Автор: Морозова Вилена Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации работы с детьми с особенностями в развитии на уроках химии
Раздел: среднее образование
Морозова В.В. МОУ СОШ №49 г. Белгорода
Особенности организации работы с детьми с особенностями в развитии на уроках
химии
В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от
общепринятых
социальных
возрастных
ожиданий,
школьно-образовательных
нормативов
успешности,
уставных
норм.
Причины
этих
отклонений
самые
разнообразные: биогенные, психогенные, социогенные.
По
мнению
Г.К.
Селевко,
дети
с
проблемами
–
это
результат
сложного
взаимодействия
неблагоприятных
условий,
ошибок
в
воспитании
и
пробелов
в
психическом развитии ребенка [1].
Именно к данной группе относятся дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Для
таких
ребят
существуют
либо
специальные
классы,
либо
дети
обучаются
в
общеобразовательных
классах,
но
по
адаптированным
программам.
Отсюда
и
возникает первая проблема.
Иногда
либо
за
неимением
соответствующего
опыта
у
педагогов,
либо
при
отсутствии
хорошо
организованной
социально-психологической
службы
в
школе,
учителя принимают таких детей как педагогически запущенных. А ведь это в корне не
верно. Отсюда вытекает и вторая проблема: пытаемся чему-то научить, заставляем
«зазубривать», проводим дополнительные занятия, даем больший объем домашних
заданий, а результат только ожидаемый.
В данном случае необходима планомерная, четко организованная коррекционно-
развивающая работа. И одному педагогу в рамках только своего предмета с этим не
справиться.
Следует
привлекать
и
психолога
школы,
и
логопеда,
и
социального
педагога,
и
школьного
врача,
и
классного
руководителя,
и
желательно,
вернее
необходимо,
родителей.
Но
главное,
определить
причину
неуспеваемости
или
специфики
ребенка и здесь без квалифицированного педагога – психолога Вам не
обойтись.
В
конечном
счете,
причина
определена
и
ребенка
переводят
(определяют)
в
специальный класс. Естественно, что желательно данную процедуру провести еще в
начальной школе. По своему опыту я убедилась, что дети, которые обучаются в таком
классе со второго года обучения, быстрее адаптируются к школьной программе, более
эффективно работают на уроках, уровень мотивации к обучению тоже повышается.
Учащиеся, которые перешли в данный класс в 5 классе (чего по-хорошему не должно
происходить, т.е. в свое время мы их просмотрели) испытывают ряд трудностей и
реализоваться в школьном учебном пространстве им тяжело, т.к. самое драгоценное для
коррекции и психического развития время потеряно.
Основные цели и задачи коррекционно-развивающего обучения.
1.
Развитие
общеинтеллектуальных
умений:
приемов
анализа,
сравнения,
классификации, обобщения и т.д.
2.
Развитие познавательной активности детей.
3.
Развития словарного запаса.
4.
Формирование и закрепление умений и навыков.
Конечно, решить все эти задачи одному педагогу на своем уроке не всегда реально.
Но можно выделить ряд направлений коррекционно-развивающей работы, которые
необходимо использовать при организации и проведении уроков:
1.
Коррекция отдельных сторон психологической деятельности:
1.1.
развитие зрительного восприятия;
1.2.
развитие зрительной памяти и внимания;
1.3.
формирование обобщенных представлений.
2.
Развитие основных мыслительных операций:
2.1.
навыков классификации;
2.2.
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
Морозова В.В. МОУ СОШ №49 г. Белгорода
2.3.
навыков анализа.
3.
Развитие различных видов мышления.
4.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Химия – достаточно сложная наука. И в тоже время на уроках химии можно
(нужно) в полной мере реализовать все вышеперечисленные направления. Предлагаю
некоторые, проверенные формы и методы работы, которые использую на уроках химии
в
8
классе
с
детьми
с
задержкой
психического
развития.
Данные
задания
можно
использовать и для всех групп учащихся, и для плохо успевающих ребят, и для детей с
ЗПР, которые обучаются в общеобразовательных классах.
1. Заведите
«Ценную тетрадь»,
в которой учащиеся собирают всю справочную
информацию: формулы, определения, алгоритмы составления молекулярных и ионных
уравнений, алгоритмы решения задач, составление формулы по валентности,
и т.д.
Данной
тетрадкой
можно
пользоваться
во
время
урока,
но
при
выполнении
самостоятельной работы – нет.
2. Проводите лабораторные и практические занятия. Отказаться от них невозможно,
т.к.
именно
данный
вид
работы
–
главный
источник
мотивации
обучения
химии.
Чтобы
облегчить
работу
учащихся,
да
и
свою,
пришлось
для
данного
класса
самостоятельно разработать адаптированные тетради для практических работ, чтобы
сократить время на проведение лабораторного занятия.
3. Обязательно проверяйте домашнее задание у доски с полным разбором.
4. Не бойтесь задавать использовать на уроках проблемные ситуации. Нужно только
помнить, что вопросы и ситуации,
которые вы задаете,
не должны быть очень
сложными.
Главное
направить
ход
мыслей
учащихся
в
нужное
русло
с
помощью
наводящих вопросов. В результате учащиеся должны осознать, что ответ нашли они,
причем самостоятельно.
5. Побуждайте учащихся к поиску собственных ошибок, их анализу и осмыслению.
6.
Используйте
наглядный
материал
в
полной
мере.
В
этом
плане
очень
хорошо
помогают электронные учебники и виртуальная химическая лаборатория. Не пытайтесь
объяснить
без подтверждения или наглядности даже элементарных, на ваш взгляд,
понятий.
7. Проводите диктанты по формулам химических соединений: сульфат кальция, оксид
бария, карбонат натрия, оксид серы (VI). Причем, первое время, необходимо делать
проверку у доски, работая «по цепочке».
8. Используйте тестовые задания. В данном случае ребенок как раз видит ответ, а не
долго
и
тяжело
его
вспоминает.
Но
не
следует
отказываться
и
от
традиционных
контрольных работ. Желательно, заменить их просто на зачет.
9. Используйте:
9.1.различные задания, имеющие практическое применение полученных знаний.
* Составьте формулы названных в тексте оксидов [2].
В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия____________ (глина),
оксид кремния (IV) _________________ (песок), оксид железа (III) _______________ .
Водная оболочка Земли - гидросфера – это оксид водорода ____________. В воздухе
есть оксид углерода (IV) ______________ (углекислый газ). В результате хозяйственной
деятельности человека образуется вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода
(II) __________ (угарный газ), оксид серы (IV) _______________ (сернистый газ), оксид
азота (II) ________ и оксид азота (IV) __________________.
* Значение оксида углерода (IV) состоит в том, что он является :
a.
продуктом дыхания и горения
b.
источником развития растений
c.
препятствием для нормальной теплоотдачи Земли в космическое
пространство
Морозова В.В. МОУ СОШ №49 г. Белгорода
d.
основой производства шипучих напитков, тушения пожаров
9.2. задания с экологическим содержанием
*
Задача
№1.
Хорошо
известно,
что
легковой
автомобиль
загрязняет
воздух
вредными выбросами: на каждые 10 километров пути с его выхлопными газами в
атмосферу попадает 7 моль оксида углерода (II) и 1 моль оксида азота (II). Какая масса
этих
вредных
веществ
попадет
в
атмосферу
при
автомобильной
поездке
на
дачу,
которая расположена в 80 км от дома?
* Задача №2. Сточные воды химического комбината вполне отвечают санитарным
нормам по содержанию азотной кислоты (30 мг в 1 л). Рассчитайте массовую долю
HNO
3
в этих сточных водах (при плотности, примерно равной 1 г в 1 мл). Сколько
азотной кислоты уходит в канализацию с комбината, если объем промышленных стоков
составляет ежесуточно 75 м
3
.
10. Примеры заданий для развития внимания и памяти:
10.1. Подчеркните формулы оксидов в записанном «тексте» [2]:
Al
2
O
3
MgSiO
2
CS
2
Fe
2
O
3
K
2
SH
2
OCaClO
2
OF
2
COAlSO
4
HSNONSiCINO
2
Cr
10.2. Подчеркните формулы солей.
H
2
CO
3
Na
2
CO
3
HNO
3
MgCO
3
ZnCl
2
SO
2
BaSO
4
Fe(NO
3
)
2
H
2
SO
4
AgClSO
3
AlPO
4
10.3. Определите формулы оснований: H
3
PO
4
, Cu (OH)
2
, NaOH, H
2
CO
3
, Ca(OH)
2
, Na
2
O,
SO
3
, Al
2
O
3
10.4. Разделите перечисленные названия и формулы в группы:
Оксид кальция, соляная кислота, сульфат бария, гидроксид натрия, карбонат натрия,
азотная кислота, гидроксид железа (II),
оксид железа (II), оксид серы (IV), фосфат
кальция, гидроксид меди (II)
SO
3
, H
2
CO
3
, CaCO
3
, N
2
O
3
, BaSO
4
, CO
2
, Na
2
O, Al (NO
3
)
3
, NaNO
3
, MgO, BaO
10.5. Определите соединение, которое является лишним в данной группе
SO
3
, N
2
O
3
, CO
2
, Na
2
O, NaNO
3
, MgO, BaO
11. Применяйте разнообразные задания на сравнение:
- неметаллические свойства больше выражены у О или S;
-
сравните заряд ядра, число электронных слоев, число электронов на последнем
уровне в атомах Cl и Br.
12. Особую трудность вызывают у учащихся задания
на составление уравнений
реакции, особенно цепочек превращений. Поэтому задание типа
1
2
Na
Na
2
O
NaOH следует рассматривать следующим образом:
1. Na +O
2
2. Na
2
O + ….
NaOH, либо
O
2
H
2
O
Na
Na
2
O
NaOH
Пытайтесь
давать
больше
информации
при
составлении
уравнений
реакций,
со
временем вы будете что - то убирать и исключать, а может быть и усложните задания.
13. Составляйте схемы и таблицы, не сильно перегруженных информацией.
Окcид серы (IV)
Оксид серы (VI)
Формула, тривиальное название
Образование и тип химической
связи
Физические свойства
Химические свойства
Практическое значение
14. Существует множество способов развития мышления. Но у нас с вами есть самый
главный помощник в этом вопросе – Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. Именно работая с ней, мы можем разработать различного вида
Морозова В.В. МОУ СОШ №49 г. Белгорода
задания и упражнения, составление разнообразных логических цепочек для данных
детей, которые и помогут вам в решении проблемы.
Вы спросите: где взять время для проведения всего вышеперечисленного -
закрепления, постоянного повторения, проговаривания, полного разбора домашнего
задания и т.д.
Попытайтесь проанализировать тот материал, который вы собираетесь давать
учащимся на уроке. Выделите самое главное и основное, удалите сложные вопросы или
давайте их только в ознакомительном плане, углубите практическую направленность
вашего урока. Ведь целью вашей работы в данном классе и с данной группой учащихся
должно быть скорее не
слово «научить» чему – то, а
-
«содействовать развитию
умения, навыков; создать условия для формирования ….» и главное – научить учиться
Литература
1.
Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ
школьных технологий, 2005. - 144 с.
2.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику. М.: Дрофа, 2016. –
176 с.