Напоминание

«Применение информационно-коммуникативной технологии на уроках специальности по классу домры»


Автор: Работина Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель по классу домра
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №10"г.Брянск
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Применение информационно-коммуникативной технологии на уроках специальности по классу домры»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

« Детская школа искусств №10»

Методический доклад на тему:

«Применение информационно-коммуникативной технологии

на уроках специальности по классу домры»

Составил:

преподаватель по классу домры

И.С. Работина

Брянск, 2022г.

Содержание

1.

Введение стр. 3

2.

Применение информационно-коммуникативной технологии

на уроках специальности по классу домры стр.3

3.

Литература стр.5

Введение

2

Технология – системный метод создания, применения и определения всего процесса

преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их

взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В последние годы концепция развивающего обучения является одной из парадигм

современной педагогической науки. В процессе обучения происходит интенсивное и

всестороннее развитие способностей учащихся. Педагогические воздействия опережают,

стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. В

технологии развивающего обучения, ребенку отводится роль самостоятельного субъекта

педагогического воздействия.

Перестройка

происходящая на педагогическом фронте

не может оставить

равнодушными

педагогов

музыкантов.

Непосредственно

воздействуя

на

эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет огромную

роль в формировании творчески мыслящей

духовно богатой личности. Проблема

соотношения обучения и развития — одна из актуальнейших в современной педагогике.

Обучение и развитие - категории разные.

Эффективность обучения измеряется

количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития - уровнем

которого достигают способности учащихся.

Применение информационно-коммуникативной технологии на уроках

специальности по классу домры

Обновление образования,

развитие

его в новых направлениях,

требует от

преподавателей школ искусств знания инновационных педагогических технологий и

владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения.

Использование информационно-коммуникативных

технологий в

образовательном

процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В нашем

мире с быстро развивающимися информационными технологиями, обычные, наиболее

распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным. В работе с

учащимися

я

активно

использую

цифровые

и

электронные

ресурсы:

аудио,

видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности

Интернет.

Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования,

оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. Я

использую их в своей работе для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с

видео- и аудиоматериалами и др. Данная работа организуется и контролируется мною как

педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные мною сайты).

Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом

стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и

необходимости собственной образованности.

Основополагающим

принципом

своей

работы

я

считаю

личностно-

ориентированный

подход в

обучении

и

развитии

детей.

Личность

ученика,

ее

индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-

ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет уровня

интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей

психического склада, характера и темперамента.

3

Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому,

начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью

Интернет-ресурсов

изучаемое

произведение

в

исполнении

разных

мастеров-

профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное

произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей

беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов.

Немаловажную роль играет заинтересованность со стороны родителей. Учащиеся

старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать

интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать

фрагменты их выступлений, учась сценической культуре. Важно лишь компетентно

сформировать мотивацию творческой деятельности, начиная с малого. Связь музыки с

другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может

быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке

мероприятий

с

использованием

мультимедийной

техники:

подборка

видеоряда,

соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным

полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением.

Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую

индивидуальность

задача

преподавателей

ДШИ,

решить

которую

помогают

современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям

Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний

интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а

иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной.

Большинство детей, обучающихся в школе искусств, посещают занятие с огромным

желанием. Даже если учащиеся не делают больших успехов в концертной и конкурсной

деятельности, они всей душей любят музыкальное творчество, формирующее их

внутренний мир. Учащиеся старших классов интересуются современной музыкой,

поэтому во время занятий вместе с ними я часто делаю аранжировки мелодий из фильмов,

компьютерных игр, отдавая при этом предпочтение инициативе детей.

Такая

работа

способствует

получению

новых

знаний,

развитию

умения

анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме

знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие

впечатления от классических и современных произведений.

Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального

восприятия,

что

очень важно

для подготовки как к экзамену,

классному или

общешкольному

концерту,

так

и

к

серьёзным

региональным,

всероссийским

и

международным конкурсам.

Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной

мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается

особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и

зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно

к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант

уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над

музыкальным произведением.

Я применяю в своей работе с детьми здоровьесберегающие технологии. На занятиях

используются такие упражнения как:

4

- физические упражнения, снимающие мышечные зажимы;

- импровизационные упражнения как средство отображения настроения;

- дыхательные упражнения;

- игры, развивающие интонационный слух детей,

фантазию,

повышающие

самооценку;

- упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления, снятия

стресса.

Одним из приемов, развивающих коммуникативные навыки является коллективное

музицирование. Ему принадлежит огромная роль в процессе обучения детей игре на

музыкальных инструментах. Вариантов организации коллективов может быть множество:

в классе одного педагога по инструменту или в сотрудничестве с педагогами по классу

других инструментов.

Наряду с традиционными однородными ансамблями актуальными в последнее время

появляются

разнотембровые

сочетания инструментов.

Известные

педагоги

всегда

придавали большое значение участию учеников в ансамблях. Коллективная игра в

ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся.

Занятия в классе ансамбля отвечает современным задачам ДШИ:

- формирование начальных умений и навыков, работа с музыкальным текстом с

целью приобщения учащихся к различным жанрам музыкальной культуры.

- подготовка одаренных детей к участию в концертах и конкурсах с целью

совершенствования профессионального мастерства, сохранение традиций национальной

музыкальной культуры.

В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:

- умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами,

слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;

- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и

руководителя ансамбля;

- умение рассказать об исполняемом произведении;

- умение применять и совершенствовать исполнительские навыки;

- использовать современные технологии для прослушивания и анализа произведений

в исполнении выдающихся музыкантов.

Реализации

этих

задач

способствует

включение

в

занятие

современных

образовательных и информационных технологий.

Литература

1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-

воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм

и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. – 1995. – №

2. – С. 79 – 83

5



В раздел образования