Напоминание

"Планета дружбы"


Автор: Колмыкова Светлана Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа № 947"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Планета дружбы"
Раздел: начальное образование





Назад




III Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Духовно-нравственное воспитание

_____________________________________________________________

Тематическое направление

«Планета дружбы»

_______________________________________

Тема методической разработки

Автор: Колмыкова Светлана Владимировна, учитель начальных классов,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 947»

2022 г.

1.1 Пояснительная записка:

В условиях современного общества особенно важно уделять внимание

духовно-нравственному воспитанию учащихся.

К сожалению, в современном обществе отмечаются тенденции

обесцениванию таких понятий, как честь, долг и совесть. Это приводит к

негативным последствиям: усилению криминогенности среди подростков и

молодежи, потере нравственных ориентиров и позитивной мотивации к

обучению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина

России определен современный национальный воспитательный идеал. Это

гражданин России, который воспринимает судьбу Отечества, как свою личную, и

осознает ответственность за настоящее и будущее страны. Он понимает,

соблюдает и передает другим духовные и культурные традиции России.

В связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит

совершенствование внеурочной деятельности. Это деятельность, которая

позволяет учащимся принимать участие в общественно-полезной деятельности,

самоуправлении и удовлетворяет потребности в содержательном досуге. Одно из

направлений внеурочной деятельности: духовно-нравственное воспитание.

Работу в этом направлении необходимо начинать в младшем школьном

возрасте. Детей нужно знакомить с правилами повеления и нравственными

нормами общества, пытаться сформировать у них моральные принципы. У

ребенка в детском коллективе есть возможность проверить на своем опыте

знания, которые он получает во время внеурочных занятий и воспитательных

мероприятий, это позволяет перевести внешние моральные требования во

внутренние.

Одна из самых важных задач: освоение детьми духовных ценностей,

которые человечество столетиями передавало из поколения в поколение. Уровень

нравственности человека отражается на его поведении, а оно контролируется его

внутренними побуждениями, а также собственными взглядами и убеждениями.

Сущность нравственного воспитания

в выработке правильных взглядов и

убеждений.

Как урочная, так и внеурочная работа направлена на поддержку

становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного

гражданина России.

1.2 Тема: «Планета дружбы»

Актуальность мероприятия, посвященного дружбе, состоит в том, что в

современном мире ребенок окружен разными людьми, ему необходимо строить

отношения в обществе, учиться общаться и дружить. Но в современном обществе

много агрессии и конфликтов. Дети трудно сходятся друг с другом, они не умеют

общаться, плохо понимают друг друга, мало общаются «вживую», чаще это

виртуальное общение.

Подрастающему поколению нужно помочь научиться конструктивно

взаимодействовать с людьми, независимо от их национальной, социальной,

религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и

поведения.

Дети в начальной школе приходят в класс из разных микросоциумов. Им

трудно считаться с мнением друг друга, они не умеют слушать и понимать тех,

кто их окружает. Поэтому они часто ссорятся, у них разные взгляды и некая

непримиримость к тем, кто мыслит иначе, чем они.

Данное мероприятие было разработано с целью формирования классного

коллектива, укрепления дружбы, воспитания умения понимать чувства других и

умения становиться на позицию другого человека.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Мероприятие разработано для учащихся 4 классов и было проведено в 4

классе «И» в 2022 году.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы

классного руководителя

В 4 классе «И» я работала несколько месяцев, коллектив класса был

разобщен: ребята плохо понимали друг друга, были лидеры и те, у кого не

складывались отношения с классным коллективом. Я сформировала план

мероприятий, которые способствовали укреплению дружбы, установлению

взаимопонимания и изменению обстановки в классе. Это были игры на

сплочение, беседы, совместные праздники.

Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в

классном коллективе, помогает воспитывать у учащихся чувство уважения друг к

другу, понимания другого человека.

Формируются нравственные качества, а

возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов

деятельности, которая выступает и как критерий его нравственного развития.

Ведется системная работа по сплочению детского коллектива.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного

мероприятия

Цель занятия: способствовать развитию дружеских отношений между

ребятами в коллективе как основы комфортной образовательной среды.

— Раскрытие сущности нравственных отношений между детьми: показать

какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в

наше время;

— Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу,

общаться в коллективе.

— Развитие творческих способностей ребят, умения аргументировать свою

точку зрения.

— Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу

Планируемые результаты:

Общеучебные УУД:

Приобретение представлений о нормах общения с другими людьми.

Личностные УУД:

Формирование эстетических норм поведения, понимания важности

уважительного отношения к окружающим людям, стремления совершать добрые

дела и уважать чувства других людей

Регулятивные УУД:

Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и

поступков других людей, регулирование поведения в соответствии с моральными

нормами и этическими требованиями.

Коммуникативные УУД

Умение отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в

коллективном обсуждении учебной проблемы, быть терпимым к другим мнениям,

приходить к общему решению.

Метапредметные УУД:

Осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила

коммуникации, учиться взаимодействовать друг с другом

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее

выбора

Форма проведения воспитательного мероприятия

классный час, который

представлял собой беседу с элементами игры, моделированием проблемных

ситуаций, ответами на сложные вопросы и решением задач, игра на сплочение

коллектива. Данная форма наиболее приемлема для детей 9-11 лет, доступна для

всего класса, не требуется длительная подготовка, нет особой сложности в

проведении.

1.7. Педагогическая технология /методы /приемы, используемые для

достижения планируемых результатов

Чтобы

достичь

планируемых

результатов,

я

применила

технологию

коллективного

творческого

воспитания.

Технология

коллективно-творческой

деятельности

это

система

философии,

условий,

методов,

приемов

и

организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое

развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

Методы и приемы обозначим, как пять условий педагогического успеха.

Первое

условие:

общая

забота.

Мы

включаем

каждого

воспитанника

в

совместные

действия,

которые

приносят

радость

и

пользу

ему

и

другим,

привлекаем

к

поиску

дел,

которые

помогают

другим.

Стараемся

вместе

с

учащимися творить добро, преодолеваем препятствия, которые мешают добру, и

все вместе извлекаем нужные уроки на будущее.

Второе условие: единство уважения и товарищеской требовательности. На

первом месте – уважение к товарищам, воспитанники вовлекаются в

деятельность, учатся пониманию сильных и слабых сторон человека, проявлению

сильных сторон, преодолению недостатков. Товарищеская требовательность

вытекает из товарищеского уважения.

Третье условие: единство мыслей и действий, воли и чувств. Действуем так,

чтобы в единстве развивать все три стороны личности воспитанников:

познавательно— мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную

Работаем над формированием научных знаний, взглядов, убеждений,

идеалов. Стараемся развивать необходимые каждому гражданину нашего

общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое условие: единый коллектив. Коллектив воспитываем каждого

человека, как личность, стараемся улучшить его и обеспечить воспитательный

результат.

Пятое условие: творчество. Никаких шаблонов, используем творческие

подходы, не допускаем однообразия и формализма.

Для внедрения технологий используем: проблемный диалог, здоровье

сберегающие и игровые технологии, личностно-ориентированная технология,

ИКТ-технологии, технология сотрудничества.

Методы: рассказ, дискуссия, беседа, игра, викторина, практическая и

творческая деятельность.

Приемы: игровые ситуации, эмоциональная разминка, анализ поведения

(игры), творческие задания, мозговой штурм, рефлексия.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

(кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Чтобы успешно провести воспитательное мероприятие, необходимо изучить

методическую литературу, открытые источники Интернета, публикации и опыт

коллег.

К

материально-техническим

относится:

наличие

ноутбука,

колонки,

проектор, интерактивная доска, разрезной наглядный материал.

ТСО: проектор, экран, ноутбук, колонки.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в

практике работы классных руководителей.

Коллективно-творческие дела сплачивают детский коллектив и служат

основной для формирования духовно-нравственных ценностей.

Быть классным руководителем непросто: нужно успевать учить,

воспитывать и отвечать буквально «за все».

Данная разработка позволяет развивать творческие способности учащихся,

формировать основу личности, осознанно подходить к социальному

самоопределению. Ее использование позволит классному руководителю сплотить

детский коллектив, эта тема особенно актуальна для учащихся 4 классов. Они

начинают чувствовать себя взрослыми, пытаются подражать им, но не всегда

могут найти нужный тон общения, сохранить дружбу или найти новых друзей.

Это

мероприятие

позволяет

учащимся

вникать

в

изучаемую

проблему,

предлагать пути ее решения, делать выводы, что очень важно для определения

индивидуальной траектории развития каждого школьника.

2. Основная часть:

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

На подготовительном этапе составить сценарий мероприятия, провести

хронологию события, продумать возможные варианты ответов детей. Продумать

проблемные ситуации, подобрать музыку и выдержки из литературных

произведений, подготовить раздаточный материал.

Во время проведения мероприятия следить за тем, чтобы в классе была

легкая, творческая атмосфера, в которой каждый мог бы раскрыть свои

способности и захотел принять участие.

Главное условие проведения: задействовать каждого ученика. Необходимо

учить детей думать и размышлять, поэтому после выполнения каждого

творческого задания все, кто хочет, могут высказаться, сделать выводы.

В конце мероприятия необходима рефлексия и собственная оценка

обучающихся.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия

Конспект внеклассного мероприятия

«Планета дружбы»

Цель занятия: способствовать развитию дружеских отношений между

ребятами в коллективе как основы комфортной образовательной среды.

Раскрыть сущность нравственных отношений между детьми, показать

какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в

наше время;

Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу,

общаться в коллективе.

Развитие творческих способностей ребят, умения аргументировать

свою точку зрения.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу

Планируемые результаты:

Общеучебные УУД:

Приобретение представлений о нормах общения с другими людьми.

Личностные УУД:

Формирование эстетических норм поведения, понимания важности

уважительного отношения к окружающим людям, стремления совершать добрые

дела и уважать чувства других людей

Регулятивные УУД:

Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и

поступков других людей, регулирование поведения в соответствии с

моральными нормами и этическими требованиями.

Коммуникативные УУД

Умение отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в

коллективном обсуждении учебной проблемы, быть терпимым к другим мнениям,

приходить к общему решению.

Метапредметные УУД:

Осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила

коммуникации, учиться взаимодействовать друг с другом

Оборудование и методические материалы: презентация, ноутбук или

компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи песен, карточки с

заданиями, разрезной наглядный материал.

Ход мероприятия:

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой

СЛАЙД № 1

Ведущий (классный руководитель, учитель):

— Добрый день, мои дорогие друзья!

Посмотрите на лица детей. Что мы видим? Правильно, они улыбаются. А

что еще мы видим? Да, они крепко держатся за руки, что мы можем

предположить? (они дружат)

— С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Если не очень

веселым, давайте послушаем вместе песню о дружбе.

(звучит песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики»)

СЛАЙД № 2

1.

Вводная часть. Объявление темы и цели мероприятия.

Ведущий:

— Прочитайте, пожалуйста, изречение древнегреческого философа (на

экране). Как вы можете его объяснить? (несколько ответов).

А кто автор этой цитаты? Что вы знаете об Аристотеле?

(Древнегреческий философ. Ученик Платона и воспитатель Александра

Македонского.

Его помнят и сейчас. Он оставил труды по многим направлениям наук:

философии, социологии, политике, логике, физике, математике, риторике,

медицине, ботанике, зоологии и астрономии)

— Ребята, тема нашего классного часа сегодня «Планета дружбы». Мы с

вами живем в городе Москве, каждый день вы приходите в класс с настроением

грустным или веселым, но, несомненно, радуетесь, что встретитесь со своими

друзьями. У кого-то они в нашем классе, кто-то дружит с ребятами из другого

класса. У кого-то из вас друзья живут в другом городе, но все вместе вы живете на

одной планете, и очень важно понимать друг друга так, чтобы наша планета стала

планетой дружбы.

— На предыдущем классном часе мы говорили о дружбе.

Мы написали эссе-рассуждение на тему «Что такое дружба». Из ваших

работ я узнала, что у вас есть друзья, вы доверяете им свои тайны, обсуждаете

все, что происходит с вами, поддерживаете, если им нужны помощь. Вы писали и

о том, что были случаи, когда друзья подводили вас. Сожалею, но в нашей жизни

бывают разные ситуации. Давайте верить, что у вас всех обязательно есть и будут

настоящие друзья, и дружба победит на нашей планете.

Сегодня мы и поговорим о том, какими качествами должен обладать

настоящий друг, почему нам так нужны друзья, и в чем заключается ценность

дружбы.

СЛАЙД № 3

Прочитайте стихотворение на экране (читают 2 ученика, по желанию). Это

замечательное стихотворение написал поэт Юрий Энтин.

«Дружит с солнцем ветерок

И роса с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою!

Все с друзьями пополам

Поделить мы рады.

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!»

1.

Основная часть.

А. Приветствие

Ведущий:

— Давайте мы сейчас все встанем в круг, повернемся друг к другу и хором

скажем: «Здравствуйте!». Да, мы сегодня уже здоровались, но сейчас мы вложим

в это приветствие свою душу и подарим друг другу капельку добра и света,

пожелаем мысленно тепла, здоровья и благополучия.

А как появилось приветствие «Здравствуйте!», напомните, пожалуйста, мы

с вами обсуждали.

(один из учеников отвечает, кто-то может дополнить).

— Теперь, вернитесь, пожалуйста, на свои места, нам нужно максимально

сконцентрироваться и вспомнить устное народное творчество. Кто напомнит, что

это такое? (ответ ученика).

Правильно, и один из видов устного народного творчества – это пословицы

и поговорки. Люди с давних пор использовали понятие дружбы в своем

творчестве.

Б. Игра «Собери пословицу».

А у нас «заблудились» пословицы. Нужно найти друга, который поможет

распутать пословицу.

Приглашаю ко мне 7 человек, которые получат конверты, в которых есть

только первая часть пословиц.

А теперь подойдите ко мне еще 7 человек и возьмите, пожалуйста, еще 7

конвертов, в них вторая часть пословиц.

Ищем своего друга (1 ученик из первой группы читает свою часть

пословицы, и ученик из второй группы с продолжением подходит к нему).

И так, пока все пословицы будут разгаданы.

СЛАЙД № 4-5

Старый друг лучше новых двух.

Верному другу цены нет.

Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друга нет — душе покоя нет.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Дружбу помни, а зло забывай.

СЛАЙД № 6

В. Мозговой штурм. «Только факты»

Ведущий:

— Американские ученые доказали: друзья согревают. И это не просто игра

слов. Если человек вызывает у вас положительные эмоции, это дает субъективное

ощущение тепла. А еще:

Частое общение с друзьями повышает уровень прогестерона, что, в

свою очередь, снижает тревогу и помогает успокоиться.

Отмечено, что у детей, родители которых активно общаются, и у них

много друзей, продолжительность жизни выше, чем у детей, родители

которых избегают общения.

Недостаток общения негативно влияет на здоровье. Если у человека

много друзей, у него реже отмечаются усталость и депрессия, он

меньше устает.

Несмотря на то, что все вокруг активно общаются в соцсетях, почти

90% пользователей соцсетей отметили, что настоящая дружба

возможна только в реальной жизни. Человеку необходимы личные

встречи и живое общение.

В 2011 году был утвержден новый праздник «Международный день

дружбы». Его отмечают 30 июля.

СЛАЙД № 7

Г. Сказочный переполох

Ведущий:

— Мы все любим сказки, и в них тоже часто говорится о дружбе. А некоторые

сказочные герои просто не могут друг без друга. У нас на доске герои сказок,

которым нужно быстро найти друга. Поможем? (выходят 7 человек), на доске

справа сказочные герои без пары, надо на доске слева найти им найти своих друзей

(разрезные карточки на магнитах).

1.

Тимон и … (Пумба)

2.

Дядя Федор и … (Матроскин)

3.

Малыш и … (Карлсон)

4.

Анна и … (Эльза)

5.

Крокодил Гена и … (Чебурашка)

6.

Дюймовочка и … (ласточка)

7.

Иван Царевич и … (серый волк)

Д. Беседа «Кто он – настоящий друг»

Ведущий:

— Ребята, а что такое дружба? (ответы детей)

Слово «дружба» в словаре Ожегова трактуется так:

ДРУЖБА, -ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии,

привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников.

— А есть ли у вас друзья? А как вы поняли, что это настоящий друг?

Настоящий друг — это тот, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт,

способен поддержать, посочувствовать).

— Давайте послушаем отрывок из стихотворения Л. Измайловой «Монолог

о дружбе» и узнаем, каким, по мнению автора, должен быть друг.

(читает ученик, который подготовился заранее)

«Что такое дружба? Каждый знает…»

Настоящая дружба – искренняя и бескорыстная. Ты дружишь с кем-то, или

человек с тобой не потому, что это ему выгодно, а потому что тебе с ним интересно,

близки его взгляды, у вас много общих интересов. Чтобы дружить, нужно и самому

быть порядочным человеком: не обижать слабых, не смеяться ни над кем, прийти

на помощь человеку в трудной ситуации. И тогда и друзья у тебя будут такие же,

верные и порядочные.

СЛАЙД № 8

Выводы (делаем вместе с детьми)

Настоящий друг – это:

Тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.

Тот, кто не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.

Тот, кто помогает тебе бескорыстно.

Тот, кому ты доверяешь.

Тот, с кем ты можешь быть откровенным.

Тот, на кого можно положиться.

Тот, кто не бросит в беде.

Тот, кто умеет хранить тайны.

Е. Мозговой штурм «Законы дружбы»

Давайте с вами придумаем законы дружбы (обсуждаем и придумываем

законы, открываем экран, читаем еще раз, по цепочке).

СЛАЙД № 9

Помогай другу в беде.

Умей разделить радость с другом.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

Не обманывай друга.

Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

Не предавай своего друга.

Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к

тебе.

Е. Игра «Расскажи о себе»

Ведущий:

— Каждый из нас стремится к общению. Но хорошо ли мы себя знаем?

Сможем ли рассказать о себе другому так, чтобы он понял, что я за человек?

СЛАЙД № 10

Предлагаю вам сыграть в игру «Расскажи о себе»

(раздаем цветные листочки)

Представьте, что вы решили найти друга и вам нужно опубликовать анкету-

объявление

на

сайте

дружеских

знакомств.

Расскажите

о

себе

в

нескольких

предложениях. Что вы любите? Что вы цените в себе и людях? Что дает вам чувство

уверенности. Опишите свои достоинства и расскажите о своих недостатках.

А теперь давайте организуем доску объявлений «Ищу друзей» (на доске

заголовок, под ним вывешиваются листочки).

2.

Заключительная часть. Подведение итогов.

А. Сайт дружеских знакомств

Ведущий:

— Кто хочет, может зайти на наш сайт дружеских знакомств и найти друга

(дети подходят к доске объявлений, читают листочки), выбирают друзей.

СЛАЙД № 11

Б. Дружеское рукопожатие

Ведущий:

— Ребята, рукопожатие – это знак дружбы и расположения к другому

человеку.

Предлагаю

вам

обменяться

рукопожатиями,

чтобы

закрепить

вашу

дружбу. Но оно будет необычным. Давайте вы обведете свои ладошки на листочке

бумаги, а на пальчиках рисунка мы напишем пожелания для друзей. Затем можно

подарить свою «ладошку» другу.

(Дети на листочках рисуют ладошки, пишут пожелания и рисуют свои

картинки и обмениваются с друзьями).

СЛАЙД № 12

В. Мостик дружбы

Ведущий:

Давайте

построим

мостики

дружбы.

Приглашаю

выйти

друзей

и

построить свой мостик.

(дети выходят парами, по 3-4-5 человек и пытаются строить мостики с

помощью рук, ног).

И сконструируем наш общий мостик, приглашаю всех участников нашего

мероприятия (все выходят из-за парт, берутся за руки, поднимают их высоко).

Г. Рефлексия. Подводим итоги.

— Ребята, о чем мы говорили с вами сегодня? Что нового вы узнали?

(дети получают карточки: зеленые и красные).

Я задам вопросы, и, если ответ «да», поднимите, пожалуйста, зеленую

карточку. Если ответ «нет», поднимите красную карточку. Готовы?

У вас хорошее настроение, когда вы приходите в класс?

Вы считаете наш коллектив дружным?

Быть верным другом, значит, радоваться вместе с другом и грустить,

если ему плохо?

Можно ли обижать друга?

Вы согласны с высказыванием: «Старый друг лучше новых двух»?

Стоит ли обижаться, если друг говорит вам правду?

Вам понравилось сегодняшнее мероприятие?

— Благодарю вас за нашу встречу. Мне было приятно с вами работать. Вы

были умными, добрыми, отзывчивыми и искренними и вели себя, как настоящие

друзья. Желаю вам надежных и верных друзей!

(Звучит «Песенка друзей» (мультфильм «По дороге с облаками»)

До новых дружеских встреч!

ГБОУ “Школа № 947”

“Планета дружбы”

Учитель начальных

Колмыкова Светлана

Владимировна

Москва 2022 г.

«

Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто

не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел

все остальные блага»

Аристотель

“Про дружбу”

Ю. Энтин

Дружит с солнцем ветерок

И роса с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою!

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады.

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Отгадай пословицу!

Старый друг лучше ***

Верному другу ***

Дружба как стекло: ***

Не имей сто рублей, ***

Друга нет, ***

Дружба не гриб ***.

Дружбу помни,***

Отгадай пословицу!

Старый друг лучше новых двух.

Верному другу цены нет.

Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друга нет, душе покоя нет.

Дружба не гриб – в лесу не найдешь.

Дружбу помни, а зло забывай.

Сказочный переполох

Сайт знакомств

Дружеское рукопожатие

Мосты дружбы

До новых

дружеских

встреч!



В раздел образования