Напоминание

Ледяной дворец царевны Зимы


Автор: Мошкина Вера Алексеевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: г. Сатка , Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Ледяной дворец царевны Зимы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств №1 имени Ю.А. Розума»

г. Сатка.

Тема урока «Ледяной дворец феи Зимы».

Индивидуально - коллективная форма работы на уроках.

Выполнила:

Мошкина В.А. – преподаватель

Худ О, МБОУ ДО «ДШИ №1 имени Ю.А. Розума»

Г. Сатка

2022

Тема блока уроков (2 часа: занятие два урока):

«Ледяной дворец царевны Зимы ».

Индивидуально – коллективная форма работы на уроках.

Цель: формировать у обучающихся способности творческой импровизации

художественными средствами для создания художественного образа.

Задачи:

-образовательная- познакомить обучающихся с видом искусства –

ледяная архитектура и освоить навыки коллективной работы ;

-развивающая –развивать воображение, чувство ритма и композиции;

-воспитательная- вызвать познавательный интерес к созданию

архитектурного сказочного образа в смешанной технике( графика и

бумагопластика).

Материалы и инструменты:

1 – й урок:

Лист голубой или синей бумаги – А3: карандаш; ножницы.

2 – урок: гелиевые ручки – белая, синяя, голубая, серебряная; карандаш –

корректор белый; салфетки влажные для рук.

Литературный ряд:

Ханс

Кристиан

Андерсен «Снежная королева»;

Чарская Л. «Зима»; Степанова Т. «Сказочная зима».

Методические пояснения: Задача преподавателя вызвать у обучающихся

интерес к созданию сказочного архитектурного образа. Поэтому необходимо

провести

предварительную

работу

-

рекомендовать

родителям

и

обучающимся прочитать сказку Ханса Кристиана

Андерсена «Снежная

королева».

Зрительный ряд:

Видео презентация

-с видами ледяной архитектуры (1 урок);

-с формами снежинок и ледяных узоров (2 урок).

Распечатанные схемы снежинок (2 урок).

Музыкальный ряд:

Чайковский П.И. «Январь» из цикла «Времена года»;

Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

План 1 урока:

Введение в тему:10 минут:

Просмотр иллюстративного материала – с комментариями.

Беседа, с применением литературного и музыкального ряда, работа на образ.

Практическая работа 1 урока:

Подготовка рабочего места детьми и делим группу на подгруппы по 3-4

человека.

Объяснение нового материала – создание образа дворца с применением

простейших приемов бумагопластики - ребро жесткости.

Выполнение практического задания.

Задание:

Создать образ сказочного дворца:

-ребрами жесткости делим лист на 2-3 сектора;

- рисуем крыши, окна, двери;

- вырезаем силуэты крыш по рисунку;

- вырезаем проемы окон и дверей.

План 2 урока:

Введение в тему:10 минут:

Просмотр иллюстративного материала – с комментариями.

Беседа, с применением литературного и музыкального ряда, работа на образ.

Практическая работа 2 урока:

Подготовка рабочего места детьми.

Объяснение нового материала – создание образа ледяных узоров на дворце

с применением графических приемов (линия, точка, штрих).

Задание:

Создать образ сказочного ледяного дворца:

- рисуем контуры крыш, окон, дверей;

- рисуем ледяные узоры, снежинки на стенах дворца.

Итог:

Соединяем в группах листы в один дворец – пространственно объемную

композицию на столе.

Просмотр выполненных работ.

Содержание урока 1.

Преподаватель читает стихотворение Степановой Т.

Сказочная зима –

Образ Королевы,

Строит из снега дома,

Вьюгой поет напевы.

Гремит сосульками.

Играя в перезвон.

Красит снежинками

Все окна и балконы.

Махровым инеем

Кусты посыпает,

Снегом бархатным

Тропы заметает.

Ледяные дворцы,

Хрустальные замки,

Ваяет из снега ,

Зима – «снегоманка».

Долгих три месяца,

Управляет она,

Красотой кружевной,

Удивляет сполна.

Смотрим видео презентацию с видами ледяной архитектуры, с целью

обогащения художественных впечатлений. Беседа с обучающимися о цвете,

оттенках льда.

Предлагаю перенестись в ледяную сказку – в царство холодной застывшей

красоты, достойное царевны Зимы.

С древних времен северные народы возводили жилища из снега и льда –

наиболее доступного материала зимой. Но умение, некогда нацеленное на

выживание, в наше время превратилось в настоящее искусство. Искусство

ледяной архитектуры. В 17-19 вв. существовала старинная русская забава –

строительство хрустальных (ледяных) дворцов. В Финляндии, на западе

Лапландии, зимой строят «Снежную деревню» (отель) Юллясярви. Первый

ледяной отель был построен в 1990 году в Юккас – Ярви на севере Швеции.

С тех пор каждый год архитекторы, скульпторы и дизайнеры съезжаются в

шведскую деревню, расположенную в 200 километров от заполярного круга,

чтобы создать

очередное произведение

искусства

из

ледяных

глыб.

Необходимое количество воды получают, замораживая воду из реки Торне.

В Ирусалиме строят целый ледяной город, он так и называется город в

городе. В России сохранилась традиция строительства ледяных городков,

которые радую зимой детей и взрослых своей застывшей сказкой.

А как композиторы видят зимние образы?

Прослушиваем два музыкальных отрывка на сравнение образа.

Создавая образ дворца, необходимо выделить самые характерные его

черты – архитектурные элементы (форма крыш, окон, дверных проемов и

тд.).

Пояснения к практической работе:

Давайте и мы с вами попробуем создать архитектурную форму ледяного

дворца. Необходимо методом сгибания разделить формат листа на 2 – 3

сектора. Вертикально или горизонтально – на выбор обучающихся. Сгиб –

ребро жесткости, которое создает объемно пространственную форму дворца.

Преподаватель предлагает детям поэксперементировать с архитектурными

формами для изображения крыш, окон, дверных проемов, архитектурных

деталей дворца. При создании дворца нам понадобятся цветные плотные

листы для пастели, ножницы, карандаш.

Пошаговый показ: листы А3, карандаш, ножницы.

В процессе показа идут пояснения.

Сначала сгибаем лист, делим на сектора, получая ребра жесткости. После

этого нарисуем в каждом секторе причудливые крыши, окна, двери, колонны

разных форм.

А потом вырежем по контуру крыши и другие архитектурные элементы.

Вносим дополнения к картинке по своему желанию.

Выполнение практической работы:

Обучающиеся выполняют работу по изображению и конструкции образа

ледяного дворца.

Индивидуальная работа с обучающимися.

Просмотр работ и их анализ.

Содержание урока 2:

Методические пояснения:

Начинаем с эмоционального введения в тему с музыкального и

литературного ряда.

Для того, чтобы обучающиеся познакомились с многообразием

форм

снежинок и ледяных узоров, изучили пропорции, цвет, фактуру провести

просмотр иллюстративного материала, после чего им будет проще и

понятнее работать над изображением поверхности ледяного дворца.

Литературный и музыкальный ряд помимо урока предлагается обучающимся

просмотреть и прослушать, прочитать дополнительно заранее дома по

выбору.

Введение в тему:10 минут:

Просмотр иллюстративного материала – с комментариями.

Беседа, с применением литературного и музыкального ряда, работа на образ.

Видео презентация.

Дети рассматривают снежинки и ледяные узоры.

Педагог читает стихотворение Л. Чарской:

Зима

Кто в пуховой шубке белой

Легкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

На кудрях ее пушистых

Много блесток золотистых,

Много серебра.

Эти локоны седые

Крупно в кольца завитые.

Бьются о плечо.

Рукавичкою взмахнула –

Раз! Куда бы ни взглянула,

Застлан был ковер…

Новый взмах - и речка стала,

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

К верху руку поднимает –

В миг деревья накрывает

Чистым серебром.

По вершинам бродят взоры,

И роскошные узоры

Вытканы кругом.

Эта белая шубейка

Всем знакома, чародейка, -

Матушки – Зима.

С легкой поступью небрежной,-

Вот она сама.

Пояснения к практической работе:

Преподаватель уточняет представление детей о внешнем виде снежинок и

ледяных узоров и одновременно направляет на поиск средств художественно

-

образной

выразительности.

Преподаватель

предлагает обучающимся

изобразить снежинки и ледяные узоры с помощью гелиевых ручек и

карандаша – корректора.

Практическая работа 2 урока:

Подготовка рабочего места детьми.

Объяснение нового материала.

Красота образа складывается из множества фактур, мастерски передающих

лед. Мы выбираем метод изображения – графический. Использовать можно

холодные цвета, а также белый цвет и серебро. Главное создание легкого,

ажурного образа ледяных узоров и снежинок.

Задание:

-Нарисовать контуры крыш, окон, дверей и других архитектурных элементов

карандашом – корректором( линия толстая).

-Нарисовать снежинки и ледяные узоры гелиевыми ручками.

-Просмотр работ и их анализ.

Выполнение практической работы:

Обучающиеся выполняют работу разнообразными гелиевыми ручками , на

конструкции дворца с урока 1.

Индивидуальная работа с обучающимися.

Итог:

Соединение готовых индивидуальных работ в группах в коллективную

объемно пространственную композицию.

Просмотр и обсуждение творческих работ.

Литература.

Лыкова И.А. Изобразительное творчество в деском саду: Путешествия в

тапочках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Занятия в

ИЗОстудии./Лыкова И.А.//Конспекты занятий в ИЗОстудии.-

М.:Издательский дом «Карапуз», 2008 – 192 с., 16 л. вкл.

Андерсен Ханс Кристиан. Сказка Снежная Королева./Андерсен Ханс

Кристиан.//Снежная Королева.-М.:Издательство «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-Га»,

2005 - стр. 31.

Степанова Т. Стихотворение « Сказочная зима»(интернет).

Чарская Л. Стихотворение «Зима» (интернэт).



В раздел образования