Напоминание

Особенности организации работы с детьми с особенностями в развитии на уроках химии


Автор: Морозова Вилена Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации работы с детьми с особенностями в развитии на уроках химии
Раздел: среднее образование





Назад




Морозова В.В. МОУ СОШ №49 г. Белгорода

Особенности организации работы с детьми с особенностями в развитии на уроках

химии

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от

общепринятых

социальных

возрастных

ожиданий,

школьно-образовательных

нормативов

успешности,

уставных

норм.

Причины

этих

отклонений

самые

разнообразные: биогенные, психогенные, социогенные.

По

мнению

Г.К.

Селевко,

дети

с

проблемами

это

результат

сложного

взаимодействия

неблагоприятных

условий,

ошибок

в

воспитании

и

пробелов

в

психическом развитии ребенка [1].

Именно к данной группе относятся дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Для

таких

ребят

существуют

либо

специальные

классы,

либо

дети

обучаются

в

общеобразовательных

классах,

но

по

адаптированным

программам.

Отсюда

и

возникает первая проблема.

Иногда

либо

за

неимением

соответствующего

опыта

у

педагогов,

либо

при

отсутствии

хорошо

организованной

социально-психологической

службы

в

школе,

учителя принимают таких детей как педагогически запущенных. А ведь это в корне не

верно. Отсюда вытекает и вторая проблема: пытаемся чему-то научить, заставляем

«зазубривать», проводим дополнительные занятия, даем больший объем домашних

заданий, а результат только ожидаемый.

В данном случае необходима планомерная, четко организованная коррекционно-

развивающая работа. И одному педагогу в рамках только своего предмета с этим не

справиться.

Следует

привлекать

и

психолога

школы,

и

логопеда,

и

социального

педагога,

и

школьного

врача,

и

классного

руководителя,

и

желательно,

вернее

необходимо,

родителей.

Но

главное,

определить

причину

неуспеваемости

или

специфики

ребенка и здесь без квалифицированного педагога – психолога Вам не

обойтись.

В

конечном

счете,

причина

определена

и

ребенка

переводят

(определяют)

в

специальный класс. Естественно, что желательно данную процедуру провести еще в

начальной школе. По своему опыту я убедилась, что дети, которые обучаются в таком

классе со второго года обучения, быстрее адаптируются к школьной программе, более

эффективно работают на уроках, уровень мотивации к обучению тоже повышается.

Учащиеся, которые перешли в данный класс в 5 классе (чего по-хорошему не должно

происходить, т.е. в свое время мы их просмотрели) испытывают ряд трудностей и

реализоваться в школьном учебном пространстве им тяжело, т.к. самое драгоценное для

коррекции и психического развития время потеряно.

Основные цели и задачи коррекционно-развивающего обучения.

1.

Развитие

общеинтеллектуальных

умений:

приемов

анализа,

сравнения,

классификации, обобщения и т.д.

2.

Развитие познавательной активности детей.

3.

Развития словарного запаса.

4.

Формирование и закрепление умений и навыков.

Конечно, решить все эти задачи одному педагогу на своем уроке не всегда реально.

Но можно выделить ряд направлений коррекционно-развивающей работы, которые

необходимо использовать при организации и проведении уроков:

1.

Коррекция отдельных сторон психологической деятельности:

1.1.

развитие зрительного восприятия;

1.2.

развитие зрительной памяти и внимания;

1.3.

формирование обобщенных представлений.

2.

Развитие основных мыслительных операций:

2.1.

навыков классификации;

2.2.

умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

Морозова В.В. МОУ СОШ №49 г. Белгорода

2.3.

навыков анализа.

3.

Развитие различных видов мышления.

4.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Химия – достаточно сложная наука. И в тоже время на уроках химии можно

(нужно) в полной мере реализовать все вышеперечисленные направления. Предлагаю

некоторые, проверенные формы и методы работы, которые использую на уроках химии

в

8

классе

с

детьми

с

задержкой

психического

развития.

Данные

задания

можно

использовать и для всех групп учащихся, и для плохо успевающих ребят, и для детей с

ЗПР, которые обучаются в общеобразовательных классах.

1. Заведите

«Ценную тетрадь»,

в которой учащиеся собирают всю справочную

информацию: формулы, определения, алгоритмы составления молекулярных и ионных

уравнений, алгоритмы решения задач, составление формулы по валентности,

и т.д.

Данной

тетрадкой

можно

пользоваться

во

время

урока,

но

при

выполнении

самостоятельной работы – нет.

2. Проводите лабораторные и практические занятия. Отказаться от них невозможно,

т.к.

именно

данный

вид

работы

главный

источник

мотивации

обучения

химии.

Чтобы

облегчить

работу

учащихся,

да

и

свою,

пришлось

для

данного

класса

самостоятельно разработать адаптированные тетради для практических работ, чтобы

сократить время на проведение лабораторного занятия.

3. Обязательно проверяйте домашнее задание у доски с полным разбором.

4. Не бойтесь задавать использовать на уроках проблемные ситуации. Нужно только

помнить, что вопросы и ситуации,

которые вы задаете,

не должны быть очень

сложными.

Главное

направить

ход

мыслей

учащихся

в

нужное

русло

с

помощью

наводящих вопросов. В результате учащиеся должны осознать, что ответ нашли они,

причем самостоятельно.

5. Побуждайте учащихся к поиску собственных ошибок, их анализу и осмыслению.

6.

Используйте

наглядный

материал

в

полной

мере.

В

этом

плане

очень

хорошо

помогают электронные учебники и виртуальная химическая лаборатория. Не пытайтесь

объяснить

без подтверждения или наглядности даже элементарных, на ваш взгляд,

понятий.

7. Проводите диктанты по формулам химических соединений: сульфат кальция, оксид

бария, карбонат натрия, оксид серы (VI). Причем, первое время, необходимо делать

проверку у доски, работая «по цепочке».

8. Используйте тестовые задания. В данном случае ребенок как раз видит ответ, а не

долго

и

тяжело

его

вспоминает.

Но

не

следует

отказываться

и

от

традиционных

контрольных работ. Желательно, заменить их просто на зачет.

9. Используйте:

9.1.различные задания, имеющие практическое применение полученных знаний.

* Составьте формулы названных в тексте оксидов [2].

В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия____________ (глина),

оксид кремния (IV) _________________ (песок), оксид железа (III) _______________ .

Водная оболочка Земли - гидросфера – это оксид водорода ____________. В воздухе

есть оксид углерода (IV) ______________ (углекислый газ). В результате хозяйственной

деятельности человека образуется вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода

(II) __________ (угарный газ), оксид серы (IV) _______________ (сернистый газ), оксид

азота (II) ________ и оксид азота (IV) __________________.

* Значение оксида углерода (IV) состоит в том, что он является :

a.

продуктом дыхания и горения

b.

источником развития растений

c.

препятствием для нормальной теплоотдачи Земли в космическое

пространство

Морозова В.В. МОУ СОШ №49 г. Белгорода

d.

основой производства шипучих напитков, тушения пожаров

9.2. задания с экологическим содержанием

*

Задача

№1.

Хорошо

известно,

что

легковой

автомобиль

загрязняет

воздух

вредными выбросами: на каждые 10 километров пути с его выхлопными газами в

атмосферу попадает 7 моль оксида углерода (II) и 1 моль оксида азота (II). Какая масса

этих

вредных

веществ

попадет

в

атмосферу

при

автомобильной

поездке

на

дачу,

которая расположена в 80 км от дома?

* Задача №2. Сточные воды химического комбината вполне отвечают санитарным

нормам по содержанию азотной кислоты (30 мг в 1 л). Рассчитайте массовую долю

HNO

3

в этих сточных водах (при плотности, примерно равной 1 г в 1 мл). Сколько

азотной кислоты уходит в канализацию с комбината, если объем промышленных стоков

составляет ежесуточно 75 м

3

.

10. Примеры заданий для развития внимания и памяти:

10.1. Подчеркните формулы оксидов в записанном «тексте» [2]:

Al

2

O

3

MgSiO

2

CS

2

Fe

2

O

3

K

2

SH

2

OCaClO

2

OF

2

COAlSO

4

HSNONSiCINO

2

Cr

10.2. Подчеркните формулы солей.

H

2

CO

3

Na

2

CO

3

HNO

3

MgCO

3

ZnCl

2

SO

2

BaSO

4

Fe(NO

3

)

2

H

2

SO

4

AgClSO

3

AlPO

4

10.3. Определите формулы оснований: H

3

PO

4

, Cu (OH)

2

, NaOH, H

2

CO

3

, Ca(OH)

2

, Na

2

O,

SO

3

, Al

2

O

3

10.4. Разделите перечисленные названия и формулы в группы:

Оксид кальция, соляная кислота, сульфат бария, гидроксид натрия, карбонат натрия,

азотная кислота, гидроксид железа (II),

оксид железа (II), оксид серы (IV), фосфат

кальция, гидроксид меди (II)

SO

3

, H

2

CO

3

, CaCO

3

, N

2

O

3

, BaSO

4

, CO

2

, Na

2

O, Al (NO

3

)

3

, NaNO

3

, MgO, BaO

10.5. Определите соединение, которое является лишним в данной группе

SO

3

, N

2

O

3

, CO

2

, Na

2

O, NaNO

3

, MgO, BaO

11. Применяйте разнообразные задания на сравнение:

- неметаллические свойства больше выражены у О или S;

-

сравните заряд ядра, число электронных слоев, число электронов на последнем

уровне в атомах Cl и Br.

12. Особую трудность вызывают у учащихся задания

на составление уравнений

реакции, особенно цепочек превращений. Поэтому задание типа

1

2

Na

Na

2

O

NaOH следует рассматривать следующим образом:

1. Na +O

2

2. Na

2

O + ….

NaOH, либо

O

2

H

2

O

Na

Na

2

O

NaOH

Пытайтесь

давать

больше

информации

при

составлении

уравнений

реакций,

со

временем вы будете что - то убирать и исключать, а может быть и усложните задания.

13. Составляйте схемы и таблицы, не сильно перегруженных информацией.

Окcид серы (IV)

Оксид серы (VI)

Формула, тривиальное название

Образование и тип химической

связи

Физические свойства

Химические свойства

Практическое значение

14. Существует множество способов развития мышления. Но у нас с вами есть самый

главный помощник в этом вопросе – Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева. Именно работая с ней, мы можем разработать различного вида

Морозова В.В. МОУ СОШ №49 г. Белгорода

задания и упражнения, составление разнообразных логических цепочек для данных

детей, которые и помогут вам в решении проблемы.

Вы спросите: где взять время для проведения всего вышеперечисленного -

закрепления, постоянного повторения, проговаривания, полного разбора домашнего

задания и т.д.

Попытайтесь проанализировать тот материал, который вы собираетесь давать

учащимся на уроке. Выделите самое главное и основное, удалите сложные вопросы или

давайте их только в ознакомительном плане, углубите практическую направленность

вашего урока. Ведь целью вашей работы в данном классе и с данной группой учащихся

должно быть скорее не

слово «научить» чему – то, а

-

«содействовать развитию

умения, навыков; создать условия для формирования ….» и главное – научить учиться

Литература

1.

Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ

школьных технологий, 2005. - 144 с.

2.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику. М.: Дрофа, 2016. –

176 с.



В раздел образования