Автор: Колмыкова Светлана Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа № 947"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Планета дружбы"
Раздел: начальное образование
III Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Духовно-нравственное воспитание
_____________________________________________________________
Тематическое направление
«Планета дружбы»
_______________________________________
Тема методической разработки
Автор: Колмыкова Светлана Владимировна, учитель начальных классов,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 947»
2022 г.
1.1 Пояснительная записка:
В условиях современного общества особенно важно уделять внимание
духовно-нравственному воспитанию учащихся.
К сожалению, в современном обществе отмечаются тенденции
обесцениванию таких понятий, как честь, долг и совесть. Это приводит к
негативным последствиям: усилению криминогенности среди подростков и
молодежи, потере нравственных ориентиров и позитивной мотивации к
обучению.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России определен современный национальный воспитательный идеал. Это
гражданин России, который воспринимает судьбу Отечества, как свою личную, и
осознает ответственность за настоящее и будущее страны. Он понимает,
соблюдает и передает другим духовные и культурные традиции России.
В связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит
совершенствование внеурочной деятельности. Это деятельность, которая
позволяет учащимся принимать участие в общественно-полезной деятельности,
самоуправлении и удовлетворяет потребности в содержательном досуге. Одно из
направлений внеурочной деятельности: духовно-нравственное воспитание.
Работу в этом направлении необходимо начинать в младшем школьном
возрасте. Детей нужно знакомить с правилами повеления и нравственными
нормами общества, пытаться сформировать у них моральные принципы. У
ребенка в детском коллективе есть возможность проверить на своем опыте
знания, которые он получает во время внеурочных занятий и воспитательных
мероприятий, это позволяет перевести внешние моральные требования во
внутренние.
Одна из самых важных задач: освоение детьми духовных ценностей,
которые человечество столетиями передавало из поколения в поколение. Уровень
нравственности человека отражается на его поведении, а оно контролируется его
внутренними побуждениями, а также собственными взглядами и убеждениями.
Сущность нравственного воспитания
—
в выработке правильных взглядов и
убеждений.
Как урочная, так и внеурочная работа направлена на поддержку
становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного
гражданина России.
1.2 Тема: «Планета дружбы»
Актуальность мероприятия, посвященного дружбе, состоит в том, что в
современном мире ребенок окружен разными людьми, ему необходимо строить
отношения в обществе, учиться общаться и дружить. Но в современном обществе
много агрессии и конфликтов. Дети трудно сходятся друг с другом, они не умеют
общаться, плохо понимают друг друга, мало общаются «вживую», чаще это
виртуальное общение.
Подрастающему поколению нужно помочь научиться конструктивно
взаимодействовать с людьми, независимо от их национальной, социальной,
религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и
поведения.
Дети в начальной школе приходят в класс из разных микросоциумов. Им
трудно считаться с мнением друг друга, они не умеют слушать и понимать тех,
кто их окружает. Поэтому они часто ссорятся, у них разные взгляды и некая
непримиримость к тем, кто мыслит иначе, чем они.
Данное мероприятие было разработано с целью формирования классного
коллектива, укрепления дружбы, воспитания умения понимать чувства других и
умения становиться на позицию другого человека.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Мероприятие разработано для учащихся 4 классов и было проведено в 4
классе «И» в 2022 году.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы
классного руководителя
В 4 классе «И» я работала несколько месяцев, коллектив класса был
разобщен: ребята плохо понимали друг друга, были лидеры и те, у кого не
складывались отношения с классным коллективом. Я сформировала план
мероприятий, которые способствовали укреплению дружбы, установлению
взаимопонимания и изменению обстановки в классе. Это были игры на
сплочение, беседы, совместные праздники.
Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в
классном коллективе, помогает воспитывать у учащихся чувство уважения друг к
другу, понимания другого человека.
Формируются нравственные качества, а
возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов
деятельности, которая выступает и как критерий его нравственного развития.
Ведется системная работа по сплочению детского коллектива.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного
мероприятия
Цель занятия: способствовать развитию дружеских отношений между
ребятами в коллективе как основы комфортной образовательной среды.
— Раскрытие сущности нравственных отношений между детьми: показать
какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в
наше время;
— Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу,
общаться в коллективе.
— Развитие творческих способностей ребят, умения аргументировать свою
точку зрения.
— Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу
Планируемые результаты:
Общеучебные УУД:
Приобретение представлений о нормах общения с другими людьми.
Личностные УУД:
Формирование эстетических норм поведения, понимания важности
уважительного отношения к окружающим людям, стремления совершать добрые
дела и уважать чувства других людей
Регулятивные УУД:
Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и
поступков других людей, регулирование поведения в соответствии с моральными
нормами и этическими требованиями.
Коммуникативные УУД
Умение отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в
коллективном обсуждении учебной проблемы, быть терпимым к другим мнениям,
приходить к общему решению.
Метапредметные УУД:
Осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила
коммуникации, учиться взаимодействовать друг с другом
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее
выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия
—
классный час, который
представлял собой беседу с элементами игры, моделированием проблемных
ситуаций, ответами на сложные вопросы и решением задач, игра на сплочение
коллектива. Данная форма наиболее приемлема для детей 9-11 лет, доступна для
всего класса, не требуется длительная подготовка, нет особой сложности в
проведении.
1.7. Педагогическая технология /методы /приемы, используемые для
достижения планируемых результатов
Чтобы
достичь
планируемых
результатов,
я
применила
технологию
коллективного
творческого
воспитания.
Технология
коллективно-творческой
деятельности
—
это
система
философии,
условий,
методов,
приемов
и
организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое
развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
Методы и приемы обозначим, как пять условий педагогического успеха.
Первое
условие:
общая
забота.
Мы
включаем
каждого
воспитанника
в
совместные
действия,
которые
приносят
радость
и
пользу
ему
и
другим,
привлекаем
к
поиску
дел,
которые
помогают
другим.
Стараемся
вместе
с
учащимися творить добро, преодолеваем препятствия, которые мешают добру, и
все вместе извлекаем нужные уроки на будущее.
Второе условие: единство уважения и товарищеской требовательности. На
первом месте – уважение к товарищам, воспитанники вовлекаются в
деятельность, учатся пониманию сильных и слабых сторон человека, проявлению
сильных сторон, преодолению недостатков. Товарищеская требовательность
вытекает из товарищеского уважения.
Третье условие: единство мыслей и действий, воли и чувств. Действуем так,
чтобы в единстве развивать все три стороны личности воспитанников:
познавательно— мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную
Работаем над формированием научных знаний, взглядов, убеждений,
идеалов. Стараемся развивать необходимые каждому гражданину нашего
общества умения, привычки и черты характера.
Четвертое условие: единый коллектив. Коллектив воспитываем каждого
человека, как личность, стараемся улучшить его и обеспечить воспитательный
результат.
Пятое условие: творчество. Никаких шаблонов, используем творческие
подходы, не допускаем однообразия и формализма.
Для внедрения технологий используем: проблемный диалог, здоровье
сберегающие и игровые технологии, личностно-ориентированная технология,
ИКТ-технологии, технология сотрудничества.
Методы: рассказ, дискуссия, беседа, игра, викторина, практическая и
творческая деятельность.
Приемы: игровые ситуации, эмоциональная разминка, анализ поведения
(игры), творческие задания, мозговой штурм, рефлексия.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
(кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Чтобы успешно провести воспитательное мероприятие, необходимо изучить
методическую литературу, открытые источники Интернета, публикации и опыт
коллег.
К
материально-техническим
относится:
наличие
ноутбука,
колонки,
проектор, интерактивная доска, разрезной наглядный материал.
ТСО: проектор, экран, ноутбук, колонки.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в
практике работы классных руководителей.
Коллективно-творческие дела сплачивают детский коллектив и служат
основной для формирования духовно-нравственных ценностей.
Быть классным руководителем непросто: нужно успевать учить,
воспитывать и отвечать буквально «за все».
Данная разработка позволяет развивать творческие способности учащихся,
формировать основу личности, осознанно подходить к социальному
самоопределению. Ее использование позволит классному руководителю сплотить
детский коллектив, эта тема особенно актуальна для учащихся 4 классов. Они
начинают чувствовать себя взрослыми, пытаются подражать им, но не всегда
могут найти нужный тон общения, сохранить дружбу или найти новых друзей.
Это
мероприятие
позволяет
учащимся
вникать
в
изучаемую
проблему,
предлагать пути ее решения, делать выводы, что очень важно для определения
индивидуальной траектории развития каждого школьника.
2. Основная часть:
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
На подготовительном этапе составить сценарий мероприятия, провести
хронологию события, продумать возможные варианты ответов детей. Продумать
проблемные ситуации, подобрать музыку и выдержки из литературных
произведений, подготовить раздаточный материал.
Во время проведения мероприятия следить за тем, чтобы в классе была
легкая, творческая атмосфера, в которой каждый мог бы раскрыть свои
способности и захотел принять участие.
Главное условие проведения: задействовать каждого ученика. Необходимо
учить детей думать и размышлять, поэтому после выполнения каждого
творческого задания все, кто хочет, могут высказаться, сделать выводы.
В конце мероприятия необходима рефлексия и собственная оценка
обучающихся.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
Конспект внеклассного мероприятия
«Планета дружбы»
Цель занятия: способствовать развитию дружеских отношений между
ребятами в коллективе как основы комфортной образовательной среды.
Раскрыть сущность нравственных отношений между детьми, показать
какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в
наше время;
Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу,
общаться в коллективе.
Развитие творческих способностей ребят, умения аргументировать
свою точку зрения.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу
Планируемые результаты:
Общеучебные УУД:
Приобретение представлений о нормах общения с другими людьми.
Личностные УУД:
Формирование эстетических норм поведения, понимания важности
уважительного отношения к окружающим людям, стремления совершать добрые
дела и уважать чувства других людей
Регулятивные УУД:
Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и
поступков других людей, регулирование поведения в соответствии с
моральными нормами и этическими требованиями.
Коммуникативные УУД
Умение отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в
коллективном обсуждении учебной проблемы, быть терпимым к другим мнениям,
приходить к общему решению.
Метапредметные УУД:
Осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила
коммуникации, учиться взаимодействовать друг с другом
Оборудование и методические материалы: презентация, ноутбук или
компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи песен, карточки с
заданиями, разрезной наглядный материал.
Ход мероприятия:
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой
СЛАЙД № 1
Ведущий (классный руководитель, учитель):
— Добрый день, мои дорогие друзья!
Посмотрите на лица детей. Что мы видим? Правильно, они улыбаются. А
что еще мы видим? Да, они крепко держатся за руки, что мы можем
предположить? (они дружат)
— С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Если не очень
веселым, давайте послушаем вместе песню о дружбе.
(звучит песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики»)
СЛАЙД № 2
1.
Вводная часть. Объявление темы и цели мероприятия.
Ведущий:
— Прочитайте, пожалуйста, изречение древнегреческого философа (на
экране). Как вы можете его объяснить? (несколько ответов).
А кто автор этой цитаты? Что вы знаете об Аристотеле?
(Древнегреческий философ. Ученик Платона и воспитатель Александра
Македонского.
Его помнят и сейчас. Он оставил труды по многим направлениям наук:
философии, социологии, политике, логике, физике, математике, риторике,
медицине, ботанике, зоологии и астрономии)
— Ребята, тема нашего классного часа сегодня «Планета дружбы». Мы с
вами живем в городе Москве, каждый день вы приходите в класс с настроением
грустным или веселым, но, несомненно, радуетесь, что встретитесь со своими
друзьями. У кого-то они в нашем классе, кто-то дружит с ребятами из другого
класса. У кого-то из вас друзья живут в другом городе, но все вместе вы живете на
одной планете, и очень важно понимать друг друга так, чтобы наша планета стала
планетой дружбы.
— На предыдущем классном часе мы говорили о дружбе.
Мы написали эссе-рассуждение на тему «Что такое дружба». Из ваших
работ я узнала, что у вас есть друзья, вы доверяете им свои тайны, обсуждаете
все, что происходит с вами, поддерживаете, если им нужны помощь. Вы писали и
о том, что были случаи, когда друзья подводили вас. Сожалею, но в нашей жизни
бывают разные ситуации. Давайте верить, что у вас всех обязательно есть и будут
настоящие друзья, и дружба победит на нашей планете.
Сегодня мы и поговорим о том, какими качествами должен обладать
настоящий друг, почему нам так нужны друзья, и в чем заключается ценность
дружбы.
СЛАЙД № 3
Прочитайте стихотворение на экране (читают 2 ученика, по желанию). Это
замечательное стихотворение написал поэт Юрий Энтин.
«Дружит с солнцем ветерок
И роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою!
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!»
1.
Основная часть.
А. Приветствие
Ведущий:
— Давайте мы сейчас все встанем в круг, повернемся друг к другу и хором
скажем: «Здравствуйте!». Да, мы сегодня уже здоровались, но сейчас мы вложим
в это приветствие свою душу и подарим друг другу капельку добра и света,
пожелаем мысленно тепла, здоровья и благополучия.
А как появилось приветствие «Здравствуйте!», напомните, пожалуйста, мы
с вами обсуждали.
(один из учеников отвечает, кто-то может дополнить).
— Теперь, вернитесь, пожалуйста, на свои места, нам нужно максимально
сконцентрироваться и вспомнить устное народное творчество. Кто напомнит, что
это такое? (ответ ученика).
Правильно, и один из видов устного народного творчества – это пословицы
и поговорки. Люди с давних пор использовали понятие дружбы в своем
творчестве.
Б. Игра «Собери пословицу».
А у нас «заблудились» пословицы. Нужно найти друга, который поможет
распутать пословицу.
Приглашаю ко мне 7 человек, которые получат конверты, в которых есть
только первая часть пословиц.
А теперь подойдите ко мне еще 7 человек и возьмите, пожалуйста, еще 7
конвертов, в них вторая часть пословиц.
Ищем своего друга (1 ученик из первой группы читает свою часть
пословицы, и ученик из второй группы с продолжением подходит к нему).
И так, пока все пословицы будут разгаданы.
СЛАЙД № 4-5
Старый друг лучше новых двух.
Верному другу цены нет.
Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друга нет — душе покоя нет.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Дружбу помни, а зло забывай.
СЛАЙД № 6
В. Мозговой штурм. «Только факты»
Ведущий:
— Американские ученые доказали: друзья согревают. И это не просто игра
слов. Если человек вызывает у вас положительные эмоции, это дает субъективное
ощущение тепла. А еще:
Частое общение с друзьями повышает уровень прогестерона, что, в
свою очередь, снижает тревогу и помогает успокоиться.
Отмечено, что у детей, родители которых активно общаются, и у них
много друзей, продолжительность жизни выше, чем у детей, родители
которых избегают общения.
Недостаток общения негативно влияет на здоровье. Если у человека
много друзей, у него реже отмечаются усталость и депрессия, он
меньше устает.
Несмотря на то, что все вокруг активно общаются в соцсетях, почти
90% пользователей соцсетей отметили, что настоящая дружба
возможна только в реальной жизни. Человеку необходимы личные
встречи и живое общение.
В 2011 году был утвержден новый праздник «Международный день
дружбы». Его отмечают 30 июля.
СЛАЙД № 7
Г. Сказочный переполох
Ведущий:
— Мы все любим сказки, и в них тоже часто говорится о дружбе. А некоторые
сказочные герои просто не могут друг без друга. У нас на доске герои сказок,
которым нужно быстро найти друга. Поможем? (выходят 7 человек), на доске
справа сказочные герои без пары, надо на доске слева найти им найти своих друзей
(разрезные карточки на магнитах).
1.
Тимон и … (Пумба)
2.
Дядя Федор и … (Матроскин)
3.
Малыш и … (Карлсон)
4.
Анна и … (Эльза)
5.
Крокодил Гена и … (Чебурашка)
6.
Дюймовочка и … (ласточка)
7.
Иван Царевич и … (серый волк)
Д. Беседа «Кто он – настоящий друг»
Ведущий:
— Ребята, а что такое дружба? (ответы детей)
Слово «дружба» в словаре Ожегова трактуется так:
ДРУЖБА, -ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников.
— А есть ли у вас друзья? А как вы поняли, что это настоящий друг?
Настоящий друг — это тот, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт,
способен поддержать, посочувствовать).
— Давайте послушаем отрывок из стихотворения Л. Измайловой «Монолог
о дружбе» и узнаем, каким, по мнению автора, должен быть друг.
(читает ученик, который подготовился заранее)
«Что такое дружба? Каждый знает…»
Настоящая дружба – искренняя и бескорыстная. Ты дружишь с кем-то, или
человек с тобой не потому, что это ему выгодно, а потому что тебе с ним интересно,
близки его взгляды, у вас много общих интересов. Чтобы дружить, нужно и самому
быть порядочным человеком: не обижать слабых, не смеяться ни над кем, прийти
на помощь человеку в трудной ситуации. И тогда и друзья у тебя будут такие же,
верные и порядочные.
СЛАЙД № 8
Выводы (делаем вместе с детьми)
Настоящий друг – это:
Тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
Тот, кто не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.
Тот, кто помогает тебе бескорыстно.
Тот, кому ты доверяешь.
Тот, с кем ты можешь быть откровенным.
Тот, на кого можно положиться.
Тот, кто не бросит в беде.
Тот, кто умеет хранить тайны.
Е. Мозговой штурм «Законы дружбы»
Давайте с вами придумаем законы дружбы (обсуждаем и придумываем
законы, открываем экран, читаем еще раз, по цепочке).
СЛАЙД № 9
Помогай другу в беде.
Умей разделить радость с другом.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к
тебе.
Е. Игра «Расскажи о себе»
Ведущий:
— Каждый из нас стремится к общению. Но хорошо ли мы себя знаем?
Сможем ли рассказать о себе другому так, чтобы он понял, что я за человек?
СЛАЙД № 10
Предлагаю вам сыграть в игру «Расскажи о себе»
(раздаем цветные листочки)
Представьте, что вы решили найти друга и вам нужно опубликовать анкету-
объявление
на
сайте
дружеских
знакомств.
Расскажите
о
себе
в
нескольких
предложениях. Что вы любите? Что вы цените в себе и людях? Что дает вам чувство
уверенности. Опишите свои достоинства и расскажите о своих недостатках.
А теперь давайте организуем доску объявлений «Ищу друзей» (на доске
заголовок, под ним вывешиваются листочки).
2.
Заключительная часть. Подведение итогов.
А. Сайт дружеских знакомств
Ведущий:
— Кто хочет, может зайти на наш сайт дружеских знакомств и найти друга
(дети подходят к доске объявлений, читают листочки), выбирают друзей.
СЛАЙД № 11
Б. Дружеское рукопожатие
Ведущий:
— Ребята, рукопожатие – это знак дружбы и расположения к другому
человеку.
Предлагаю
вам
обменяться
рукопожатиями,
чтобы
закрепить
вашу
дружбу. Но оно будет необычным. Давайте вы обведете свои ладошки на листочке
бумаги, а на пальчиках рисунка мы напишем пожелания для друзей. Затем можно
подарить свою «ладошку» другу.
(Дети на листочках рисуют ладошки, пишут пожелания и рисуют свои
картинки и обмениваются с друзьями).
СЛАЙД № 12
В. Мостик дружбы
Ведущий:
—
Давайте
построим
мостики
дружбы.
Приглашаю
выйти
друзей
и
построить свой мостик.
(дети выходят парами, по 3-4-5 человек и пытаются строить мостики с
помощью рук, ног).
И сконструируем наш общий мостик, приглашаю всех участников нашего
мероприятия (все выходят из-за парт, берутся за руки, поднимают их высоко).
Г. Рефлексия. Подводим итоги.
— Ребята, о чем мы говорили с вами сегодня? Что нового вы узнали?
(дети получают карточки: зеленые и красные).
Я задам вопросы, и, если ответ «да», поднимите, пожалуйста, зеленую
карточку. Если ответ «нет», поднимите красную карточку. Готовы?
У вас хорошее настроение, когда вы приходите в класс?
Вы считаете наш коллектив дружным?
Быть верным другом, значит, радоваться вместе с другом и грустить,
если ему плохо?
Можно ли обижать друга?
Вы согласны с высказыванием: «Старый друг лучше новых двух»?
Стоит ли обижаться, если друг говорит вам правду?
Вам понравилось сегодняшнее мероприятие?
— Благодарю вас за нашу встречу. Мне было приятно с вами работать. Вы
были умными, добрыми, отзывчивыми и искренними и вели себя, как настоящие
друзья. Желаю вам надежных и верных друзей!
(Звучит «Песенка друзей» (мультфильм «По дороге с облаками»)
До новых дружеских встреч!
ГБОУ “Школа № 947”
“Планета дружбы”
Учитель начальных
Колмыкова Светлана
Владимировна
Москва 2022 г.
«
Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто
не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел
все остальные блага»
Аристотель
“Про дружбу”
Ю. Энтин
Дружит с солнцем ветерок
И роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою!
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Отгадай пословицу!
★
Старый друг лучше ***
★
Верному другу ***
★
Дружба как стекло: ***
★
Не имей сто рублей, ***
★
Друга нет, ***
★
Дружба не гриб ***.
★
Дружбу помни,***
Отгадай пословицу!
★
Старый друг лучше новых двух.
★
Верному другу цены нет.
★
Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь
★
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
★
Друга нет, душе покоя нет.
★
Дружба не гриб – в лесу не найдешь.
★
Дружбу помни, а зло забывай.
Сказочный переполох
Сайт знакомств
Дружеское рукопожатие
Мосты дружбы
До новых
дружеских
встреч!