Автор: Работина Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель по классу домра
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №10"г.Брянск
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Применение информационно-коммуникативной технологии на уроках специальности по классу домры»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
« Детская школа искусств №10»
Методический доклад на тему:
«Применение информационно-коммуникативной технологии
на уроках специальности по классу домры»
Составил:
преподаватель по классу домры
И.С. Работина
Брянск, 2022г.
Содержание
1.
Введение стр. 3
2.
Применение информационно-коммуникативной технологии
на уроках специальности по классу домры стр.3
3.
Литература стр.5
Введение
2
Технология – системный метод создания, применения и определения всего процесса
преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их
взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
В последние годы концепция развивающего обучения является одной из парадигм
современной педагогической науки. В процессе обучения происходит интенсивное и
всестороннее развитие способностей учащихся. Педагогические воздействия опережают,
стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. В
технологии развивающего обучения, ребенку отводится роль самостоятельного субъекта
педагогического воздействия.
Перестройка
происходящая на педагогическом фронте
не может оставить
равнодушными
педагогов
–
музыкантов.
Непосредственно
воздействуя
на
эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет огромную
роль в формировании творчески мыслящей
духовно богатой личности. Проблема
соотношения обучения и развития — одна из актуальнейших в современной педагогике.
Обучение и развитие - категории разные.
Эффективность обучения измеряется
количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития - уровнем
которого достигают способности учащихся.
Применение информационно-коммуникативной технологии на уроках
специальности по классу домры
Обновление образования,
развитие
его в новых направлениях,
требует от
преподавателей школ искусств знания инновационных педагогических технологий и
владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения.
Использование информационно-коммуникативных
технологий в
образовательном
процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В нашем
мире с быстро развивающимися информационными технологиями, обычные, наиболее
распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным. В работе с
учащимися
я
активно
использую
цифровые
и
электронные
ресурсы:
аудио,
видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности
Интернет.
Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования,
оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. Я
использую их в своей работе для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с
видео- и аудиоматериалами и др. Данная работа организуется и контролируется мною как
педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные мною сайты).
Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом
стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и
необходимости собственной образованности.
Основополагающим
принципом
своей
работы
я
считаю
личностно-
ориентированный
подход в
обучении
и
развитии
детей.
Личность
ученика,
ее
индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-
ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет уровня
интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей
психического склада, характера и темперамента.
3
Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому,
начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью
Интернет-ресурсов
изучаемое
произведение
в
исполнении
разных
мастеров-
профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное
произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей
беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов.
Немаловажную роль играет заинтересованность со стороны родителей. Учащиеся
старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать
интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать
фрагменты их выступлений, учась сценической культуре. Важно лишь компетентно
сформировать мотивацию творческой деятельности, начиная с малого. Связь музыки с
другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может
быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке
мероприятий
с
использованием
мультимедийной
техники:
подборка
видеоряда,
соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным
полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением.
Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую
индивидуальность
–
задача
преподавателей
ДШИ,
решить
которую
помогают
современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям
Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний
интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а
иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной.
Большинство детей, обучающихся в школе искусств, посещают занятие с огромным
желанием. Даже если учащиеся не делают больших успехов в концертной и конкурсной
деятельности, они всей душей любят музыкальное творчество, формирующее их
внутренний мир. Учащиеся старших классов интересуются современной музыкой,
поэтому во время занятий вместе с ними я часто делаю аранжировки мелодий из фильмов,
компьютерных игр, отдавая при этом предпочтение инициативе детей.
Такая
работа
способствует
получению
новых
знаний,
развитию
умения
анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме
знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие
впечатления от классических и современных произведений.
Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального
восприятия,
что
очень важно
для подготовки как к экзамену,
классному или
общешкольному
концерту,
так
и
к
серьёзным
региональным,
всероссийским
и
международным конкурсам.
Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной
мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается
особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и
зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно
к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант
уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над
музыкальным произведением.
Я применяю в своей работе с детьми здоровьесберегающие технологии. На занятиях
используются такие упражнения как:
4
- физические упражнения, снимающие мышечные зажимы;
- импровизационные упражнения как средство отображения настроения;
- дыхательные упражнения;
- игры, развивающие интонационный слух детей,
фантазию,
повышающие
самооценку;
- упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления, снятия
стресса.
Одним из приемов, развивающих коммуникативные навыки является коллективное
музицирование. Ему принадлежит огромная роль в процессе обучения детей игре на
музыкальных инструментах. Вариантов организации коллективов может быть множество:
в классе одного педагога по инструменту или в сотрудничестве с педагогами по классу
других инструментов.
Наряду с традиционными однородными ансамблями актуальными в последнее время
появляются
разнотембровые
сочетания инструментов.
Известные
педагоги
всегда
придавали большое значение участию учеников в ансамблях. Коллективная игра в
ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся.
Занятия в классе ансамбля отвечает современным задачам ДШИ:
- формирование начальных умений и навыков, работа с музыкальным текстом с
целью приобщения учащихся к различным жанрам музыкальной культуры.
- подготовка одаренных детей к участию в концертах и конкурсах с целью
совершенствования профессионального мастерства, сохранение традиций национальной
музыкальной культуры.
В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:
- умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами,
слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и
руководителя ансамбля;
- умение рассказать об исполняемом произведении;
- умение применять и совершенствовать исполнительские навыки;
- использовать современные технологии для прослушивания и анализа произведений
в исполнении выдающихся музыкантов.
Реализации
этих
задач
способствует
включение
в
занятие
современных
образовательных и информационных технологий.
Литература
1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-
воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм
и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
2. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. – 1995. – №
2. – С. 79 – 83
5