Напоминание

"Внеклассная работа как средство приобщения учащихся к здоровому образу жизни"


Авторы: Пизова Виктория Валентиновна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка iv курса 341 группы и преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Внеклассная работа как средство приобщения учащихся к здоровому образу жизни"
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассная работа как средство приобщения учащихся к

здоровому образу жизни

Здоровье до того перевешивает

все остальные блага жизни, что

поистине здоровый нищий

счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Бережному отношению к своему здоровью, надо обучать с раннего

детства,

-

актуальная

задача

современного

образования.

В

современных

условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с

резким

снижением

процента

здоровых

детей. Дети младшего школьного

возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому

целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу

жизни. Мало научить ребенка ходить, бегать, прыгать, надо еще и развивать

эти качества, но развивать умело, настойчиво, терпеливо, идти в воспитании

физических качеств от простого к сложному, не спеша.

Развитию в школе различных форм внеклассных занятий в настоящее

время придается исключительно большое значение. Внеклассные занятия

представляют

наибольшие

возможности

для

развития

у

учащихся

самостоятельности

и

индивидуальных

способностей.

Внеклассная

воспитательная

деятельность

дает

возможность

отвлечь

детей

от

улицы,

служит средством развития познавательной активности.

Внеклассная

работа

формирует

у

детей

духовные

потребности,

приучает

ценить

свободное

время

как

истинное

богатство

общества

и

личности.

Основным содержанием внеклассных занятий с учащимися является

материал

учебной

программы

по

физической

культуре,

используемый

с

целью

совершенствования

умений

и

навыков

учащихся

в

выполнении

различных упражнений как в обычных условиях, так и в усложненных, в

частности на местности.

Задачи внеклассной работы:

1)

содействовать

школе

в

выполнении

стоящих

перед

ней

учебно-

воспитательных задач;

2)

содействовать

укреплению

здоровья,

закаливанию

организма,

разностороннему физическому развитию учащихся;

3)

углублять

и

расширять

знания,

умения

и

навыки,

получаемые

учащимися на уроках физической культуры;

4) воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;

5) организовать здоровый отдых учащихся;

6)

прививать

учащимся

любовь

к

систематическим

занятиям

физической культурой и спортом.

Являясь составной частью общей системы физического воспитания

детей школьного возраста, внеклассная работа по отношению к учебной

занимает

подчиненное

положение,

обогащая

последнюю

специфическим

содержанием и разновидностями форм организации занятий, и при единстве

целевой направленности отличается от нее следующими особенностями:

1. Внеклассная работа осуществляется на добровольных началах.

Содержание

и

формы

организации

занятий

определяются

с

учетом

интересов

большинства

учащихся

и

условий

школы:

учащимся

предоставляется возможность выбора видов занятий в соответствии с их

желаниями.

2.

Внеклассная

работа

строится

на

основе

широкой

общественной

активности

самих

школьников,

объединенных

в

коллектив

физической

культуры,

при

постоянном

контроле

и

руководстве

их

деятельностью

со

стороны

администрации,

учителя

физического

воспитания

и

других

педагогов школы.

3.

Педагогическое

руководство

в

процессе

внеклассной

работы

приобретает в большей мере инструктивно-методический и консультативно-

рекомендательный

характер,

стимулирующий

проявление

творческой

инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы.

К

внеклассным

формам

физического

воспитания

школьников

относится:

1)

Спортивные

секции

по

видам

спорта.

При

создании

секций

предпочтение

следует

отдавать

тем

видам

спорта,

занятия

которыми

отличаются простой организации, не требует сложного и дорогостоящего

оборудования, обеспечивают массовый охват школьников, имеют наибольшее

прикладное

значение

и

возможности

разносторонней

подготовки

занимающихся.

2) Секции общефизической подготовки направлены на обеспечение

всестороннего

физического

развития.

Такие

секции

могут

проводится

в

подготовительный и переходный периоды и со спортсменами, для которых

высокий

уровень

общей

физической

подготовки

является

очень

важным

условием достижения высоких спортивных результатов.

В

секциях

общей

физической

подготовки

для

начинающих

используется

широкий

круг

средств

с

целью

обучения

разнообразным

навыкам, совершенствование двигательным, моральным и волевых качеств.

3) Школьные соревнования проводятся внутри классов или отдельных

групп учащихся (кружок, секции), между классами или всей школы. Если в

соревнованиях

участвуют

школьники

разных

возрастных

групп,

то

для

младших

с

целью

управления

возможностей

соревнующихся

вводится

преимущество

или

при

подведении

итогов

используются

специальные

таблицы,

позволяющие

оценить

по

очкам

результаты

с

учетом

возраста

соревнующихся.

4)

Туристические

походы

решают

задачи

активного

отдыха

и

всестороннего

общего

физического

развития,

всемерного

расширения,

углубления

и

закрепления

знаний

о

родной

стране,

осуществления

общественно

полезной

работы.

Туризм

является

сложной,

весьма

разносторонней деятельностью, включающей в себя элементы игры, учения и

труда.

5) Прогулки служат для развлечения и активного отдыха, укрепления

здоровья

и

повышение

работоспособности.

Они

должны

проводиться

по

возможности за пределами населенных пунктов – в лесу, роще, загородных

парках, по реке, озеру, морю.

6) Экскурсии преследуют главным образом познавательные цели. В

процессе

экскурсии

туристы

изучают

различные

объекты

и

условия

местности; учатся применять в естественных природных условиях некоторые

умения

и

навыки,

определять

расстояние,

высоту

и

размеры

различных

объектов; знакомятся с элементами разведки.

7)

Праздники

физической

культуры

-

это

массовые

зрелищные

мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие

пропаганде физической культуры. Их более частные задачи - демонстрация

достижений

школьного

коллектива,

подведение

итогов

за

определенный

период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в

жизни

страны,

в

международной

спортивной

жизни,

коллектива

школы,

знаменательным датам.

8) Дни здоровья и спорта должны проводиться ежемесячно во всех

общеобразовательных школах. В течение учебного года следует организовать

девять дней здоровья для учащихся I – XI классов. Сроки проведения дней

здоровья устанавливаются каждой школой в зависимости от климатических

условий, наличия спортивной базы, установившихся традиций.

Дни здоровья и спорта включают подвижные и спортивные игры на

местности,

лыжные

туристические

походы,

массовые

соревнования,

различные развлечения.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:

а)

содействовать

успешному

и

полному

овладению

материала

программы по предмету «Физическая культура»;

б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами

спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к

занятиям определенными видами спорта;

в) обеспечивать здоровый, активный содержательный отдых.

Главная

цель

внеклассной

работы

повышение

общего

уровня

здоровья, повышение спортивного мастерства школьников.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность

различных

видов

деятельности

и

обладает

широкими

возможностями

воспитательного

воздействия

на

ребенка.

Включение

в

различные

виды

внеклассной

работы

обогащает

личный

опыт

ребенка,

его

знания

о

разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые

практические умения и навыки. Разнообразная внеклассная воспитательная

работа

способствует

развитию

у

детей

интереса

к

различным

видам

деятельности,

желания

активно

участвовать

в

продуктивной,

одобряемой

обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к

труду

в

совокупности

с

определенными

практическими

навыками,

обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет

самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно

актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в

результате чего растут детская преступность, наркомания и алкоголизм, что

ведет

к

неправильному

представлению

о

здоровом

образе

жизни

или

незнании о таковом вообще.

Таким

образом,

внеклассная

работа

формирует

у

детей

духовные

потребности, приучает ценить свободное время, удовлетворяет интересы в

занятиях физическими упражнениями, развивает активность занимающихся.



В раздел образования