Автор: Зима Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ школа - интернат №23 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Слюдянка
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитываем самостоятельность и ответственность у младших школьников
Раздел: начальное образование
Воспитываем самостоятельность и ответственность у младших
школьников
В практике работы каждого учителя постоянно возникают задачи,
которые необходимо решать. Эти задачи связаны с развитием у детей разных
качеств,
умений
и
навыков,
играющих
большое
значение
в
плане
формирования их личности в целом. Одними из таких качеств являются
самостоятельность и ответственность. Неслучайно вопросы, касающиеся их
воспитания, на протяжении всей истории существования педагогической науки
и житейской практики воспитания, сохраняют свою значимость.
Воспитание ответственности и самостоятельности начинается еще на
этапе дошкольного детства, но в современных условиях, когда институт семьи
ослабел и родители, под влиянием социально-экономических факторов все
чаще передают воспитательные функции такому социальному институту как
школа,
учителям,
классным
руководителям
неизбежно
приходится
сталкиваться с этой задачей и искать пути ее решения.
Анализ существующих взглядов на проблемы самостоятельности и
ответственности
позволяет
отметить
следующее:
самостоятельность,
по
мнению Е.Е. Голобородько выступает как личностное свойство, в котором
взаимосвязаны
между
собой
знания,
умения
и
навыки
личности,
обеспечивающие способность самостоятельно действовать и потребность
действовать самостоятельно [1].
С.Л.
Рубинштейн
указывает,
что
самостоятельность
личности
проявляется как совокупность взаимосвязанных качеств и способностей. В
частности, он акцентирует внимание на способности без внешней помощи
определяет цель, направление деятельности, планировать свои действия,
достигать своей цели, осуществлять контроль за выполнением своих действий.
Современные
исследования
раскрывают самостоятельность
как сложное
интегративное
качество,
в
структуре
которого
выделяются
отдельные
компоненты [3].
В.С. Шурманов таких компонентов выделяют два - личностный и
индивидуально-социальный. В личностном компоненте автор объединяет
личностные особенности человека и его характер; в индивидуально-социальном
компоненте
автор
объединяет
действия
разных
факторов
на
развитие
самостоятельности. Существуют и другие подходы, позволяющие в структуре
самостоятельности выделять ряд компонентов, отвечающих за доминирующие
и
наиболее
значимые
составляющие
самостоятельности.
В
понимании
ответственности также присутствуют различия взглядов [4].
В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова под ответственностью
понимаются возлагаемые на человека или взятые им обязательства, которые
состоят в отчете о своих действиях и готовности брать вину на себя за
возможные последствия. В этом понимании ответственность тесным образом
связана с обязательствами и результатом, который наступает, если эти
обязательства не исполняются. В психологическом аспекте ответственность
выступает как контроль человека над деятельностью в отношении принятых ею
норм и правил.
К. Муздыбаев характеризует ответственность как способность человека
выполнять те или иные действия на основе понимания долженствования в их
выполнении. Ответственность играет важную роль в регуляции поведения
личности, помогает следовать внутренним ориентирам при выборе вариантов
поведения. В философском аспекте ответственность в большей степени
сравнивают с нравственно-этическими категориями, такими как долг, совесть, и
честь. Как личностное качество ответственность отражает отношение человека
к принятию решений и совершению определенных действий. Воспитание
самостоятельности и ответственности представляет собой продолжительный
процесс, в ходе которого формируется не только внутренняя основа для
данного качества, но и необходимый опыт проявления данного качества и его
закрепления [2].
Под
внутренней
основой
понимается
для
ответственности
сформированность определенных норм и правил, которые принимаются
ребенком и которые заставляют его в разных ситуациях следовать данным
нормам и правилам, поскольку они считаются правильными. С точки зрения
самостоятельности, такими основаниями для ее воспитания выступают знания,
умения и навыки в разных видах деятельности формируя которые, мы, тем
самым, мы закладываем основу для развития самостоятельности у ребенка как
его способности на основе своих знаний, умений и навыков действовать в
разных ситуациях.
Мой профессиональный опыт работы составляет 29 лет. За это время
было выпущено пять классов, сейчас готовится шестой выпуск. Основными
трудностями детей, которые поступают в первый класс, является часто
несформированность мелкой моторики, что влияет на овладении письмом, на
продуктивность освоения разных способов работы на уроках изобразительного
искусства,
уроках
технологии,
слабая
сформированность
произвольной
регуляции, в результате чего дети проявляют неусидчивость и одной из
характерных
черт
современных
детей
является
слабое
развитие
самостоятельности, трудности ориентировки в простых ситуациях, нежелание
брать на себя ответственность за выполнение какой-либо деятельности. Именно
поэтому, работа по развитию самостоятельности у детей является одним из
значимых направлений.
Для того, чтобы развивать детей младшего школьного возраста
самостоятельность мною используются разные методы и приемы работы. На
уровне групповой работы детям предлагаются задания для самостоятельного
выполнения,
коллективные
поручения,
организуется
работа
в
группах,
направленная на достижение поставленной цели. Дети приучаются к тому,
чтобы самостоятельно выполнять необходимые действия по организации
рабочего места, подготовке необходимых материалов к уроку, оказанию
помощи учителю в тех или иных делах.
Из опыта работы отмечаю, что важно рассмотреть потенциал ребенка и
стимулировать его самостоятельность через разного рода поручения. Так,
например, дети с удовольствием ходят в столовую для того, чтобы передать
сведения о количестве питающихся учеников и чувствуют себя достаточно
самостоятельными и взрослыми в этом процессе. Любые другие поручения
организационного характера, связанные с передачей какой-либо информацией,
перемещением по школе, также являются для детей хорошим стимулом.
Внутри класса немаловажное значение имеют дежурства. Организацию работы
дежурных я осуществляю по звеньям, состоящим из 4 человек. Так дети
образуют маленькую команду, в которой виден труд каждого и, при этом, есть
возможность получить надежную опору и поддержку со стороны сверстника.
Проектная деятельность также является эффективной для развития
самостоятельности. При организации проектной деятельности важно четко
поставить задачу и убедиться, что ребенок понял ее и
готов выполнять
определенные действия для того, чтобы эту задачу выполнить. Для развития у
детей
самостоятельности
мною
используется
также
потенциал
подготовительной
работы
в
рамках
разных
мероприятий,
когда
дети
изготавливают украшения для мероприятия, самостоятельно осуществляя
руководство процессом выполнения от начала до конца конкретного предмета.
Или, например, при организации коллективных творческих дел, каждый
ученик тоже проявляет самостоятельность в выполнении конкретных задач на
разных этапах совместной деятельности. Благодаря коллективным творческим
делам,
различным
внеурочным
мероприятием
-
субботникам,
КВН,
благотворительным акциям и другим формам работы, младшие школьники не
только видят перед собой пример взрослого, который демонстрирует более
самостоятельное поведение и, при этом, более принимающее, но и дети
получают также практический опыт, который помогает им, для того, чтобы в
дальнейшем организовать подобные действия самостоятельно. Дифференцируя
методы воспитания самостоятельности и ответственности мы можем отметить,
что в первую группу методов развития самостоятельности относятся: личный
пример взрослого, рефлексия деятельности, развитие умения осуществлять
деятельность совместно, договариваются о достижении результата, разного
рода поручения и задания.
В
развитии
самостоятельности
важную
роль
играет
укрепление
самооценки и веры ребенка в то, что он способен справиться с поставленной
ему задачей. Для воспитания ответственности на первый план выступает
чувство осознанности. Когда ребенок начинает понимать, для чего он делает то
или иное действие, у него активизируются ресурсы для выполнения этого
действия. Ответственность, также как и самостоятельность, развивается на
основе
личного
примера,
практической
деятельности,
вовлеченности
в
различные мероприятия социальной направленности.
Таким образом, в современных условиях воспитание самостоятельности
и ответственности выходит приобретает особую значимость. Решение этой
задачи наиболее эффективно при объединении усилий семьи и школы,
использовании современных воспитательных технологий в работе классного
руководителя.
Литература
1. Голобородько,
Е.Е.
Дефиниция
самостоятельности
в
контексте
психолого-педагогического исследования
[Текст] /
Е.Е. Голобородько //
Инновационная наука. – 2015. – №8-1. – С.25-27.
2. Муздыбаев, К. Психология ответственности [Текст]: виды проявления
ответственности, связь разных форм ответственности с определенными
психологическими и социальными явлениями, результаты экспериментальных
исследований
ответственности
в
разнообразных
жизненных
ситуациях,
значение
ответственности
для
достижения
успеха,
справедливости,
благополучия и выживания / К. Муздыбаев. – М.: URSS, 2017. – 248 с.
3. Рубинштейн,
С. Л. Основы общей психологии [Текст]
/ С.Л.
Рубинштейн. – СПб. 2009. – 720 с.
4. Шурманов,
В.С.
Сущность
и
структура
самостоятельности:
философские, психологические и педагогические аспекты понимания [Текст] /
В.С. Шурманов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. –
2016. – №2 (70). – С.81-83.