Автор: Марина Владимировна Усова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №6
Населённый пункт: р.п.Смолино Володарский район Нижегородская область
Наименование материала: Урок математики по теме "Правильные и неправильные дроби"
Тема: Методическое оформление урока
Раздел: среднее образование
План-конспект урока
по математике
в 5 классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №6
на тему «Правильные и неправильные дроби»
Разработал: Усова Марина Владимировна
слушатель курсов профессиональной
переподготовки
«Математика: теория и методика преподавания
в образовательной организации»
Проверил: Кильдишева Евгения Олеговна
р. п. Смолино 2020
Технологическая карта урока
Тема урока: «Правильные и неправильные дроби»
Автор: Усова Марина Владимировна, учитель математики МБОУ СШ №6 посёлка Смолино Володарского района
Нижегородской области
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, сигнальные карточки,
магниты
Цель урока:
•
Ознакомить с правильными и неправильными дробями, учить понимать их смысл
Задачи:
Обучающие:
• формирование представлений о правильных и неправильных дробях;
• приобретение умения составлять и записывать правильные и неправильные дроби.
Развивающие:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения и делать выводы;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
•
развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность
Воспитательные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Этап
урока
Деятельность и действия
учителя
Деятельность и действия
ученика(ов)
Используемые
методы,
приёмы,
формы
Формируемые
УУД
Результат
взаимодействи
я
1.
Орг.
момент
(1 мин)
Визуальный контроль
готовности кабинета и учащихся
к уроку.
Создание положительного
настроя на продуктивную
работу.
Слайд №1
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки?
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
- Запишите в тетрадях дату.
Слайд №2
- Вспомните, пожалуйста, о чем
мы говорили на последних
уроках?
-Что мы умеем делать с
дробями?
Визуальный контроль
готовности рабочего места к
уроку.
- Записывают дату.
- О дробях.
- Читать, сравнивать, решать
текстовые задачи
Взаимное
приветствие,
контроль
присутствующ
их
Личностные УУД:
обеспечивают
ориентацию учащихся
в социальных ролях и
межличностных
отношениях.
Коммуникативные
УУД:
умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание
в устной форме.
Готовность
учащихся к
обучению,
деятельности
2.
Поста
новка
проблемы
(10 мин)
1.
- Приготовьте сигнальные
карточки, будьте внимательны.
Слайды №3-№8
Показывает слайды
презентации, задает вопросы.
Благодарит учащихся за работу,
обращает внимание еще раз на
ошибки.
Готовят карточки,
самостоятельно работают,
отвечают на вопросы,
показывая «кружочки».
Учащиеся убирают «сигналы»
Устная работа
Выбор ответа
Коммуникативные
УУД:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в соответствии с
заданиями.
Стадия
вызова
Стадия
осмысления
Регулятивные УУД:
целеполагание как
постановка учебной
задачи;
планирование,
определение
последовательности
промежуточных целей
с учетом конечного
результата;
составление плана и
последовательности
действий;
прогнозирование,
предвосхищение
результата и уровня
усвоения.
2.
Обращает внимание детей на
доску, на ней изображение
координатного луча и дроби на
магнитах.
-Давайте вспомним, где «живут»
дроби и для каждой из них
покажем свое место.
-Где «живут» дроби
8
7
,
9
7
,
7
7
?
- Как же взять 8 частей, если
целое разделено на 7?
Слайд №9
В результате получили две
группы дробей, изображенных
на луче.
-Давайте попробуем сравнить
эти две группы дробей. Что вы
заметили?
Отвечают на вопрос
( дроби можно изобразить на
координатном луче)
Выходят к доске и магнит
устанавливают на нужное
место, при этом
проговаривают, что означает
каждая дробь. Смогли
выполнить это задание для
трех дробей первой группы:
2
7
,
4
7
,
5
7
.
Дети рассуждают и приходят к
выводу, что необходимо еще
одно целое.
Делают выводы:
I группа
дробей
I I группа
дробей
-Числитель
меньше
знаменателя
- Дробь
меньше 1.
Числитель
больше
знаменателя
- Дробь
больше или
равна 1
Графическая
работа
Мыслительная
деятельность,
развитие речи
Осмысление
проблемы
Поиск путей
решения
проблем
3.
Формиро
рование
новых
знаний и
-Наверное, эти дроби
отличаются и своим названием?
-Попробуйте найти ответ на этот
вопрос в учебнике на стр.163.
Названия этих дробей и будет
Работают с учебником, и
формулируют тему урока,
записывают ее в тетрадях и
справочниках.
Работа с
определением
Регулятивные УУД:
моделирование
преобразование
объекта из
чувственной формы в
Мыслительная
деятельность
способов
действий
(5 мин)
темой нашего урока.
Слайд №10
– Как можно сформулировать
цель урока?
Слайд №11
- Составим таблицу и запишем
её в справочник
Дробь
а
b
Правильна
я
а< b
< 1
Неправильная
а≥b
≥1
Слайд №12
Называют общие и
конкретные цели, как для
урока, так и для себя.
Записывают таблицу в
тетрадь-справочник
Работа с
таблицей
модель
контроль
в форме сличения
результата с заданным
эталоном, с целью
обнаружения
отклонений и отличий
от эталона;
коррекция
внесение
необходимых
дополнений;
оценка
выделение и
осознание учащимся
того, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения.
Логика выбора
ответа
4.
Рефлексия
(10 мин)
Предлагается выполнить первое
задание.
Среди дробей найти
правильные и неправильные.
Слайд №13
Предлагает работу в парах
Даны три числа: 11; 12; 13.
Используя только эти числа
составьте
все правильные дроби
все неправильные дроби
Слайд №14
Отвечают с пояснением.
Работают в парах, составляют
дроби, проговаривают,
проверяют правильность
выполнения
Слайд №15
Символизируют о правильном
выполнении-
руки «в замочке», поднимают
вверх.
Комментарии по ходу
просмотра презентации
Сравнение с
образцом
Использование
схемы как
опоры
Самоконтроль
Коммуникативные
УУД:
Организация и
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
Универсальные
логические
действия:
построение
логической цепи
рассуждений.
Познавательные
УУД:
выбор наиболее
эффективных
Готовность к
применению
новых знаний
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий
5.
Физкульт
минутка
(1 мин)
Слайд №16
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки, мы присели,
А потом тихонько сели.
Выполняют упражнения,
повторяя движения за
учителем
Действия по
образцу
Снятие
нагрузки и
усталости
6.
Формирова
ние умений
и навыков
(11 мин)
Слайд № 17
Предлагается решить задания из
учебника:
№ 628
№ 643
Решим задачу № 638(а).
С правильными дробями мы
умеем работать, с
неправильными дробями будем
работать аналогично
Рассматривают и сортируют
дроби в две колонки (речь про
себя)
Составляют дроби и
записывают в тетрадь
Один ученик работает у доски,
все остальные в тетрадях
Использование
таблицы как
опоры
Расставить
соответствие,
самоконтроль
Постановка
задач, цели
деятельности
Регулятивные УУД:
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и отличий
от эталона;
коррекция
внесение
необходимых
дополнений и
корректив в план, и
способ действия в
случае расхождения
эталона, реального
Осознание
необходимости
формирования
новых знаний
действия и его
продукта;
оценка
выделение и
осознание учащимся
того, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения.
7.
Подведение
итогов
урока
(7 мин)
- Подведём итоги урока
С какими трудностями вы
столкнулись при изучении
нового материала?
С каким новым понятием мы
сегодня познакомились?
Как отличить правильную дробь
от неправильной?
Слайд №18
- Приготовьте сигнальные
карточки
Показывает слайд №19 и задаёт
вопросы
Слайд №20
Предлагает записать домашнее
задание
Слайд №21
И в заключении, предлагается
ребятам составить синквейн
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы с
помощью сигнальных
карточек
Открывают дневники и
записывают д/з
Составляют синквейн и сдают
учителю:
1. Дробь
__________________
2. Какая бывает?___________
3. Что мы с ней можем делать?
___________________
4. Приведи пример:_________
5. Где применяем дробь?
Мыслительная
деятельность
Межпредмет-
ные связи
Познавательные
УУД:
рефлексия способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности;
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
Регулятивные УУД:
оценка
выделение и
осознание учащимся
того, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения.
Коммуникативные
УУД:
обеспечивают
возможности
сотрудничества –
умение слышать,
Готовность
применять
новые знания
Благодарит за работу на уроке,
просит поднять карточку с
определённым цветом, чтобы
оценить себя на уроке
Слайд №22
Слайд 23
Спасибо за урок!
____________________
Социализация
Я все понял, и мне было
интересно
Я понял на уроке, но у меня
есть вопросы
Я ничего не понял на уроке,
мне было скучно
слушать и понимать
партнера, планировать
и согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
распределять роли,
взаимно
контролировать
действия друг друга,
уметь договариваться,
вести дискуссию,
правильно выражать
свои мысли в речи,
уважать в общении и
сотрудничества
партнера и самого
себя
Список использованной литературы
Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.
Якир.-М.:Вентана-Граф, 2016
Математика: 5 класс: методическое пособие/Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др.-М.: Вентана –Граф, 2016