Автор: Панфилова Лариса Кирилловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Коксинская СОШ" Имени Героя Советского Союза в.И.Харитошкина
Населённый пункт: с.Усть-Кокса
Наименование материала: мастер-класс
Тема: «Формирование познавательных интересов обучающихся в ходе реализации ФГОС на уроках русского языка в начальной школе»
Раздел: начальное образование
«
Формирование познавательных интересов
обучающихся в ходе реализации ФГОС на уроках
русского языка
в начальной школе»
Цель:
выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языка
XXI век — век высоких
компьютерных технологий.
Современный ребёнок живёт в
мире электронной культуры.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в
другой мир, увидеть его своими глазами. По
данным исследований, в памяти человека остаётся
1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть
увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного,
3/4 части материала, если ученик привлечен в
активные действия в процессе обучения.
Компьютер позволяет создать условия для
повышения процесса обучения:
совершенствование содержания, методов и
организационных форм.
Презентация
– мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных
презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции,
воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов.
.
Наиболее эффективными средствами включения
ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных
ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
Игры подразделяются на
творческие и игры с правилами.
Творческие игры: театральные,
сюжетно-ролевые и строительные.
Игры с правилами – это
дидактические, подвижные,
музыкальные игры и
игры–забавы.
В начальном обучении широко
распространены дидактические, или
обучающие игры. Они имеют
познавательное содержание и
направлены на умственное развитие
учащихся.
.
«Выбери три слова»
(Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I
рыбка
вьюга
чулок
II
подъезд
склад
ворона
дубки
варенье
чучело
cъемка
град
ворота
гриб
ручьи
чум
подъем
клад
воробей
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору
проверочного слова, расширить словарный запас,
развивать фонематический слух, профилактика
дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.)
приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы
реше-ка
Игра « Шифровальщики»
Цель:
автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил
ански
кьоинк
лыжи
санки
коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы
лишнее слово.
Например:
1.Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
2.Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
3.Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
ПРАВОПИСАНИЕ
ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
Наборщики
(Класс – 2 команды.)
На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та,
то;
ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя,
ша.
Команда девочек составляет из слогов имена
мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек.
Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя,
Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.
Подумайте – назовите.
(3 команды по 6 человек.)
На доске записаны 3 столбика слов:
город …
река …
деревня …
имя …
отчество …
фамилия …
Каждый член команды по очереди выходит к доске
и записывает справа имя или название. Побеждает
команда, которая первой правильно выполнит
задание.
Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались
при составлении кличек (суффикс, окончание).
Устная работа. Игра “Лото”.
•
Я буду вам читать слова, а вы кладите фишку на соответствующую букву на
вашей карточке, если ее необходимо в этом слове писать.
(У каждого ученика имеется карточка с фишками.)
•
Вкусный, капустный, здравствуй, поздний, участник, опасность, сердце,
устный, солнце, чувствовать, прекрасный, звездный, праздник.
Проверка. (Учитель показывает контрольный лист.)
•
Дидактическая игра
Пол-минутки для шутки
Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются стихотворении
Ю.Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так.
Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям
животных- клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили- были дед, да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою,
А Хохлатой они
Звали жеребенка,
А еще у них была
Курица Буренка,
Собачонка Мурка,
А еще два козла,-
Сивка и Бурка.
Дидактическая игра
Найди ошибку
Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие
предмет.
Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и
допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое
слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание,
получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Примерный материал:
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.
Дидактическая игра
Найди пару
Цель: развивать умение правильно соотносить название
предмета и действия.
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на
которой в один столбик записаны слова: метель, гром,
солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а
в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает,
стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует,
трещит.
•
Ученики к каждому слову, обозначающему название
явления, подбирают слово, обозначающее действие
предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый
составит пары слов.
«Конструктор»
С большим интересом дети играют
Если взять большое слово,
Вынуть буквы,
Раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
-
Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой,
гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро,
-
море, тема).
По теме «Предложение»
с интересом дети выполняют упражнение
«Составь
предложение из букв слова».
Например, слово «КОТ».
Предложение: Катя отмерила ткань».
При изучении частей речи
можно использовать
стихотворные упражнения.
МЕСТОИМЕНИЯ.
Наберись, дружок, терпения!
Заучи местоимения.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они.
НАРЕЧИЯ
Всем известно, что наречие –
Постоянная часть речи.
Оно не изменяется.
Его вопросом без труда
Можно выучить, друзья:
Где? Откуда? Как? Куда?
Почему? Зачем? Когда?
На этапе чистописания можно давать детям ряд слов, в котором надо найти
«лишнее» слово.
Например, на доске записаны слова: метель,
вьюга, честь, свекровь.
«Лишними» могут быть:
Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл.,
Честь – 1 слог, остальные двусложные.
Свекровь – одушевленное, остальные
неодушевленные.
Игра «Звери спрятались»
Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия
зверей. Попробуйте сами найти всех животных.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И
объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал
охранник. Ребята за ним, но по пути заслон.
Послышалось рычание. «Принести грабли! –
скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика
банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк
закрыт».
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон
сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!
Повторяя и закрепляя тему
«
Предлоги
»
,
можно провести игру
«
Кто больше?
»
.
По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов.
Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия,
можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания
предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя
предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.
Ценность таких игр заключается в том, что на их
материале можно отрабатывать также скорость
чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую
зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит
ещё и в том, что они снимают напряжение и страх при
письме у детей, которые чувствуют свою собственную
несостоятельность, создаёт положительный
эмоциональный настрой в ходе урока.
Одно из важнейших средств для развития интереса – это
самостоятельная работа
. Но ребенку будет интересно,
если он выполнит задания, поэтому можно вводить
поуровневое обучение.
Парные согласные на конце слова
Задание 1.
Уровень 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь -
…, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… -
…, хоро… -….
Уровень 3.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Разделите слова на 2 группы.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…,
вежли… - …, хоро… -….
Словарная работа
В словарной работе можно использовать составление
словариков группами. Работа с группой слов носит творческий
характер. После толкования слов, их правильного написания
учащиеся выполняют задание: составить рассказ, в котором все
данные слова объединены общим смыслом.
Например, Россия, Кремль, Красная площадь, правительство,
председатель, Москва, столица, метро.
В самом центре России находится город Москва. В этом
городе есть очень красивый Кремль и Красная площадь.
В столице находится правительство. Его
возглавляет председатель. В Москве проложено
метро.
Выводы:
1)
занимательность на уроке – эффективное средство
для воспитания познавательных интересов
и активизации деятельности учащихся.
2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности.
3) Игра развивает умственную деятельность учащихся,
внимание, тренирует память, стимулирует интерес к
предмету.
4) Игровые формы обучения на уроках русского языка
развивают творчество детей и создают прочную базу
знаний на данном этапе обучения.