Автор: Галковская Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №17"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: рабочая программа курса внеурочной деятельности
Тема: "Основы финансовой грамотности"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа № 17»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
(социальное направление)
Срок реализации: 4 года
2
Содержание
1
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
3
2
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм
организации и видов деятельности
5
3
Тематическое планирование
9
3
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) формирование
основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
составлять тексты в устной и письменной формах;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
4
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать)
в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
готовить
свое
выступление
и
выступать
с
аудио-,
видео-
и
графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
10) овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
11) готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством
учета
интересов сторон и сотрудничества;
12) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
13) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня
культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
5
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
1 год реализации
№
Содержание
Формы организации
Виды деятельности
1
Что такое деньги и какими они
бывают
.
Что такое деньги и откуда
они
взялись.
Какие
деньги
были
раньше
в
России.
Современные
деньги России и других стран.
Познавательная
беседа,
сюжетно –
ролевая игра,
практические работы
Познавательная,
игровая
2
Из чего складываются доходы в
семье.
Деньги можно получить в
наследство, выиграть в лотерею или
найти клад. Основным источником
дохода
современного
человека
является заработная плата. Размер
заработной
платы
зависит
от
профессии.
Собственник
может
получить арендную плату и проценты.
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
3
Почему семьям часто не хватает
денег
на
жизнь
и
как
этого
избежать.
Люди постоянно тратят
деньги на товары и услуги. Расходы
бывают
обязательными
и
необязательными.
Для
покупки
мебели, бытовой техники, автомобиля
чаще
всего
приходится
делать
сбережения.
Если
сбережений
не
хватает
или
появляются
непредвиденные
расходы,
деньги
можно взять в долг.
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
4
Деньги счёт любят, или как
управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал.
Бюджет –
план доходов и расходов. Люди ведут
учёт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем. Если
доходы превышают расходы,
образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги,
могут принести доход.
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
2 год реализации
№
Содержание
Формы организации
Виды деятельности
1
Что такое деньги и какими они
бывают
.
Что такое деньги и откуда
они
взялись.
Какие
деньги
были
раньше
в
России.
Современные
Познавательная
беседа, сюжетно –
ролевая игра,
практические работы
Познавательная,
игровая
6
деньги России и других стран.
2
Из чего складываются доходы в
семье.
Деньги можно получить в
наследство, выиграть в лотерею или
найти клад. Основным источником
дохода
современного
человека
является заработная плата. Размер
заработной
платы
зависит
от
профессии.
Собственник
может
получить арендную плату и проценты.
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
3
Почему семьям часто не хватает
денег
на
жизнь
и
как
этого
избежать.
Люди постоянно тратят
деньги на товары и услуги. Расходы
бывают
обязательными
и
необязательными.
Для
покупки
мебели, бытовой техники, автомобиля
чаще
всего
приходится
делать
сбережения.
Если
сбережений
не
хватает
или
появляются
непредвиденные
расходы,
деньги
можно взять в долг.
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
4
Деньги счёт любят, или как
управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал.
Бюджет –
план доходов и расходов. Люди ведут
учёт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем. Если
доходы превышают расходы,
образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги,
могут принести доход.
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
3 год реализации
№
Содержание
Формы организации
Виды деятельности
1
Что такое деньги и какими они
бывают.
Что такое деньги и откуда
они
взялись.
Какие
деньги
были
раньше
в
России.
Современные
деньги
России
и
других
стран.
Появление
безналичных
денег.
Безналичные деньги как информация
на банковских счетах. Проведение
безналичных
расчётов.
Функции
банкоматов.
Познавательная
беседа, сюжетно –
ролевая игра,
презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
2
Из чего складываются доходы в
семье.
Деньги можно получить в
наследство, выиграть в лотерею или
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
7
найти клад. Основным источником
дохода
современного
человека
является заработная плата. Размер
заработной
платы
зависит
от
профессии.
Собственник
может
получить арендную плату и проценты.
Государство
помогает
пожилым
людям, инвалидам, студентам, семьям
с
детьми
и
безработным.
При
нехватке
денег
их
можно
взять
взаймы.
Существуют
мошенники,
которые обманом отбирают у людей
деньги.
3
Почему семьям часто не хватает
денег
на
жизнь
и
как
этого
избежать.
Люди постоянно тратят
деньги на товары и услуги. Расходы
бывают
обязательными
и
необязательными.
Для
покупки
мебели, бытовой техники, автомобиля
чаще
всего
приходится
делать
сбережения.
Если
сбережений
не
хватает
или
появляются
непредвиденные
расходы,
деньги
можно взять в долг. Некоторые люди
тратят много денег на хобби, а иногда
и на вредные привычки.
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
4
Деньги
счёт
любят,
или
как
управлять
своим
кошельком,
чтобы он не пустовал.
Бюджет –
план доходов и расходов. Люди ведут
учёт
доходов
и
расходов,
чтобы
избежать финансовых проблем. Если
доходы
превышают
расходы,
образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги,
могут принести доход.
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
4 год реализации
№
Содержание
Формы организации
Виды деятельности
1
Что такое деньги и какими они
бывают.
Как
появились
деньги.
История
монет.
Первые
монеты
разных государств. Первые русские
монеты.
Бумажные
деньги.
Безналичные деньги. Валюта.
Появление
обмена
товарами.
Проблемы
товарного
обмена.
Появление первых денег – товаров с
высокой
ликвидностью.
Свойства
Познавательная
беседа, сюжетно –
ролевая игра,
презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
8
драгоценных
металлов
(ценность,
прочность,
делимость)
делают
их
удобными
товарными
деньгами.
Древнерусские
товарные
деньги.
Происхождение
слов
«деньги»,
«рубль», «копейка».
2
Из чего складываются доходы в
семье.
Откуда в семье берутся деньги.
Деньги можно получить в наследство,
выиграть в лотерею или найти клад.
Основным
источником
дохода
современного
человека
является
заработная плата. Размер заработной
платы
зависит
от
профессии.
Собственник
может
получить
арендную
плату
и
проценты.
Государство
помогает
пожилым
людям, инвалидам, студентам, семьям
с
детьми
и
безработным.
При
нехватке
денег
их
можно
взять
взаймы.
Существуют
мошенники,
которые обманом отбирают у людей
деньги.
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
3
Почему семьям часто не хватает
денег
на
жизнь
и
как
этого
избежать.
На
что
семья
тратит
деньги.
Люди
постоянно
тратят
деньги на товары и услуги. Расходы
бывают
обязательными
и
необязательными.
Для
покупки
мебели, бытовой техники, автомобиля
чаще
всего
приходится
делать
сбережения.
Если
сбережений
не
хватает
или
появляются
непредвиденные
расходы,
деньги
можно взять в долг. Некоторые люди
тратят много денег на хобби, а иногда
и на вредные привычки
.
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
4
Деньги
счёт
любят,
или
как
управлять
своим
кошельком,
чтобы
он
не
пустовал.
Как
правильно
планировать
семейный
бюджет. Бюджет – план доходов и
расходов. Люди ведут учёт доходов и
расходов,
чтобы
избежать
финансовых проблем. Если доходы
превышают
расходы,
образуются
сбережения. Сбережения, вложенные
в банк или ценные бумаги, могут
принести доход.
Познавательная
беседа, презентации,
практические работы
Познавательная,
игровая
9
3. Тематическое планирование
№
Наименование тем
Класс, количество часов
1
2
3
4
1
Что такое деньги и какими они бывают
17
18
18
20
2
Из чего складываются доходы в семье
4
4
4
4
3
Почему семьям часто не хватает денег на
жизнь и как этого избежать
4
4
4
5
4
Деньги счёт любят, или как управлять
своим кошельком, чтобы он не пустовал
8
8
8
5
Итого:
33
34
34
34