингвострановедческие фильмы и мультфильмы, упражнения

на аудирование, говорение (развитие монологической и диалогической речи), письмо,

чтение.

Проанализировав задания из учебника «Rainbow English», непосредственно с которым

я

работаю,

можно

найти

много

примеров

упражнений,

направленных

на

формирование всех видов функциональной грамотности на уроках английского языка.

Формирование

математической

грамотности

начинается,

когда

обучающиеся

работают с числительными на разных этапах обучения. В учебнике для 5 класса,

ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке,

характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

При формировании естественно-научной грамотности следует рассмотреть три уровня

ситуации:

- Личностная - связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями.

- Местная/национальная - связанная с проблемами данной местности или страны.

- Глобальная - когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках

мира.

Так в учебнике для 5 класса, обучающиеся вспоминают годы жизни и творчество

великих русских писателей и поэтов.

Предпочтительным

направлением

в

своей

работе

я

выбрала

формирование

читательской грамотности на уроках английского языка. Читательская грамотность –

это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое

направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать

это прочитать задание и понять, то есть перевести что необходимо сделать в данном

задании.

В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся

при работе с текстом:

1. Учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста,

2. Учащиеся не могут подобрать к этому тексту заголовок

3. Учащиеся не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в

таблицах,

4. Учащиеся не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.

5. Учащиеся затрудняются расположить предложения в правильном порядке.

Это связано ещё и с тем, что чтение – трудоёмкий процесс, требующий, усилий

и усидчивости. Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл

прочитанного, выделяет главное. Я думаю, это и есть смысловое (продуктивное)

чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового

содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять

содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную

информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью

анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно

работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними

образами. Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с

текстом, размышлять о читаемом и прочитанном. Владение навыками смыслового

чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда. Все это может дать человеку

чтение.

Безусловно, для того, чтобы формировать и развивать

функциональную грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо

составить соответствующие задания к чтению и работе с текстом.

В исследовании PISA(Programme for International Student Assessment – Международная

программа по оценке образовательных достижений учащихся) грамотность чтения

подразделяется на следующие уровни:

1) поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий

уровень);

2) поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

3) поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками

информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

4) поиск и установление последовательности или комбинации отрывков,

содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая

информация в тексте необходима для выполнения задания;

5) понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и

гипотез относительно содержания текста .

Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной

информации, являются задания на выбор альтернатив верно/неверно. Учитель

обрабатывает важные (или трудные для понимания) места в тексте с помощью

инструмента «верно-неверно», и затем предлагает ответить на эти вопросы ученикам.

Ученик несколько раз внимательно просматривает текст с определенной целью -

найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте. Но может

быть и более дальновидное использование заданий типа «верно-неверно». Например,

можно предложить ученикам самим обработать текст, применив этот инструмент.

Формулировки заданий на выбор альтернатив могут быть следующими:

1. Отметь значком * правильный вариант ответа, согласно тексту.

2. Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа (один из предложенных),

согласно тексту.

3. Какое из утверждений соответствует тексту?

4.Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.

При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями:

актуальность текста для учащихся; учет возрастных особенностей целевой группы

(адаптированность текста); наличие новой (для учащихся) информации; наличие

фактов, понятий, имен, географических названий, наименований товаров, цифр, дат и

т.д.; наличие иллюстраций, схем, диаграмм; наличие в тексте «фактов и мнений».

К отличительным особенностям тестов на проверку функционального чтения

относят: большой

объем

текста;

неадаптированный

текст;

информация,

представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков; задания, для

выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов; задания, в

которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.

Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на

функциональное чтение:

1.Текст должен быть ученику интересен.

2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.

3.Текст должен развивать кругозор.

4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.

Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.

6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При

необходимости нужно адаптировать текст.

7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены

в сносках.

8. Объем текста не должен превышать норму.

9. Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.

10.Текст должен быть структурирован.

11.В тексте не должно быть ошибок.

Разновидностью данного типа заданий являются задания на поиск информации

мелким шрифтом. Однако, оказывается, что наши ученики иногда затрудняются с

правильной

интерпретацией

иллюстраций,

ярких

заголовков

и

рекламных

вставок.

Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA,

называется несплошным текстом. Это могут быть театральные билеты, программки,

постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные мероприятия, проездные

билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев, скриншоты сайтов и т.д.

Таким образом, мы видим, что основными упражнениями для развития

функциональной грамотности являются различные виды работы с текстом.

Как уже отмечалось, для того, чтобы текст стал реальной и продуктивной

основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся

различным операциям с материалами текста с учетом его жанровых и стилистических

особенностей. Этой цели служат различные задания, создаваемые на базе изучаемых

текстов.

Как известно, в учебной литературе кроме заданий на собственно чтение и

перевод текста, существуют также предтекстовые, текстовые и послетекстовые

задания. Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на

отработку и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков

письма и устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков,

навыков применения информации, ее анализа, оценивания.

При подготовке для работы на уроке текстового материала преподаватель может

самостоятельно разработать подобные задания с учетом хода педагогического

процесса в группе, а также с учетом особенностей учащихся. При этом задания могут

предъявляться учащимся дифференцированно, в зависимости от их уровня владения

языковым материалом. Работа с текстом может осуществляться как на начальном, так

и на последующих этапах обучения.

Для учащихся более продвинутого уровня целесообразно разрабатывать и

применять

задания

повышенной

сложности,

а

также

проблемные

задания,

использовать тексты с мыслительной задачей.

Рассмотрим некоторые виды заданий при работе с текстом.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний,

необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение

смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование

навыков

и

умений

чтения,

выработку

"стратегии

понимания",

умения

прогнозирования. Например:

- прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;

- посмотри на фото; скажи, какую жизнь могут вести люди, изображенные

на фото;

- опиши картинку (соответствующую тематике текста); затем прочти текст и найди

ошибки в картинке;

- дай определение следующим словам;

-

соедини слова с их определениями;

-

определи различные значения одного итого же слова;

-

найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;

-

прочти

первые

предложения

абзацев

и

назови

вопросы,

которые

будут

рассматриваться в тексте.

В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в

которых

содержатся

указания

на

вид

чтения

(изучающее,

ознакомительное,

просмотровое,

поисковое),

скорость

и

необходимость

решения

определенных

познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Кроме этого, учащиеся

выполняют

ряд

упражнений

с

текстом,

обеспечивающих

формирование

соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

Например:

- прочти текст; раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;

-

выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;

-

составь план текста;

-

заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;

-

передай основную идею текста несколькими предложениями.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного,

для контроля над степенью сформированности умений чтения и

использования

полученной информации:

- ответь на вопросы по содержанию текста;

- выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);

- заполни таблицу по содержанию текста;

-

пронумеруй события в порядке их очередности;

-

заполни предложения словами из текста;

-

вырази свое отношение к прочитанному;

-

составь вопросы к тексту;

-

подготовь пересказ (аннотацию, рецензию) текста.

Проблемные задания могут входить в систему всех текстовых заданий в

качестве завершающего этапа работы над текстом, так как они являются наиболее

трудным, творческим видом работы. В системе проблемных заданий можно выделить

однотекстовые и многотекстовые проблемные задачи.

Примеры однотекстовых проблемных заданий:

-

к тексту, в котором пропущена какая-либо композиционная часть, дать как можно

больше вариантов этой части;

-

скажите, о чем может быть текст, в котором пропущены все тематические слова;

дайте как можно больше вариантов, каждый раз вставляя пропущенные слова;

-

составьте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз

располагая эти части по-новому;

-

найдите выход из ситуации (на базе рассказов-головоломок).

Примеры многотекстовых проблемных заданий:

-

прочтите тексты, выражающие разные точки зрения по одному вопросу; какую еще

точку зрения можно высказать?

-

соедините два текста, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его

писал один автор.

Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида

текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся,

грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой

деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к

внимательному и вдумчивому отношению к тексту.

Сформировать функциональную грамотность в процессе обучения английского языка

можно различными способами. С моей точки зрения изучение иностранного языка,

невозможно также без тщательно изучения грамматики. Основные грамматические

структуры вводятся в начальной школе. На этой ступени обучения я не углубляюсь в

сущность грамматического явления, так как у детей данного возраста слабо развиты

способности анализировать и обобщать. Важным для меня представляется, чтобы они

поняли то или иное грамматическое явление и правильно употребляли его в речи.

Считаю необходимым при объяснении грамматического материала использование

наглядности. Начиная со 2-го класса, в начало урока я обязательно включаю

фонетическую

зарядку.

Очень

часто

использую

для

фонетической

зарядки

стихотворение, песенку или рифмовку, содержащие изучаемую грамматическую

структуру.

Такая

фонетическая

зарядка

способствует

быстрому

запоминанию

стихотворения, а значит – и грамматических структур.

Решая проблему развития функционально грамотной личности на уроках английского

языка, я ставлю перед собой следующие задачи:

- создание для учащихся условий для развития функционально грамотной личности;

- решение ситуационных задач, что составляет важнейший ресурс для решения в

последующем жизненных задач;

- определение этапов работы;

- разработка системы упражнений, направленных на овладение обучающимися

грамматическим навыком.

Важное место в своей работе уделяю при формировании функциональной грамотности

социокультурной компетенции. При этом используется английский язык, как средство

межкультурного диалога. Это создает условия для расширения и углубления знаний о

своей культуре, поскольку обсуждение большей части проблем предполагает

сопоставление фактов жизни родной страны и других государств. Также школьники

овладевают способами сделать свою речь более вежливой, учатся выражать

предпочтение,

неприятие,

удивление,

ведут

дискуссии

и

аргументированно

отстаивают свою точку зрения. Значительное место отводится комментированию

предлагаемых явлений или идей, высказываемых в аудиотекстах и текстах для чтения.

Большое внимание уделяем творческим проектам и исследовательской деятельности.

Подобранные мною задания провоцируют

обучающихся

на

проведение хоть

небольшой, но исследовательской работы.

Первоочередная задача учителя - создать на уроке такую атмосферу, когда ученики не

боялись бы высказывать свои суждения на иностранном языке. Также в его задачу

входит постановка стимулирующих к говорению заданий. Мотивацией к говорению

вызывают у учеников ролевые игры, особенно если они интересны, удачно подобраны

и отвечают сегодняшним реалиям.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

-

создание психологической готовности детей к, речевому общению;

-

обеспечение естественной необходимости многократного повторения;

-

введение языкового материала.

Обучающие игры на уроках иностранного языка подразделяются на следующие

категории:

1.

фонетические;

2.

лексические;

3.

грамматические;

4.

орфографические;

5.

ролевые.

1. Фонетические игры.

Цели:

-

формирование навыка произношения связного высказывания или текста.

-

тренировать учащихся в произнесении английских и немецких звуков;

-

научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения.

2. Лексические игры.

Цели:

-

тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к

естественной обстановке;

-

активизировать речемыслительную деятельность учащихся.

3. Грамматические игры.

Цель:

-

научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные

грамматические трудности;

-

развивать языковую догадку и речевую реакцию учащихся.

4. Орфографические игры.

Цель: формирование навыков письма, правильного написания сочетаний букв в слове.

Любимый герой попал под дождь, и буквы в его тетрадки размыло. Вставьте

недостающие буквы.

5. Ролевые игры.

Ролевые игры обладают способностью дальнейшего развития речевых навыков и

умений.

Применяя игровые технологии на уроках иностранного языка, всегда помню:

-

Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован.

Учитываю цель использования игры.

-

В игру следует вовлекать как можно больше учащихся.

-

Игра должна соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.

-

Игра должна развивать все виды речевой деятельности и проводиться на

иностранном языке.

На начальном этапе детям интересно узнать что-то новое, они учатся, так как уроки

доставляют им удовольствие и радость. У учащихся данного возраста только

начинают формироваться речевые навыки, которыми они владеют недостаточно – для

проведения ролевых, сюжетных игр.

На

средней

ступени обучения

иностранному

языку,

когда

ученики

достигли

элементарного

уровня

коммуникативной

компетенции,

усложняется

игровая

деятельность. Я применяю коммуникативные, интеллектуальные, ролевые игры и

игры, построенные на страноведческом материале. Использование данных видов игр

способствует погружению учащихся в иноязычную атмосферу, формированию у них

коммуникативных навыков и развитию определенных речевых умений, учит учащихся

общению на иностранном языке.

На уроках английского языка я стараюсь так же использовать новые

информационные технологий, я считаю, что в преподавании английского языка

является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного

процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и

запоминающимся для учащихся. Важным компонентом урока английского является

самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и

перевод,

а

выполнение

заданий

на

функциональную

грамотность,

то

есть

формирование

навыков

функционального

чтения.

Без

чтения

невозможно

интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей

жизни.

Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с

большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в

общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения

может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней

идут

на

контакт,

помогая

слабым.

Функциональная

грамотность

на

уроках

английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение,

интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных

заданий.

Важно, при формировании функциональной грамотности обучающихся привлекать

родителей обучающихся. Как показывает практика, семья может многое сделать для

развития функциональной грамотности своего ребенка. Кто, как не родители,

бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут

заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый

интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по

воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные,

отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности —

значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его

способностей. Семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные

ценности, ориентиры на построение разумного и продуктивного образа жизни.

Исследование

PISA

также

демонстрирует,

что

на

уровень

функциональной

грамотности положительно влияет участие родителей в процессе обучения и развития

детей. Ведь роль родителей, как субъектов образовательной деятельности в решении

задач

развития

функциональной

грамотности,

велика.

Появилась

система

мероприятий, направленных на активное включение родителей в жизнь школы:

создание

попечительских

советов,

ассоциаций

родителей,

родительских

университетов. Данные общественные институты позволят установить партнерские

отношения с семьей каждого обучающегося, создать атмосферу взаимоподдержки и

общности интересов семьи и школы.

Невозможно, конечно, на нескольких страницах изложить все формы, методы,

способы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.

Но уверена, что желание учиться во многом зависит от результатов, которых удается

достичь. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы

учителя.

Работа

должна

быть

хорошо

продумана,

тщательно

спланирована,

проводиться системно, должна быть возможность оценивания результатов во времени.

В итоге, ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с

изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные учебные и

жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью

рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к

дальнейшему образованию.

Литература:

1.

[ Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под

ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс , 2003. С. 35.].

2.

Воронина, К. В. Формирование функциональной грамотности на уроках

английского языка / Молодой ученый. — 2020. — № 5

3.

Кувалдина, Е.А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника.//

Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. –

Киров, 2004.

4.

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной

школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла.

Методическое пособие. - Астана, 2013

5.

Панфилова Е. И. К вопросу о формировании функциональной грамотности

учащихся на уроках английского языка / Концепт: Современные научные

исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3, 2015.

6.

Пономарева, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться /

Е.А.Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –

2016. – № 2.



В раздел образования