Напоминание

«Формирование познавательных интересов обучающихся в ходе реализации ФГОС на уроках русского языка в начальной школе»


Автор: Панфилова Лариса Кирилловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Коксинская СОШ" Имени Героя Советского Союза в.И.Харитошкина
Населённый пункт: с.Усть-Кокса
Наименование материала: мастер-класс
Тема: «Формирование познавательных интересов обучающихся в ходе реализации ФГОС на уроках русского языка в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




«

Формирование познавательных интересов

обучающихся в ходе реализации ФГОС на уроках

русского языка

в начальной школе»

Цель:

выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языка

XXI век — век высоких

компьютерных технологий.

Современный ребёнок живёт в

мире электронной культуры.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в

другой мир, увидеть его своими глазами. По

данным исследований, в памяти человека остаётся

1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть

увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного,

3/4 части материала, если ученик привлечен в

активные действия в процессе обучения.

Компьютер позволяет создать условия для

повышения процесса обучения:

совершенствование содержания, методов и

организационных форм.

Презентация

– мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных

презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции,

воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов.

.

Наиболее эффективными средствами включения

ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных

ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

Игры подразделяются на

творческие и игры с правилами.

Творческие игры: театральные,

сюжетно-ролевые и строительные.

Игры с правилами – это

дидактические, подвижные,

музыкальные игры и

игры–забавы.

В начальном обучении широко

распространены дидактические, или

обучающие игры. Они имеют

познавательное содержание и

направлены на умственное развитие

учащихся.

.

«Выбери три слова»

(Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

cъемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору

проверочного слова, расширить словарный запас,

развивать фонематический слух, профилактика

дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.)

приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород парк море школа столовая зоопарк

гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка

реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка

морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы

реше-ка

Игра « Шифровальщики»

Цель:

автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы

лишнее слово.

Например:

1.Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

2.Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

3.Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

ПРАВОПИСАНИЕ

ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

Наборщики

(Класс – 2 команды.)

На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та,

то;

ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя,

ша.

Команда девочек составляет из слогов имена

мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек.

Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя,

Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.

Подумайте – назовите.

(3 команды по 6 человек.)

На доске записаны 3 столбика слов:

город …

река …

деревня …

имя …

отчество …

фамилия …

Каждый член команды по очереди выходит к доске

и записывает справа имя или название. Побеждает

команда, которая первой правильно выполнит

задание.

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались

при составлении кличек (суффикс, окончание).

Устная работа. Игра “Лото”.

Я буду вам читать слова, а вы кладите фишку на соответствующую букву на

вашей карточке, если ее необходимо в этом слове писать.

(У каждого ученика имеется карточка с фишками.)

Вкусный, капустный, здравствуй, поздний, участник, опасность, сердце,

устный, солнце, чувствовать, прекрасный, звездный, праздник.

Проверка. (Учитель показывает контрольный лист.)

Дидактическая игра

Пол-минутки для шутки

Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.

Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются стихотворении

Ю.Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.

Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так.

Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям

животных- клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.

Жили- были дед, да баба

С маленькою внучкою.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкою,

А Хохлатой они

Звали жеребенка,

А еще у них была

Курица Буренка,

Собачонка Мурка,

А еще два козла,-

Сивка и Бурка.

Дидактическая игра

Найди ошибку

Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие

предмет.

Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и

допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое

слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание,

получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Примерный материал:

1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.

3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.

4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

Дидактическая игра

Найди пару

Цель: развивать умение правильно соотносить название

предмета и действия.

Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на

которой в один столбик записаны слова: метель, гром,

солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а

в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает,

стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует,

трещит.

Ученики к каждому слову, обозначающему название

явления, подбирают слово, обозначающее действие

предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый

составит пары слов.

«Конструктор»

С большим интересом дети играют

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

-

Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой,

гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро,

-

море, тема).

По теме «Предложение»

с интересом дети выполняют упражнение

«Составь

предложение из букв слова».

Например, слово «КОТ».

Предложение: Катя отмерила ткань».

При изучении частей речи

можно использовать

стихотворные упражнения.

МЕСТОИМЕНИЯ.

Наберись, дружок, терпения!

Заучи местоимения.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они.

НАРЕЧИЯ

Всем известно, что наречие –

Постоянная часть речи.

Оно не изменяется.

Его вопросом без труда

Можно выучить, друзья:

Где? Откуда? Как? Куда?

Почему? Зачем? Когда?

На этапе чистописания можно давать детям ряд слов, в котором надо найти

«лишнее» слово.

Например, на доске записаны слова: метель,

вьюга, честь, свекровь.

«Лишними» могут быть:

Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл.,

Честь – 1 слог, остальные двусложные.

Свекровь – одушевленное, остальные

неодушевленные.

Игра «Звери спрятались»

Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия

зверей. Попробуйте сами найти всех животных.

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И

объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал

охранник. Ребята за ним, но по пути заслон.

Послышалось рычание. «Принести грабли! –

скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика

банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк

закрыт».

Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон

сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!

Повторяя и закрепляя тему

«

Предлоги

»

,

можно провести игру

«

Кто больше?

»

.

По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов.

Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия,

можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания

предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя

предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.

Ценность таких игр заключается в том, что на их

материале можно отрабатывать также скорость

чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую

зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит

ещё и в том, что они снимают напряжение и страх при

письме у детей, которые чувствуют свою собственную

несостоятельность, создаёт положительный

эмоциональный настрой в ходе урока.

Одно из важнейших средств для развития интереса – это

самостоятельная работа

. Но ребенку будет интересно,

если он выполнит задания, поэтому можно вводить

поуровневое обучение.

Парные согласные на конце слова

Задание 1.

Уровень 1.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь -

…, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .

Уровень 2.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… -

…, хоро… -….

Уровень 3.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Разделите слова на 2 группы.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…,

вежли… - …, хоро… -….

Словарная работа

В словарной работе можно использовать составление

словариков группами. Работа с группой слов носит творческий

характер. После толкования слов, их правильного написания

учащиеся выполняют задание: составить рассказ, в котором все

данные слова объединены общим смыслом.

Например, Россия, Кремль, Красная площадь, правительство,

председатель, Москва, столица, метро.

В самом центре России находится город Москва. В этом

городе есть очень красивый Кремль и Красная площадь.

В столице находится правительство. Его

возглавляет председатель. В Москве проложено

метро.

Выводы:

1)

занимательность на уроке – эффективное средство

для воспитания познавательных интересов

и активизации деятельности учащихся.

2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности.

3) Игра развивает умственную деятельность учащихся,

внимание, тренирует память, стимулирует интерес к

предмету.

4) Игровые формы обучения на уроках русского языка

развивают творчество детей и создают прочную базу

знаний на данном этапе обучения.



В раздел образования