Авторы: Пизова Виктория Валентиновна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка iv курса 341 группы и преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Внеклассная работа как средство приобщения учащихся к здоровому образу жизни"
Раздел: начальное образование
Внеклассная работа как средство приобщения учащихся к
здоровому образу жизни
Здоровье до того перевешивает
все остальные блага жизни, что
поистине здоровый нищий
счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Бережному отношению к своему здоровью, надо обучать с раннего
детства,
-
актуальная
задача
современного
образования.
В
современных
условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с
резким
снижением
процента
здоровых
детей. Дети младшего школьного
возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому
целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу
жизни. Мало научить ребенка ходить, бегать, прыгать, надо еще и развивать
эти качества, но развивать умело, настойчиво, терпеливо, идти в воспитании
физических качеств от простого к сложному, не спеша.
Развитию в школе различных форм внеклассных занятий в настоящее
время придается исключительно большое значение. Внеклассные занятия
представляют
наибольшие
возможности
для
развития
у
учащихся
самостоятельности
и
индивидуальных
способностей.
Внеклассная
воспитательная
деятельность
дает
возможность
отвлечь
детей
от
улицы,
служит средством развития познавательной активности.
Внеклассная
работа
формирует
у
детей
духовные
потребности,
приучает
ценить
свободное
время
как
истинное
богатство
общества
и
личности.
Основным содержанием внеклассных занятий с учащимися является
материал
учебной
программы
по
физической
культуре,
используемый
с
целью
совершенствования
умений
и
навыков
учащихся
в
выполнении
различных упражнений как в обычных условиях, так и в усложненных, в
частности на местности.
Задачи внеклассной работы:
1)
содействовать
школе
в
выполнении
стоящих
перед
ней
учебно-
воспитательных задач;
2)
содействовать
укреплению
здоровья,
закаливанию
организма,
разностороннему физическому развитию учащихся;
3)
углублять
и
расширять
знания,
умения
и
навыки,
получаемые
учащимися на уроках физической культуры;
4) воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
5) организовать здоровый отдых учащихся;
6)
прививать
учащимся
любовь
к
систематическим
занятиям
физической культурой и спортом.
Являясь составной частью общей системы физического воспитания
детей школьного возраста, внеклассная работа по отношению к учебной
занимает
подчиненное
положение,
обогащая
последнюю
специфическим
содержанием и разновидностями форм организации занятий, и при единстве
целевой направленности отличается от нее следующими особенностями:
1. Внеклассная работа осуществляется на добровольных началах.
Содержание
и
формы
организации
занятий
определяются
с
учетом
интересов
большинства
учащихся
и
условий
школы:
учащимся
предоставляется возможность выбора видов занятий в соответствии с их
желаниями.
2.
Внеклассная
работа
строится
на
основе
широкой
общественной
активности
самих
школьников,
объединенных
в
коллектив
физической
культуры,
при
постоянном
контроле
и
руководстве
их
деятельностью
со
стороны
администрации,
учителя
физического
воспитания
и
других
педагогов школы.
3.
Педагогическое
руководство
в
процессе
внеклассной
работы
приобретает в большей мере инструктивно-методический и консультативно-
рекомендательный
характер,
стимулирующий
проявление
творческой
инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы.
К
внеклассным
формам
физического
воспитания
школьников
относится:
1)
Спортивные
секции
по
видам
спорта.
При
создании
секций
предпочтение
следует
отдавать
тем
видам
спорта,
занятия
которыми
отличаются простой организации, не требует сложного и дорогостоящего
оборудования, обеспечивают массовый охват школьников, имеют наибольшее
прикладное
значение
и
возможности
разносторонней
подготовки
занимающихся.
2) Секции общефизической подготовки направлены на обеспечение
всестороннего
физического
развития.
Такие
секции
могут
проводится
в
подготовительный и переходный периоды и со спортсменами, для которых
высокий
уровень
общей
физической
подготовки
является
очень
важным
условием достижения высоких спортивных результатов.
В
секциях
общей
физической
подготовки
для
начинающих
используется
широкий
круг
средств
с
целью
обучения
разнообразным
навыкам, совершенствование двигательным, моральным и волевых качеств.
3) Школьные соревнования проводятся внутри классов или отдельных
групп учащихся (кружок, секции), между классами или всей школы. Если в
соревнованиях
участвуют
школьники
разных
возрастных
групп,
то
для
младших
с
целью
управления
возможностей
соревнующихся
вводится
преимущество
или
при
подведении
итогов
используются
специальные
таблицы,
позволяющие
оценить
по
очкам
результаты
с
учетом
возраста
соревнующихся.
4)
Туристические
походы
решают
задачи
активного
отдыха
и
всестороннего
общего
физического
развития,
всемерного
расширения,
углубления
и
закрепления
знаний
о
родной
стране,
осуществления
общественно
полезной
работы.
Туризм
является
сложной,
весьма
разносторонней деятельностью, включающей в себя элементы игры, учения и
труда.
5) Прогулки служат для развлечения и активного отдыха, укрепления
здоровья
и
повышение
работоспособности.
Они
должны
проводиться
по
возможности за пределами населенных пунктов – в лесу, роще, загородных
парках, по реке, озеру, морю.
6) Экскурсии преследуют главным образом познавательные цели. В
процессе
экскурсии
туристы
изучают
различные
объекты
и
условия
местности; учатся применять в естественных природных условиях некоторые
умения
и
навыки,
определять
расстояние,
высоту
и
размеры
различных
объектов; знакомятся с элементами разведки.
7)
Праздники
физической
культуры
-
это
массовые
зрелищные
мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие
пропаганде физической культуры. Их более частные задачи - демонстрация
достижений
школьного
коллектива,
подведение
итогов
за
определенный
период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в
жизни
страны,
в
международной
спортивной
жизни,
коллектива
школы,
знаменательным датам.
8) Дни здоровья и спорта должны проводиться ежемесячно во всех
общеобразовательных школах. В течение учебного года следует организовать
девять дней здоровья для учащихся I – XI классов. Сроки проведения дней
здоровья устанавливаются каждой школой в зависимости от климатических
условий, наличия спортивной базы, установившихся традиций.
Дни здоровья и спорта включают подвижные и спортивные игры на
местности,
лыжные
туристические
походы,
массовые
соревнования,
различные развлечения.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:
а)
содействовать
успешному
и
полному
овладению
материала
программы по предмету «Физическая культура»;
б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами
спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к
занятиям определенными видами спорта;
в) обеспечивать здоровый, активный содержательный отдых.
Главная
цель
внеклассной
работы
–
повышение
общего
уровня
здоровья, повышение спортивного мастерства школьников.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность
различных
видов
деятельности
и
обладает
широкими
возможностями
воспитательного
воздействия
на
ребенка.
Включение
в
различные
виды
внеклассной
работы
обогащает
личный
опыт
ребенка,
его
знания
о
разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые
практические умения и навыки. Разнообразная внеклассная воспитательная
работа
способствует
развитию
у
детей
интереса
к
различным
видам
деятельности,
желания
активно
участвовать
в
продуктивной,
одобряемой
обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к
труду
в
совокупности
с
определенными
практическими
навыками,
обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет
самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно
актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в
результате чего растут детская преступность, наркомания и алкоголизм, что
ведет
к
неправильному
представлению
о
здоровом
образе
жизни
или
незнании о таковом вообще.
Таким
образом,
внеклассная
работа
формирует
у
детей
духовные
потребности, приучает ценить свободное время, удовлетворяет интересы в
занятиях физическими упражнениями, развивает активность занимающихся.