Автор: Мошкина Вера Алексеевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: г. Сатка , Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Ледяной дворец царевны Зимы
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств №1 имени Ю.А. Розума»
г. Сатка.
Тема урока «Ледяной дворец феи Зимы».
Индивидуально - коллективная форма работы на уроках.
Выполнила:
Мошкина В.А. – преподаватель
Худ О, МБОУ ДО «ДШИ №1 имени Ю.А. Розума»
Г. Сатка
2022
Тема блока уроков (2 часа: занятие два урока):
«Ледяной дворец царевны Зимы ».
Индивидуально – коллективная форма работы на уроках.
Цель: формировать у обучающихся способности творческой импровизации
художественными средствами для создания художественного образа.
Задачи:
-образовательная- познакомить обучающихся с видом искусства –
ледяная архитектура и освоить навыки коллективной работы ;
-развивающая –развивать воображение, чувство ритма и композиции;
-воспитательная- вызвать познавательный интерес к созданию
архитектурного сказочного образа в смешанной технике( графика и
бумагопластика).
Материалы и инструменты:
1 – й урок:
Лист голубой или синей бумаги – А3: карандаш; ножницы.
2 – урок: гелиевые ручки – белая, синяя, голубая, серебряная; карандаш –
корректор белый; салфетки влажные для рук.
Литературный ряд:
Ханс
Кристиан
Андерсен «Снежная королева»;
Чарская Л. «Зима»; Степанова Т. «Сказочная зима».
Методические пояснения: Задача преподавателя вызвать у обучающихся
интерес к созданию сказочного архитектурного образа. Поэтому необходимо
провести
предварительную
работу
-
рекомендовать
родителям
и
обучающимся прочитать сказку Ханса Кристиана
Андерсена «Снежная
королева».
Зрительный ряд:
Видео презентация
-с видами ледяной архитектуры (1 урок);
-с формами снежинок и ледяных узоров (2 урок).
Распечатанные схемы снежинок (2 урок).
Музыкальный ряд:
Чайковский П.И. «Январь» из цикла «Времена года»;
Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
План 1 урока:
Введение в тему:10 минут:
Просмотр иллюстративного материала – с комментариями.
Беседа, с применением литературного и музыкального ряда, работа на образ.
Практическая работа 1 урока:
Подготовка рабочего места детьми и делим группу на подгруппы по 3-4
человека.
Объяснение нового материала – создание образа дворца с применением
простейших приемов бумагопластики - ребро жесткости.
Выполнение практического задания.
Задание:
Создать образ сказочного дворца:
-ребрами жесткости делим лист на 2-3 сектора;
- рисуем крыши, окна, двери;
- вырезаем силуэты крыш по рисунку;
- вырезаем проемы окон и дверей.
План 2 урока:
Введение в тему:10 минут:
Просмотр иллюстративного материала – с комментариями.
Беседа, с применением литературного и музыкального ряда, работа на образ.
Практическая работа 2 урока:
Подготовка рабочего места детьми.
Объяснение нового материала – создание образа ледяных узоров на дворце
с применением графических приемов (линия, точка, штрих).
Задание:
Создать образ сказочного ледяного дворца:
- рисуем контуры крыш, окон, дверей;
- рисуем ледяные узоры, снежинки на стенах дворца.
Итог:
Соединяем в группах листы в один дворец – пространственно объемную
композицию на столе.
Просмотр выполненных работ.
Содержание урока 1.
Преподаватель читает стихотворение Степановой Т.
Сказочная зима –
Образ Королевы,
Строит из снега дома,
Вьюгой поет напевы.
Гремит сосульками.
Играя в перезвон.
Красит снежинками
Все окна и балконы.
Махровым инеем
Кусты посыпает,
Снегом бархатным
Тропы заметает.
Ледяные дворцы,
Хрустальные замки,
Ваяет из снега ,
Зима – «снегоманка».
Долгих три месяца,
Управляет она,
Красотой кружевной,
Удивляет сполна.
Смотрим видео презентацию с видами ледяной архитектуры, с целью
обогащения художественных впечатлений. Беседа с обучающимися о цвете,
оттенках льда.
Предлагаю перенестись в ледяную сказку – в царство холодной застывшей
красоты, достойное царевны Зимы.
С древних времен северные народы возводили жилища из снега и льда –
наиболее доступного материала зимой. Но умение, некогда нацеленное на
выживание, в наше время превратилось в настоящее искусство. Искусство
ледяной архитектуры. В 17-19 вв. существовала старинная русская забава –
строительство хрустальных (ледяных) дворцов. В Финляндии, на западе
Лапландии, зимой строят «Снежную деревню» (отель) Юллясярви. Первый
ледяной отель был построен в 1990 году в Юккас – Ярви на севере Швеции.
С тех пор каждый год архитекторы, скульпторы и дизайнеры съезжаются в
шведскую деревню, расположенную в 200 километров от заполярного круга,
чтобы создать
очередное произведение
искусства
из
ледяных
глыб.
Необходимое количество воды получают, замораживая воду из реки Торне.
В Ирусалиме строят целый ледяной город, он так и называется город в
городе. В России сохранилась традиция строительства ледяных городков,
которые радую зимой детей и взрослых своей застывшей сказкой.
А как композиторы видят зимние образы?
Прослушиваем два музыкальных отрывка на сравнение образа.
Создавая образ дворца, необходимо выделить самые характерные его
черты – архитектурные элементы (форма крыш, окон, дверных проемов и
тд.).
Пояснения к практической работе:
Давайте и мы с вами попробуем создать архитектурную форму ледяного
дворца. Необходимо методом сгибания разделить формат листа на 2 – 3
сектора. Вертикально или горизонтально – на выбор обучающихся. Сгиб –
ребро жесткости, которое создает объемно пространственную форму дворца.
Преподаватель предлагает детям поэксперементировать с архитектурными
формами для изображения крыш, окон, дверных проемов, архитектурных
деталей дворца. При создании дворца нам понадобятся цветные плотные
листы для пастели, ножницы, карандаш.
Пошаговый показ: листы А3, карандаш, ножницы.
В процессе показа идут пояснения.
Сначала сгибаем лист, делим на сектора, получая ребра жесткости. После
этого нарисуем в каждом секторе причудливые крыши, окна, двери, колонны
разных форм.
А потом вырежем по контуру крыши и другие архитектурные элементы.
Вносим дополнения к картинке по своему желанию.
Выполнение практической работы:
Обучающиеся выполняют работу по изображению и конструкции образа
ледяного дворца.
Индивидуальная работа с обучающимися.
Просмотр работ и их анализ.
Содержание урока 2:
Методические пояснения:
Начинаем с эмоционального введения в тему с музыкального и
литературного ряда.
Для того, чтобы обучающиеся познакомились с многообразием
форм
снежинок и ледяных узоров, изучили пропорции, цвет, фактуру провести
просмотр иллюстративного материала, после чего им будет проще и
понятнее работать над изображением поверхности ледяного дворца.
Литературный и музыкальный ряд помимо урока предлагается обучающимся
просмотреть и прослушать, прочитать дополнительно заранее дома по
выбору.
Введение в тему:10 минут:
Просмотр иллюстративного материала – с комментариями.
Беседа, с применением литературного и музыкального ряда, работа на образ.
Видео презентация.
Дети рассматривают снежинки и ледяные узоры.
Педагог читает стихотворение Л. Чарской:
Зима
Кто в пуховой шубке белой
Легкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях ее пушистых
Много блесток золотистых,
Много серебра.
Эти локоны седые
Крупно в кольца завитые.
Бьются о плечо.
Рукавичкою взмахнула –
Раз! Куда бы ни взглянула,
Застлан был ковер…
Новый взмах - и речка стала,
Та, что звонко лепетала
С давних пор.
К верху руку поднимает –
В миг деревья накрывает
Чистым серебром.
По вершинам бродят взоры,
И роскошные узоры
Вытканы кругом.
Эта белая шубейка
Всем знакома, чародейка, -
Матушки – Зима.
С легкой поступью небрежной,-
Вот она сама.
Пояснения к практической работе:
Преподаватель уточняет представление детей о внешнем виде снежинок и
ледяных узоров и одновременно направляет на поиск средств художественно
-
образной
выразительности.
Преподаватель
предлагает обучающимся
изобразить снежинки и ледяные узоры с помощью гелиевых ручек и
карандаша – корректора.
Практическая работа 2 урока:
Подготовка рабочего места детьми.
Объяснение нового материала.
Красота образа складывается из множества фактур, мастерски передающих
лед. Мы выбираем метод изображения – графический. Использовать можно
холодные цвета, а также белый цвет и серебро. Главное создание легкого,
ажурного образа ледяных узоров и снежинок.
Задание:
-Нарисовать контуры крыш, окон, дверей и других архитектурных элементов
карандашом – корректором( линия толстая).
-Нарисовать снежинки и ледяные узоры гелиевыми ручками.
-Просмотр работ и их анализ.
Выполнение практической работы:
Обучающиеся выполняют работу разнообразными гелиевыми ручками , на
конструкции дворца с урока 1.
Индивидуальная работа с обучающимися.
Итог:
Соединение готовых индивидуальных работ в группах в коллективную
объемно пространственную композицию.
Просмотр и обсуждение творческих работ.
Литература.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в деском саду: Путешествия в
тапочках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Занятия в
ИЗОстудии./Лыкова И.А.//Конспекты занятий в ИЗОстудии.-
М.:Издательский дом «Карапуз», 2008 – 192 с., 16 л. вкл.
Андерсен Ханс Кристиан. Сказка Снежная Королева./Андерсен Ханс
Кристиан.//Снежная Королева.-М.:Издательство «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-Га»,
2005 - стр. 31.
Степанова Т. Стихотворение « Сказочная зима»(интернет).
Чарская Л. Стихотворение «Зима» (интернэт).